Формирование психологической культуры у воспитнников школ - интернатов

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2010 в 22:01, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования явилось изучение особенностей формирования психологической культуры детей в условиях школы - интерната.

Объектом исследования является процесс формирования психологической культуры детей, воспитывающихся в условиях школы - интерната.

Предмет исследования – психолого-педагогические условия и средства формирования психологической культуры подростков в условиях школы - интерната.

Гипотеза: основные условия формирования психологической культуры детей в условиях школ - интернатов: адекватно выстроенное педагогическое общение; сообщение знаний и сведений психологического характера, тренинговая работа, использование дискуссий и творчества, коллективных методов.

В соответствии с целью, объектом, предметом и выдвинутой гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:

1. Проанализировать основные теоретические подходы и обобщить ключевые положения, относящиеся к проблеме формирования психологической культуры детей в условиях школы - интерната;

2. Выявить специфику формирования психологической культуры детей в школе – иентернате;

3. Дать обоснование психолого-педагогических условий и средств формирования психологической культуры детей в условиях школы - интерната.

4. Эмпирически исследовать уровень психологической культуры подростков в рамках школы - интерната;

5. Обобщить полученные данные.

Содержание

Введение 3
Глава 1 6
Психологическая культура как целостное многомерное образование развивающейся личности 6
1.1. Понятие психологической культуры в трудах отечественных 6
психологов 6
1.2. Компоненты психологической культуры 12
Выводы по главе 1 18
Глава 2 19
Особенности формирования психологической культуры у детей, воспитывающихся в условиях школы – интерната 19
2.1. Особенности личности и межличностного взаимодействия детей, воспитывающихся в условиях интерната 19
2.2. Условия и методы формирования психологической культуры у воспитанников интернатов 26
Выводы по главе 2 31
Глава 3 32
Диагностика особенностей психологической культуры детей в условиях школы – интерната 32
3.1. Организация и методика исследования 32
3.2. Анализ полученных результатов 35
Выводы по главе 3 38
Заключение 39
Список литературы 41

Работа содержит 1 файл

Формирование психологической культуры у воспитанников школ-интернатов.doc

— 236.50 Кб (Скачать)

       Психологическая культура способствует [12, c. 10]:

       - большему осознанию своих возможностей (интеллектуальных качеств, работоспособности,  коммуникативных качеств, характера, темперамента и т.д.);

       -  лучшему осознанию своих желаний  (потребностей в самосохранении, в признании другими людьми, в  самореализации своих способностей);

       - правильной организации своей  учебы и труда, досуга и быта, 
оптимальному регулированию личных и деловых взаимоотношений с другими людьми (родителями и детьми, сверстниками и сослуживцами и т.д.).

       Психологическая культура является предметом психокультурологии, междисциплинарной области науки, наиболее тесно связанной с культурологией, психологией, этнологией, антропологией. Исследования в области психологической культуры могут и должны рассматривать широкий круг явлений, связанных с деятельностью и жизнедеятельностью человека, изучаемых не только психологией, но и другими науками. Однако, собственным предметом таких исследований должно оставаться описание и объяснение форм использования представлений о психике, обращенных на саму психику, способов ее практического изучения, регулирования и развития.

       Психологическая культура должна основываться на постулатах нравственности, российской ментальности, профессиональной педагогической компетентности.

       При организации учебной деятельности студентов важно отдавать приоритет  личностно-ориентированным технологиям  обучения, направленным на развитие учащихся как субъектов деятельности, общения, научного поиска и профессионального самоопределения. Необходимо вести работу по выработке индивидуальных маршрутов обучения, учитывая влияние различных внешних и внутренних факторов на данный процесс.

       О психологической культуре человека можно говорить в контексте различных  сфер жизнедеятельности (профессиональной, личной), с учетом ряда особенностей (национальных, возрастных и т. д.). Профессиональная психологическая культура определяется спецификой той или иной деятельности (учителя, врача, менеджера и т. д.), особенностями решаемых задач [11, c. 55].

