Отраслевая специфика ценообразования на примере отрасли розничной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 18:20, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования курсовой работы – применение методов расчета цен в отрасли розничной торговли. Предмет исследования - система ценообразования на примере отрасли розничной торговли.
Цель работы - исследовать систему ценообразования в отрасли розничной торговли, выявить особенности и сущность ценообразования в данной отрасли.
В курсовой работе определены сущность и функции розничной торговли. Рассмотрены сущность и значение цен в розничной торговле. Определены этапы процесса ценообразования, рассмотрены методы расчета цен на товары в розничной торговле

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 6
1 ОСНОВЫ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ 8
1.1 Сущность и функции розничной торговли 8
1.2 Сущность и значение цен 10
2 ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ 13
2.1 Ценообразование в розничной торговле 13
2.2 Этапы процесса ценообразования 15
2.3 Методы расчета цен на товары 18
2.4 Особенности установления цен на новые товары 23
2.5 Особенности торговых надбавок в розничной торговле 27
2.6 Налоговые режимы в торговле 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 35

Работа содержит 1 файл

Ценообразование.docx

— 69.71 Кб (Скачать)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 6

1 ОСНОВЫ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ 8

    1.1 Сущность и функции розничной торговли 8

    1.2 Сущность и значение цен 10

2 ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ 13

    2.1 Ценообразование в розничной торговле 13

    2.2 Этапы процесса ценообразования 15

    2.3 Методы расчета цен на товары 18

    2.4 Особенности установления цен на новые товары 23

    2.5 Особенности торговых надбавок в розничной торговле 27

    2.6 Налоговые режимы в торговле 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 35

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Цена  и система ценообразования - второй после товара существенный элемент  маркетинговой деятельности. Именно поэтому разработке ценовой стратегии  и цен должно уделяться самое  пристальное внимание со стороны  руководства любого предприятия, желающего  наиболее эффективно и долговременно  развивать свою деятельность на рынке, так как любой ложный или недостаточно продуманный шаг немедленно отражается на динамике продаж и рентабельности. Принятие решения в области цен  сопряжено с необходимостью учитывать  многочисленные факторы.

На предприятии  торговли в условиях работы рынка  должна быть организованна специальная, системная работа по наблюдению, изучению, выработке стратегии и тактики  в области цен как на реализуемую  предприятием продукцию, услуги, работы, так и на факторы производства, покупаемые предприятием на рынке (в  рыночных условиях): средства производства, природные ресурсы, труд. Правильно  проводимая ценовая политика может  значительно повысить эффективность  деятельности фирмы. Ошибки в определении  уровня цены часто приводят к отрицательным  последствиям. Всё это делает ценообразование  важной частью маркетинговой стратегии  фирмы.

Ценообразование является важным элементом системы  управленческого учета. Оно подразумевает  не только установление цены на продукцию, товары, услуги и работы, но и процесс  управления ценами предприятия торговли в различных рыночных ситуациях.

Актуальность  темы работы заключается в том, что  система ценообразования предприятия  торговли должна иметь своей целью  определение наиболее эффективным  способом цены, которую покупатель готов заплатить, а также исследовать  возможности реализации продукции  по цене, включающей определенную прибыль

Цель работы - исследовать систему ценообразования  в  отрасли розничной торговли, выявить особенности и сущность ценообразования в данной отрасли. 

Для достижения цели, в работе ставятся следующие  задачи:

- изучить  теоретические основы ценообразования:  сущность и особенности ценообразования  на предприятиях торговли;

- определить  методы регулирования цен на  потребительском рынке;

- выявить  особенности учета в розничной  торговле.

Предмет исследования - система ценообразования  на примере отрасли розничной  торговли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ОСНОВЫ РОЗНИЧНОЙ  ТОРГОВЛИ

 

    1. Сущность и функции розничной торговли

 

Розничная торговля – вид предпринимательской  деятельности в сфере торговли, связанный  с реализацией товаров непосредственно  потребителю для личного, бытового, семейного, домашнего использования. Это наиболее распространенное определение  понятия розничной торговли, содержащееся в нормативно-правовых документах.[2]

Данный  вид деятельности имеет договорной характер, и его юридическая основа закреплена Гражданским кодексом Российской Федерации.

Согласно ст. 492 ГК РФ по договору розничной  купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской  деятельностью. Покупатель в свою очередь  обязан принять товар и оплатить его по цене, объявленной продавцом.[1]

        Розничная  торговля − это торговля товарами  и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Розничная торговля в отличие от оптовой реализует товары конечным потребителям. Основные формы розничной торговли: развозная торговля, разносная, посылочная, комиссионная.

       1. Развозная торговля  − это розничная торговля, осуществляемая  вне стационарной розничной сети  с использованием специализированных или специально оборудованных для торговли транспортных средств, а также мобильного оборудования, применяемого только в комплекте с транспортным средством.

     2.  Разносная торговля  − это розничная торговля, осуществляемая  вне стационарной розничной сети  при непосредственном контакте  продавца с покупателем на дому, в учреждениях, организациях, предприятиях, транспорте или на улице.

     3. Посылочная торговля  − это розничная торговля, осуществляемая  по заказам, выполняемым путем  почтовых отправлений.

     4. Комиссионная торговля  − это розничная торговля, предполагающая продажу комиссионерами товаров, переданных им для реализации третьими лицами-комитентами, по договорам комиссии.

Функции розничной торговли определяются ее сущностью и заключаются в  следующем:

  • удовлетворение потребностей населения в товарах;
  • доведение товаров до покупателей путем организации пространственного их перемещения и подачи к местам продажи;
  • поддержание баланса между предложением и спросом;
  • воздействие на производство в целях расширения ассортимента и увеличения объема товаров;
  • совершенствование технологии торговли и улучшение обслуживания покупателей.[8]

Следовательно, процесс розничной торговли складывается из целенаправленной продажи товаров, обслуживания покупателей, торговых и  послепродажных услуг.

