Агрессивность молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 00:03, курсовая работа

Описание работы

Проблема агрессивности имеет давнюю историю. Многие исследователи в нашей стране и за рубежом занимались проблемой агрессии. Вместе с тем, следует отметить, что исследователи проблемы агрессивности, агрессии к одному знаменателю не пришли, так как она сложна и многогранна и, следовательно, одного решения быть не может. В центре внимания исследователей оказались такие аспекты проблемы: биологические и социальные детерминанты агрессии, механизмы ее усвоения и закрепления, условия, определяющие проявления агрессии, индивидуальные и половозрастные особенности агрессивного поведения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы исследования агрессивности………………..5
1.1. Анализ основных понятий исследования агрессивного поведения и агрессивности………………………………………………………………………...5
1.2. Теоретические подходы к изучению истоков и причин агрессивного поведения……………………………………………………………………………11
1.3. Содержание и формы проявления агрессивного поведения………………...25
Глава II. Эмпирическое исследование агрессивности………………………..34
2.1. Блок методов эмпирической части исследования……………………………34
2.2. Диагностика агрессивности и тревожности студентов……………………...36
Заключение…………………………………………………………………………47
Список использованной литературы…………………………………………...49

Работа содержит 1 файл

Ромашова Агрессивность молодежи .doc

— 423.50 Кб (Скачать)

    Мотив торможения агрессивных действий оказывается решающим в актуализации определенных поведенческих тенденций. В ряде экспериментальных психологических исследований, в которых для оценки мотива - тенденции к агрессии применялась проективная методика, был получен пародоксальный на первый взгляд результат: те люди, которые в процессе тестирования обнаружили высокие показатели склонности к агрессии, в реальной жизни, как выяснилось, эту склонность не проявляли, подавляя ее даже больше, чем те, чьи показатели мотива агрессивности были выше. Этот результат объясняется, в частности, развитостью у них тенденции к торможению внешних проявлений агрессии, которая становится тем сильнее, чем значительнее мотивация к агрессии.

    Источники  торможения агрессии могут быть  как внешними, так и внутренними.  В качестве примера внешних  источников можно назвать страх  перед возможным возмездием или  наказанием за агрессивное поведение, а в качестве примера внутреннего источника - переживание вины за несдержанное, агрессивное поведение по отношению к другому живому существу. Было показано, что обычных подростков от тех, кто совершил правонарушение и находится в местах отбывания наказания, отличают именно внутренние источники торможения агрессивных действий. Сильным тормозным фактором в проявлении подростками агрессии является также позиция взрослых, в частности родителей, по отношению к агрессивному поведению детей.

    Анализ индивидуальных  различий в агрессии показывает, что люди с высоким мотивом агрессии сначала испытывают гнев и только потом адекватно оценивают вызвавшую гнев ситуацию, в то время как менее агрессивные лица прежде, чем рассердиться, взвешивают ситуацию более тщательно.

    Ситуационные факторы агрессивного поведения.

Немаловажную роль в  порождении и регулировании агрессивного поведения играют восприятие и оценка человеком ситуации, в частности - намерений, приписываемых другому лицу, возмездия за агрессивное поведение, способности достичь поставленной цели в результате применения агрессивных действий, оценки подобных действий со стороны других людей и самооценки.

    а) Намерение:  когда человек видит, что другой  собирается напасть на него или помешать ему, то решающим оказывается прежде всего то обстоятельство, приписываются ли этому другому агрессивные намерения и враждебные по отношению к себе планы. Для начала агрессии нередко бывает достаточно одного только знания о том, что другой питает враждебные намерения, даже если субъект еще и не подвергся нападению. Вместе с тем если противник заранее просит извинить его за агрессивное действие, то очень часто гнев не возникает вообще и ответной агрессии не происходит. Этот эффект основан на различной атрибуции мотивации, т. е. на приписывании субъектом другому враждебных или безобидных намерений. Как только субъект решит, что другой намерен ему навредить, и возникнет гнев, то изменить после этого такую атрибуцию можно лишь с очень большим трудом. Если же субъект придет к выводу, что инцидент был непреднамеренным или что произошла ошибка, то гнев, желание мести и стремление к ответной агрессии могут быстро пройти.

