Адаптация молодых супругов к условиям совместной жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 02:09, практическая работа

Описание работы

Цель работы состоит в изучении адаптации молодых супругов к семейной жизни.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
охарактеризовать факторы, влияющие на стабильность межличностных взаимоотношений в семье
найти причины дезадаптации молодых супругов к условиям совместной жизни
провести экспериментальную работу по исследованию адаптации молодых супругов к условиям совместной жизни.

Содержание

Введение 3
1. Анализ факторов, влияющих на адаптацию супругов к совместной жизни
1.1 Основные факторы, влияющие на стабильность межличностных взаимоотношений в семье 5
1.2 Причины дезадаптации молодых супругов к условиям совместной жизни 9
1.3 Психологическое консультирование молодых супругов 17
2. Экспериментальная работа по исследованию адаптации молодых супругов к условиям совместной жизни
2.1 Методическое обеспечение экспериментальной работы 26
2.2 Формирующий эксперимент 28
Заключение 33
Список литературы 36
Приложение 38

Работа содержит 1 файл

Практика Адаптация молодых супругов к условиям совместной жизни.doc

— 355.50 Кб (Скачать)

"ЧЕРЕЗ  СТЕКЛО"

Назначение:

- формирование  взаимопонимания партнеров по общению на невербальном уровне.

Один  из участников загадывает текст, записывая  его на бумагу, но передает его как  бы через стекло, т. е. мимикой и  жестами: другие называют понятое.

Степень совпадения переданного и записанного  текста свидетельствует об умении устанавливать контакт.  

"ДИСКУССИЯ"

Назначение:

- формирование паралингвистических и оптокинетических навыков общения;

- совершенствование  взаимопонимания партнеров по  общению на невербальном уровне.

Группа  разбивается на "тройки". В каждой тройке распределяются обязанности. Один из участников играет роль "глухого-и-немого": он ничего не слышит, не может говорить, но в его распоряжении - зрение, жесты, пантомимика; второй участник играет роль "глухого и паралитика": он может говорить и видеть; третий "слепой-и-немой": он способен только слышать и показывать. Всей тройке предлагается задание, например, договориться о месте, времени и цели встречи.

На упражнение отводится - 15 минут.  

"ДА"

Назначение:

- совершенствование  навыков эмпатии и рефлексии.

Группа  разбивается на пары Один из участников говорит фразу, выражающую его состояние, настроения или ощущения. После чего второй должен задавать ему вопросы, чтобы уточнить и выяснить детали. Например, " Странно, но я заметила за собой, что когда нахожусь в таком состоянии, то цвет моей одежды примерно одинаков". Упражнение считается выполненным, если в ответ на расспросы участник получает три утвердительных ответа - "да". 

"ПЕРЕДАЧА  ДВИЖЕНИЯ ПО КРУГУ"

Назначение:

- совершенствование  навыков координации и взаимодействия на психомоторном уровне;

- развитие  воображения и эмпатии.

Все садятся  в круг. Один из участников группы начинает действие с воображаемым предметом  так, чтобы его можно было продолжить. Сосед повторяет действие и продолжает его. Таким образом предмет обходит круг и возвращается к первому игроку. Тот называет переданный им предмет и каждый из участников называет, в свою очередь, что передавал именно он. После обсуждения упражнение повторяется еще раз.

ТЕХНИКА АКТИВНОГО СЛУШАНИЯ

Многочисленные исследования показывают, что успех человека, работающего в сфере постоянного общения, на 80% зависит от его коммуникативной компетентности. Неумение общаться с окружающими людьми может оказаться одной из решающих причин увольнения или неприема на работу. Статистика говорит, что семеро из десяти уволенных расстаются со своим местом не потому, что не справляются со своими обязанностями, а из-за конфликтов с сотрудниками и руководителями, также восемь человек из десяти не проходят предварительное собеседование с работодателями при приеме на работу по причине неэффективного общения.

Непродуктивность  в общении может быть связана  как с отсутствием данного  умения, так и с трудностью его  практической реализации (утомление, невнимание, условия деятельности, особенности ситуации и др.). В подтверждении сказанного ведущий аргументировано апеллирует к тем случаям, когда участники дискуссии "пропускали" высказывания других или искажали предметные позиции при воспроизведении разговора по памяти. Можно также сослаться на примеры, взятые у Д. Карнеги, И. Атватера, о том, как важно быть внимательным слушателем,

Инструкция: Вашему вниманию предлагается методика на определение степени выраженности умения слушать другого человека.

