Эффективный руководитель

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 08:11, контрольная работа

Описание работы

Современному руководителю для эффективного влияния на деятельность подчиненных необходимо глубокое понимание психологических основ управления. Хотя эти механизмы все еще мало изучены, но уже имеющиеся результаты научных исследований могут существенно расширить возможности руководителя создавать условия, способствующие формированию заинтересованности членов коллектива в продуктивной работе организации.

Содержание

Введение…………………………………………………….
1. Психологический портрет руководителя …………………
2. Стили руководства………………………………………..
3. Пол и возраст руководителя………………………………….
4. Организация и методы исследования…………………………..
5. Результаты исследования……………………………………..
Заключение
Список использованной литературы……………………………………
Приложение 1…………………………

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа.Социальная психология. эффективный руководитель, психологический портрет.docx

— 90.41 Кб (Скачать)

Вторая категория к которой относятся опрошенные в БМ-3-9к имеют средние руководительские качества в пределе от 40 до 75 баллов и таким образом следует что: они имеют высокие запросы, они часто бывают самоуверенны, любят подчеркнуть собственное «Я». Умеют управлять собственными эмоциями и склонности к анализу своих поступков приводит к тому, что необходимость руководить другими не принимает у них крайних мер. Они любят ходить «непроторенными» дорогами, имеют собственное мнение, которое не всегда совпадает с мнением других. Они не любят навязывать себя другим и с трудом им подчиняются. Им безразлично то, что о них говорят. В то же время они имеют склонность критиковать других. Любят чтобы их слово было последним.

В группе БМ-2-11 был проведён второй тест о выраженности у опрошенных лидерских качеств. Название теста «Лидер».По результатом теста выявлено что из 20 опрошенных только 6 человек имеют среднюю выраженность лидерства это значит, что у них есть некоторые склонности к лидерству, но их еще следует развивать различными тренинговыми заданиями, а остальные 14 имеют лидерство слабо выражено это значит, что эти члены группы практически не имеют возможности проявить себя в качестве лидера при назначении таких людей на руководящую должность они в большинстве случаев потерпят крах.

В группе Бм-2-11 проведён третий тест его название «лидер или администратор». По результатам теста выявлено то, что из 18 опрошенных 4 человека на 51% являются лидерами и на 49% администраторами, 1 человек на 49% является лидером и на 51% администратор, 2 человека на 52% являются лидерами и на 48% администраторами, 3 человека являются на 47% лидерами и на 53% администраторами, 3 человека являются на 53% лидерами и на 47% администраторами, 1 человек на 48% является лидером и на 52% администратором, 1 человек на 57% является лидером и на 43% администратором,1 человек на 60% является лидером и на 40% администратором,1 человек на 46% является лидером и на 54% администратором,1 человек на 56% является лидером и на 44% администратором. Таким образом 12 человек на большую часть являются лидерами, а 6 человек являются администраторами.

 

 

Заключение

 

Исследовав  данную тему можно основной вывод, что некоторые личностные характеристики руководителя: рассудительность, уверенность в себе, склонность к лидерству, стремление к сотрудничеству с подчиненными, коммуникабельность позитивно влияют на социально-психологический климат коллектива.

В ходе исследования мы пришли к выводу, что наиболее значимыми для формирования положительного психологического климата коллектива являются следующие черты личности руководителя: объективность и справедливость, принципиальность и доброжелательность, уравновешенность и оптимизм. Уважительное отношение к мнению коллектива и отдельных работников, тактичное обращение с людьми, учет их индивидуальных особенностей, умелое стимулирование инициативы, новаторства и своевременное продвижение по службе на основе объективной оценки их качеств, результатов труда, возможностей, а также личная активность и максимальная отдача – всё это непосредственно и положительно влияет на социально-психологический климат коллектива.

В исследовании в качестве основных методов были использованы констатирующий эксперимент, наблюдение и беседа.

Достоверность результатов исследования обеспечивались статистической обработкой полученных данных.

 

 

Таким образом, практическая значимость нашей работы состоит в востребованности для современных руководителей информации по повышению эффективности управленческой деятельности, повышению коммуникативной компетентности для улучшения психологического климата в коллективе.

