Методика применения статичных экранных пособий в ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 08:28, реферат

Описание работы

С древнейших времен человек конструирует себе в помощь различные приспособления для облегчения вычислений. Наряду с устройствами, предназначенными для вычислений, развивались и механизмы для автоматической работы по заданной программе (музыкальные автоматы, шарманки, часы с боем и т.п.). В шарманку, например, помещали диски с по-разному расположенными штыками – в зависимости от расположения штырьков звучала та или иная мелодия. С середины 50-х годов начался бурный рост вычислительной техники.
Степень развития общества начинает определять не энерговооруженность, а «инфовооруженность»: количество и производительность ЭВМ в расчете на одного работающего, наличие выхода на мировые сети коммуникаций и т.д.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………2
Методика применения статичных экранных пособий…………………………………………..3
Заключение…………………………………………………………………………………………….…10
Список литературы………………………………………………………………………………….….11

Работа содержит 1 файл

Реферат ТСО.docx

— 32.36 Кб (Скачать)

 

 

 

 

Реферат

 

Предмет: Методика использования  ТСО и ЭВТ в работе с детьми.

Тема: Методика применения статичных экранных пособий в ДОУ.

 

 

 

 

 

Выполнил:

 

 

Проверил преподаватель по Методике использования

                                             ТСО и ЭВТ в работе с детьми:

 

 

 

«Томск 2010»

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………2

Методика применения статичных экранных пособий…………………………………………..3

Заключение…………………………………………………………………………………………….…10

Список литературы………………………………………………………………………………….….11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

С древнейших времен человек конструирует себе в помощь различные приспособления для облегчения вычислений. Наряду с устройствами, предназначенными для  вычислений, развивались и механизмы  для автоматической работы по заданной программе (музыкальные автоматы, шарманки, часы с боем и т.п.). В шарманку, например, помещали диски с по-разному  расположенными штыками – в зависимости от расположения штырьков звучала та или иная мелодия. С середины 50-х годов начался бурный рост вычислительной техники.

Степень развития общества начинает определять не энерговооруженность, а  «инфовооруженность»: количество и  производительность ЭВМ в расчете  на одного работающего, наличие выхода на мировые сети коммуникаций и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Методика применения  статичных экранных пособий

Технические средства статической  проекции можно использовать практически на всех этапах занятия: при проверке домашнего задания, актуализации опорных знаний, мотивации учебной деятельности, изложении и усвоении нового материала, обобщении и систематизации изучаемого материала. Содержание экранных пособий и методика их использования определяются дидактической целью того структурного элемента занятия, на котором их будут применять. Они чаще всего выполняют функции иллюстрации учебного материала в процессе его изучения, обобщения и систематизации. Их применяют как зрительную опору для последующей самостоятельной работы учащихся, как вспомогательное средство при опросе, они могут служить материалом для проверки знаний учащихся.

Применение экранных средств  на занятии требует определенной организации соответствующего этапа занятия. Прежде всего нужно подготовить детей к просмотру. Наиболее эффективная форма подготовки - беседа, в которой учитель умело поставленными вопросами помогает детям вспомнить все то, что они знают по данной теме. Вступительное слово до показа экранного пособия не следует делать очень длинным, достаточно нескольких минут. Целесообразно поставить два-три узловых вопроса, на которые дети должны ответить, просмотрев экранное пособие. Если диафильм посвящен незнакомому вопросу, вступительное слово связывает известное с неизвестным различиях, Перед показом, например, диафильма о зоопарке, вспоминают знакомых животных и т.д. Чем доступнее содержание диафильма, тем короче вступительное слово. После  демонстрации учитель (воспитатель) проводит беседу, в ходе которой он выясняет, как усвоен материал, уточняет и дополняет полученные представления. На этом этапе целесообразно использовать другие средства наглядности. Продолжительность показа пособий определяется в зависимости оттого, насколько учащиеся успевают понять каждый кадр и выполнить, если потребуется, работу с ним. Длительная демонстрация утомляет учащихся, особенно дошкольников и младших школьников. Обычно по ее окончании изображение выключается, и беседа по увиденному, идет по памяти. Используется и прием повторного показа пособий. В этом случае сокращаете время демонстрации, и последующие объяснения дают сами учащиеся.

Стадии восприятия кадра:

  1. целостный охват всего кадра. Необходимо сообщить название кадра и дать его для целостного восприятия, выдержав некоторую паузу;
  2. рассматривание, объяснение кадра;
  3. синтез деталей. Возвращение к целостному восприятию после анализа.

Диапозитивы допускают более вариативное использование, чем диафильмы. В течение занятия можно показать 5-10 кадров (такое количество лучше воспринимается). Воспитатель может отбирать нужные кадры и использовать в той последовательности, варьировать их сочетание и количестве в зависимости от целей, структуры и методики проведения занятия. Набор диапозитивов надо постоянно пополнять, что позволяют делать современные способы фотосъемок.

