Правовые основы ценообразования

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 16:23, курсовая работа

Описание работы

В целях приведения системы цен в соответствие с требованиями интенсивного развития народного хозяйства и превращения ценообразования в действенный инструмент осуществления социально - экономической политики народа необходимо реализовать комплекс мер по совершенствованию ценообразования в условиях перестройки хозяйственного механизма.

Содержание

1. Общие цели и задачи ценообразования в условиях товарно - денежных отношений.
Экономическое содержание стоимости и цены результатов труда.


3. Основные функции цен

4. Существующая система классификации видов цен

5. Классификация цен по характеру экономического оборота

6. Экономическое содержание кооперативных и договорных цен

7. Классификация цен по временному и пространственному признакам

8. Этапы процесса ценообразования



9. Должностная инструкция

1. Общие положения

2. Функции

3. Должностные обязанности

4. Права

5. Ответственность

Работа содержит 1 файл

Правовые основы ценообразования..doc

— 189.00 Кб (Скачать)

Товары на колхозном рынке реализуются по розничным рыночным ценам, которые складываются свободно в условиях взаимодействия спроса и предложения.

Промежуточное положение между государственными розничными ценами и ценами колхозного рынка занимают розничные цены на товары, реализуемые через потребительскую кооперацию в порядке комиссионной торговли. Эти цены формируются так: потребительская кооперация закупает сельскохозяйственные продукты у колхозов и населения по договорным ценам, добавляют к ним собственные затраты и плановую величину накоплений. Уровень цен потребительской кооперации выше государственных. розничных цен, но ниже цен колхозного рынка. 

6. Экономическое содержание  кооперативных и  договорных цен. 

Развитие различных  форм кооперативной собственности  на средства производства выдвигает на передний план вопрос о формировании цен на продукцию, производимую кооперативами. В данном случае общие принципы формирования цен на результаты работ кооперативов остаются неизменными, т. е. цена устанавливается на уровне общественной стоимости результатов труда. Однако, учитывая особый статус кооперативной собственности, издержки производства в кооперативном секторе определяются ценами приобретения необходимых компонентов, из которых складывается общественная стоимость товаров. Вместе с тем цена готовых изделий кооперативных предприятий определяется существующей рыночной конъюнктурой, когда повышенный спрос на некоторые товары ведет к повышению цен в сторону превышения над общественно необходимыми затратами труда. С одной стороны, кооператив не может существовать и развиваться, если цены будут убыточными; с другой стороны, покупатель не будет платить чрезмерно высокую цену за товары, не обладающие соответствующими потребительными свойствами.

Кооперативы являются наиболее мобильными производителями товаров, спрос на которые государственные и другие предприятия не удовлетворяют. Цены на товары кооперативного сектора могут быть своего рода индикаторами неудовлетворенного спроса на соответствующую продукцию. Это при определенной мобильности плановых экономических органов и государственных предприятий, в руках которых находятся главные экономические рычаги управления экономикой, может и должно быть сигналом к практическим мерам по линии увеличения производства необходимых товаров для удовлетворения общественных потребностей и снижения цен до уровня соответствия их стоимости или общественно необходимым затратам труда. Государственные цены должны быть основой формирования розничных цен при торговле продуктами, производимыми кооперативами. Государство, являясь поставщиком основной массы средств производства для кооперативов, через ценовую политику на эти средства производства оказывает самое непосредственное влияние на ценообразование результатов труда кооперативного сектора.

С другой стороны, цены товаров государственных предприятий на аналогичную продукцию оказывают косвенное воздействие на цены товаров кооперативных предприятий.

Особое место  в системе цен, не испытывающих прямого  воздействия государственного регулирования, занимают договорные цены. По мере развития полного хозяйственного расчета, самофинансирования, оптовой торговли средствами производства и прямых хозяйственных связей сфера действия договорных цен будет расширяться. Широкое развитие в новых условиях получают договорные цены на товары народного потребления.

В соответствии с Указом Президента СССР "О первоочередных мерах по переходу к рыночным отношениям" от 4 октября 1990 г. намечено перейти  к широкому применению в народном хозяйстве договорных оптовых цен. Чтобы ограничить рост оптовых договорных цен, предусматривается введение предельного уровня рентабельности соответствующей продукции.

