Экспериментальное исследование акцентуаций характера подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 18:36, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы являлось исследование характера и его акцентуации в подростковом возрасте.
Объектом исследования в данной работе является подросток, ученица 11-го класса, возраст 17 лет.
Предметом исследования является акцентуация характера у подростка.
Задачи:
1. Провести обзор литературных источников по изучаемой проблеме.
2. Подбор метода исследования.
3. Проведение исследования.
4. Обработка полученных результатов и их анализ.
5. Рекомендации.

Содержание

Введение………………………………………………………………….....3
Глава 1. Общая характеристика подросткового возраста…………..…..5
1.1 Психологические особенности подросткового возраста…...……..5
1.2 Характер и его акцентуация в подростковом возрасте…………….8
1.3 Подростковый кризис. Трудности возраста………………………14
Глава 2. Экспериментальное исследование акцентуаций характера подростков……………………………………………………..…………………18
2.1 Диагностика акцентуаций характера подростков, по методике Личко (ПДО) ………………………………………………..…………………...18
2.2. Результаты ПДО…………………………………………………..21
Заключение………………………………………..………………………...29
Список используемой литературы………………………

Работа содержит 1 файл

курсавик.docx

— 100.11 Кб (Скачать)

     Определение отражения реакции эмансипации  в самооценке проводится на основании  показателя Е: если он равен 0 или 1 - реакция эмансипации слабая, если равен 2 или 3 - умеренная, если 4 или 5 - выраженная, если 6 и более баллам - очень сильная. Показатель Е, равный 6 и более баллам, чаще всего встречается при типах Ш и И. Наоборот, типам С и П выраженная реакция эмансипации не свойственна, поэтому при Е=4 эти типы не диагностируются независимо от числа баллов в их пользу. У типа Г реакция эмансипации нередко бывает резко выражена в поведении, но ее отражение в самооценке гораздо более умеренное.

     Оценка  склонности к делинквентности. Осуществляется только для подростков мужского пола. Указанием на возможную склонность к делинквентности служит показатель d, если он равен 4 баллам и более. Но у представителей типа Ш часто бывает высоким безо всякой склонности к делинквентности. При типе Н этот показатель обычно низок, но здесь нет нужды в особом показателе для выявления склонности к делинквентности, так как в условиях безнадзорности, как правило, обнаруживается делинквентное поведение.

     Оценка  черт мужественности-женственности  в системе отношений. Осуществляется по разности между показателями М (маскулинности) и Ф (феминности). Если М-Ф дает положительную величину, то в системе отношений преобладают черты мужественности, если отрицательную - женственности. При психопатиях и выраженных акцентуациях преобладание черт может не соответствовать физическому полу. При психопатиях у девочек нередко преобладают черты М, а у мальчиков с истероидной, шизоидной и сенситивной психопатией и акцентуацией могут преобладать черты Ф.

     Определение психологической склонности к алкоголизации (показатель v). Осуществляется без графика. Числовые баллы за выборы по теме «Отношение к спиртным напиткам», полученные в 1–м и во 2–м исследованиях, суммируются алгебраически, т.е. с учетом знака. При итоговой величине +2 и выше можно предполагать психологическую склонность а алкоголизации. Очень высокие показатели (+6 и выше) свидетельствуют не об интенсивной алкоголизации, а о стремлении выставить напоказ свою склонность к выпивкам (часто встречается при типе И). Отрицательная величина говорит об отсутствии психологической склонности к алкоголизации (чаше имеет место у типа С), а величина, равная 0 или +1. является неопределенным результатом.

     Вывод: в результате проведённого исследования с помощью теста «ПДО», у испытуемой выявлены черты лобильного типа акцентуации характера. На основании этого приводим краткое описание данного типа:

     Лабильный тип. В детстве не отличаются от сверстников  или обнаруживают склонность к невротическим  реакциям. Главная черта в подростковом возрасте - крайняя лабильность настроения, которое меняется слишком часто  и чрезмерно резко от ничтожных  и даже незаметных для окружающих поводов. Кем-то нелестно сказанное  слово, неприветливый взгляд случайного собеседника способны вдруг погрузить в мрачное расположение духа без каких-либо серьезных неприятностей и неудач. И наоборот, интересная беседа, мимолетный комплимент, от кого-то услышанные заманчивые, но малореальные перспективы способны вселить веселость и жизнерадостность и даже отвлечь от действительных неприятностей, пока те чем-либо не напомнят о себе. Во время откровенных и волнующих бесед можно видеть-то готовые навернуться на глаза слезы, то paдостную улыбку.