    б) Ожидание достижения цели агрессии и возмездия за агрессивное поведение:  Пока субъект располагает возможностями совершения прямой агрессии, реализация которых не представляет трудностей, ожидание вероятности нанесения вреда жертве и тем самым достижение цели агрессивного действия играют незначительную роль. Существенное значение это ожидание приобретает лишь в том случае, когда ответная агрессия субъекта не может достигнуть инициатора агрессии непосредственно, например, нет возможности с ним встретиться. Тогда может последовать непрямая агрессия типа нанесения ущерба собственности агрессора или его репутации. Вероятность, что подобные косвенные агрессивные действия на самом деле поразят агрессора, весьма различна и является в качестве ожидания последствий результата действия - одним из решающих детерминантов. Например, если единственное, что человек может сделать, состоит в жалобе на агрессора начальнику, а поведение последнего не позволяет надеяться на его заинтересованность в содержании жалобы и в принятии им мер, то часть возникшей агрессивной тенденции останется нереализованной и сохранится на будущее. Если же прямая агрессия возможна, то решающее значение приобретает ожидание иного рода, а именно вероятность ответа на агрессию субъекта также агрессией, т. е. что в результате своего агрессивного акта субъект снова превратится в жертву. В действенности ожидания возмездия решающим оказывается обстоятельство, подвергся субъект нападению или нет. Если субъект стал жертвой агрессии, то он осуществляет принцип возмездия, даже когда вероятность ответного возмездия велика. Исключение из этого правила И.Шортелл, С.Эпштейн и Дж.Тэйлор наблюдали лишь в ситуации сильной угрозы, когда наказываемый располагал возможностью сверхсильного возмездия,

    в) Благоприятствующие  агрессии ключевые раздражители: Особенности контекста влияют  на оценку ситуации, указывая  субъекту, какой смысл ей следует  приписать. Один из примеров это так называемый эффект оружия. Если в лабораторном помещении находится оружие, то агрессивность испытуемого будет повышаться . Ключевые раздражители оказывают мотивирующее воздействие лишь в том случае, когда отвечают текущему мотивационному состоянию. Усиление мотивации под воздействием ключевых раздражителей, соответствующих по своему содержанию наличному мотивационному состоянию, было продемонстрировано в исследованиях Р.Джина и Д.Стоннера. После того как часть испытуемых подверглась агрессии (ударам тока), все испытуемые смотрели фильм об одном из матчей чемпионата по боксу, который трем экспериментальным группам был представлен по разному. Первой группе было сказано, что это матч - реванш после поражения одного из его участников, второй - что это матч профессиональных боксеров и дерутся они за деньги, третья группа никаких объяснений не получала. После этого испытуемые должны были чему-либо научить другого человека, наказывая его за ошибки ударами тока. Полученные результаты вполне соответствуют основному принципу эффекта оружия, согласно которому совпадение содержания мотивации и ключевого раздражителя эту мотивацию усиливают. Испытуемые, перед просмотром фильма подвергшиеся агрессии, проявляли большую агрессивность в случае, когда считали матч вызванным желанием реванша, чем когда воспринимали его как бокс ради денег (сам фильм в обоих случаях был одним и тем же). Для испытуемых, не подвергавшихся предварительной агрессии, соотношение оказалось обратным: профессиональный бокс в большей мере стимулировал их агрессивность, чем матч - реванш.

г) Удовлетворение, приносимое достигнутым в ходе агрессии результатом:   Результаты приведенного выше исследования Р.Джина и Д.Стоннера можно также объяснить, исходя из различной ценности фильма о боксе для удовлетворения текущих потребностей субъекта. Для человека, подвергшегося агрессии и думающего о возмездии, восприятие поединка боксеров после испытанного одним из них поражения сопровождалась замещающим переживанием, отражавшим, возбуждавшим и умножавшим надежды на отмщение, что приводило к усилению мотивации. Наиболее непосредственное удовлетворение субъекту приносят любые реакции жертвы, выражающие ее страдание, прежде всего реакции, свидетельствующие об испытываемой ею боли. Если враждебная агрессия базируется на принципе возмездия, то максимальное удовлетворение принесет созерцание боли заранее определенной силы. Подобное созерцание сокращает агрессивную мотивацию вплоть до нулевого уровня и одновременно закрепляет агрессивное поведение в аналогичных ситуациях. Причинение незначительной боли не полностью удовлетворит субъекта и сохранит остаточную агрессивную тенденцию.

    Самооценка: Процессы  самооценки представляют собой  решающий детерминант агрессивности  субъекта, уровень самооценки регулирует внутренне обязательные нормативные стандарты, которые могут как препятствовать, так и благоприятствовать свершению агрессии. Если в результате несправедливого (по мнению субъекта) нападения, оскорбления или намеренно созданного препятствия будет задето и умалено его чувство собственного достоинства (его нормативный уровень), то агрессия будет нацелена на восстановление своего достоинства осуществлением возмездия. В случае избыточной агрессии тот же принцип, а также присвоенные субъектом общезначимые моральные нормы приведут к самоосуждению, чувству вины, угрызениям совести, короче, к негативной самооценке. Нормативные стандарты, определяющие в сфере агрессии, что человек считает дозволенным и недозволенным, регулируют его агрессивные действия не автоматически. Чтобы стандарты самооценочного характера оказались действенными, на них должно быть направлено внимание субъекта, т. е. должно возникнуть состояние так называемой «объективации самосознания», наблюдаемое, когда внимание обращается на какие - либо части или атрибуты себя самого, например когда человек видит себя в зеркале. В одном эксперименте испытуемые - мужчины должны были ударять током женщину, причем над аппаратом, посредством которого осуществлялись электроразряды, у части испытуемых помещалось зеркало, позволяющее им видеть себя. Интенсивность тока у испытуемых, видевших себя в зеркало, оказалась значительно меньшей, чем у остальных, что полностью соответствовало норме: мужчина не должен применять к женщине физического насилия. Таким образом, «объективация самосознания» как бы цивилизует людей, заставляет их в большей мере соблюдать требования морали, иными словами, их действия начинают сильнее соответствовать признаваемым в качестве обязательных общепринятым и личным нормам. Однако такое происходит только в начале раздражения. Когда же человек «вышел из себя» и находится в сильном возбуждении, это не помогает снять агрессивные действия. Отсюда следует, что аффект гнева при «объективации самосознания», заполняя все чувства субъекта, затушевывает значимость нормативных ценностей в саморегуляции действий и их влияние сходит на нет13.

