Формирование психологической культуры у воспитнников школ - интернатов

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2010 в 22:01, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования явилось изучение особенностей формирования психологической культуры детей в условиях школы - интерната.

Объектом исследования является процесс формирования психологической культуры детей, воспитывающихся в условиях школы - интерната.

Предмет исследования – психолого-педагогические условия и средства формирования психологической культуры подростков в условиях школы - интерната.

Гипотеза: основные условия формирования психологической культуры детей в условиях школ - интернатов: адекватно выстроенное педагогическое общение; сообщение знаний и сведений психологического характера, тренинговая работа, использование дискуссий и творчества, коллективных методов.

В соответствии с целью, объектом, предметом и выдвинутой гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:

1. Проанализировать основные теоретические подходы и обобщить ключевые положения, относящиеся к проблеме формирования психологической культуры детей в условиях школы - интерната;

2. Выявить специфику формирования психологической культуры детей в школе – иентернате;

3. Дать обоснование психолого-педагогических условий и средств формирования психологической культуры детей в условиях школы - интерната.

4. Эмпирически исследовать уровень психологической культуры подростков в рамках школы - интерната;

5. Обобщить полученные данные.

Содержание

Введение 3
Глава 1 6
Психологическая культура как целостное многомерное образование развивающейся личности 6
1.1. Понятие психологической культуры в трудах отечественных 6
психологов 6
1.2. Компоненты психологической культуры 12
Выводы по главе 1 18
Глава 2 19
Особенности формирования психологической культуры у детей, воспитывающихся в условиях школы – интерната 19
2.1. Особенности личности и межличностного взаимодействия детей, воспитывающихся в условиях интерната 19
2.2. Условия и методы формирования психологической культуры у воспитанников интернатов 26
Выводы по главе 2 31
Глава 3 32
Диагностика особенностей психологической культуры детей в условиях школы – интерната 32
3.1. Организация и методика исследования 32
3.2. Анализ полученных результатов 35
Выводы по главе 3 38
Заключение 39
Список литературы 41

Работа содержит 1 файл

Формирование психологической культуры у воспитанников школ-интернатов.doc

— 236.50 Кб (Скачать)

       4 - творчество – охотное освоение новых дел и игр, придумывание новых способов выполнения привычной деятельности и новых игр; 

       5 – самоорганизованность (конструктивное  ведение своих  дел) - достаточно  реалистичное их планирование, доведение  начатого дела до конца, выполнение  деловых обещаний, умение распределять  время на учебу и другие  дела;

       6 - гармонизирующее саморазвитие - наличие самозадач и деятельности по самовоспитанию своих качеств, улучшающих образ жизни: поддержание бодрости с помощью физических упражнений, умение заставить себя соблюдать ежедневную гигиену, сохранять порядок в своей комнате и т.п.

       Эти шесть частных показателей составляют общий фактор  7 – Психологическая культура личности (все вопросы методики).

       Карта Стотта предназначена для изучения особенностей учеников, дезадаптированных к условиям школы. К дезадаптированным относятся два типа учеников:

       - которые сами испытывают трудности и создают множество трудностей для окружающих (педагогов, родителей, других детей) — это так называемые «трудные дети».

       - Которым самим в школе трудно, но окружающим они не доставляют особых неприятностей.

       Карта наблюдения состоит из 16 комплексов симптомов — особенностей поведения, их называют «симптомокомплексами» (СК). В каждом СК есть перечень особенностей поведения ребенка. Каждый СК пронумерован и имеет собственное название.

       При заполнении карты наблюдения необходимо взять бланк (таблица 1) и отметить наличие какой-либо особенности поведения знаком «+», а его отсутствие знаком «-».

       2. Каждая особенность поведения  имеет неодинаковый информативный  вес (за одну особенность поведения  дается 1 балл, за другую — 2 балла), поэтому необходим перевод первичных показателей в сырые баллы (таблица 2).

       3. В каждом СК баллы по образцам  поведения суммируются. Т.е. каждый  СК получает определенное количество  баллов.

       4. Затем баллы по каждому СК  переводятся в проценты. Проценты  показывают насколько сильно выражен определенный СК от максимально возможной выраженности. Для перевода в проценты пользуются таблицей 3.

       5. Для каждого СК числовые шкалы  (от 0% до 100%) разбиты на пять интервалов:

       0-20% — слабая выраженность данного  качества.

       20-40% — заметная выраженность.

       40-60% — сильная выраженность 

       60-80% — очень сильная выраженность.

       80-100% — чрезмерная выраженность качества, когда оно уже перерастает  в другое качество 

 

       

3.2. Анализ полученных  результатов

 

       В ходе исследования были получены следующие данные.