Перед Вами 16 вопросов на каждый из которых  Вы должны ответить утверждением "да" или "нет". Следует помнить, что нет "правильных" или "неправильных" ответов, т. к. люди различны и каждый высказывает свое мнение. Главное, старайтесь отвечать честно, не пытайтесь произвести благоприятное впечатление, ответы должны соответствовать действительности. Свободно и искренно выражайте свое мнение. В этом случае Вы сможете лучше узнать себя.

Заранее благодарим Вас!

1. Ждете  ли Вы терпеливо, пока другой  кончит говорить и даст Вам  возможность высказаться?

2. Спешите  ли Вы принять решение до того, как поймете сущность проблемы?

3. Слушаете  ли Вы лишь то, что Вам нравится?

4. Мешают  ли Вам слушать собеседника  Ваши эмоции?

5. Отвлекаетесь  ли Вы, когда собеседник излагает  свои мысли?

6. Запоминаете  ли Вы вместо основных моментов беседы какие-либо несущественные?

7. Мешают  ли Вам слушать предубеждения?

8. Прекращаете  ли Вы слушать собеседника,  когда появляются трудности в  его понимании?

9. Занимаете  ли Вы негативную позицию к  говорящему?

10. Всегда  ли Вы слушаете собеседника?

11. Ставите  ли Вы себя на место говорящего, чтобы понять, что заставило его  говорить именно так?

12. Принимаете  ли Вы во внимание тот факт, что у Вас с собеседником могут быть разные предметы обсуждения?

13. Допускаете  ли, что у Вас и у Вашего  собеседника может быть разное понимание смысла употребляемых слов?

14. Пытаетесь  ли Вы выяснить тот факт, чем  вызван спор: разными точками  зрения, постановкой вопроса и  т.п.?

15. Избегаете  ли Вы взгляда собеседника  в разговоре?

16. Возникает  ли у Вас непреодолимое желание прервать собеседника и вставить свое слово за него или в пику ему, опередить его в выводах?  

Обработка результатов подсчитывается количество ответов

Интерпретация

- 6 баллов  и ниже свидетельствуют о низкой  степени выраженности умения  слушать других, о направленности в ходе общения на себя (т. е. удовлетворение своих притязаний вне зависимости от интересов партнера). Снижена чувствительность в оценке текущей ситуации - когда молчать и слушать, а когда говорить. Необходимо обучение навыкам эффективного слушания

- от 7 до 10 баллов - средняя степень выраженности  умения слушать собеседника. Данное  умение скорее проявляется ситуативно и зависит от личной значимости (заинтересованности) получаемой информации.

Требуется совершенствование навыков и  приемов активного слушания.

- 10 баллов  и выше свидетельствуют о явно  выраженном умении слушать других  вне зависимости от личной  значимости получаемой информации. Такой человек является эффективным  работником (если в основе деятельности  лежит общение с людьми).

Бланк протокола ответов дается в приложении.

Участники разбиваются на пары и решают, кто  говорящий, а кто слушающий. Затем  ведущий сообщает, что задачей  слушающих будет внимательное выслушивание в течение 2-3 мин "очень скучного рассказа" Затем ведущий отзывает в сторону будущих "рассказчиков", якобы для того, чтобы проинструктировать их, как сделать рассказ "очень скучным". На самом деле дает разъяснения (так, чтобы "слушающие" не слышали этого), что суть не в степени скучности рассказа, а в том, чтобы рассказывающий фиксировал типичные реакции слушающих. Для этого рассказчику рекомендуется после минутного отрезка речи сделать в удобный момент паузу и продолжить рассказ после получения какой-либо реакции слушающих (кивок, жест, слова и т.д.). Если в течение 7-10 сек. выраженная реакция отсутствует, следует продолжить рассказ в течение еще одной минуты и опять прерваться и запомнить следующую реакцию слушающего. На этом упражнение прекращается.

Всем  членам группы раскрывается действительное содержание инструкции и цель упражнения. Рассказчиков просят держать в памяти содержание реакции слушающих (классифицировав видимое отсутствие реакций как "глухое молчание"). Ведущий приводит список наиболее типичных приемов слушания, называя их, и давая необходимые пояснения.