    Оценка другими  людьми:  В ряде исследований  было вскрыто ее значение как предвосхищаемого субъектом последствия агрессии и как действенного мотивационного стимула. Усиливающий или тормозящий агрессию эффект оказывает уже само присутствие других лиц, которым субъект приписывает определенное отношение к агрессивности.

    Подводя итог, выше сказанному, можно выделить  две мотивационные тенденции:  к агрессии и к ее торможению, причем мотив торможения агрессивных действий оказывается решающим в актуализации определенных поведенческих тенденций. Источники торможения агрессии могут быть как внешними, так и внутренними.  Что касается ситуационных фокторов агрессивного поведения, то немаловажную роль в порождении и регулировании агрессивного поведения играют восприятие и оценка человеком ситуации, в частности - намерений, приписываемых другому лицу, возмездия за агрессивное поведение, способности достичь поставленной цели в результате применения агрессивных действий, оценки подобных действий со стороны других людей и самооценки.

Формы  проявления агрессивности.

    Выделяют следующие  формы  агрессии:

− Реактивная агрессия возникает  в ответ на предшествующую провокацию.

− Проактивная агрессия возникает при отсутствии провокации.

− Сверхактивная агрессия (особый вид реактивной агрессии) –  тенденция реагировать мощной агрессией  даже на самую слабую провокацию.

− Физическая агрессия –  это использование физической силы в акте агрессии против другого живого существа.

− Вербальная агрессия –  нападение осуществляется либо в  словесной форме (ругательство, проклятие, угрозы), либо негативные чувства выражаются агрессором в виде криков, визгов или  иной подобной форме.

− Враждебная агрессия –  намеренное причинение вреда другому живому существу.

− Инструментальная –  использование агрессивного поведения  в качестве инструмента для достижения позитивной цели. Примером проявления данного вида агрессии является поведение  ребенка, кричащего и топающего ногами, который хочет, чтобы родители купили ему игрушку. Если родители неоднократно идут у него на поводу, то подобное поведение закрепляется, ребенок часто использует такие действия для получения желаемого.

− Аутоагрессия – агрессия, направленная на самого себя и проявляющаяся в самообвинении, в самоунижении, нанесение себе телесных повреждений, (крайняя форма – самоубийство).

    Таким образом,  нами перечислены основные формы  агрессивного поведения, несущие  как разрушительный характер, так  и не приносящие вреда другим, направленные на себя и во вне, прямые или косвенные.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Эмпирическое исследование агрессивности молодежи

 

2.1. Блок методов  эмпирической части исследования

    Эмпирическое  исследование осуществлялось на  базе Курского института социального образования (филиала) РГСУ. В исследовании участвовали 86 студентов 19-21 год (3-й курс).

В качестве методов исследования для диагностики уровня тревожности  взяты: Методика «шкала тревожности» Дж. Тейлора и опросник Спилбергера;

В качестве методов исследования для диагностики уровня агрессивности взяты:

методика диагностики  агрессивности А. Ассингера и  опросник А.Басса - А. Дарки.

Опросник А.Басса-А.Дарки .Агрессивные проявления можно разделить на два основных типа: мотивационная агрессия, или агрессия как самоценность; инструментальная агрессия, как средство. (При этом подразумевают, что оба вида агрессии могут проявляться как под контролем сознания, так и в него и сопрягается с эмоциональными переживаниями гневом, враждебностью.) Практических психологов в большей степени должна интересовать мотивационная агрессия как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций. Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большой степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии. Одной из подобных диагностических процедур является опросник А.Басса А.Дарки. А. Басс, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил понятия агрессия и враждебность и определил последнюю как реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий. Создавая опросник, дифференцируюший проявления агрессии и враждебности А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

    1. Физическая  агрессия − использование физической силы против другого лица.

    2. Косвенная  агрессия − агрессия, окольным  путем направленная на другое  лицо или ни на кого не  направленная.

    З. Раздражение  − готовность к проявлению  негативных чувств при малейшем  возбуждении (вспыльчивость, грубость).

    4. Негативизм  — оппозиционная манера поведения  от пассивного сопротивления  до активной борьбы против  установившихся обычаев и законов.

    5. Обида — зависть и ненависть к окружающей действительности, выраженность в действиях.

    6. Подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют, я приносят вред.

Информация о работе Агрессивность молодежи