Адаптация молодых супругов к условиям совместной жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 02:09, практическая работа

Описание работы

Цель работы состоит в изучении адаптации молодых супругов к семейной жизни.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
охарактеризовать факторы, влияющие на стабильность межличностных взаимоотношений в семье
найти причины дезадаптации молодых супругов к условиям совместной жизни
провести экспериментальную работу по исследованию адаптации молодых супругов к условиям совместной жизни.

Содержание

Введение 3
1. Анализ факторов, влияющих на адаптацию супругов к совместной жизни
1.1 Основные факторы, влияющие на стабильность межличностных взаимоотношений в семье 5
1.2 Причины дезадаптации молодых супругов к условиям совместной жизни 9
1.3 Психологическое консультирование молодых супругов 17
2. Экспериментальная работа по исследованию адаптации молодых супругов к условиям совместной жизни
2.1 Методическое обеспечение экспериментальной работы 26
2.2 Формирующий эксперимент 28
Заключение 33
Список литературы 36
Приложение 38

Работа содержит 1 файл

Практика Адаптация молодых супругов к условиям совместной жизни.doc

— 355.50 Кб (Скачать)

В заключение упражнения ведущий комментирует его  ход, обращая внимание на случаи, когда с помощью парафраза удалось добиться уточнения позиций участников "диспута"   

"СПОР  ПРИ СВИДЕТЕЛЕ"

Обучаемые разбиваются на тройки. Один из членов тройки берет на себя роль наблюдателя-контролера. Его задача - следить за тем, чтобы  участники спора осуществляли поддержку высказываний партнеров, не пропускали второго такта ("Уяснение") и при парафразе использовали "другие слова", т.е. он выполняет те же функции, что ведущий в предыдущем упражнении. Два других члена тройки, предварительно решив, какую из альтернативных позиций они занимают, вступают в спор, на выбранную ими тему, придерживаясь трехкратной схемы ведения диалога По ходу упражнения участники меняются ролями, т.е. роль наблюдателя-контролера поочередно выполняют все члены тройки.

На упражнение отводиться 15 минут.

По окончании  устраивается общее обсуждение. Примерные  вопросы для обсуждения:

• "Какие  трудности в использовании схемы  встретили Вы в разговоре?";

• "Были ли случаи, когда после парафраза  происходило уточнение позиции?";

• "Кто  из партнеров не понял другого - тот, кто говорил, или тот, кто слушал?".  

"КАРУСЕЛЬ"

Назначение:

- формирование  навыков быстрого реагирования  при вступлении в контакты;

- развитие  эмпатии и рефлексии в процессе  обучения.

В упражнении осуществляется серия встреч, причем каждый раз с новым человеком. Задание: легко войти в контакт, поддержать разговор и проститься.

Члены группы встают по принципу "карусели", т. е. лицом друг к другу и образуют два круга: внутренний неподвижный  и внешний подвижный

Примеры ситуаций:

• Перед  вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели. Вы рады этой встрече...

• Перед  вами незнакомый человек. Познакомьтесь  с ним...

• Перед  вами маленький ребенок, он чего-то испугался. Подойдите к нему и  успокойте его.

• После  длительной разлуки вы встречаете любимого (любимую), вы очень рады встрече...

Время на установление контакта и проведение беседы 3-4 минуты. Затем ведущий дает сигнал и участники тренинга сдвигаются к следующему участнику.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ  ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ

"ПОСЛЕДНЯЯ ВСТРЕЧА"

Назначение

- совершенствование  коммуникативной культуры.

Представьте себе, что занятия уже закончились, и вы расстаетесь. Но все ли вы успели сказать друг другу? Может быть вы забыли поделиться с группой своими переживаниями? Или есть человек, мнение которого о себе вы хотели бы узнать? Или вы хотите поблагодарить кого-либо? Сделайте это "здесь и теперь".

ПОДВЕДЕНИЕ  ИТОГОВ РАБОТЫ ГРУППЫ

На подведении итогов ведущий присутствует, но остается как бы за кругом. Участники группы обсуждают, что, как они определили, каждому помогает в общении, а что мешает. Качества называются только те, которые проявились во время в группе. Не следует называть такие качества, которые не могут быть изменены (природные, физиологические и др.). Это и получается тот багаж, который забирает с тобой после занятий СПТ

Традиционная  технология СПТ может варьироваться  в зависимости от степени опытности  тренера, особенностей участников (возрастных, половых, статусных, профессиональных, личностных), условий проведения занятий  в группе (временных, пространственных).