       Таблица 1

       Данные  по методике «Психологическая культура личности»

ГРУППА

детей

I – Самопони-мание II –

Конструк-тивность общения

III – Саморе- гуляция IV – Твор- чество V - Самоорга-низован-ность VI – Самораз- витие

VII –

Психол. культура

    общая

Сред

Взвеш. ср.

Сред

Взвеш. ср.

Сред

Взвеш. ср.

Сред

Взвеш. ср.

Сред

Взвеш. ср.

Сред

Взвеш. ср.

Сред

Взвеш. ср.

Дети 12 – 14 лет 2,99 1,58 1,93 3,17 2,85 2,74 2,81
 

       Таким образом, можно отметить, что преобладающими являются низкий уровень  развития психологической культуры.

       Таблица 2

       Данные  по показателям методики «Психологическая культура личности» 

Шкала Высокий Псевдовысокий Средний Низкий
Самопонимание 10% 10% 20% 60%
Конструктивность  общения 20% 20% 30% 30%
Саморегуляция 10% 10% 20% 60%
Творчество 30% 20% 30% 20%
Самоорганизованность 10% 10% 20% 60%
Саморазвитие  10% 20% 10% 60%
Общая психологическая культура 18,3% 15% 21,6% 45,1%
 

       Таким образом, наиболее высокие оценки по шкале «Творчество», наиболее низкие – по шкалам «Самопонимание», «Саморегуляция».

       По  методике «Карта наблюдения» были получены следующие результаты:

       Таблица 3

       Данные  по методике «Карта наблюдений»

Шкала Слабо выражено Заметно  выражено Сильно выражено Очень сильно выражено Чрезмерно выражено
Недостаток  доверия 10% 20% 50% 20% 0%
Ослабленность 60% 30% 10% 0% 0%
Уход  в себя 50% 40% 10% 0% 0%
Тревога за принятие взрослыми 60% 30% 10% 0% 0%
Неприятие взрослых 20% 40% 30% 10% 0%
Тревога за принятие детьми 30% 50% 20% 0% 0%
Асоциальность 40% 50% 10% 0% 0%
Конфликтность с детьми 10% 30% 50% 10% 0%
Неусидчивость 30% 40% 30% 0% 0%
Эмоциональная незрелость 0% 20% 30% 40% 10%
Невротические симптомы 0% 40% 50% 10% 0%
Среда 0% 0% 70% 20% 10%
Умственное  развитие 20% 60% 20% 0% 0%
Сексуальное развитие 50% 40% 10% 0% 0%
Болезнь 60% 30% 10% 0% 0%
Физическое  развитие 20% 50% 30% 0% 0%
 

       Таким образом, по данным карты Стотта, основными  проблемами являются: эмоциональная  незрелость, умственное развитее, конфликтность, тревога за принятие в детской  среде, неприятие взрослых, невротическая симптоматика.

       Таким образом, можно сделать вывод  о специфических проблемах во взаимодействии с другими людьми, низкую психологическую культуру детей.

 

       

Выводы  по главе 3

 

       Нами  было проведено  исследование особенностей психологической культуры воспитанников школы – интерната № 9 г. Коркино, Челябинской области. Адрес: ул. Маслова, 14.

       В исследовании приняли участие 20 детей  в возрасте от 12 до 4 лет: 10 мальчиков, 10 девочек.

       В ходе исследования нами были использованы следующие методики:

       1. Методика «Психологическая культура  личности», разработанная О.И.  Мотковым, Т.А. Огневой

       2. Карта наблюдения Стотта 

       По  данным методики «Психологическая культура личности» можно отметить, что  преобладающими являются низкий уровень  развития психологической культуры; наиболее высокие оценки по шкале «Творчество», наиболее низкие – по шкалам «Самопонимание», «Саморегуляция».

       По  данным карты Стотта, основными проблемами являются: эмоциональная незрелость, умственное развитее, конфликтность, тревога за принятие в детской среде, неприятие взрослых, невротическая симптоматика.

       Таким образом, можно сделать вывод  о специфических проблемах во взаимодействии с другими людьми, низкую психологическую культуру детей, в связи с чем необходима развивающая  работа.

 

       

Заключение

 

       В настоящее время проблемы формирования психологической культуры становятся все более актуальными. Однако к  настоящему времени не существует единого  подхода к определению понятия  «психологическая культура». Не существует единой концепции и единого плана исследования психологической культуры.

       Мы  исходили из позиции О.И. Моткова, по определению которого психологическая культура  личности – это характеристика гармоничности построения основных процессов  поведения и управления ими. Она выражается,  в первую очередь,  в достаточно хорошей саморегуляции действий и эмоций, в конструктивности общения и  конструктивном  ведении различных дел, в наличии выраженных процессов самоопределения, творчества и саморазвития.