     От  настроения в данный момент зависит  все: и самочувствие, и сон, и аппетит, и работоспособность, и общительность. Соответственно настроению и будущее  то расцвечивается радужными красками, то представляется унылым и безнадежным, и прошлое предстает то как цепь приятных воспоминаний, то сплошь состоящим из неудач и несправедливостей. И повседневное окружение то кажется милым и интересным, то безобразным и скучным.

     Маломотивированные смены настроения могут создать впечатление поверхностности и легкомыслия. Однако лабильность подростков отличают глубокие чувства, искренняя привязанность к тем, от кого они видят любовь, заботу и внимание. Привязанности сохраняются, несмотря на легкость и частоту мимолетных ссор.

     Эмансипационные устремления выражены умеренно. Они  усиливаются, если их подогревает неблагоприятная  семейная обстановка. Тяга к группированию  со сверстниками целиком зависит  от настроения. В хорошие минуты ищут компании, в плохие избегают общений. В группе сверстников на роль вожака не претендуют, охотно довольствуясь положением опекаемого и защищаемого другими любимца и баловня. Хобби ограничиваются информативно-коммуникативным типом, иногда художественной самодеятельностью, да еще некоторыми домашними животными (особенно привлекательна собственная собака, которая служит громоотводом для эмоций при перепадах настроения). Сексуальная активность обычно ограничивается флиртом и ухаживаниями.  Влечение долго остается малодифференцированным и легко возможно отклонение на путь транзиторного подросткового гомосексуализма. Но сексуальные эксцессы всегда избегаются.

     Не  менее свойственна лабильным  подросткам и преданная дружба. В  друге они стихийно ищут психотерапевта. Они предпочитают дружить с тем, кто в минуты грусти и недовольства способен отвлечь, утешить рассказать что-нибудь интересное, приободрить, убедить, что "все не так страшно", но и в то же время в минуты эмоционального подъема легко откликнуться на радость и веселье, удовлетворить потребность сопереживания.

     Лабильные подростки весьма чутки ко всякого рода знакам внимания, благодарности, похвалам и поощрениям – все это доставляет им искреннюю радость, но вовсе не побуждает к заносчивости или самомнению. Порицания, осуждения, выговоры, нотации глубоко переживаются и способны вторгнуть в беспросветное уныние. Действительные неприятности, утраты, несчастья лабильные подростки переносят чрезвычайно тяжело, обнаруживая склонность к реактивным депрессиям, тяжелым невротическим срывам.

     Самооценка  отличается искренностью и умением  правильно отметить черты своего характера. Лабильные подростки  хорошо знают особенности своего характера, знают, что они – "люди настроения" и что от настроения у них все зависит. Отдавая  отчет в слабых сторонах своей  натуры, они не пытаются что-либо скрыть или затушевать, а как бы предлагают окружающим принимать их такими, какие они есть. В том, как относятся к ним окружающие, они обнаруживают удивительно хорошую интуицию – сразу, при первом контакте чувствуя, кто к ним расположен, кто безразличен, а в ком таится хоть капля недоброжелательности или неприязни. Ответное отношение возникает незамедлительно и без попыток его утаить .

     “Слабым звеном” данного типа является отвержение со стороны эмоционально значимых лиц, утрата близких, разлука с ними.

     Акцентуация, по лабильному типу часто сочетается с гармоничным психофизическим  инфантилизмом, а также с вегетативной лабильностью и склонностью к  аллергическим заболеваниям. Этот тип  акцентуации служит почвой для острых аффективных реакций, неврозов, особенно неврастении, реактивной депрессии  и для психопатических развитий.[28]

     Дополнительные  исследования. Высокая конформность (податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства); повышенная откровенность; умеренная эмансипация (освобождение от какой-либо зависимости, отмена каких-либо ограничений, уравнение в правах.); в системе отношений преобладают черты мужественности (при психопатиях и выраженных акцентуациях преобладание черт может не соответствовать физическому полу, при психопатиях у девочек нередко преобладают черты мужественности); можно предполагать психологическую склонность к алкоголизации; отмечается риск депрессии; отсутствие риска злоупотребления наркотиками и другими дурманящими веществами; дифференциальная психологическая диагностика истинных и демонстративных суицидных попыток расценивается как истинная; риск ранней половой жизни отсутствует.

