Формирование психологической культуры у воспитнников школ - интернатов

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2010 в 22:01, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования явилось изучение особенностей формирования психологической культуры детей в условиях школы - интерната.

Объектом исследования является процесс формирования психологической культуры детей, воспитывающихся в условиях школы - интерната.

Предмет исследования – психолого-педагогические условия и средства формирования психологической культуры подростков в условиях школы - интерната.

Гипотеза: основные условия формирования психологической культуры детей в условиях школ - интернатов: адекватно выстроенное педагогическое общение; сообщение знаний и сведений психологического характера, тренинговая работа, использование дискуссий и творчества, коллективных методов.

В соответствии с целью, объектом, предметом и выдвинутой гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:

1. Проанализировать основные теоретические подходы и обобщить ключевые положения, относящиеся к проблеме формирования психологической культуры детей в условиях школы - интерната;

2. Выявить специфику формирования психологической культуры детей в школе – иентернате;

3. Дать обоснование психолого-педагогических условий и средств формирования психологической культуры детей в условиях школы - интерната.

4. Эмпирически исследовать уровень психологической культуры подростков в рамках школы - интерната;

5. Обобщить полученные данные.

Содержание

Введение 3
Глава 1 6
Психологическая культура как целостное многомерное образование развивающейся личности 6
1.1. Понятие психологической культуры в трудах отечественных 6
психологов 6
1.2. Компоненты психологической культуры 12
Выводы по главе 1 18
Глава 2 19
Особенности формирования психологической культуры у детей, воспитывающихся в условиях школы – интерната 19
2.1. Особенности личности и межличностного взаимодействия детей, воспитывающихся в условиях интерната 19
2.2. Условия и методы формирования психологической культуры у воспитанников интернатов 26
Выводы по главе 2 31
Глава 3 32
Диагностика особенностей психологической культуры детей в условиях школы – интерната 32
3.1. Организация и методика исследования 32
3.2. Анализ полученных результатов 35
Выводы по главе 3 38
Заключение 39
Список литературы 41

Работа содержит 1 файл

Формирование психологической культуры у воспитанников школ-интернатов.doc

— 236.50 Кб (Скачать)

       Компенсируя несостоятельность своего происхождения, дети, лишенные родительского попечительства, придумывают утешающие их истории.

       Необходимо  поддерживать надежду ребенка, на хорошее в жизни, проявить понимание его проблем и сочувствие. 

 

       

2.2. Условия и методы формирования психологической культуры у воспитанников интернатов

 

       В настоящее время психология начинает занимать всё более заметное место  в общей культуре страны. Углубляется взаимодействие психологии и общества. Научная и практическая психология представлены во всех областях общественной жизни: политической, экономической, производственной, социальной, юридической, в области образования, искусств и спорта, сохранения здоровья и обороны страны [3, c. 11].

       Все провозглашаемые в настоящее  время нравственные ценности - гуманизм, демократизм, сотрудничество, толерантность, диалогичность и пр. - основаны на психологических законах общения  и взаимодействия людей.

       Низкий  уровень психологической культуры в нашем обществе тормозит полноценную реализацию во всех областях жизни как этих принципов, так и научных достижений психологии.

       Определённую  ответственность за это несёт  современная система образования.

       Психология  необходима как предмет общего образования, поскольку она формирует целостное мировоззрение ребёнка: учит его взаимодействию не только с окружающей действительностью, но и с людьми, и с самим собой.

       Школьное  психологическое образование должно предусматривать не только психологическую грамотность своих выпускников, но и воспитание их психологической культуры, которая является основой и результатом психологического здоровья молодого поколения страны.

       Школьные  годы являются сензитивным периодом для приобщения человека к культуре, в том числе и для формирования психологической культуры.

       Воспитание  психологической культуры личности невозможно без определённого уровня психологической грамотности. Важным содержательным аспектом психологической  грамотности, справедливо замечает Е.А. Климов, является собственно научная, пусть элементарная, но истинная - осведомлённость о фактах и закономерностях, характеризующих субъективный мир человека.

       Культура  личности всегда проявляется во взаимоотношениях людей. И применение в практике любых научных знаний тесно связано с проблемой человеческой нравственности.

