Формирование эстетической культуры школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 21:24, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение форм, методов и средств формирования эстетической культуры школьников во внеучебной деятельности.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
1) проанализировать научно-методическую литературу по проблеме формирования эстетической культуры школьников;
2) изучить особенности формирования эстетической культуры в школьном возрасте;
3) исследовать формы внеучебной деятельности, направленные на формирование эстетической культуры школьников;
4) охарактеризовать средства и методы формирования эстетической культуры школьников во внеучебной деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме формирования эстетической культуры школьников …………………………………………………...……….5
1.1. Сущность формирования эстетической культуры……………..............5
1.2. Цели и задачи формирования эстетической культуры………………...7
1.3. Структура эстетической культуры личности младшего школьника...11
Глава 2. Особенности формирования эстетической культуры школьников во внеучебной деятельности……….………………………………………………15
2.1. Направления и формы эстетического воспитания школьников……15
2.2. Средства и методы формирования эстетической культуры школьников во внеучебной деятельности…………..………………..……………..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………….……………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 146.00 Кб (Скачать)

5. Систематичность  и последовательность воспитания. Воспитание, являющееся сложным, диалектически противоречивым процессом, требует систематического и последовательного взаимодействия воспитателей и воспитуемых с целью формирования у последних тех или иных качеств. Свою реализацию этот принцип находит в планировании работы по эстетическому воспитанию, в четкой организации всей воспитательной деятельности, в следовании всем этапам выработки эстетических взглядов, убеждений, идеалов, в преемственности содержания, методов и форм воспитания. Принцип исключает такую организацию воспитательного процесса, когда она представляет простую совокупность отдельных художественных мероприятий, мало связанных между собой, не учитывающих имеющийся эстетический опыт школьников, их интересов.

6. Учет  возрастных и индивидуальных  особенностей учащихся. Принцип предполагает хорошее знание особенностей школьного возраста, уровней сформированности эстетических убеждений, что позволяет правильно отобрать содержание воспитательного мероприятия, определить методы и формы его проведения.

7. Принцип  креативности. Развитие творческого  потенциала школьника - суть и  цель эстетического воспитания [22].

Таким образом, в процессе формирования эстетической культуры школьника  решаются две группы задач: теоретические и практические. Приобретая теоретические знания в области эстетики, у школьников создается своеобразное чувственное переживание красоты или безобразия тех или иных явлений действительности по средствам воображения, мышления, памяти, воспитывается нравственная личность. Во время практической деятельности эстетической направленности школьники активно включаются работу (групповую, индивидуальную), где они могут самостоятельно или коллективно решать задачи эстетического воспитания.

Обобщая сказанное, следует отметить, что критериями успешности процесса культурно-эстетического воспитания могут служить:

- проявление интереса  к кругу проблем, которые решаются  средствами эстетического воспитания;

- ценностная избирательность,  избегание стереотипов, стремление к расширению культурного кругозора;

- приоритет творческой  самодеятельности над потребительской  ориентацией;

- предпочтение познавательных, креативных форм досуга – развлекательно-коммуникативным, рекреативным;

- освоение этнокультурных ценностей, приобщение к народной культуре;

- способность противостоять  воздействию «массовой» культуры  низкого эстетического уровня.

 

 

 

1.3. Структура  эстетической культуры личности  младшего школьника

 

Задача формирования эстетической культуры младшего школьника не может быть решена без внимательного отношения к особенностям формирования основных психических процессов и функций в младшем школьном возрасте, связанных с включением ребенка в эстетическую деятельность на занятиях художественным трудом [17]. Поэтому необходимо рассмотреть основные возрастные особенности младшего школьного возраста в соответствии с компонентами эстетической культуры личности.

Эстетическое  воспитание должно осуществляться на доступном возрасту уровне, однако учебные программы по предметам эстетического цикла практически не учитывают возрастную динамику, т.е. содержательные изменения, которые происходят в психике ребенка при переходе с одной ступени развития на другую [4].

В качестве теоретических  основ возрастных особенностей детей младшего школьного возраста с точки зрения формирования эстетической культуры личности могут быть использованы положения, высказанные целым рядом ученых, таких, как Б.Г. Ананьев, М.М. Бахтин, Л.И. Божович, Э.А. Верб, Л.В. Выготский, В.В. Давыдов, Е.И. Игнатьев, А.Г. Ковалев, В.А. Крутецкий, Н.Д. Левитов, А.Н. Леонтьев, А.Ф. Лосев, А.А. Люблинская, А.К. Маркова, Л.В. Печков, С.Х. Раппопорт, А.А. Смирнов, Б.М. Теплов, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин, П.М. Якобсон и др.

