Формирование психологической культуры у воспитнников школ - интернатов

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2010 в 22:01, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования явилось изучение особенностей формирования психологической культуры детей в условиях школы - интерната.

Объектом исследования является процесс формирования психологической культуры детей, воспитывающихся в условиях школы - интерната.

Предмет исследования – психолого-педагогические условия и средства формирования психологической культуры подростков в условиях школы - интерната.

Гипотеза: основные условия формирования психологической культуры детей в условиях школ - интернатов: адекватно выстроенное педагогическое общение; сообщение знаний и сведений психологического характера, тренинговая работа, использование дискуссий и творчества, коллективных методов.

В соответствии с целью, объектом, предметом и выдвинутой гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:

1. Проанализировать основные теоретические подходы и обобщить ключевые положения, относящиеся к проблеме формирования психологической культуры детей в условиях школы - интерната;

2. Выявить специфику формирования психологической культуры детей в школе – иентернате;

3. Дать обоснование психолого-педагогических условий и средств формирования психологической культуры детей в условиях школы - интерната.

4. Эмпирически исследовать уровень психологической культуры подростков в рамках школы - интерната;

5. Обобщить полученные данные.

Содержание

Введение 3
Глава 1 6
Психологическая культура как целостное многомерное образование развивающейся личности 6
1.1. Понятие психологической культуры в трудах отечественных 6
психологов 6
1.2. Компоненты психологической культуры 12
Выводы по главе 1 18
Глава 2 19
Особенности формирования психологической культуры у детей, воспитывающихся в условиях школы – интерната 19
2.1. Особенности личности и межличностного взаимодействия детей, воспитывающихся в условиях интерната 19
2.2. Условия и методы формирования психологической культуры у воспитанников интернатов 26
Выводы по главе 2 31
Глава 3 32
Диагностика особенностей психологической культуры детей в условиях школы – интерната 32
3.1. Организация и методика исследования 32
3.2. Анализ полученных результатов 35
Выводы по главе 3 38
Заключение 39
Список литературы 41

Работа содержит 1 файл

Формирование психологической культуры у воспитанников школ-интернатов.doc

— 236.50 Кб (Скачать)

          Содержание

          Приложение Диагностические  методики 

Введение

 

          Кардинальные перемены в обществе, в его социальной структуре  привели к значительным изменениям в системе взаимоотношений людей. В современных условиях проблема психологического здоровья детей и подростков является актуальной.

          Социальные «низы» детского и подросткового сообщества захлестнули жестокость и культурная деградация. Специальная психологическая  помощь нужна социально дезадаптированным  подросткам. Им необходимо помочь обрести духовные «опоры», дать психологические средства, благодаря которым можно сохранить психологическое здоровье и быть способным к саморазвитию. Таким средством выступает психологическая культура личности.

          Формирование психологической  культуры является самоценной задачей образовательного процесса.

          Формирование психологической  культуры в школе предполагает разработку системы деятельностей, в которую  должны быть включены учащиеся, педагоги, психологи, родители, администрация.

          Особую актуальность эта проблема приобретает в условиях школы-интерната. По результатам нашего эмпирического исследования 81,3% учащихся 5-6 классов школы-интерната имеют неустойчивую самооценку.

          Низкая удовлетворенность  в общении со взрослыми сказывается  на способности самостоятельно, без помощи других анализировать и оценивать своих сверстников и взрослых, составляющих их круг общения. Эти дети затрудняются самостоятельно анализировать и оценивать сверстников и взрослых, не умеют и не хотят этого делать. В их поведении наблюдается агрессивность, недоверчивость, конфликтность, безразличие, иждивенчество.

          Стремление к автономности, самостоятельности подростков не получает удовлетворения. Взрослые воспринимаются ими как «помеха», которую надо устранить, обойти, обмануть и т.д. Они  прибегают к использованию искаженных средств самоутверждения в виде сомнительных шалостей, нередко асоциального поведения.

          Разработка средств  и условий развития психологической  культуры подростков школы-интерната  выступает важнейшей задачей  психологической службы образования и школьного психолога, в частности.