ТИПИЧНЫЕ  ПРИЕМЫ СЛУШАНИЯ:

1. ГЛУХОЕ  МОЛЧАНИЕ

2. УГУ-ПОДДАКИВАНИЕ ("ага", "угу", "да-да", "ну", кивание подбородком и т.п.).

3. ЭХО  - повторение последних слов собеседника.

4. ЗЕРКАЛО  - повторение последней фразы  с изменением порядка слов.

5. ПАРАФРАЗ  - передача содержания высказывания партнера другими словами.  
6. ПОБУЖДЕНИЕ - междометия и другие выражения, побуждающие собеседника продолжить прерванную речь ("Ну и...", "Ну и что дальше ?", "Давай-давай" и т п.).

7. УТОЧНЯЮЩИЕ  ВОПРОСЫ - вопросы типа "Что ты имел в виду, когда говорил "эсхатологический".

8. НАВОДЯЩИЕ  ВОПРОСЫ - вопросы типа "Что-где-когда-почему-зачем", расширяющие сферу, затронутую  говорящим, нередко такие вопросы  являются по существу уводящими  от линии, намеченной рассказчиком.

9. ОЦЕНКИ, СОВЕТЫ

10. ПРОДОЛЖЕНИЯ  - когда слушающий вклинивается  в речь и пытается завершить  фразу, начатую говорящим, "подсказывает  слова".

11. ЭМОЦИИ - "ух", "ах", "здорово", смех, "ну-и-ну", "скорбная мина" и пр.

12. НЕРЕЛЕВАНТНЫЕ  И ПСЕВДОРЕЛЕВАНТНЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ - высказывания, не относящиеся к делу или относящиеся лишь формально ("а в Гималаях все иначе" и следует рассказ о Гималаях, "кстати о музыке... " и следует информация о гонорарах известных музыкантов).

После ознакомления со списком ведущий предлагает "рассказчикам" описать наблюдаемые ими реакции слушателей и дать им классификацию на основе приведенной схемы. Выявляются наиболее часто используемые реакции и обсуждаются их положительные и отрицательные стороны в ситуациях общения. В контексте занятия уместно привести трехкратную схему выслушивания: "Поддержка - Уяснение - Комментирование" и обсудить уместность появления тех или иных реакций на разных тактах выслушивания. Так, на такте "Поддержки" наиболее уместным представляются такие реакции, угу-поддакивание, эхо, эмоциональное сопровождение, на такте "Уяснения" - уточняющие вопросы и парафраз, а оценки и советы приемлемы на такте "Комментирования".

Номер такта Название Основная цель Уместные реакции
1. Поддержка Дать возможность  говорящему выразить свою позицию Молчание 

Угу-поддакивание  

Эхо

Эмоциональное сопровождение

2. Уяснение Убедиться, что  Вы адекватно поняли собеседника Уточняющие  вопросы Парафраз
3. Комментирование Высказывание  своей точки зрения Оценки Советы Комментарии
 

 

ДИСПУТ

Упражнение проводится в форме диспута. Участники делятся на две приблизительно равные по численности команды С помощью жребия решается, какая из команд будет занимать одну из альтернативных позиций по какому-либо вопросу, например: сторонники и противники "загара", "курения", "раздельного питания" и т.д.

Аргументы в пользу той или иной точки  зрения члены команд высказывают  по очереди. Обязательным требованием для играющих является поддержка высказываний соперников и уяснение сущности аргументации. В процессе слушания тот из членов команды, чья очередь высказываться следующим, должен реагировать угу-поддакиванием и эхо, задавать уточняющие вопросы, если содержание аргументации не до конца ясно или же сделать парафраз, если создалось впечатление полной ясности. Аргументы в пользу позиции своей команды разрешается высказывать лишь после того, как выступающий тем или иным способом просигнализирует, что его поняли правильно (кивок головой, "да, именно это я и имел в виду").

Ведущий следит за очередностью выступлений, за тем, чтобы слушающий осуществлял поддержку высказывания, не пропуская тактов, парафраз, используя при этом реакции соответствующего такта. Можно давать разъяснения типа, "Да, Вы меня поняли правильно" легче всего, просто повторив слова собеседника, а убедиться в правильности понимания можно парафразируя его высказывания. Предостеречь участников от попыток продолжать и развивать мысли собеседника, приписывая ему не его слова.

Информация о работе Адаптация молодых супругов к условиям совместной жизни