Формирование эстетической культуры школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 21:24, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение форм, методов и средств формирования эстетической культуры школьников во внеучебной деятельности.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
1) проанализировать научно-методическую литературу по проблеме формирования эстетической культуры школьников;
2) изучить особенности формирования эстетической культуры в школьном возрасте;
3) исследовать формы внеучебной деятельности, направленные на формирование эстетической культуры школьников;
4) охарактеризовать средства и методы формирования эстетической культуры школьников во внеучебной деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме формирования эстетической культуры школьников …………………………………………………...……….5
1.1. Сущность формирования эстетической культуры……………..............5
1.2. Цели и задачи формирования эстетической культуры………………...7
1.3. Структура эстетической культуры личности младшего школьника...11
Глава 2. Особенности формирования эстетической культуры школьников во внеучебной деятельности……….………………………………………………15
2.1. Направления и формы эстетического воспитания школьников……15
2.2. Средства и методы формирования эстетической культуры школьников во внеучебной деятельности…………..………………..……………..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………….……………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 146.00 Кб (Скачать)

Литературный  музей — одна из форм внеклассной  деятельности наряду с кружками выразительного чтения и литературы [11].

В связи с  деятельностью литературного музея  учащается обращение к живописи, музыке, театру всех школьников (например, иллюстрирование произведений, изучение постановок пьес в театрах и собственные  инсценировки, музыкально-литературные концерты). Во внеклассной работе театральное искусство получает распространение в виде драматических и кукольных кружков, драматических и оперных театров. Эстетическое развитие детей средствами театрального искусства строится на активизации собственной творческой деятельности. Причем ребята не только участвуют в постановках, но сами с помощью руководителя готовят оформление, освещение спектакля, шьют костюмы. Это касается и старших и младших школьников. Важно, что учителя направляют внимание учеников не на ожидание зрительских аплодисментов, а на кропотливый повседневный рабочий процесс, где они сталкиваются с трудностями поиска трактовки образа и гармоничного сочетания с игрой всего коллектива.

Помимо периодических  художественно-эстетических занятий  небольших коллективов учащихся в многочисленных кружках и клубах существуют формы массовой работы по эстетическому воспитанию во внеучебной деятельности.

Библиотека  — один из культурных центров школы, и передовые библиотекари включаются в постоянную работу по эстетическому воспитанию ребят. Они внимательно и заинтересованно относятся к каждому читателю при рекомендации в выборе книг, проводят систематические обзоры приобретаемых новинок литературы, беседы о подборе личной библиотеки, о правильном чтении и комментировании книги. Вместе с учителями заведующие библиотекой готовят ребят к читательским конференциям, диспутам, помогают составлять литературно-музыкальные композиции, доклады о писателях, композиторах, художниках. Так школьная библиотека воспитывает у школьников основы культуры чтения — одного из звеньев эстетического формирования человека.

Самостоятельную группу представляют формы собственно творческой, самодеятельной работы школьников. Периодические выставки, конкурсы, фестивали, смотры по разным видам искусства в большинстве своем являются следствием систематического эстетического воспитания учащихся на уроках, в кружках, клубах, студиях. С одной стороны, эти формы представляют необходимый результативный этап кропотливого труда школьников; с другой — являются стимулятором, вдохновляющим на дальнейшее углубленное деятельное отношение к выбранному виду занятий. Кроме того, открытый показ продуктивной детской художественной и эстетической деятельности оказывает положительное влияние на выбор тех школьников, которые еще не успели определить свои индивидуальные интересы [11]. Чаще всего в школах устраиваются выставки ученических работ по изобразительному и прикладному искусству. Так же встречаются традиционные для школы формы эстетического воспитания: конкурсы на лучшего чтеца, влияющие на формирование чувства слова, ритмической структуры текста, углубляющие внутреннее понимание произведения; организация рукописных журналов, на страницах которых фиксируется литературное и изобразительное творчество учащихся; смотры художественной самодеятельности, где ребята раскрывают свой творческий, певческий, музыкальный, драматический, танцевальный потенциал [9].

Важное место  в объеме школьной работы по эстетическому  воспитанию занимают разовые массовые мероприятия. Среди них выделяется несколько разделов. Первый — внутришкольный, где вечера, беседы, диспуты по искусству, недели музыки, детской книги и другие мероприятия организуются силами учителей и учеников, обеспечиваются внутренними резервами педагогического и детского коллективов.

Второй раздел включает внешкольные мероприятия художественного и эстетического содержания, связанные с посещением выставок, музеев, театров, с выездом на природу. Продуктивность этой группы форм ограничена, поскольку зависит от материально-финансовых возможностей и доступности технических средств.