          Проблемы психологической культуры воспитанников школ – интернатов исследовались в работах Р. Бернса, Й. Лангмейер, З. Матейчек, В.И. Слуцкого и других.

          В настоящее время  не разработано программ, направленных на формирование психологической культуры у детей, воспитывающихся в условиях интернатного учреждения, не исследована  данная проблематика в ее возрастной динамике, в контексте макросоциальной среды (город, село) и т.д.

       Целью исследования явилось изучение особенностей формирования психологической культуры детей в условиях школы - интерната.                                          

       Объектом  исследования является процесс формирования психологической культуры детей, воспитывающихся  в условиях школы - интерната.                               

       Предмет исследования – психолого-педагогические условия и средства формирования психологической культуры подростков в условиях школы - интерната.    

       Гипотеза: основные условия формирования психологической  культуры детей в условиях школ - интернатов: адекватно выстроенное педагогическое общение; сообщение знаний и сведений психологического характера, тренинговая работа, использование дискуссий и творчества, коллективных  методов.

       В соответствии с целью, объектом, предметом и выдвинутой гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:                                                                      

       1. Проанализировать основные теоретические  подходы и обобщить ключевые  положения, относящиеся к проблеме  формирования психологической культуры детей в условиях школы - интерната;                

       2. Выявить специфику формирования  психологической культуры детей  в школе – иентернате;                                                                     

       3. Дать обоснование психолого-педагогических условий и средств формирования психологической культуры детей в условиях школы - интерната. 

       4. Эмпирически исследовать уровень  психологической культуры подростков  в рамках школы - интерната;

       5. Обобщить полученные данные.

       Методы теоретического исследования: анализ отечественной литературы, теоретический анализ и синтез; моделирование.

       Нами  были рассмотрены особенности психологической  культуры воспитанников школы - интерната. В исследовании приняли участие 20 детей в возрасте от 12 до 14 лет: 10 мальчиков, 10 девочек.

       Эмпирическая  база исследования: МОУ № 9 г. Коркино, Челябинской области. Адрес: ул. Маслова, 14. В ходе исследования нами были использованы следующие методики:

       1. Методика «Психологическая культура  личности», разработанная О.И. Мотковым, Т.А. Огневой

       2. Карта наблюдения Стотта 

       Теоретическая ценность исследования: обобщение литературных данных по рассматриваемой проблематике.

       Эмпирическая  ценность исследования: эмпирическая оценка уровня психологической культуры подростков, обучающихся в школе - интернате, разработка на основе полученных данных рекомендаций.  

Глава 1

Психологическая культура как целостное  многомерное образование  развивающейся личности

1.1. Понятие психологической  культуры в трудах  отечественных

психологов

 

       Категория «культура» обозначает содержание совместной жизни и деятельности людей, представляющее собой биологически ненаследуемые, искусственные, созданные людьми объекты.

       Под культурой понимаются организованные совокупности материальных объектов, идей и образов; технологий их изготовления и оперирования ими; устойчивых связей между людьми и способов их регулирования; оценочных критериев, имеющихся в обществе. Это созданная самими людьми искусственная среда существования и самореализации, источник регулирования социального взаимодействия и поведени [1, c. 17].

       В своих работах В. Буров, Ю. Дулимова, А. Куликовская  высказывают мнение, что в науке феномен психологической  культуры человека остался по существу неосмысленным: вместо фундаментального исследования этой важнейшей области социального бытия обсуждалась задача освоения различных систем категоризации психологических явлений и формирования некоторых специальных навыков через тренинги; не было создано и собственно психокультурных средств категоризации; не определены их строение и механизмы воздействия на человека.

       Как отмечают психологи, психологическая  культура как квинтэссенция такого опыта складывалась уже на ранних этапах социального становления человечества как система норм и ценностей  в межличностных отношениях. В настоящее время не разработано единого определения понятия психологической культуры [6, c. 47].

