Агрессивность молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 00:03, курсовая работа

Описание работы

Проблема агрессивности имеет давнюю историю. Многие исследователи в нашей стране и за рубежом занимались проблемой агрессии. Вместе с тем, следует отметить, что исследователи проблемы агрессивности, агрессии к одному знаменателю не пришли, так как она сложна и многогранна и, следовательно, одного решения быть не может. В центре внимания исследователей оказались такие аспекты проблемы: биологические и социальные детерминанты агрессии, механизмы ее усвоения и закрепления, условия, определяющие проявления агрессии, индивидуальные и половозрастные особенности агрессивного поведения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы исследования агрессивности………………..5
1.1. Анализ основных понятий исследования агрессивного поведения и агрессивности………………………………………………………………………...5
1.2. Теоретические подходы к изучению истоков и причин агрессивного поведения……………………………………………………………………………11
1.3. Содержание и формы проявления агрессивного поведения………………...25
Глава II. Эмпирическое исследование агрессивности………………………..34
2.1. Блок методов эмпирической части исследования……………………………34
2.2. Диагностика агрессивности и тревожности студентов……………………...36
Заключение…………………………………………………………………………47
Список использованной литературы…………………………………………...49

Работа содержит 1 файл

Ромашова Агрессивность молодежи .doc

— 423.50 Кб (Скачать)

Оглавление

 

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава I. Теоретические основы исследования агрессивности………………..5

1.1. Анализ основных  понятий исследования агрессивного  поведения  и агрессивности………………………………………………………………………...5

1.2. Теоретические подходы к изучению истоков и причин агрессивного поведения……………………………………………………………………………11

1.3. Содержание и формы  проявления агрессивного поведения………………...25

Глава II. Эмпирическое исследование агрессивности………………………..34

2.1. Блок методов эмпирической  части исследования……………………………34

2.2. Диагностика агрессивности  и тревожности студентов……………………...36

Заключение…………………………………………………………………………47

Список использованной литературы…………………………………………...49

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность  исследования. В настоящее время проблема агрессии актуальна, так как мы сталкиваемся с ней каждый день. Тревожным симптомом является рост числа  лиц среди молодежи с агрессивным поведением, проявляющимся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к окружающим, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Резко увеличилась количество преступлений среди молодёжи. Появляются всё новые виды отклоняющегося поведения: молодежь участвуют в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в рэкете, сотрудничают с мафией, занимаются проституцией и сутенёрством. Мы являемся свидетелями изменения всей социальной структуры общества, интенсивных процессов расслоения населения по имущественному признаку, по отношению к различным формам собственности. На почве социальных противоречий возникают межгрупповые и межличностные конфликты.

Степень разработанности  проблемы. Проблема агрессивности имеет давнюю историю. Многие исследователи в нашей стране и за рубежом занимались проблемой агрессии. Вместе с тем, следует отметить, что исследователи проблемы агрессивности, агрессии к одному знаменателю не пришли, так как она сложна и многогранна и, следовательно, одного решения быть не может. В центре внимания исследователей оказались такие аспекты проблемы: биологические и социальные детерминанты агрессии, механизмы ее усвоения и закрепления, условия, определяющие проявления агрессии, индивидуальные и половозрастные особенности агрессивного поведения.

Цель: исследовать теоретические и практические проявления агрессивности молодежи.

Объект: агрессивность молодежи.

Предмет: влияние психологических факторов (тревожность) на уровень агрессивности молодежи.

В качестве гипотезы рассматривалось предположение о том, что в основе агрессивности лежат фрустрационные состояния (тревожность). Чем выше уровень тревожности, тем выше уровень агрессивности.

Задачи:

  1. Осуществить теоретический анализ основных понятий для данного исследования, а также определить состояние изученности проблемы агрессивного поведения.
  2. Проанализировать существующие теоретические подходы к изучению агрессивности.
  3. Рассмотреть формы проявления агрессии у молодежи.
  4. Обобщить причины агрессивного поведения.
  5. Подобрать методики и провести диагностику уровня тревожности и уровня агрессивности студентов 3-го курса КИСО (филиала) РГСУ.
  6. Исследовать взаимосвязь между уровнем тревожности и уровнем агрессивности у студентов 3-го курса КИСО (филиала) РГСУ.