Диапозитивы отличаются краткостью субтитров. Подпись под кадром, как  правило, не раскрывает его содержания, а лишь показывает, что изображено на нем. 

Если в диафильме кадры  связаны сюжетной линией или по иному признаку, то в серии диапозитивов такая система расположения материала может и не использоваться, что делает их более маневренными. Воспитатель демонстрирует кадры в той последовательности, которая наиболее целесообразна при выбранной им методике изложения материала.

Диапозитивы, как и диафильмы, при объяснении воспитателя выполняют главным образом иллюстративную функцию, помогая детям воспринимать учебный материал, так как создают более полное наглядное представление об изучаемом объекте.

Диафильмы чаще всего применяют  в качестве основного источника информации при изучении нового материала. В этом случае воспитатель показывает фрагмент диафильма (несколько фрагментов, а иногда и диафильм целиком) и, подчиняясь логике изложения учебного материала в диафильме, проводит объяснение.

В учебно-воспитательных целях  используются диафильмы и диапозитивные  серии следующих жанров:

Диафильм-сказка. Все лучшие произведения русского и мирового сказочного фольклора экранизированы. Сказки пробуждают воображение, творчество, развивают фантазию и эстетические вкусы детей, являются носителями народной мудрости и нравственных 
ценностей. 

Диафильм-рассказ или диафильм-повесть - это сюжетно-повествовательное произведение, отражающее различные стороны жизни на реальной основе. Для него характерно динамичное развитие сюжета.

В детском саду и начальных классах школы художественные жанры диафильмов основные. Их эффективность определяется занимательной сюжетной формой. И чем активнее в них действуют персонажи, тем выше интерес детей к развертывающимся событиям, а следовательно, лучше усвоение материала. Используются такие диафильмы главным образом для развития речи и формирования нравственных представлений. 

Учебные диафильмы очень  разнообразны по своему дидактическому назначению. Это не только информативные диафильмы, но и диафильмы-задачи, грамматические диафильмы, проблемно-поисковые и др. 

Важен вопрос и об оптимальном  времени усвоения содержания каждого  кадра, т. е. величины интервала между  кадрами, что зависит от их содержания.

Плодотворнее на уроке  и занятии применять короткие диафильмы, имеющие меньшее число кадров и четко выраженную единую тему.

При демонстрации большинства  диафильмов, учителю следует предложить учащимся провести сравнение материала диафильма с ранее изученным, опираясь на свой личный жизненный опыт. Объяснение изображения на экране с помощью наводящих вопросов занимает больше времени, но оно эффективнее. Умело поставленные вопросы постепенно подводят детей к самостоятельному пониманию материала и к правильным выводам. Выразительность чтения текста диафильма учителем помогает учащимся лучше понять его содержание.

Диафильм позволяет лучше  рассмотреть внешний вид, форму, представить относительные размеры  изучаемого объекта, так как в  нем новые понятия раскрываются путем детального показа с разных сторон. Для активизации учащихся задают вопросы во время демонстрации диафильма. Они должны быть конкретны и направлены главным образом на мобилизацию внимания, уточнение деталей изображения, выявление их роли в раскрытии содержания изображения. Ответы на эти вопросы предполагаются краткие, односложные.

При помощи зрительного образа на уроке создается ситуация для развития речи. Экранное изображение в этом случае выполняет функцию зрительной опоры для словарной работы, составления определенных речевых конструкций, предложений, коротких рассказов и других работ творческого характера. По кадрам диафильма легче обучать детей всем видам пересказа.

Умело используя диафильм, развивают речь, творческие способности  и обогащают мышление учащихся. Язык диафильма служит образцом литературного  языка. Усваивая и запоминая текст, учащиеся пополняют свой активный словарь.

При создании диафильмов и  диапозитивов, как правило, используются высококачественные фотографии и рисунки, которые отвечают требованиям занятий по рисованию, лепке, конструированию, аппликации, тем более, что по искусству было в свое время выпущено много как диафильмов («Виды изобразительного искусства» и др.).

Обсуждение увиденного на экране следует проводить таким  образом, чтобы детям не навязывались готовые точки зрения, а они сами подходили к тем или иным выводам, что способствует не только развитию активности мышления, но и формирует его самостоятельность, способность к умозаключениям.

Использование диапозитивов и диафильмов в дошкольных учреждениях  и в начальной школе стимулирует  самостоятельное творчество детей: они играют в увиденные сюжеты, придумывают по просмотренному загадки, задачи, сказки.