Ведущим методологическим принципом в подходе к своеобразию младшего школьного возраста является учет характерных новообразований, свойственных данному возрастному периоду, то есть изменений в психике, впервые возникающих в этом возрасте [5]. С понятием новообразование Л.С. Выготский связывал: новый тип деятельности ребенка, характеризующий его возраст, новый тип его личности и те психические изменения, которые впервые возникают в данном возрасте.

У ребенка 6-10 лет  ведущей является учебная деятельность, которая приходит на смену игровой. В процессе осуществления учебной деятельности ребенок под руководством учителя систематически овладевает содержанием такой формы общественного сознания, как искусство, причем постигаем его через художественные образы, и приобретает умение действовать в соответствии с требованиями учителя. При овладения указанной сферой общественного сознания у ребенка формируется теоретическое сознание и мышление и соответствующие им способности - рефлексия, анализ, планирование, которые являются центральными новообразованиями младшего школьного возраста. Учет этих новообразований особенно важен в работе с учащимися начальных классов при организации художественно-трудовой деятельности, поскольку в этом возрасте закрепляются и развиваются основные характеристики познавательных процессов: восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь.

Детство - один из наиболее важных и ценных периодов в жизни и развитии человека. Это период становления личности. Человеческое развитие происходит по образцу, который существует в обществе. У человека нет врожденных форм поведения в среде. Его развитие происходит путем присвоения выработанных исторически выработанных форм и способов деятельности [6].

Дня младшего школьника характерны «детские качества» - легкомысленность, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. В то же время в школе ребенок приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Изменяются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни. То, что было значимо раньше, становится второстепенным. Старые интересы, мотивы теряют свою побудительную силу, на смену им приходят новые. Все, что имеет отношение к учебной деятельности, оказывается ценным, то, что связано с игрой, - менее важным.

Для ребенка  младшего школьного возраста характерны активность, умственная и физическая, а также потребность в деятельности, в том числе эстетической, художественно-образной.

Многие авторы считают младший школьный возраст  наиболее сензитивным с точки зрения формирования эстетического отношения к действительности, в том числе и с точки зрения формирования эстетической культуры личности. Наиболее сензитивным признается возраст 8-9 лет, поскольку этот возраст обладает рядом благоприятных предпосылок, а именно способность к анимизму окружения, наделению его эмоциональным и личностным смыслом, наличием определенного эмпирического опыта.

Особенность младшего школьного возраста состоит в  том, что эстетическое развитие происходит одновременно со становлением характера, формированием личности школьника. Представления о красоте характеризуют общую жизненную позицию, развитую эстетическую культуру. Из этого следует, что у младших школьников существует вполне самостоятельное и определенное мнение о прекрасном. Дети неравнодушны к красоте, замечают ее проявления, обозначают словом «красиво». Но это происходит при соответствующем общении со взрослым, поскольку младший школьник конформист, он безусловно полагается на эстетические оценки взрослого и наследует их [17].

Эстетические  интересы младшего школьника неустойчивы  и разнообразны. Причиной этого является недостаточно развитая воля, преобладание непроизвольного внимания и большая впечатлительность [5].

Эстетическая  культура личности младшего школьника  – это интегральная личностная характеристика, обусловленная особенностями эстетического сознания и эстетической деятельности на данный момент его жизни, в данный период его развития на доступном ребенку уровне; это эстетическая ценностная ориентация ребенка, его включенность в деятельность по освоению и преобразованию мира по законам красоты [17].

Из изложенного  выше можно сделать вывод, что  при всей сензитивности этого возраста круг возможных для формирования круга эстетических качеств достаточно ограничен. Поэтому, при выборе форм организации эстетического воспитания, необходимо учитывать возрастные особенности школьников, а так же тип ведущей деятельности данного возраста. Большое значение так же имеет личный пример воспитателя.

 

Глава 2. Особенности формирования эстетической культуры школьников во внеучебной деятельности

 

2.1. Направления и формы эстетического воспитания школьников

 

Эстетическая культура –  это способность и умение прочувствовать свою связанность с миром, содержательно  пережить, человечески ценностно  выразить полноту, глубину и многообразие этих отношений [1].