Договорные розничные  цены на товары народного потребления  устанавливаются на первые опытные  партии товаров и особо модные изделия по согласованию между производственными. объединениями и торгующими организациями и предприятиями. Практика договорных цен на опытные образцы непродовольственных товаров и особо модные изделия была введена в 1980 г. Это способствовало преодолению убыточности производства первых опытных партий изделий и повышению уровня их рентабельности.

Дополнительная  прибыль, которую получали производственные объединения от выпуска товаров, продаваемых по повышенным договорным ценам, распределялась в следующем  порядке: 45% вносится в бюджет, 15% отчисляются на премирование работников предприятий, выпускающих изделия по договорным ценам, 40% дополнительной прибыли остается в распоряжении объединения (предприятия) и направляется в фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства и в фонд развития производства.

В настоящее  время договорные цены применяются  в ограниченных масштабах. Они не распространялись на ряд товаров: на товары культурно-бытового назначения, не имеющие аналогов в отечественном  производстве, новые марки автомашин, товары сложной бытовой техники новых поколений (телевизоры, магнитофоны, фотоаппараты, часы, холодильники, швейные и стиральные машины и др.).

Сама жизнь  требует того, чтобы именно на этих товарах должны быть в первую очередь "опробованы" возможности спроса покупателя и определены возможности внутреннего рынка поглотить соответствующие объемы товаров. В условиях роста экономической самостоятельности предприятий, развития рыночных отношений целесообразно снять ограничения по номенклатуре и разрешить предприятиям устанавливать договорные цены на все товары.

Практика установления договорных (повышенных и пониженных) цен нуждается в совершенствовании  по другим направлениям. Это совершенствование  должно отвечать требованиям полного  хозяйственного расчета предприятий, осуществляющих производство товаров по договорным ценам.

Договорные цены на первые опытные партии товаров  должны обеспечивать возмещение дополнительных затрат, которые несет предприятие. Кроме того, не нужно забывать и  о возможных дополнительных затратах в сфере обращения, т. с. в процессе реализации товаров. Дело в том, что новые товары нуждаются в определенной рекламе, определенной дополнительной информации о потребительских свойствах этой продукции. Такую рекламу и дополнительную информацию призваны осуществлять не только предприятия производители товаров, но и торговые работники, что предполагает дополнительные затраты труда, а следовательно, и дополнительно увеличенную цену. Это необходимо делать для того, чтобы создавать дополнительные условия продвижения товара к потребителю, а также развитию у потребителя соответствующего спроса на новую продукцию.

Мировая практика подтверждает ту бесспорную истину, что  емкость рынка по отношению к  новому изделию является определяющим фактором развития соответствующего производства товаров. А емкость рынка в отношении к определенному товару находится в органической связи с ценовой политикой на новый товар.

Это принципиально  важный вопрос, поскольку в современном  мире создание и производство новых  видов товаров является решающим фактором процветания фирмы.

Практика иностранных  промышленных фирм говорит о том, что из 10 ввезенных на рынок новых  изделий 8 не оправдали надежд. Оказывается, что на первом месте в списке "подводных  камней" стоят ошибки в определении возможного объема спроса (45%), дефекты товара (29%), недостатки рекламы, завышенная цена (19-25%).

Не меньшее  значение для успеха производства имеют  пониженные договорные цены на товары, изготовляемые с отклонением  от договоров по ассортименту, или на продукцию, производство и реализация которой в создавшихся условиях не отвечает спросу и выгодна по сниженным ценам. Конечно, практика подобного ценообразования пока не получила широкого распространения, если не считать опыта снижения цен на товары, не имеющие достаточного сбыта в условиях затоваривания. 

Круг таких  товаров целесообразно расширить, включив в него, кроме товаров  с отклонением от требований стандарта, также те товары, которые пользуются слабым спросом у населения. Такие  товары следует реализовать по договорным ценам (в данном случае пониженным) или на комиссионных началах.

Все эти меры позволяют всем хозрасчетным предприятиям в сфере производства и сбыта  товаров более гибко реагировать  на спрос населения, оперативно влиять на реализацию товаров, пользующихся недостаточным спросом населения с помощью понижения цен на соответствующие виды товаров. 

7. Классификация цен  по временному  и пространственному  признакам. 

По сроку действия цены делятся на постоянные, временные, сезонные, разовые и договорные.

Постоянные цены характеризуются тем, что на них  утверждается срок вступления в действие без ограничения срока функционирования.