Эффективное применение статичных  экранных пособий зависит от той роли, которую играет учитель (воспитатель). Зрительный образ, создаваемый тем или иным кадром, не исчерпывает полностью дидактического назначения экранного материала. Так, демонстрация кадра, содержащего информацию о многоугольниках, не формирует у учащихся логического определения понятия многоугольника, а лишь помогает создать у них конкретное представление об этих геометрических фигурах. Подписи под кадрами в какой-то мере устраняют неполноту зрительных представлений, однако и они не исчерпывают содержания кадра, а дают лишь направление для анализа изображения.

В большинстве учебных  диафильмов в начале или в конце  есть кадр (или кадры), озаглавленный  «К сведению учителя», в котором  даны краткие методические указания по его использованию, что должно восприниматься учителем (воспитателем) только как рекомендация.

Могут использоваться и озвученные диафильмы. Это обычный цветной  диафильм (как правило, рисованный), но без текста. К нему прилагается  грампластинка с записью либо музыки, либо художественного чтения в исполнении известного актера или самого автора, либо фоноспектакль. Кадры диафильма переводятся по звуковым сигналам. Такие комплекты можно использовать как на занятиях, так и во внеучебное время.

Звуковой диафильм обладает рядом преимуществ перед немым: кадр занимает всю площадь экрана, и не занятый чтением текста зритель  имеет возможность все внимание уделить рассматриванию изображения; эмоциональное воздействие диафильма  усиливается выразительной речью  диктора, а также с помощью  музыки и шумов.

Поскольку демонстрация диафильма  и проигрывание звукозаписи должны быть синхронными, следует хорошо продумывать расположение аппаратуры, чтобы ею было удобно управлять (при необходимости остановить показ или повторить какой-либо фрагмент). Работа с детьми по озвученному диафильму может строиться так же, как по обычному. Но при повторных просмотрах целесообразно демонстрировать только изображение, а дети будут читать наизусть или рассказывать (например, стихи А. Барто, сказку «Мойдодыр» К. Чуковского и др.). Можно и наоборот: включить пластинку или поставить кассету, а дети по памяти опишут, что изображено в кадрах того или иного фрагмента.

Диафильмы и диапозитивы  можно использовать начиная с  младших групп детского сада при  чтении сказок, рассказов, разучивании стихотворений, во время бесед. Оптимальное количество кадров для показа в таких группах - 8-10 за занятие, а в старших группах - 12-15. В старых диатеках можно найти комплекты из диафильмов и диапозитивных серий, например, диафильм «Пограничники» и диапозитивы «На страже Родины».

Широкое применение диапозитивы  находят на уроках природоведения, например серии диапозитивов: «Времена года», «Животные в разные времена года», «Растения в разные времена года», «Вода в природе», «Лес».

Очень близки к диапозитивам по своим дидактическим возможностям и эпиобъекты. Материалы для эпипроекции учитель подбирает сам, используя репродукции картин, иллюстрации из книг, тексты, фотографии или чертежи, схемы, рисунки, таблицы, диаграммы, выполненные специально для демонстрации. Эпипроектор увеличит мелкий шрифт книги или мелкую иллюстрацию. Эпипроекцию чаще всего применяют с целью иллюстрации учебного материала.

Необходимость полного затемнения помещения для демонстрации эпиобъектов несколько ограничивает учителя в выборе методических приемов работы с ними, так как учащиеся не могут делать необходимые записи или зарисовки; экранное изображение нельзя сопоставить с натуральным объектом и т.д. Эпиобъекты должны быть контрастными, плотными по насыщенности цветов. Методика работы с эпипроекцией аналогична работе с картиной или диапозитивами. Обычно в детском саду и в начальной школе это средство применяется на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром. Но практика показывает, что его можно эффективно использовать и на занятиях по изобразительному искусству для показа технических приемов рисования, смешивания красок, для объяснения последовательности этапов работы. Эпиобъекты широко применяются в средних и старших классах на большинстве учебных предметов. Подбирая открытки, иллюстрации из журналов на ту или иную тему, воспитатели и учителя могут сами создавать серии эпиобъектов.

Среди статичных экранных пособий особо следует выделить транспаранты к графопроектору. По своей структуре они принципиально отличаются от диафильмов и диапозитивов. Каждый отдельно взятый кадр комплекта транспарантов дает на экране статичное изображение, но благодаря их последовательному наложению или снятию оно приобретает определенную динамичность.

Отдельные кадры накладывают  один на другой постепенно, воссоздавая целостное изображение. При этом происходят поэтапное формирование понятия, последовательное раскрытие закономерности изучаемого процесса или явления, показ отдельных элементов целого.

Используют и другой прием  работы с транспарантами: постепенно снимают отдельные кадры. В этом случае учащиеся получают объяснения от общего к частному, от целостного явления к отдельным его элементам или к раскрытию каких-то процессов.

Смешанное использование  приемов наложения, снятия и каширования (смешения) транспарантов позволяет вскрывать и детально изучать весьма сложные понятия и закономерности.

Информация о работе Методика применения статичных экранных пособий в ДОУ