       А.А. Бодалев рассматривает психологическую  культуру личности в контексте проблемы общения. «Для общения, основанного  на принципах гуманизма, необходима психологическая культура, основные положения которой можно попытаться свести к трем элементам: разбираться в других людях и верно оценивать их психологию, адекватно эмоционально откликаться на их поведение и состояние и выбирать по отношению к каждому из них такой способ обращения, который, не расходясь с требованиями коммунистической морали и будучи направлен на утверждение коммунистических идеалов, в то же время наилучшим образом отвечал бы индивидуальным особенностям тех, с кем приходится общаться»

       По  мнению Е.А. Климова, психологическая культура - это «часть общей культуры человека (как члена семьи, гражданина, специалиста), предполагающая освоение им системы знаний в области основ научной психологии, основных умений в деле понимания особенностей психики (своей и окружающих людей) и использование этих знаний в обыденной жизни, в самообразовании и профессиональной деятельности».

       Л.С. Колмогорова, проанализировала, расширила, дополнила указанные выше положения  и предложила следующее определение: «Общая психологическая культура человека - это составная часть базисной культуры человека, являющаяся сложносконструированным образованием, позволяющая ему понимать внутренний мир человека, эффективно решать жизненные психологические проблемы, адаптироваться и самоопределиться в социуме, способствующая самореализации, саморазвитию, гармонизации внутреннего мира и отношений с окружающими, порождающая состояние внутреннего благополучия» [11, c. 54].

 

       

1.2. Компоненты психологической  культуры

 

       В соответствии с точкой зрения Зорина А.П., психологическая культура человека - это сложное системное образование личности, включающее в себя следующие структурные компоненты: интеллектуальный, практический (поведенческий) и ценностно-смысловой (духовно-нравсгвенный).

       Интеллектуальный компонент представляет собой систему психологических знаний, т.е. определенную психологическую осведомленность (компетентность), а также умение понимать людей и себя. Это понимание обеспечивается мышлением, которое получило название психологического или социального интеллекта.

       Практический (поведенческий) компонент психологической  культуры представлен системой практических умений и навыков, с помощью которых  субъект воздействует на других людей  и на самого себя. Они далеко не всегда имеют внешне-практическую форму. Например, умения и навыки самовоздействия являются не внешними, а внутренними психологическими образованиями. Но их генетические корни находятся в пространстве реального межличностного взаимодействия.

       Ценностно-смысловой  или духовно-нравственный компонент психологической культуры можно определить как отношение человека к другим людям. Оно зависит от того, какое место в системе его ценностей занимают люди: как себе подобные или равноправные личности, как инструменты (средства) решения личных или каких-то иных проблем, как культы поклонения, как благодетели и т.д.

       Он  соотносим с системой духовно-нравственных ценностей общества. Выделенные структурные компоненты психологической культуры человека тесно взаимосвязаны как функционально, так и генетически. Это важно не только в теоретическом плане, но и для построения эффективной системы формирования психологической культуры.

       В область психологической культуры входят уровень и формы развития психологической компетенции, уровень практического использования представлений о психике, технология формирования психических качеств в различных сферах психики [4, c. 51].

       Психологическая культура включает осознание существования психики и ее регулирующего влияния на жизнедеятельность, деятельность, поведение, все проявления активности личности.

       В психологическую культуру Колчина Е.М., Климкина Е.С. включают потребностно-мотивационный компонент, характеризующийся потребностью к познанию себя, других, деятельности; стремлением к саморазвитию и самореализации; когнитивного компонента, включающего в себя психологическую грамотность.

       С точки зрения О.И. Моткова [16, c. 48] , развитая психологическая культура включает:

       - систематическое самовоспитание  культурных стремлений и навыков; 

       - достаточно высокий уровень обычного и делового общения;

       - хорошую психологическую саморегуляцию; 

       - творческий подход к делу;

       - умение познавать и реалистически  оценивать свою личность.

       В структуре психологической культуры человека Л.С. Колмогорова выделяет следующие компоненты: знания и умения, психологическую компетентность, ценностно-смысловой, рефлексивно-оценочный, культуротворческий.

       Автором также были также выделены следующие  компоненты общей (базовой) психологической  культуры [10, c. 48]:

       1. Психологическая грамотность как совокупность элементарных психологических знаний и умений представляет собой азы психологической культуры, с которых начинается ее освоение с учетом возраста, индивидуальных и других особенностей. Психологическая грамотность означает овладение психологическими знаниями (фактами, представлениями, понятиями, законами и т. д.), умениями, символами, традициями, правилами и нормами в сфере общения, поведения, психической деятельности и т. д.