Временные цены устанавливаются на принципиально  новую продукцию производственно-технического назначения и на предметы потребления улучшенного качества.

Сезонные цены чаще всего представляют собой розничные  цены на некоторые продовольственные  товары сельскохозяйственного производства - овощи, фрукты, картофель. На эти продукты устанавливаются и сезонные закупочные цены. В течение года розничные и закупочные цены на указанные продукты меняются несколько раз и зависят от сезона и урожая. Иначе говоря, чем выше урожай, тем больше поставка продукции в торговую сеть, тем ниже розничные цены на нее и тем чаще появляется возможность их изменения по сезонам.

Разовые цены характеризуют  продукцию производственно-технического назначения, которая производится по разовым, единичным заказам. После  выполнения разового заказа прекращается действие разовой оптовой цены.

Что касается установления цен на продукцию народного потребления, изготовляемую по специальному заказу, продукцию, которая отличается новыми потребительскими свойствами, то в этом случае используется договорная цена.

После выпуска  перкой партии товаров, обладающих повышенным качеством и реализованных по договорным ценам, при продолжении их производства, договорные розничные цены теряют свою силу, на смену им приходят временные или постоянные цены.

В зависимости  от территории действия цены подразделяются на единые общесоюзные, республиканские, зональные (бассейновые), поясные, местные, расчетные. Каждая из разновидностей цен характеризуется своими особенностями. Эти особенности в основном определяют круг продуктов, на которые распространяются территориальные критерии. Например, республиканские цены утверждаются республиканскими комитетами цен и действуют на территории данной республики. Республиканскими могут быть оптовые, розничные и закупочные цены. Соответственно этому подходу устанавливаются цены единые общесоюзные и т. д.

Зональные цены применяются в основном на продукцию  добывающих отраслей народного хозяйства  и сельского хозяйства. Поясные  цены применяются в основном на товары народного потребления и распространяются на розничные цены Местные оптовые  и розничные цены устанавливаются на металлоизделия промышленного назначения (оптовые), на некоторые виды текстильно-галантерейных изделий, игрушки, продовольственные товары национального ассортимента (розничные цены), тарифы и цены на определенные виды бытовых и коммунальных услуг, предоставляемых населению и др. 

Этапы процесса ценообразования

 

 Ценообразование  на фирме – сложный и многоэтапный  процесс. Рассмотрим этапы процесса  ценообразования.

Выбор цели. Любая  фирма должна прежде всего определить, какую цель она преследует, выпуская конкретный товар. Если четко определены цели и положение товара на рынке, то проще и легче установить цену. Существуют три основные цели ценовой политики: обеспечение выживаемости фирмы, максимизация прибыли и удержание рынка .

Обеспечение выживаемости – главная цель фирмы, осуществляющей свою деятельность в условиях жесткой конкуренции, когда на рынке много производителей с аналогичными товарами. Эту цель фирма выбирает в следующих случаях: 

· ценовой спрос  потребителей эластичен (Еd> 1); 

· фирма желает добиться максимального роста сбыта и увеличения совокупной прибыли путем некоторого снижения доходов с каждой единицы товара; 

· фирма предполагает, что увеличение объема реализации сократит относительные издержки производства и сбыта; 

· низкие цены отпугивают конкурентов; 

· существует большой  рынок потребления. 

Для захвата  большей доли рынка и увеличения объема сбыта используются заниженные цены – цены проникновения.

Прежде чем  говорить о максимизации прибыли, следует  обратить внимание на противоречивость этой цели. Предположение о том, что производители всегда пытаются максимизировать свою прибыль, верно только отчасти. Рассматривая небольшие промежутки времени, можно легко убедиться в том, что многие фирмы не пытаются получить максимальную прибыль, вполне довольствуясь доходом, достаточным для возмещения затрат и начисления «нормальных» дивидендов на акции. Это объясняется во многом тем, что максимизация прибыли в краткосрочном аспекте вступает в противоречие с максимизацией прибыли на перспективу. Средняя или крупная фирма проявляет готовность снизить уровень текущей прибыли для того, чтобы получить большие прибыли в будущем. Для этого ей необходимо закрепиться в определенной нише рынка, расширить по возможности его, постоянно обновлять основные средства и т.п. Все это несовместимо с политикой, направленной на увеличение краткосрочной прибыли. 

Информация о работе Правовые основы ценообразования