Формирование эстетической культуры школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 21:24, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение форм, методов и средств формирования эстетической культуры школьников во внеучебной деятельности.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
1) проанализировать научно-методическую литературу по проблеме формирования эстетической культуры школьников;
2) изучить особенности формирования эстетической культуры в школьном возрасте;
3) исследовать формы внеучебной деятельности, направленные на формирование эстетической культуры школьников;
4) охарактеризовать средства и методы формирования эстетической культуры школьников во внеучебной деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме формирования эстетической культуры школьников …………………………………………………...……….5
1.1. Сущность формирования эстетической культуры……………..............5
1.2. Цели и задачи формирования эстетической культуры………………...7
1.3. Структура эстетической культуры личности младшего школьника...11
Глава 2. Особенности формирования эстетической культуры школьников во внеучебной деятельности……….………………………………………………15
2.1. Направления и формы эстетического воспитания школьников……15
2.2. Средства и методы формирования эстетической культуры школьников во внеучебной деятельности…………..………………..……………..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………….……………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 146.00 Кб (Скачать)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические  подходы к проблеме формирования эстетической культуры школьников …………………………………………………...……….5

1.1. Сущность  формирования эстетической культуры……………..............5

1.2. Цели и  задачи формирования эстетической культуры………………...7

1.3. Структура  эстетической культуры личности  младшего школьника...11

Глава 2. Особенности формирования эстетической культуры школьников во внеучебной деятельности……….………………………………………………15

2.1. Направления  и формы эстетического воспитания школьников……15

2.2. Средства  и методы формирования эстетической  культуры школьников во внеучебной деятельности…………..………………..……………..21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………….……………………………

Введение

 

Актуальность. В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования духовно-практического отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как к средству формирования всесторонне развитой личности. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.

Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. Для того чтобы система воспитания воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигала поставленной цели, она должна быть, прежде всего, единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника [15].

Задачей всех компонентов  учебно-воспитательного процесса в  школе является формирование всесторонне  развитой личности, гармонически сочетающей в себе моральную чистоту и физическое совершенство. Особенность эстетического воспитания в том, что оно касается всей действительности и всех форм деятельности человека. Оно выбирает свой предмет из всего многообразия объектов и явлений и требует по природе своей системного подхода. Предметом эстетического воспитания является формирование в человеке эстетического отношения к действительности, эстетической потребности и активизация их до творческой деятельности по законам красоты.

К сожалению, в  настоящее время для решения  задач эстетического воспитания организуются мероприятия в основном в учебное время школьников, а свободное время предоставляется им для самостоятельного выбора занятий. И, как известно, нередко школьники проводят внеучебное время нерационально, «без пользы дела» [1]. Отсюда следует, что необходимо проведение специальной работы, направленной на решение проблемы с организацией школьников во внеучебное время.

Таким образом, целенаправленный, организованный и  контролируемый процесс формирования эстетического отношения к действительности, эстетической потребности и эстетической деятельности требует для своего построения системного подхода, учитывающего все стороны действительности и все формы деятельности [11].

Цель  исследования: изучение форм, методов и средств формирования эстетической культуры школьников во внеучебной деятельности.

Объект  исследования: формирования эстетической культуры школьников.

Предмет исследования: формы, средства и методы формирования эстетической культуры школьников во внеучебной деятельности.

Для достижения цели необходимо решить ряд задач:

  1. проанализировать научно-методическую литературу по проблеме формирования эстетической культуры школьников;
  2. изучить особенности формирования эстетической культуры в школьном возрасте;
  3. исследовать формы внеучебной деятельности, направленные на формирование эстетической культуры школьников;
  4. охарактеризовать средства и методы формирования эстетической культуры школьников во внеучебной деятельности.

Исследованию  данной проблемы посвящены работы Неменского Б.М., Ушинского К.Д., Макаренко А.С., Сухомлинского В.А., Ильенкова Э.В., Лихачева Д.Б. и др.

В нашей работе был использован метод исследования – анализ научно-методической литературы.

Глава 1. Теоретические подходы к проблеме формирования эстетической культуры школьников

 

1.1. Сущность формирования  эстетической культуры 

 

В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с эстетическими явлениями: в учебе, в труде, в общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми, главное уметь видеть эту красоту.

Педагогика  определяет эстетическое воспитание как  воспитание способности целенаправленно воспринимать, чувствовать и правильно понимать, и оценивать красоту в окружающей действительности - в природе, в общественной жизни, труде, в явлениях искусства [22].

Так же эстетическое воспитание определяется как система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве [14].

Д.С. Лихачев дает следующее  определение – целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты» [11].

В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. Это специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество и его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у последнего системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями об их характере и назначении. В процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание. На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале. Воспитание красотой и через красоту формирует эстетико-ценностную ориентацию личности, развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве [3].

В процессе эстетического  воспитания формируется эстетическая культура школьника. Эстетическая культура – это способность и умение прочувствовать свою связанность с миром, содержательно пережить, человечески ценностно выразить полноту, глубину и многообразие этих отношений [1]. Формирование эстетической культуры не должно ограничиваться только областью искусства, а охватывать своим влиянием все стороны жизнедеятельности школьника, тем самым совершенствуя его нравственность и интеллект. Любой вид деятельности может вызывать различные чувства и по - разному воздействовать на эмоциональную сферу личности, что в значительной степени объясняется подготовленностью личности к восприятию и сопереживанию.

Поэтому эстетическое воспитание включает в себя решение  таких задач: воспитание эстетических чувств, восприятия и на их основе формирование эстетических понятий, суждений, оценок. Решение первой задачи связано с тем, чтобы помочь школьнику увидеть прекрасное в искусстве, во взаимоотношениях среди людей, в природе, в трудовой деятельности, пробудить у него соответствующие чувства.