Научная значимость работы состоит в том, что данные материалы могут быть использованы при преподавании таких дисциплин, как: психология управления, организационная  психология, психология труда и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

 

1. Алексеев А.А., Громова Л.А. Психогеометрия для менеджеров. - Л., 2001 с.167.

2. Бандурка А.М., Бочарова С.П., Землянская Е.В. Психология управления. - Харьков, 2002 с.189.

3. Велков И.Г. Личность руководителя и стиль управления. - М.,2003-с156.

4. Зигерт В., Ланг Л. «Руководитель без конфликтов» Москва, 2001 издательство«Экономика»с.178. 
5 Кабаченко Т.С. Психология управления. - Москва, 2000с.184.

6. Ковалев А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. - Москва, 2003 с.187.

7. Кричевский Р.Л. Если вы - руководитель. Москва издательство «Дело»,2000с.224.

8. Лебедев В.И. Психология и управление. - Москва, с.190.

9. Михеев В.И. Социально-психологические аспекты управления. Москва,с.145.

10. Омаров А.М. Руководитель. Москва,2003с.221.

11. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. Москва,2001с.176.

12. Пикельная В.С. Теоретические основы управления. Москва,2000-с198.

13. Радугин А.А., Радугин К.А. Введение в менеджмент. Социальные организации и управление. Воронеж,2001 с.154.

14. Розанова В.А. «Психология управления» Москва, 2000 с.178. 
15 Шекшня С.В. «Управление персоналом современной организации». Москва, Бизнес школа, «Интел Синтез», 2002 с.231.

16. Щекин Г.В. «Основы кадрового менеджмента». «Психология управления персоналом» Киев,2002 с.190.

Приложение 1

 

Тест № 1 «Можете ли вы быть руководителем?»

Умение руководить очень важно как для бизнеса, так и для менеджмента. Это  искусство состоит из двух составляющих – способности увидеть, что нужно  сделать, и способности сообщить об этом остальным.

Этот тест поможет вам оценить наличие  у вас таланта руководителя.

Подберите наиболее подходящий ответ:

 

1. Основной принцип в распределении обязанностей – это:

A. Передать  другим по возможности большую  часть обязанностей.

Б. Убедиться, что вам известны все детали.

B. Утверждать  все принятые решения.

Г. Делать все  самому.

 

2. Ваш подчиненный (сотрудник, родственник) обдумал проблему, но не смог ее решить. Вы:

A. Подскажете  ему решение.

Б. Поможете ему  найти решение самостоятельно.

B. Предложите  несколько решений на выбор.

 

. Нужно хвалить сделанную работу:

A. Только если  она этого заслуживает.

Б. Никогда, чтобы  люди не зазнавались.

B. Часто, даже  незаслуженно, чтобы поощрить людей.

 

4. Если вы ошиблись и ваш подчиненный это знает, вы:

А. Открыто  признаете ошибку.

Б. Обвините кого-то другого.

В. Воспользуетесь случаем преподать другим урок.

5. Ответьте «да» или «нет».

A. Я часто  составляю списки дел для себя  и других.

Б. Я обычно делаю какую-то работу сам, прежде чем  дать такое же задание другому.

B. Я считаю, что хороший начальник должен  постоянно следить за своими  подчиненными.

Г. Я считаю, что люди на руководящих должностях должны вести себя так же, как  их подчиненные, чтобы возникло чувство  коллективизма.

 

6. В течение 7 сек ответьте, какой из четырех прямоугольников (рис. 1) разделен на большее количество частей.

 

Рис. 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Тест№2: «лидер» .

Тест выявляет присуще ли личности лидерские качества.