Методы исследования.

Методы исследования уровня тревожности: методика «Шкала тревожности» Дж. Тейлора; опросник Спилбергера;

Методы исследования уровня агрессивности: методика диагностики агрессивности А. Ассингера; опросник А.Басса, А. Дарки.

База исследования. Эмпирическое исследование осуществлялось на базе КИСО (филиала) РГСУ. В исследовании принимали участие 102 студента 3-ого курса факультета социальной работы, психологии и педагогики в возрасте 19-21 года (86 студентов).

 

Глава I. Теоретические основы исследования агрессивности

1.1.Анализ основных понятий исследования  агрессивного поведения молодежи

К основным понятиям данной работы относится агрессивность, агрессия,  агрессивное поведение личностная и ситуативная тревожность. Агрессивность-это проявление агрессии к объекту или субъекту. Агрессия - мотивационное поведение, акт, который может часто наносить вред объектам атаки-нападения или же физический ущерб другим индивидуумам вызывающий у них депрессию, психологический дискомфорт, не уютность, напряженность, страх, боязнь, состояние подавленности аномальные психологические переживания.

В бытовом языке под  агрессией понимается: «Открытая  неприязнь, вызывающая враждебность», а «агрессивность» как наступательно-захватнический; враждебный, вызывающий; оказывающий вредное  воздействие1.

  Вообще термин "агрессия" имеет широкое распространение для обозначения насильственных захватнических действий. Агрессия и агрессоры всегда оцениваются резко отрицательно, как выражение наличия культа грубой силы. В основном же под агрессией понимается вредоносное поведение. В понятии "агрессия" объединяются различные по форме и результатам акты поведения – от злых шуток, сплетен, враждебных фантазий, до бандитизма и убийств. В подростковой жизни нередко встречаются формы насильственного поведения, определяемого в терминах "задиристость", "драчливость", "озлобленность", "жестокость". К агрессивности близко подходит состояние враждебности. Враждебность – более узкое по направленности состояние, всегда имеющее определённый объект. Часто враждебность и агрессивность сочетаются, но нередко люди могут находиться во враждебных отношениях, однако никакой агрессивности не проявляют. Бывает и агрессивность без враждебности, когда обижают людей, к которым никаких враждебных чувств не питают2.

В психологии термин «агрессия» трактуется по-разному. Многие авторы исследования агрессивности предпочитают ей давать негативную оценку.  Но так  же существует и точка зрения на агрессию с позитивной стороны.

Имеющиеся определения  можно условно разделить на 2 большие группы:

Во-первых, представление  об агрессии как мотивированных действиях, нарушающих нормы и правила, причиняющих  боль и страдания. В этом плане  различаются преднамеренная и инструментальная агрессия.  Инструментальная агрессия -  та, когда человек не ставил своей целью действовать агрессивно, но «так пришлось» или «было необходимо действовать». В данном случае мотив существует, но он не осознается. Преднамеренная агрессия – это те действия, которые имеют осознанный мотив – причинение вреда или ущерба.

Этой же точки зрения придерживается А.Р. Ратинов. Он считает, что антиповедение – свойство агрессивной личности индивида полностью  принадлежит мотивационной структуре, личностному уровню.

Ю.М. Антонян считает, что причиной агрессии является тревожность. Это свойство формируется в глубоком детстве как следствие нарушение эмоциональных связей с матерью, т.е. депривации. Тревожность создает охранительное поведение. Тревожность порождает пониженную самооценку, у индивида резко снижается порог восприятия конфликтной ситуации как угрожающей, расширяется диапазон ситуаций, повышает интенсивность и экстенсивность ответной на мнимую угрозу реакцию индивида.

Во-вторых, агрессия как  акт враждебности и разрушения (поведенческая  составляющая). Так, например, по Р.Бэрону и Д.Ричардсону, агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения. Следовательно, агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное  причинение вреда жертве; в качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам; жертва должна обладать мотивацией избежания подобного обращения с собой;

Из отечественных психологов эту точку зрения разделяют Т.Г. Румянцева и И.Б. Бойко. Они рассматривают агрессию как форму социального поведения, которое реализуется в контексте социального взаимодействия, но поведение будет агрессивным при двух условиях: когда имеют место губительные для жертвы последствия, и когда нарушаются нормы поведения.