Услуга  розничной торговли – это результат  взаимодействия продавца и покупателя, а также собственной деятельности продавца по удовлетворению потребностей покупателя при купле-продаже товаров.[7]

Классификация услуг торговли и общие требования к ним установлены ГОСТ Р 51304-99 «Услуги розничной торговли. Общие  требования».[3]

Услуги  розничной торговли включают:

  1. реализацию товаров;
  2. оказание помощи покупателю в совершении покупки и при ее использовании;
  3. информационно-консультационные услуги;
  4. создание удобств покупателям.

Процесс услуги реализации товаров состоит  из следующих основных этапов:

  • формирование ассортимента;
  • приемка товаров;
  • обеспечение хранения;
  • предпродажная подготовка;
  • выкладка товаров;
  • предложение товаров покупателю;
  • расчет с покупателем;
  • отпуск товара.

Таким образом, розничная торговля является неотъемлемой частью в сфере взаимодействия продавца и покупателя, это та деятельность, с которой покупатель (потребитель) сталкивается ежедневно.

 

    1. Сущность и значение цен

 

Величина стоимости товара определяется количеством труда, затраченного на его производство. Стоимость товара, как воплощенный в товаре труд, проявляет себя в меновой стоимости, т. е. в сопоставлении одного товара с другим. Стоимость всех товаров  определяется их полными издержками производства, т. е. рабочим временем, требующимся для их изготовления, доставку и реализацию1.

Цена товара в условиях рыночных отношений является денежной формой стоимости товара, произведенного на соответствующих предприятиях. Цена, следовательно, выражает общественные отношения, свойственные гражданскому обществу. Поскольку стоимость товара формируется под непосредственным контролем со стороны общества на основе плановых нормативов затрат труда, то и цена товара также испытывает на себе регулирующее воздействие со стороны общества в лице экономических  органов.

Плановая цена, как специфическая  категория госпредприятий характеризуется  следующими особенностями.

1. Плановая цена выражает собой  социалистические производственные  отношения. Цена при социализме  используется в качестве инструмента  планового управления производством,  поскольку пропорциональная связь  между различными отраслями производства  устанавливается на основе учета  движения факторов производства  в денежной форме. Связь между  государством и трудящимися осуществляется  через торговлю и сферу услуг.

2. Плановая цена определяется не только до реализации товаров, но и до начала производства. Плановое регулирование уровня цен осуществляется на основе учета действительного состояния производства, а также посредством воздействия общества на формирование соответствующих условий для функционирования производства, распределения, обмена и реализации продукции.

3. Плановая цена служит интересам  развития хозрасчетной самостоятельности  предприятий, так как через  цену происходит возмещение материальных  затрат и получение чистого  дохода, созданного трудовыми коллективами.

Сущность плановых и рыночных цен  с наибольшей полнотой раскрывается в их функциях.

Во-первых, с помощью цен выявляется и измеряется стоимость товаров. Цена является средством измерения  и учета материальных затрат хозрасчетных производственных единиц, участвующих  в создании национального богатства  страны.

Во-вторых, цена используется как средство стимулирования развития производства, стимулирования спроса и предложения  товаров, исходя из условий производства и реализации товаров.

В-третьих, цена выполняет и такую  функцию, как средство, с помощью  которого осуществляется перераспределение  чистого дохода, воплощенного в стоимости  товара.

В-четвертых, цена является одним из действенных средств воздействия  на покупателя с точки зрения достижения баланса между спросом и предложением.

Первая функция цен дает возможность  определить величину стоимости и  отдельного товара и всего совокупного  общественного продукта, национального  дохода, объема реализации, а также  стоимостное соотношение различных  подразделений общественного производства, различных отраслей промышленности и сельского хозяйства. Цена является важным соизмерителем не только общественных затрат на производство соответствующих  материальных благ − с помощью  цены выражаются различные варианты эффективности производства, к примеру, с помощью цены выражается и получаемый эффект от внедрения достижений науки  и техники.

Стимулирующая функция плановых цен  проявляется через механизм приближения  цен к общественно необходимым  затратам труда. Цены, соответствующие  общественно-необходимым затратам труда, дают объективную информацию о затратах труда, о количественном значении этих затрат в сопоставлении  с затратами на другие товары.

Распределительная функция цены выражается в том, что структура стоимости  товара позволяет в зависимости  от реализации товарных масс оставлять  в распоряжении предприятия или  торговой организации или перечислять  государству определенную часть  вновь созданной стоимости. Конечно, цены в условиях социализма не единственный рычаг распределения и перераспределения  национального дохода. Налоги и финансово-кредитная  система играют не менее значительную роль в процессах распределения  и перераспределения национального  дохода, чем сами плановые цены. Существование  этих систем показывает всю сложность  механизма распределения материальных благ в обществе посредством денег  и цен2. В результате цена определяется как стоимостной измеритель приобретаемого товара.

2 ОСОБЕННОСТИ  ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В РОЗНИЧНОЙ  ТОРГОВЛЕ

2.1 Ценообразование в розничной торговле

 

Ценообразование − важнейший стратегический фактор, так как оно непосредственно  связано с целями компании и с  другими элементами розничной торговли. Ценовая стратегия должна соответствовать  общему имиджу фирмы (позиционированию), а также ее целям относительно объемов продаж, прибылей и прибылей на инвестированный капитал.

Информация о работе Отраслевая специфика ценообразования на примере отрасли розничной торговли