       Психологическая грамотность может проявляться в кругозоре, эрудиции, осведомленности по поводу разнообразных явлений психики как с точки зрения научного знания, так и с точки зрения житейского опыта, извлекаемого из традиций, обычаев, непосредственного общения человека с другими людьми, почерпнутого из средств массовой информации, и т. д. Психологическая грамотность предполагает овладение системой знаков и их значений, способами деятельности, в частности способами психологического познания. Причем речь идет не только о знаниях, но и их применении, исполнении норм, правил на уровне ролевого поведения, социальных функций, традиций.

       Как считает автор данного подхода, основанием для выделения вышеперечисленных  компонентов является специфика  функций каждого из них, а также  отражение генезиса культуры человека, представленность процессов культуроосвоения и культуротворчества. Указанные компоненты целостно характеризуют культуру человека, в них отражены и в субъективной форме представлены все элементы объективно существующей психологической культуры общества.

       Общая психологическая грамотность - это ступень в освоении культуры, доступная каждому нормально развивающемуся человеку. Разумное и обоснованное ее повышение не должно приводить как к негативным последствиям в развитии личности, так и к беспредельному увеличению учебной нагрузки, снабжению детей невостребованными знаниями.

       2. Психологическая компетентность - это особый тип

       организации предметно-специфических знаний, позволяющий принимать эффективные решения в соответствующей области деятельности. Психологическая компетентность может быть охарактеризована через эффективность, конструктивность деятельности (внешней и внутренней) на основе психологической грамотности. Она означает эффективное применение знаний, умений для решения стоящих перед человеком задач,

       проблем и предполагает соединение обобщенных психологических знаний с знаниями о себе, конкретном человеке, ситуации. Грамотный человек знает о чем-то абстрактно, а компетентный может на основе знания конкретно и эффективно решать какую-либо психологическую задачу, проблему.

       2. Ценностно-смысловой компонент психологической культуры личности представляет собой совокупность, систему личностно-значимых и личностно-ценных стремлений, идеалов, убеждений, взглядов, позиций, отношений, верований в области психики человека, его деятельности, взаимоотношений с окружающими и т. д.

       Эти характеристики составляют основу внутреннего мира личности. В отличие от норм ценности предполагают выбор какого-либо объекта, потребности, способа и т. д.

       Становясь мотивами поведения, они переходят в ценностные ориентации личности.

       Ценностно-смысловой компонент составляет ядро структуры личности и характеризует ее направленность. Иерархия ценностей и смыслов, мировоззрение, убеждения и идеалы составляют содержательную сторону структуры и направленности личности.

       3. Психологическая направленность  личности. Общая психологическая направленность личности -  это направленность на внутренний, душевный, психический мир человека, выраженный и устойчивый интерес к нему, активное стремление строить отношения и деятельность на основе учета психологических особенностей людей.

       Преобладающая, особая внутренняя позиция -  психологическая (в отличие от педагогической, правовой и др.). Для этой направленности характерно то, что человек, его внутренний мир стоят как бы в центре индивидуальной системы ценностей.

       Индикаторами психологической направленности личности являются:

       - выраженный и устойчивый интерес к психологическим знаниям, психологическому аспекту действительности, внутреннему миру человека;

       - выбор деятельности, соответствующей направленности на внутренний мир человека;

       -  психологическая позиция.

       4. Рефлексия представляет собой осмысление человеком целей, процесса и результатов своей деятельности по присвоению психологической культуры, а также осознание тех внутренних изменений, которые в нем происходят, себя как изменяющейся личности, субъекта деятельности и отношений. Рефлексия - главное интеллектуальное средство самопознания и саморегуляции, выступающее как механизм развития и саморазвития личности.

       В работах С. Л. Рубинштейна, Л. И. Божович, И. С. Кона, И. И. Чесноковой, В. В. Столина убедительно показано, что самосознание принимает непосредственное участие в регуляции поведения и деятельности, оно является важным условием личностного благополучия, влияет на развитие качеств личности и т. д. Благодаря рефлексивному механизму человек переходит на новые уровни развития. Рефлексия человека как субъекта психологической культуры охватывает все перечисленные ее компоненты: осмысление собственного уровня психологической грамотности и компетентности, особенностей ценностно-смысловой сферы, культуротворчества.

Информация о работе Формирование психологической культуры у воспитнников школ - интернатов