Психологи разделяют  агрессию и агрессивность. Агрессия - это поведение (индивидуальное или  коллективное), направленное на нанесение  физического, либо психологического вреда или ущерба. Агрессивность – относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а так же в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. В силу своей устойчивости и вхождения в структуру личности, агрессивность способна предопределять общую тенденцию поведения. Под агрессией мы подразумеваем личностную черту, которая формируется под воздействием социально-психологических факторов3.

Эмоции и чувства  представляют собой отражение реальной действительности в форме переживаний. Различные формы переживания чувств (эмоции, аффекты, настроения, стрессы, страсти и др.) образуют в совокупности эмоциональную сферу человека. Выделяют такие виды чувств, как нравственные, интеллектуальные и эстетические.

  По классификации, предложенной К. Изардом, выделяются эмоции фундаментальные и производные. К фундаментальным относят: интерес волнение, радость, удивление, горе-страдание, гнев, отвращение,  презрение, страх, стыд, вину. Остальные – производные.

Из соединения фундаментальных эмоций возникает такое комплексное эмоциональное состояние, как тревожность, которая может сочетать в себе и страх, и гнев, и вину, и интерес-возбуждение.

«Тревожность – это  склонность индивида к переживанию  тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальных различий». Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Однако, повышенный уровень тревожности является субъективным проявление неблагополучия личности.

Проявления тревожности  в различных ситуациях не одинаковы. В одних случаях люди склоны вести  себя тревожно всегда и везде, в других они обнаруживают свою тревожность  лишь время от времени, в зависимости  от складывающихся обстоятельств. Ситуативно-устойчивые проявления тревожности принято называть личностными и связывать с наличием у человека соответствующей личностной черты (так называемая «личностная тревожность»). Это устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающий, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личностная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные, связанные со специфическими ситуациями угрозы его престижу, самооценке, самоуважению.

Ситуативно-изменчивые проявления тревожности именуют ситуативными, а особенность личности проявляющей такого рода тревожность, обозначают как «ситуационная тревожность». Это состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Такое состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным во времени4.

Личности, относимые к  категории высоко тревожных, склонны  воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать  весьма напряженно, выраженным состоянием тревожности.

Поведение повышенно  тревожных людей в деятельности направленной на достижение успехов, имеет  следующие особенности:

    1.Высоко тревожные  индивиды эмоционально острее, чем  низко тревожные, реагируют на  сообщения о неудаче.

    2.Высокотревожные  люди хуже, чем низко тревожные,  работают в стрессовых ситуациях  или в условиях дефицита времени,  отведенного на решение задачи.

    3.Боязнь неудачи  — характерная черта высоко  тревожных людей. Эта боязнь  у них доминирует над стремлением к достижению успеха.

    4.Мотивация  достижения успехов преобладает  у низко тревожных людей. Обычно  она перевешивает опасение возможной  неудачи.

    5.Для высоко  тревожных людей большей стимулирующей  силой обладает сообщение об  успехе, чем о неудаче.

    6.Низко тревожных  людей больше стимулирует сообщение  о неудаче.

    7.Личностная  тревожность предрасполагает индивида  к восприятию и оценке многих, объективно безопасных ситуаций  как таких, которые несут в  себе угрозу.

    Деятельность  человека в конкретной ситуации зависит не только от самой ситуации, от наличия или отсутствия у индивида личностной тревожности, но и от ситуационной тревожности, возникающей у данного человека в данной ситуации под влиянием складывающихся обстоятельств.

Воздействие сложившейся ситуации, собственные потребности, мысли и чувства человека, особенности его тревожности как личностной тревожности определяют когнитивную оценку им возникшей ситуации. Эта оценка, в свою очередь, вызывает определенные эмоции (активизация работы автономной нервной системы и усиление состояния ситуационной тревожности вместе с ожиданиями возможной неудачи). Информация обо всем этом через нервные механизмы обратной связи передается в кору головного мозга человека, воздействуя на его мысли, потребности и чувства.

Информация о работе Агрессивность молодежи