       Формирование  психологической культуры происходит на протяжении всего онтогенеза человека. Развитие психологической культуры предполагает внимание к внутреннему миру ребёнка, к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям, его отношению к себе, к сверстникам, к окружающему миру, к происходящим общественным событиям, к жизни как таковой [17, c. 14].

       Задача  взрослых в  школе, обществе - помочь ребёнку овладеть средствами понимания самого себя, самопринятия и саморазвития в контексте гуманистического взаимодействия с окружающими его людьми и в условиях культурных, социальных, экономических и экологических реальностей окружающего мира.

       Педагогическая  запущенность, отсутствие семьи, различные формы депривации, негативное отношение учителей, отсутствие позитивной социальной среды как среди взрослых, так и среди сверстников не дают ребёнку опыта овладения культурно заданными средствами отношений с другими людьми, овладения предметным культурным миром, овладения культурными способами владения самим собой.

       В настоящее время много детей-сирот, детей, лишённых попечения родителей, ставших в силу обстоятельств безнадзорными, детей из неблагополучных семей с низким уровнем культуры, экономической обеспеченности, с аморальной или криминальной атмосферой и пр. Дети нередко живут в атмосфере насилия, где полностью отсутствует любовь к человеку как явление культуры, как тип отношений между людьми.

       Отсутствие  культуры отношений в том жизненном пространстве, в котором живут многие дети, приводит к развитию таких психологических свойств личности, как: хамство, грубость, хулиганство, неумение вести себя, неуважение и оскорбление другого человека, или лакейство, подхалимство, раболепствование. Ю.М.Лотман рассматривал эти свойства как стороны одной и той же медали. Он считал, что это симптомы социально-психологической болезни. «За этими симптомами, - писал он, - психология человека, которого унижали, который поэтому сам себя не уважает и стремится компенсировать своё внутреннее неуважение унижением других людей или рабским подчинением другому».

       У детей, воспитывающихся в условиях интерната, глубокая неудовлетворенность потребности в личностном общении со взрослыми. Они не чувствуют себя любимыми ни в воспитательном учреждении, ни в школе. Это ведёт к развитию повышенной тревожности, неуверенности в себе, неустойчивой самооценки, к сложностям в личностном развитии, в протекании процессов социализации и индивидуализации [17, c. 48].

       Образование должно быть конкурентоспособным в плане приобщения учащихся к культуре, становления их человеческого достоинства, нравственной и гражданской личностной направленности, гуманистического мировоззрения.

       Среди важных задач, которые стоят перед  современным образованием, можно считать и такие, как формирование критичности, самостоятельности мышления, устойчивости школьников к информационным воздействиям; развитие их способности свободно ориентироваться в непростых жизненных ситуациях. Дети должны быть подготовлены к пониманию того, как вести себя в обществе по-человечески, как взаимодействовать с другими людьми [13, c. 89].

       Психология  должна стать в сознании выпускников  средней школы необходимым компонентом  научной картины мира. Она может  дать им знания о людях, о законах развития психики личности и человеческого взаимодействия. Уроки психологии могут не только помочь школьнику в решении его проблем, но вооружить его знаниями о причинах их возникновения и культурных способах их предупреждения или преодоления.

       Таким образом, важным условием формирования психологической  культуры личности является психологическая компетентность, подразумевающая психологическую  просвещенность и умение применять  эти знания на практике.

       Важное  значение имеет обучение основам  психологических знаний в школе.

       Целью психологического образования в  школе можно считать овладение  школьниками основами психологической  культуры. Эта цель предполагает развитие психологической готовности молодого человека к полноценному и позитивному  взаимодействию с миром природы, миром людей, миром культуры, с собственным внутренним миром.

       На  уроках психологии внимание школьников обращается на такие психические  явления и особенности личности, которые не являются предметом специального рассмотрения и обсуждения на других уроках, таки, как [3, c. 12]:

       - сознание и самосознание; нравственные чувства и установки; направленность личности (цели, идеалы, желания, потребности, ценностные ориентации и др.);

       - отношение к другим людям; чувство совести и человеческого достоинства; содержание и богатство эмоциональной сферы (чувства, переживания, настроения, эмоциональные состояния и пр.);

       - понимание чувств и переживаний других людей; способности (которые в целом определяют становление личности и обусловливают степень яркости её индивидуальности) и др.