 

Приложение 4 
 

     Тренинг «Ответ на агрессию» 

     Содержит  три этапа:

  • участникам дается краткая информация о способах конструктивного реагирования на агрессию в давление
  • участники делятся на три группы, каждая из которых получает бланк с написанными на нем фразами агрессивного контакта. Задача участников в группах – вписать в бланк варианты ответов, используя один из предложенных приемов. На эту работу дается не более семи минут, мотивируя это тем, что в разговоре обычно нет времени долго думать над ответом. А в упражнении будет возможность обменяться удачными вариантами ответов в коллективном обсуждении
  • участники отвечают на фразы, зачитываемые тренером. При этом принимается ответ от каждой группы. На доске параллельно отмечается, к какому типу реакции на агрессию относится тот или иной ответ. В ходе упражнение участники могут записывать с рабочие тетради наиболее понравившиеся варианты ответов. Если в ходе работы отмечать, какое число ответов каждого типа было использовано участниками, получится сводная картина приоритетного способа ответа на агрессию.

Бланки  для работы

1. Мы оценили Вашу работу и нам показалось, что Вы не знаете элементарных основ своей профессии.   
2. Наши молодые сотрудницы утверждают, что Вы их сексуально провоцируете.   
3. И на какую карьеру Вы рассчитываете с такой внешностью?   
4. Вам не кажется, что Вы слишком молоды, чтобы претендовать на работу у нас?   
5. Возникает ощущение, что из-за свойственной Вам небрежности, Вы способны сильно подставить нашу фирму.   
6. Вы понимаете, что в связи с отсутствием у Вас опыта, Вы можете претендовать только на минимальную зарплату?   
7. Мне кажется, у Вас нет перспектив в нашей организации.   
8. Почему Вам постоянно звонят в рабочее время какие-то посторонние люди? Создается ощущение Вашей неорганизованности.   
9. Вы абсолютно не умеете себя вести в общении с руководством.   
10. Почему  устраиваясь к нам на работу, Вы не предупредили, что беременны?    
11. Вам  не кажется, что Вы слишком  часто критикуете других?   
12. Ох  и зануда же Вы, и это не  только мое мнение, но и мнение  всего коллектива.   

Вопросы агрессивного контакта

1. Зачем вы сюда пришли. Неужели вы думаете, что можете представлять для нас интерес…   
2. А Вы вообще кто такие…   
3. Знаете, есть люди гораздо более опытнее Вас в этом вопросе   
4. У меня нет времени Вас слушать   
5. Если мы заинтересуемся Вашим предложением, мы Вам перезвоним.   
6. Мы оценили Вашу работу и нам показалось, что Вы не знаете элементарных основ своей профессии.   
7. Наши молодые сотрудницы утверждают, что Вы их сексуально провоцируете.   
8. И на какую карьеру Вы рассчитываете с такой внешностью?   
9. Вам не кажется, что Вы слишком молоды, чтобы претендовать на работу у нас?   
10. Возникает  ощущение, что из-за свойственной Вам небрежности, Вы способны сильно подставить нашу фирму.   
11. Вы  понимаете, что в связи с  отсутствием у Вас опыта, Вы  можете претендовать только на  минимальную зарплату?   
12. Мне  кажется, у Вас нет перспектив  в нашей организации.   
13. К  сожалению, похоже что мы с  Вами не сработаемся.    
14. Почему  Вам постоянно звонят в рабочее  время какие-то посторонние люди? Создается ощущение Вашей неорганизованности.   
15. Вы  абсолютно не умеете себя вести  в общении с руководством.   
16. Почему  Вы постоянно подаете в своих  отчетах искаженную информацию?   
17. Почему  устраиваясь к нам на работу, Вы не предупредили, что беременны?    
18. Нам,  руководству, кажется, что Ваш  приход в отдел плохо сказался  на взаимоотношениях наших сотрудников.   
19. Вам  не кажется, что Вы слишком  часто критикуете других?   
20. К  сожалению, на мой взгляд, Ваш  конкурентоспособный потенциал  приближается к нулю.   
21. Ох  и зануда же Вы, и это не  только мое мнение, но и мнение  всего коллектива.   
22. Вам  не кажется, что надо быть  более разборчивым в личных  контактах?    
23. Анализируя  результаты Вашей работы, я прихожу  к выводу, что Вы больше работаете  на конкурентов.    
24. По-моему,  Вы в последнее время меня  подсиживаете? Стремитесь на мое  место?   
25. Знаете, Ваши семейные проблемы все  более негативно отражаются на  Вашей профессиональной успешности.   
26. Такое  ощущение, что Вы специально отпугиваете  наших покупателей.    
27. С  чего Вы взяли, что можете  мне понравиться как сотрудник,  и я Вас возьму на работу ?   
28. Были  мнения, что Вас можно использовать  в управленческой работе, но есть  большие сомнения, что Вы с  этим справитесь.   
29. Я  думаю, что Вы не отрабатываете  свою зарплату. Вывод один: будем  понижать Вас в должности.    
 