Ответьте на вопросы:  ДА/НЕТ (при  необходимости)

  1. Часто ли вы бываете в центре внимания окружающих?
  2. Считаете ли вы, что многие из окружающих вас людей занимают более высокое положение в обществе, пользуются большим уважением, чем вы?
  3. Находясь на собрании людей, равных вам по общественному положению, испытываете ли вы желание не высказывать своего мнения, даже когда это необходимо?
  4. Когда вы были ребенком, нравилось ли вам руководить играми ваших маленьких друзей?
  5. Испытываете ли вы большое удовольствие. Когда вам удается убедить кого-либо, кто вам до этого возражал?
  6. Случается ли, что вас называют нерешительным человеком?
  7. Согласны ли вы с утверждением «Все самое полезное в мире есть творение небольшого числа выдающихся личностей»?
  8. Испытываете ли вы настоятельную необходимость в советчике, который бы мог направлять вашу профессиональную активность?
  9. Теряли ли вы иногда хладнокровие в беседе с людьми?
  10. Доставляет ли вам удовольствие, когда вы видите, что окружающие побаиваются вас?  
  11. Во всех обстоятельствах (рабочее собрание, дружеская компания) стараетесь ли вы занять свое место за столом, расположенное таким образом, чтобы оно позволяло вам легче всего контролировать ситуацию и привлекать к себе некоторое внимание?
  12. Считаете ли вы обычно, что ваша внешность производит внушительное (импозантное) впечатление среди сверстников?
  13. Считаете ли вы себя мечтателем?
  14. Легко ли вы теряетесь, если люди, которые вас окружают, не согласны с вашим мнением?
  15. Случалось ли вам по личной инициативе заниматься организацией рабочих (спортивных, развлекательных и т.п.) групп?
  16. Если мероприятие, которым вы занимаетесь, не дает намечавшихся результатов:
    1. вы рады, если ответственность возложат на кого-то другого;
    2. вы умеете взять на себя всю ответственность за решение, которое было принято.
  17. Какое из этих двух мнений приближается к вашему собственному?
    1. настоящий руководитель должен сам делать дело, даже в мелочах;
    2. настоящий руководитель должен уметь управлять
  18. С кем вы предпочитаете работать, сотрудничать?
    1. с людьми покорными;
    2. с людьми строптивыми.
  19. Стараетесь ли вы избегать горячих дискуссий, споров?
  20. Когда вы были ребенком, часто ли вы сталкивались с властностью вашего отца или матери?
  21. Умеете ли вы в профессиональной дискуссии повернуть на свою сторону (уговорить) тех, кто раньше с вами был не согласен?
  22. Представьте такую сцену: во время прогулки с друзьями в лесу вы потеряли дорогу. Приближается вечер. Нужно принять решение:
    1. вы считаете, что вопрос должен решить человек, наиболее компетентный в группе;
    2. вы просто полагаетесь на решение других.
  23. Есть выражение: «Лучше быть первым в деревне, чем вторым в городе». Если бы вы делали выбор, то что бы вы предпочли:
    1. быть первым в деревне;
    2. быть вторым в городе.
  24. Считаете ли вы себя человеком, сильно влияющим на других людей?
  25. Может ли неудачный прошлый опыт в определенном вопросе заставить вас никогда больше не проявлять значительной личной инициативы в данном деле?
  26. С вашей точки зрения, истинный лидер группы тот, кто:
    1. самый компетентный;
    2. у кого самый сильный характер.
  27. Всегда ли вы стараетесь понимать, входить в положение людей?
  28. Соблюдаете ли вы дисциплину?
  29. Какой из двух типов руководителей кажется вам более значительным (предпочтительным)?
    1. тот, кто все решает сам;
    2. тот, кто постоянно советуется.
  30. Какой из двух типов руководства, по вашему мнению, является наиболее благоприятным для хорошей работы предприятия?
    1. коллегиальный тип;
    2. авторитарный тип.
  31. Часто ли у вас бывает впечатление, что другие вами злоупотребляют?
  32. Какой из двух следующих портретов больше приближается к вашему образу?
    1. громкий голос, экспрессивные жесты, за словом в карман не полезет;
    2. негромкий голос, неторопливые ответы, сдержанные жесты, задумчивый взгляд.
  33. На собрании или совещании вы один имеете мнение, противоположное мнение других, но вы уверены в своей правоте. Как вы поведете себя?
    1. будете молчать;
    2. будете отстаивать свою точку зрения.
  34. Хотя бы иногда называли ли вас человеком, который подчиняет свои, и чужие интересы только интересами дела?
  35. Если на вас возлагается очень большая ответственность за какое-то дело, то испытываете ли вы при этом чувство тревоги?
  36. Что вы предпочли бы в своей профессиональной деятельности?
    1. работать под руководством хорошего руководителя;
    2. работать независимо.
  37. Как вы относитесь к такому утверждению: «Чтобы семейная жизнь была удачной, нужно, чтобы важные решения принимались одним из супругов»?
    1. это верно;
    2. это неверно.
  38. Случалось ли вам покупать что-то, в чем вы не испытывали необходимости, под влиянием мнения других лиц?
  39. Считаете ли вы, что ваши организаторские способности выше средних?
  40. Как вы обычно ведете себя, встретившись с трудностями?
    1. трудности обескураживают, подавляют вас
    2. трудности заставляют действовать вас активнее
  41. Часто ли вы делаете резкие упреки своим знакомым, когда они их заслуживают?
  42. Считаете ли вы, что ваша нервная система успешно выдерживает напряженность жизни?
  43. Если вам предстоит произвести реорганизацию, то как вы поступаете?
    1. ввожу изменения немедленно;
    2. осуществляю медленные, эволюционные изменения.
  44. Если это необходимо, сумеете ли вы прервать слишком болтливого собеседника?
  45. Согласны ли вы с мыслью: «Чтобы быть счастливым, надо жить незаметно»?
  46. Читаете ли вы, что каждый из людей, благодаря своим человеческим способностям, должен сделать что-то выдающееся?
  47. Кем (из предложенных профессий) вам в ранней юности хотелось стать?
    1. известным художником, композитором, поэтом, космонавтом и т.д.;
    2. руководителем коллектива (уважаемым, солидным человеком).
  48. Какую музыку вам приятнее слушать?
    1. торжественную, могучую;
    2. тихую, лирическую.
  49. Испытываете ли вы некоторое волнение при встрече с важными личностями?
  50. Часто ли вы встречаете человека с более сильной волей, чем у вас?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