Принятые в школах формы работы по эстетическому воспитанию бывают некоторым образом связаны между собой и образуют преемственную цепь, систему педагогических мероприятий [15].

Анализ литературных источников указал на значительное преобладание в школах художественного воспитания, как в учебно-воспитательном процессе, так и во внеучебной работе. Искусство представлено своими основными видами: изобразительным искусством, кино, литературой, музыкой, танцами, театром, но соотношение их различно. Во многих современных школах присутствуют предметы обязательного художественного цикла и такие традиционные формы работы, как вечера и диспуты на темы искусства.

В настоящее  время получили большое распространение  такие формы, как школьный кинотеатр, кружок кинолюбителей, несистематическая  съемка фильмов, факультативы по киноискусству  и киноуниверситет.

В результате анализа  выявлены основные направления и  формы деятельности школ по эстетическому воспитанию учащихся. Первое направление — мероприятия, направленные на обеспечение эстетического воспитания в школе. Организация работы с учителями чаще остальных форм применяется в практике школ. Наиболее распространены обсуждения вопросов эстетического воспитания на педагогических советах, производственных совещаниях, заседаниях методических комиссий. Здесь встречаются и систематические, и разовые обращения к проблемам эстетического формирования учащихся [11].

Важную роль в укреплении системы эстетического воспитания школьников играет организация работы с родителями. Как правило, ребята имеют два основных опорных жизненных центра — школу и семью.

Между ними нередко  возникают противоречия, которые  мешают соблюдению единых принципов воспитания, в их числе и воспитания эстетического. Во многом от семьи зависит широкая «насмотренность» и начитанность ребенка в силу возможностей передвижения, материального обеспечения. Кроме того, необходимо учитывать, что родители получили в свое время неодинаковое образование, часто требующее восполнения, особенно в области искусства [10].

Разветвленность эстетического воспитания и содержательная наполненность занятий во внеклассное время организуются в зависимости от нескольких факторов, в том числе от совпадения индивидуальных интересов, наклонностей учителей и учащихся, меры подготовленности преподавателей, поддержки и инициативы администрации школы, от возможностей материально-финансового обеспечения, национального своеобразия и конкретных местных условий. Отсюда многообразие и разнохарактерность форм работы школ.

Факультативы  по разным видам искусства, филиалы  школ по искусствам и уроки ритмики получают все большее распространение в современных школах. По инициативе администрации, педагогов, родителей в отдельных школах изыскиваются средства для включения ритмики в обязательную сетку часов начальных классов, где в силу физиологических возможностей младших школьников наиболее легко формируются выразительность, скоор-динированность, регуляция движений, осанка [12]. Характер обязательности приобретают в ряде школ и отдельные факультативы для всех ступеней обучения: по изобразительному и музыкальному искусству, основам истории искусства и основам эстетики.

Вторая группа периодических занятий для разных возрастных групп — кружковые и клубные формы работы, содержательная сторона которых касается всех основных видов искусства: музыки, изо, литературы, хореографии, театра, кино, а также обоих видов деятельности — восприятия и творчества [11]. По частоте организации кружков и клубов в передовых школах первенство принадлежит музыкальному и изобразительному искусствам [15]. Большая часть занятий с ребятами здесь строится на активизации собственно творческой деятельности. При достаточно разнообразном наборе форм преобладают хоры и изобразительные студии. Осваивание многоголосного пения, разнообразие репертуара, постоянная тренировка, как правило, обеспечивают этим школам призовые места на смотрах. Но главная цель — воспитание культуры пения, следовательно, и культуры общения, поскольку песня в повседневной жизни человека занимает большое место.

Изобразительные студии, кружки носят более интимный характер, включая в свой состав 15—20 человек. Большинство педагогов  принимают всех желающих и помогают им освоить в пределах возможного секреты художественного мастерства. Участники студий привлекаются к эстетическому оформлению школьного интерьера. Другие учителя предпочитают работать с ребятами, в той или иной степени наделенными талантом. Так выделяется еще одна линия внеклассной деятельности по эстетическому воспитанию — помощь школьникам в выборе профессии.

На фоне преобладания занятий пением и рисованием в  школах существуют единичные кружки фортепиано, вокалистов, выжигания, чеканки и др. Возникновение этих творческих форм во многом зависит от личных склонностей и одаренности учителей, от наличия материала, от традиций национального прикладного искусства.

Информация о работе Формирование эстетической культуры школьников