 

Приложение 5 

     Конфликтологический тренинг 

     Целью конфликтологического тренинга является предоставление возможности участникам тренинга получить опыт конструктивного  решения конфликтных ситуаций.

     Задачи  тренинга:

  • обучение методам нахождения решения в конфликтных ситуациях
  • помочь участникам научиться непредвзято оценивать конфликтную ситуацию
  • помочь участникам скорректировать свое поведение в сторону снижения его конфликтогенности (снять конфликтность в личностно-эмоциональной сфере).

Место проведения:

Зал для проведения тренингов.

Тренинг рассчитан  на 4 занятия по 3 часа (общая продолжительность 12 часов).

Содержание занятий 

Занятие 1

Знакомство, принятие правил тренинга:

Умейте  слушать друг друга 

Это означает необходимость  смотреть на говорящего и не перебивать его. Когда кто-то заканчивает говорить, следующий берущий слово может коротко повторить то, что было сказано предыдущим, прежде чем приступит к изложению своих мыслей. Для привлечения внимания к выступающему может быть использован какой-либо предмет (например, ручной мячик), который по ходу дискуссии переходит из рук в руки. Когда кто-то выступает, все остальные хранят молчание.

Говорите  по существу

Иногда учащиеся отклоняются от обсуждаемой темы. Вместо того, чтобы одергивать участника, руководитель дискуссии в этом случае может сказать: "Я не совсем понимаю, как это связано с нашей темой. Не мог бы ты пояснить, что имеется в виду?"

Проявляйте  уважение

Открытость в  высказываниях появится лишь тогда, когда ученики усвоят, что можно  не соглашаться с чьим-то мнением, но недопустимо высказывать оценки в отношении других людей лишь на основании высказанных ими мыслей.

Закон "ноль-ноль" (о пунктуальности)

Все участники  должны собираться до установленного времени.

Конфиденциальность 

То, что происходит на занятии, остается между участниками.

Правило "стоп"

Если обсуждение какого-то личного опыта участников становится неприятным или небезопасным, тот, чей опыт обсуждается, может  закрыть тему, сказав "стоп".

Каждый  говорит за себя, от своего имени

Стоит говорить не "Все считают, что...", а "Я  считаю, что..." и т.п.

Интервью 

Участники разбиваются  на пары и в течение 10 минут беседуют со своим партнером, пытаясь узнать о нем как можно больше. Затем  каждый готовит краткое представление  своего собеседника. Главная задача - подчеркнуть его индивидуальность, непохожесть на других. После чего участники по очереди представляют друг друга.

Цель упражнения:

- развитие умения слушать партнера и совершенствовать коммуникативные навыки,

- сокращение  коммуникативной дистанции между участниками тренинга.

Космическая скорость

Инструкция: "Передать в кругу, в любом порядке, кроме  соседа справа и соседа слева мяч, но так, чтобы мяч побывал у  каждого члена команды 1 раз".

Усложнение:

- сделать то  же самое, но на время

- "А быстрее  можете?"

- выполнить любым  другим способом на время. 

Ведущий предлагает всем участникам команды после завершения упражнения сесть в круг и выразить свое состояние на момент начала работы и ее окончания.

На что следует  обратить внимание:

- выработка командной  стратегии 

- понимание идеи  упражнения 

- понимание других  участников 

- принятие решений 

- изменения в  поведении 

- изменение на  эмоциональном уровне и в степени  участия каждого. 

Вопросы ведущего должны быть нейтральными и оставлять свободу выбора, анализа и фантазии:

- Что вы чувствовали? 

- Что изменилось  в момент?..

- Почему вы  выбрали это решение? 

Цель упражнения: отработка навыка принятия группового решения о стратегии и тактике  выполнения поставленной задачи. Способствовать сплочению группы и углублению процессов самораскрытия.

Информация о работе Адаптация молодых супругов к условиям совместной жизни