       Понятие «психологическая культура» только начинает входить в категориальный аппарат педагогики и психологии. Исследователи подчеркивают необходимость и важность разработки данного феномена для современной психолого-педагогической практики. На дефицит психологической культуры учащихся указывали А.А. Бодалев, А. А. Востриков, И. В. Дубровина, Е. А. Климов, Б. Г. Мещеряков и другие.

       Психологическая культура человека является частью или  элементом его общей культуры, и, одновременно, важнейшим компонентом  его личности.

       В  самом общем виде ее можно определить как систему психических процессов и свойств человека, благодаря которым осуществляется понимание других людей как личностей и себя самого, эффективное воздействие на других людей и на самого себя, адекватное отношение к людям (включая и самого себя) как к личностям.

       Психологическая культура обеспечивает эффективное  взаимодействие человека с другими людьми при решении различных жизненных проблем. Этим объясняется необходимость ее возникновения, развития и существования у человека на протяжении всей жизни.

       Любые акты жизнедеятельности человека прямо  или косвенно опосредствованы людьми. Поэтому психологическая культура, как структурный компонент личности, представляется важнейшим инструментом эффективного взаимодействия с людьми, фактором приспособления, выживания, жизненного успеха и социального бытия. По прогнозам аналитиков дальнейшее развитие общества будет тесно связано с его все большей психологизацией и с проникновением психологии во все сферы общественной жизни [8, c. 44].

       Психологическая культура предполагает систему соответствующих знаний, процессов, качеств, практических умений и навыков, необходимых для эффективного обращения субъекта с самим собой: понимание себя, владение способами саморегуляции (эмоциональной, интеллектуальной) и др.

       С точки зрения О.И. Моткова [16, c. 47], психологическая культура  личности – это характеристика гармоничности построения основных процессов  поведения и управления ими. Она выражается,  в первую очередь,  в достаточно хорошей саморегуляции действий и эмоций, в конструктивности общения и  конструктивном  ведении различных дел, в наличии выраженных процессов самоопределения, творчества и саморазвития.

       Колчина Е.С., Климкина Е.М. дают следующее определение  психологической культуры:

       Психологическая культура представляет собой сложное  системное образование личности, определяющее ориентировку человека в самом себе и других людях, способы общения с другими людьми и с самим собой и отношение к людям и к самому себе. Она является важнейшим условием личностного и профессионального развития.

       Овладение психологической культурой (системой психологических   факторов-направлений) облегчает юристу решение этой задачи и выполнение главных требований, которые предъявляются социумом и способствует успешной социальной адаптации [5, c. 23].

       Психологическая культура личности формируется в  условиях значительного влияния психологической культуры как этноса в целом, так и различных входящих в ее состав психологических субкультур.

       Носителями, обладателями психологической культуры могут быть разные субъекты: личность, группа (возрастная, профессиональная и др.), этнос, социум в целом.

       Психологическая культура личности возможна при достаточно развитом уровне сознания и самосознания. Психологическая культура не тождественна самосознанию личности, хотя это связанные  и пересекающиеся понятия. В самосознание входят не только представления о психике субъекта и ее особенностях, но и ролях, статусе личности и многих других характеристиках человека: социальных, демографических, физических и др.

       В психологическую культуру личности также входят не только представления  о собственной психике, но и представления о психике вообще, психических особенностях этноса, окружающих людей.

       Психология вносит в общую культуру понимание уникальности, сложности и ценности человека как  такового и его жизни. Одна из специфических  особенностей психологической культуры состоит в том, что данностью признаётся индивидуально неповторимое в человеке. Без исходного представления о масштабности и ранимости внутреннего мира человека нельзя полноценно объяснить никакое психическое проявление и реальное поведение людей [5, c. 25].

       Основу  психологической культуры личности составляют психологические знания, связанные с общечеловеческими, гуманистическими ценностями. Реализация таких знаний в обществе осуществляется с позиций и в контексте  уважения, любви, совести, ответственности, бережного отношения к чувству человеческого достоинства как своего, так и другого человека.

Информация о работе Формирование психологической культуры у воспитнников школ - интернатов