       Психологическое образование в школе можно  рассматривать в контексте профилактики,    предупреждения    асоциального    поведения    школьников,    негативных моментов в их отношении к людям разных национальностей, разного социального статуса, дружбе, любви, к созданию в будущем своей семьи, к рождению и воспитанию своих детей и пр.

       Важное  значение в работе с детьми, лишенными  попечения родителей, имеет тренинговая  работа.

       Прежде  всего, речь идет о тренингах эффективного взаимодействия, способствующих развитию эмпатии, формированию культуры общения, формированию и закреплению знаний об основных нормах поведения.

       Рассматривая  иные формы и методы работы, можно  отметить, что значительной эффективностью обладают классные часы, беседы, коллективные методы работы, посвященные проблемам межличностных отношений, толерантности в рамках межличностной коммуникации, проблемам общения в коллективе.

       Большим потенциалом обладает просмотр и  последующая дискуссия по фильмам, содержание которых связано с вопросами этики, нравственности, проблемами современности.  
 
 
 

 

       

Выводы  по главе 2

 

       Специфика личностного развития и межличностных  взаимодействий детей, воспитывающихся  в учреждениях интернатного типа, связана с различными видами депривации: психической, сенсорной, социальной, материнской, эмоциональной. С этим связаны специфические особенности личностного развития детей и их взаимодействия:

       - конфликтность,

       - неприятие взрослых;

       - задержка интеллектуального развития;

       - феномен «Мы»,

       - склонность к  бродяжничеству;

       - поверхностность контактов;

       - иждивенческая позиция. 

         Основные условия формирования психологической культуры детей в  условиях школ - интернатов: адекватно выстроенное педагогическое общение; сообщение знаний и сведений психологического характера, тренинговая работа, использование дискуссий и творчества, коллективных  методов. 

Глава 3

Диагностика особенностей психологической  культуры детей в  условиях школы –  интерната

3.1. Организация и  методика исследования

 

       Нами  было проведено  исследование особенностей психологической культуры воспитанников школы – интерната № 9 г. Коркино, Челябинской области. Адрес: ул. Маслова, 14.

       В исследовании приняли участие 20 детей  в возрасте от 12 до 4 лет: 10 мальчиков, 10 девочек.

       В ходе исследования нами были использованы следующие методики:

       1. Методика «Психологическая культура  личности», разработанная О.И.  Мотковым, Т.А. Огневой

       2. Карта наблюдения Стотта 

       Методика  «Психологическая культура личности»предназначена для изучения особенностей психологического функционирования личности школьников начальной и средней школы.

             Психологическая культура  личности – это характеристика гармоничности  построения основных процессов  поведения  и управления ими. Она выражается,  в первую очередь,  в достаточно хорошей саморегуляции действий и эмоций, в конструктивности общения и  конструктивном  ведении различных дел, в наличии выраженных процессов самоопределения, творчества и саморазвития. В контексте данной методики речь скорее идет о культуре  совершения психологических  процессов, а не о культуре  психологических  знаний. 

             Методика позволяет  изучать выраженность  и качество шести частных  видов культурно-психологических  поведенческих проявлений учащихся:

       1 – самопонимание и самоопределение,  наличие самоанализа своих личностных и поведенческих особенностей, в результате которого начинают лучше осознаваться свои планы, отношения и психологические особенности, образуется самооценка, реально  помогающая жить, ставить осуществимые цели и задачи, направлять конкретные усилия в соответствующее своим склонностям и предпочтениям русло, быть самим собой; 

       2 - конструктивное общение со сверстниками, ближними и дальними людьми, помогающее  продуктивному разрешению личных, деловых и общественных вопросов; 

       3 - хорошая саморегуляция своих эмоций, действий и мыслей - развитые умения поддерживать положительный эмоциональный тон, сохранять спокойствие в стрессовых ситуациях, проявлять гибкость при решении сложных познавательных задач и в общении;

Информация о работе Формирование психологической культуры у воспитнников школ - интернатов