Третий раздел отражает личное контактирование деятелей искусства со школьниками [11]. За последнее время резко возросла роль композиторов, актеров, режиссеров, художников, писателей в непосредственном эстетическом воспитании школьников [14]. Помимо массовых встреч на обсуждениях спектаклей, выставок театральные коллективы, художники, писатели берут шефство над отдельными школами.

В данных формах эстетического развития школьники  встречаются с наиболее совершенным  выражением эстетических ценностей и богатств, накопленных обществом. Среди них находятся такие мощные источники эстетического познания, как музеи, симфонические оркестры, профессиональные кадры актеров, писателей, художников, олицетворяющие высокие, концентрированные формы культурной жизни, связанной с потреблением и воссозданием эстетических ценностей.

В рассматриваемой  практической системе эстетического  воспитания среди массовых внеклассных  форм выделяется группа так называемых сопряженных мероприятий. К ним относятся интернациональные клубы, музеи исторические, краеведческие, спортивные вечера и секции гимнастики, кружки «Умелые руки», родного языка, швейного дела, типа «Национальные костюмы и отделочные работы». Сопряженные мероприятия образуют, с одной стороны, совершенно независимо от искусства формы работы школы, не имеющие как будто бы отношения к созданию эстетических ценностей. С другой — они предполагают создание эстетических ценностей и рассматривают их как одно из необходимых условий полноценной деятельности [11]. В этом смысле педагоги практически пытаются осуществить и во внеучебной деятельности теоретические разработки ученых-педагогов, которые выделяют не только искусство как сферу эстетического развития личности, но и труд, природу, среду и пр. Например, в печати, в выступлениях по радио и телевидению нередко употребляются определения «красивый», «совершенный» по отношению к разным видам спорта. И это вполне закономерно, поскольку спорт в целом — пластика, ритмичность, гармоническая скоординированность движений, осанка и другие компоненты эстетического порядка — тесно взаимосвязан с физическим развитием человека. Поэтому очень важно школьный предмет физкультуру поднять до уровня полноправного элемента системы эстетического воспитания.

Таким образом, можно выделить значительное число форм работы школ, направленных по формирование эстетической культуры учащихся.

По месту  проведения формы эстетического  воспитания делятся на:

  1. внутришкольные мероприятия (факультативы, периодические занятия для разных возрастных групп);
  2. внешкольные мероприятия (посещение выставок, музеев, театров, выезд на природу.);
  3. личный контакт с деятелями искусства;
  4. сопряженные формы (занятия в спортивных, музыкальных, художественных школах и пр.).

По способу  организации формы эстетического воспитания делятся на:

  1. групповые (классные часы, направленные на формирование эстетической культуры школьников, факультативные занятия, студии, кружки);
  2. Массовые (посещение выставок, музеев, театров и пр.);
  3. Самостоятельные (участие школьников в различных конкурсах, выставках и пр.).

Внеучебная  деятельность должна быть неразрывно связана с содержанием классно – урочной формы работы школьников. Преподаватель должен быть высококвалифицированным, обладать рядом эстетических качеств, иметь способности к самообразованию. Наличие и направленность форм эстетического воспитания в каждой школе зависит от администрации школы, состава преподавателей, материально – технической базы и ряда других факторов.

 

 

2.2. Средства  и методы формирования эстетической  культуры школьников во внеучебной деятельности.

 

Эстетическая  культура школьников формируется в  процессе различной деятельности школьников -  как учебной так и внеучебной. Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Основной подход в эстетическом воспитании школьников предполагает соблюдение требований высокой культуры педагогического труда на всех уроках и внеурочных мероприятиях, требования к культуре выражения мысли, эмоциональной и выразительной речи, умению держать себя, эстетическому оформлению опытов, наглядных пособий, рисунков, таблиц, схем, тетрадей учеников, кабинетов. Иными словами, учитель воспитывает у школьников эстетику поведения в широком смысле слова, должную перейти в будущем в культурные навыки общения [11].

Методы формирования эстетической культуры очень разнообразны. Они зависят от многих условий: объема и качества художественной информации, форм организации и видов деятельности, возраста ребенка. Немалую роль играют уровень подготовки, мастерство и способности педагога [11]. Педагог дополнительного образования, в силу специфики своей профессии, формирует взгляды, убеждения, потребности, вкусы, идеалы детей и подростков. Он должен быть не просто широко образованным человеком, хорошо владеющим проблемами воспитательной работы, но и духовно развитой личностью в высоком значении этого слова.

Профессия педагога-воспитателя  требует постоянного совершенствования своей личности, развития интересов, творческих способностей. В связи с развитием общества, его идеологии, социально-экономических сторон жизни, культуры меняются идеалы профессии. Но вместе с тем, основой профессии педагога – воспитателя всегда остается гуманистическая устремленность и неразрывная связь с художественно-творческой деятельностью, с различными видами искусства [14].

Можно условно выделить две основные группы методов прямого и косвенного педагогического влияния.