     Практически не сочетаются следующие типы:

     Гипертимный - с лабильным, астено-невротическим, сенситивным, психастени-ческим, шизоидным, эпилептоидным.

     Циклоидный - со всеми типами, кроме гипертимного и лабильного.

     Лабильный - с гипертимным, психастеническим, шизоидным, эпилептоидным.

     Сенситивный - с гипертимным, циклоидным, эпилептоидным, истероидным, неустойчивым.

     Психастенический - с гипертимным, циклоидным, лабильным, эпилептоидным, истероидным, неустойчивым.

     Шизоидный - с гипертимным, циклоидным, лабильным, астено-невротическим.

     Эпилептоидный - с гипертимным, циклоидным, лабильным, астено-невротическим, сенситивным, психастеническим.

     Истероидный - с циклоидным, сенситивным, психастеническим.

     Неустойчивый - с циклоидным, сенситивным, психастеническим.  

Заключение

     Акцентуация характера - это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за  пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией.

     При повзрослении ребенка особенности его характера, проявившиеся в детстве, остаются достаточно выраженными, теряют свою остроту, но с возрастом вновь могут проявиться отчетливо.

     У подростков от типа акцентуации характера  зависит многое - особенности транзиторных нарушений поведения ("пубертатных  кризов"), острых аффективных реакций  и неврозов (как в их к картине, так и в отношении вызывающих их причин).

     Тип акцентуации указывает на слабые места характера и тем самым  позволяет предвидеть факторы, способные  вызвать психогенные реакции, ведущие  к дезадаптации, - тем самым открываются перспективы для психопрофилактики.

     Акцентуации характера - это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.

     Большая возбудимость, грубость, упрямство, раздражительность не являются неизбежными спутниками подросткового возраста. В хорошо организованных коллективах, в том числе в семейных, с правильным режимом труда и отдыха, доброжелательными отношениями и твёрдыми требованиями, период полового созревания и связанных с ним изменений в организме подростков проходит безболезненно. Неизбежная внутренняя перестройка организма в этих условиях происходит спокойнее, а её внешние изменения мало заметны и несущественны.

     Значительное  развитие в подростковом возрасте приобретают  волевые черты характера. В процессе всё более усложняющейся учебной, трудовой деятельности, под влиянием повышенных требований, предъявляемых подростку, у него развивается способность длительно преследовать сознательно поставленные цели, умение преодолевать препятствия и трудности на этом пути. В регуляции поведения подростка большая роль принадлежит сознанию, большие значения приобретают сознательные волевые усилия, сознательное управление своим поведением, своими эмоциями. Подросток способен не только к отдельным волевым актам, но и к осуществлению связанных единой целью цепи волевых действий, иначе говоря, к волевой деятельности. Он ставит перед собой определенные цели, сам планирует свою деятельность и нередко проявляет значительную настойчивость, выдержку, решительность и даже мужество в процессе достижения этих целей.

     Рекомендации  лабильному типу

     Для того, чтобы скорректировать черты лабильного типа необходимо:

    • Развивать эмоциональную сферу человека настроения
    • Развивать личность на позитиве
    • Выполнять упражнения для Анти-параноика.

       Развитие эмоциональной сферы человека настроения.

     Человек настроения - это легкое включение  в любые эмоциональные состояния, перепады настроения, шараханье от восторга к отчаянию. Но это не истероид - ему мало важно быть в центре внимания, это не демонстрации для других, это просто очень легкая отзывчивость на все, легкая заражаемость эмоциями и внутреняя эмоциональная нестабильность. Он поставил себе цели, сказал: "Мне это надо!", но через минуту - отвлекся... Человеку настроения трудно быть таким, каким сейчас надо быть в компании, он не может себя "настроить" на приличное ситуации настроение, как это делают все воспитанные люди. Ему сложно сдавать экзамены, потому что даже при хорошей подготовке на него может напасть страх, и тогда он беспомощен.

     Развивать ему богатство переживаний? Нет, с глубиной и богатством чувств у  него обычно все в порядке. Его  задача другая - эмоциональная стабильность, а эта наука складывается из многих вещей. Аутогенная тренировка, мягкий контроль своего тела (хотя бы держать спину), мыслей ("Проблем у нас нет, у нас есть задачи!", окружения (окружать себя разумными людьми), знание того, что такое дисциплина.

Информация о работе Экспериментальное исследование акцентуаций характера подростков