Формирование ценностно-смысловой сферы в юношеском возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 08:34, доклад

Описание работы

В юношеском возрасте (15-18 лет) складываются основные компоненты личности -
характер, общие и специальные способности, мировоззрение. Эти сложные компоненты формирующейся личности являются психологическими предпосылками вступления в самостоятельную, взрослую жизнь. В ряде исследований отмечается, что юношеский возраст сензитивен, очень благоприятен для образования ценностно-смысловых ориентаций как устойчивого свойства личности, способствующего становлению мировоззрения, отношению к окружающей действительности.

Работа содержит 1 файл

Формирование ценностно-смысловой сферы в юношеском возрасте.docx

— 24.89 Кб (Скачать)

Прошлое, существующее как «опыт», по вертикали (в ценностно-смысловой) плоскости представлено установками  и отношениями, а в горизонтальной плоскости (пространственно-временной) - опытом в его традиционном понимании.

Соответственно психологическое  будущее в ценностно-смысловой  плоскости представлено мысленной  проекцией себя в будущее, а в  пространственно-временной плоскости - конкретным планированием своей  жизни во времени, то есть жизненными и профессиональными планами. На основании этого М.Р. Гинзбург выделяет следующие типы самоопределения личности:

- гармоничное (благополучное настоящее при позитивном будущем);

- стагнирующее (благополучное настоящее при негативном будущем; страх перед будущим);

- беспечное (благополучное настоящее, видение будущего без целенаправленного планирования; ожидания благополучия и того, что все будет происходить «само собой»);

- бесперспективное (благополучное настоящее; планирование будущего при отсутствии его ценности как «вынужденное»);

- негативное (неблагополучное настоящее, негативное будущее, ощущение безнадежности);

- защитное (неблагополучное настоящее, позитивное планирование будущего; «бегство в будущее»);

- фантазийное (неблагополучное настоящее, позитивное будущее при отсутствии его планирования; «бегство в грезы о будущем»);

- прагматичное (успешная самореализация при отсутствии ценностей и экзистенциальной ориентации; «адаптивность», проекция в будущее заимствованных ценностей);

- гедонистическое (успешная самореализация при отсутствии ценностей, позитивных образов будущего и планирования; погоня за сиюминутными удовольствиями);

- зависимое (успешная самореализация, позитивное будущее при отсутствии ценностей, планирования; погоня за удовольствиями, проекция в будущее заимствованных ценностей);

- пассивное (нереализованные ценности в настоящем, позитивное планируемое будущее; нереализованность в настоящем);

- бездейственное (нереализованные ценности в настоящем, позитивное непланируемое будущее; уход от нереализованности в сферу эмоциональных переживаний). [13]

Психологические пространства самоопределения  могут быть как субъективными (представленными  в сознании данного человека), так  и объективными, общепринятыми (как  реально существующие возможности  выборов, осознаваемые различными людьми). Цель профессионального самоопределения  в соотнесение субъективных пространств, выделяемых и желаемых самим человеком, и реально существующих пространств профессиональных выборов, которые человек поначалу может и не осознавать (или не принимать как значимые для себя).

В целом можно условно выделить следующие уровни реализации имеющихся  возможностей (общие уровни по профессиональному  и жизненному типу самоопределения):

1. Агрессивное неприятие деятельности  по конкретному типу самоопределения,  демонстративное игнорирование  и даже разрушение имеющихся  возможностей.

2. Молчаливое избегание деятельности  по конкретному типу самоопределения.  Например, человек ищет на работе  любую возможность, чтобы не  выполнять свои профессиональные  обязанности.

3. Реализация стереотипных способов  деятельности.

4. Стремление усовершенствовать  отдельные элементы своей деятельности, то есть фактическое начало  настоящего творчества, но в рамках  традиционных способов жизнедеятельности.

5. Стремление существенно усовершенствовать  своей деятельности в целом.


Информация о работе Формирование ценностно-смысловой сферы в юношеском возрасте