Методы прямого  педагогического влияния предполагают немедленную или отсроченную реакцию ученика и его соответствующие действия, направленные на самовоспитание.

Методы косвенного педагогического влияния предполагают создание такой ситуации, такую организацию деятельности, в которые включается ребенок, при этом формируется соответствующая установка на самосовершенствование, на выработку определенной позиции в системе его отношений с учителями, товарищами, обществом [19].

Выделяют следующие  группы методов формирования эстетической культуры:

1. Наблюдение  за окружающей действительностью;  сюда входит и рассматривание иллюстраций, картин, и простые наблюдения за природой, за снежинками, за облаками и т.д.

2. Также большое  значение имеют беседы и рассказы, в них ребенок может высказать  свое мнение.

3. Развитие самостоятельных  действий – воспитатель предлагает  найти способ решения намеченного  задания или собственного замысла.

4. Включение  в трудовое воспитание – учить  детей познавать красоту труда [3].

Эстетическую информацию ребенок получает из различных источников (социальная среда, предметный мир, природные явления, художественные произведения). Поэтому так важен метод целостного восприятия сюжета картины, сказки, музыкально-образного построения пьесы и пр. В дальнейшем, чтобы помочь ребенку вслушиваться в звуки, вглядываться в краски и формы предмета, педагог направляет его внимание на более детальное восприятие, целенаправленное наблюдение [11].

По тому, как дети получают эстетическую информацию (знакомятся непосредственно с произведением искусства, слушая музыкальную пьесу, песню, сказку, рассматривая картины, или через воспитателя, который рассказывает, объясняет, задает вопросы), методы и приемы эстетического воспитания можно разделить на наглядные и словесные.

В зависимости от возраста, степени подготовленности, роста индивидуальных запросов и стремлений детей методы усложняются.

Педагогическая наука и практика определяют ряд наиболее эффективных методов, способствующих формированию у детей эстетических чувств, отношений, суждений, оценок, практических действий:

- метод убеждения, направленный на развитие эстетического восприятия, оценки, первоначальных проявлений вкуса;

- метод приучения, упражнения в практических действиях, предназначенных для преобразования окружающей среды и выработки навыков культуры поведения;

- метод проблемных ситуаций, побуждающих к творческим и практическим действиям;

- метод побуждения к сопереживанию, эмоционально-положительной отзывчивости на прекрасное и отрицательному отношению к безобразному в окружающем мире [14].

Метод убеждения можно считать в равной мере, как методом наглядного приобщения, так и словесным, поскольку любое наблюдение детей сопровождается одновременным или последующим комментарием педагога, будящим чувства и мысль ребенка. Важно умело отобрать наиболее яркие и впечатляющие художественные произведения, создать соответствующую ситуацию и душевный настрой. Педагогу необходимо хорошо освоить предлагаемый детям материал. Речь его должна быть точной, выразительной. Привлекая внимание ребенка к проявлениям прекрасного в различных формах, педагог на конкретных примерах убеждает его в том, "что такое хорошо и что такое плохо".

Сущность метода приучения, упражнения в том, чтобы ребенок научился вслушиваться, вглядываться, оценивать прекрасное и соответственно активно действовать. Систематические упражнения в художественной деятельности, посильное участие в практике преобразования ближайшего окружения углубляют активность детей. Этот метод требует многократного повторения. Он применяется в различных условиях. Изменение ситуаций помогает ребенку пользоваться усвоенными навыками, стремиться к дальнейшему совершенствованию. Многократные упражнения в изменяющихся условиях позволяют успешнее добиться необходимых результатов.

Важно знать, что методы убеждения и приучения не существуют изолированно. Убеждая ребенка в значении добрых поступков, педагог неоднократно возвращается к этому, как бы приучая детей к ним. Закрепление приобретенных навыков практическими действиями позволяет преодолеть разрыв между словом и делом в поведении ребенка, который может произносить хорошие слова об окружающем, а действовать вразрез с ними [11].

Рассматриваемые методы помогают пробуждать у детей чувство прекрасного, желание действовать по своим, детским, но законам красоты. При выборе средств и методов эстетического воспитания школьников необходимо соблюдать четкую возрастную дифференциацию, а так же учитывать индивидуальные способности воспитанников. Но в целом лишь комплекс всевозможных методов может обеспечить полноценное эстетическое развитие ребенка.

Заключение

Воспитание  способности целенаправленно воспринимать, чувствовать и правильно понимать, и оценивать красоту в окружающей действительности, природе, в общественной жизни, труде, в явлениях искусства - важнейшая задача школы. Реализуя цель исследования по изучению форм, методов и средств формирования эстетической культуры школьников во внеучебной деятельности нами были решены поставленные задачи.

Информация о работе Формирование эстетической культуры школьников