Другая сторона  данной задачи заключается в том, чтобы суметь дать оценку увиденному и прочувствованному, касается ли это  искусства или деятельности человека. А для этого нужны знания и искусствоведческие, и нравственно – этические [19].

Однако развитием  эмоциональных чувств и нравственно - эстетическими знаниями еще не определяется сущность человека. Она проявляется в эстетике отношений между людьми, таких как чувство такта, внимательность, умение создать хорошее настроение, поступиться личным. Все это характеризует не только нравственную воспитанность, но и эстетику культурной личности. Культура личности формируется под влиянием социально – экономических условий жизни общества, всей системы воспитания. Включая школу, внешкольные учреждения, семью, различные информационные источники [19].

Полагаясь на сложившуюся  практику воспитательной работы, обычно выделяют следующие структурные  компоненты эстетического воспитания:

  • эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности;
  • художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентации, вкусов;
  • эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированные на самосовершенствование личности;
  • воспитание творческих потребностей и способностей [2].

Таким образом, изучив и проанализировав названные понятия о формировании эстетической культуры различных авторов, можно сделать вывод, что во всех определениях речь идет о том, что эстетическое воспитание должно вырабатывать и совершенствовать в человеке способность воспринимать прекрасное в жизни, правильно понимать и оценивать его.

 

 

1.2. Цели  и задачи формирования эстетической  культуры

 

При формировании эстетической культуры ставятся такие  цели [4], как формирование способности  активного эстетического отношения  учащихся к культуре, а также стимулирование участия в создании прекрасного. Формирования эстетической культуры человека происходит всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и средствами физической культуры. Важной задачей является формирование в учащихся чувства сопереживания, умения поставить себя на место другого, и достичь этого средствами физической культуры представляется вполне возможным [12].

Задачи эстетического  воспитания условно можно разделить  на две группы – приобретение теоретических знаний и формирование практических умений. Первая группа задач решает вопросы приобщения к эстетическим ценностям, а вторая – активного включения в эстетическую деятельность.

Задачи приобщения:

  1. Формирование эстетических знаний. Разносторонность и богатство знаний - основа формирования широких интересов, потребностей и способностей, богатого опыта, который учащийся перенимает через произведения искусства, которые проявляются в том, что их обладатель во всех способах жизнедеятельности ведет себя как эстетически творящая личность [3].
  2. Воспитание эстетической культуры;
  3. Овладение эстетическим и культурным наследием прошлого;
  4. Формирование эстетического отношения к действительности;
  5. Развитие эстетических чувств;
  6. Приобщение человека к прекрасному в жизни, природе, труде;
  7. Развитие потребности строить жизнь и деятельность по законам красоты. Суть этой задачи заключается в том, что ребенок должен не только знать прекрасное, уметь им любоваться и оценивать, а он еще должен и сам активно участвовать в создании прекрасного в искусстве, жизни, труде, поведении, отношениях. Человек научается всесторонне понимать красоту лишь тогда, когда сам принимает участие в ее творческом создании в искусстве, труде, общественной жизни [3].
  8. Формирование эстетического идеала;
  9. Формирование стремления быть прекрасным во всем: в мыслях, делах, поступках, внешнем виде.

Задачи включения  в эстетическую деятельность предполагают активное участие каждого воспитанника в созидании прекрасного своими руками: практические занятия живописью, музыкой, хореографией, участие в творческих объединениях, группах, студиях и т.п.

Эстетическое  воспитание в современной школе  еще не соответствует всем требованиям  развития эмоциональной сферы, эстетического  сознания личности. Современная концепция общего среднего образования и федеральная программа развития школы предполагают новые пути улучшения качества эстетического воспитания. Стройное здание эстетического воспитания, которое предстоит построить в школе, должно опираться на фундамент искусства. Школа не продвинется вперед на пути гуманизации до тех пор, пока предметы художественного цикла не займут достойного места в образовательном процессе, пока не пойдут от них лучи человеческой доброты и красоты, душевности и духовности на все остальные предметы, на всю жизнь школы [10].

Помимо формирования эстетического отношения детей  к действительности, формирование эстетической культуры вносит вклад и в их всестороннее развитие, способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей (лепка, рисование, танец, конструирование и др.), проводимые во внеучебной деятельности, способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности.

Решая поставленные задачи эстетического  воспитания, необходимо придерживаться следующих принципов:

1. Связь  воспитания с жизнью. Методологически  этот принцип опирается на положение о единстве теории с практикой и требует в связи с формируемыми эстетическими убеждениями такой организации деятельности школьников, в которой не только реализовались бы усвоенные знания о мире, но и содержался эстетический элемент.

2. Единство  воспитания, обучения и развития. Данный принцип реализуется в воспитывающем характере обучения, в единстве учебной и внеучебной деятельности воспитываемых.

3. Комплексный  подход ко всему делу воспитания. Данный принцип предполагает  единство объективных и субъективных  факторов в процессе формирования  эстетически развитой личности.

На практике данный принцип предполагает единство целей, содержания и методов эстетического воспитания, единство всех этапов воспитательного процесса и всех его сторон.

4. Сочетание  педагогического руководства с  инициативой, самодеятельностью и самостоятельностью. Процесс эстетического воспитания -- педагогически руководимый и управляемый процесс. Однако он предполагает большую активность школьников, которая возрастает, если создаются ситуации, побуждающие к самостоятельности, социально полезному самоутверждению.

Информация о работе Формирование эстетической культуры школьников