       Специфика личностного развития и межличностных взаимодействий детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, связана с различными видами депривации: психической, сенсорной, социальной, материнской, эмоциональной. С этим связаны специфические особенности личностного развития детей и их взаимодействия:  конфликтность, неприятие взрослых;  задержка интеллектуального развития; феномен «Мы»,  склонность к  бродяжничеству;  поверхностность контактов;  иждивенческая позиция.

         Основные условия формирования  психологической культуры детей в  условиях школ - интернатов: адекватно выстроенное педагогическое общение; сообщение знаний и сведений психологического характера, тренинговая работа, использование дискуссий и творчества, коллективных  методов.

       Нами  было проведено  исследование особенностей психологической культуры воспитанников школы – интерната № 9 г. Коркино, Челябинской области. Адрес: ул. Маслова, 14.

       В исследовании приняли участие 20 детей  в возрасте от 12 до 4 лет: 10 мальчиков, 10 девочек.

       В ходе исследования нами были использованы следующие методики:

       1. Методика «Психологическая культура  личности», разработанная О.И.  Мотковым, Т.А. Огневой

       2. Карта наблюдения Стотта 

       По  данным методики «Психологическая культура личности» можно отметить, что  преобладающими являются низкий уровень  развития психологической культуры; наиболее высокие оценки по шкале «Творчество», наиболее низкие – по шкалам «Самопонимание», «Саморегуляция».

       По  данным карты Стотта, основными проблемами являются: эмоциональная незрелость, умственное развитее, конфликтность, тревога за принятие в детской среде, неприятие взрослых, невротическая симптоматика.

       Таким образом, можно сделать вывод  о специфических проблемах во взаимодействии с другими людьми, низкую психологическую культуру детей, в связи с чем необходима развивающая работа.

       Таким образом, гипотеза, поставленная в начале исследования, нашла свое подтверждение. Цели исследования достигнуты, задачи реализованы.  

Список  литературы

 
       
  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. -  М.: Просвещение, 1991.- 188 с.
  2. Бернс Р. Материнская депривация и ее виды// Психологический журнал.- 2002.- №5.- с. 44 – 49.
  3. Бондарчук С.В. Исследование социальной адаптации в подростковом возрасте// Дополнительное образование.- 2001.- №1.- с. 11-13.
  4. Ветрова В.В. Учет специфики индивидуального опыта жизни ребенка в формировании его психологической культуры//Формирование психологической культуры в системе дополнительного образования детей/ Под ред. А.В. Егоровой, И.М. Каманова, М.В. Поповой- М.: Просвещение, 2005.- с. 50 – 57.
  5. Григорьева Т.Г., Линская П.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. Новосибирск: Изд. АСВ, 1997.- 220 с.
  6. Дружинин В.Н. Феномен психологической культуры личности в образовательном контексте// Психологический журнал.- 2002.- №1.- с. 45 – 49.
  7. Ильина Т.А. Педагогика. М.: Просвещение, 1984. – 496с.
  8. Клесник Н.АП. Влияние психологической культуры педагога на личностный рост ребенка// Формирование психологической культуры в системе дополнительного образования детей/ Под ред. А.В. Егоровой, И.М. Каманова, М.В. Поповой- М.: Просвещение, 2005.- с. 44 – 49.
  9. Колмогорова Л.С. Повышение психологической культуры учащихся как проблема среднего образования// Формирование психологической культуры в системе дополнительного образования детей/ Под ред. А.В. Егоровой, И.М. Каманова, М.В. Поповой- М.: Просвещение, 2005.- с. 33 – 37.
  10. Колмогорова Л. С. Становление психологической культуры школьника // Вопросы психологии.- 2002.- №1.- сю 44 – 49.
  11. Колмогорова Л.С. Становление психологической культуры учащихся//Вопросы психологии.- 2002.- № 4.- с. 54- 62.
  12. Колмогорова Л.С. Диагностика психологической культуры школьников. М.: Владос-Пресс, 2002 - 360 с.
  13. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учеб. пос. М.: УРАО, 1999 - 176 с.
  14. Лангмейер Й., Матейчик З. Многоуровневое прнимание психической депривации// Мир психологии.- 2001.- №1.- с. 37 – 44.
  15. Леонтьев А. Н. Психология общения.-  М.: АСТ, 1997. – 236 с.
  16. Мотков О.И. Психологическая культура личности//Народное образование.- 2001.- № 4. – с. 45 – 50.
  17. Мотков О.И. Психология самопознания личности.М.: Треугольник, 1993 - 96 с.
  18. Мухина В.С. Общение в учреждениях интернатного типа//Мир психологии.- 2001.- №1.- с. 72 – 88.
  19. Прихожан А.Н. Психология сиротства.- СПб.: Питер, 2005.- 220 с.
  20. Психология развития: Учеб./Т.М. Марютина и др. Ред. Т.Д. Марцинковская. М.: Академия. 2001 - 352 с.

Информация о работе Формирование психологической культуры у воспитнников школ - интернатов