Тест №3"Лидер или администратор"

Оцените приведенные  высказывания по одиннадцатибалльной шкале от 0 до 10.

  1. Я за то, чтобы любой коллектив сам выбирал себе руководителя.
  2. Когда нужно, я умею заставить людей работать.
  3. Мне доверяют свои личные тайны.
  4. Все стремятся к власти, и я не исключение.
  5. Я вступаюсь за своих товарищей всякий раз, когда с ними поступают несправедливо.
  6. "Если лошадь везет плохо, ее надо бить" - верная пословица.
  7. Поспорившие обычно обращаются ко мне как к арбитру.
  8. Думаю, что людям полезно иметь твердого руководителя, непреклонного и жесткого.
  9. Я могу ладить с людьми, даже если они мне не по душе.
  10. Главное - уметь любыми средствами заставить людей делать то, что нужно.
  11. Обычно я готов действовать ради общего блага.
  12. Люди разные, но приказ для всех должен быть одинаков.
  13. В интересах дела я готов согласиться с мнением, противоположным моему.
  14. Успеха добьется лишь тот, кого боятся,
  15. Стараюсь, чтобы каждый мог проявить свои способности наилучшим образом.
  16. Обсуждение даже важного для всех вопроса займет слишком много времени. Думаю, что не ошибусь, если приму решение сам.
  17. Мне удается повести за собой людей, даже если они независимы от меня.
  18. Когда надо, я умею поставить себя так, что со мной предпочитают соглашаться.
  19. Нередко мне доверяют действовать от имени коллектива.
  20. Полное единоначалие – вот секрет успеха коллектива.

 

 

1 Бандурка А.М., Бочарова С.П., Землянская Е.В. Психология управления. - Харьков, 2002 с.89

2 Ковалев А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. - Москва, 2003 с.63

3 Велков И.Г. Личность руководителя и стиль управления. - М.,2003-с. 38

4Зигерт В., Ланг Л. «Руководитель без конфликтов» Москва, 2001 издательство«Экономика»с.178

5 Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. Москва,2001,- с.92

6 Шекшня С.В. «Управление персоналом современной организации». Москва, Бизнес школа, «Интел Синтез», 2002 с.127

7 Кричевский Р.Л. Если вы - руководитель. Москва издательство «Дело»,2000,- с.152

8 Шекшня С.В. «Управление персоналом современной организации». Москва, Бизнес школа, «Интел Синтез», 2002 с.139


Информация о работе Эффективный руководитель