Экспериментальное исследование акцентуаций характера подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 18:36, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы являлось исследование характера и его акцентуации в подростковом возрасте.
Объектом исследования в данной работе является подросток, ученица 11-го класса, возраст 17 лет.
Предметом исследования является акцентуация характера у подростка.
Задачи:
1. Провести обзор литературных источников по изучаемой проблеме.
2. Подбор метода исследования.
3. Проведение исследования.
4. Обработка полученных результатов и их анализ.
5. Рекомендации.

Содержание

Введение………………………………………………………………….....3
Глава 1. Общая характеристика подросткового возраста…………..…..5
1.1 Психологические особенности подросткового возраста…...……..5
1.2 Характер и его акцентуация в подростковом возрасте…………….8
1.3 Подростковый кризис. Трудности возраста………………………14
Глава 2. Экспериментальное исследование акцентуаций характера подростков……………………………………………………..…………………18
2.1 Диагностика акцентуаций характера подростков, по методике Личко (ПДО) ………………………………………………..…………………...18
2.2. Результаты ПДО…………………………………………………..21
Заключение………………………………………..………………………...29
Список используемой литературы………………………

Работа содержит 1 файл

курсавик.docx

— 100.11 Кб (Скачать)

     Позитивный  смысл подросткового кризиса  заключается в том, что через  него, через борьбу за эмансипацию, за собственную независимость, происходящую в относительно безопасных условиях и не принимающую крайних форм, подросток удовлетворяет потребности  в самопознании и самоутверждении, у него не просто возникают чувство  уверенности в себе и способность  полагаться на себя, но и формируются  способы поведения, позволяющие  ему и в дальнейшем справляться  с жизненными трудностями. Это дает основание считать, что именно путь «кризиса независимости» является наиболее конструктивной формой протекания кризиса с точки зрения заложенных в нем возможностей для формирования личности. Вместе с тем наиболее экстремальные проявления «кризиса независимости» чаще всего непродуктивны.

     «Кризис зависимости» - достаточно неблагоприятный вариант развития. Важно учесть, что подростки, так переживающие кризис, как правило, не вызывают у взрослых беспокойства, напротив, родители часто гордятся тем, что им удалось сохранить нормальные, с их точки зрения, отношения, т.е. отношения по типу «взрослый – ребенок».

     Конечно, не следует на весь подростковый возраст  смотреть под углом кризиса. Но знание кризиса необходимо для того, чтобы  помочь подростку наиболее полно  реализовать возможности этого  периода, выработать эффективные, конструктивные способы преодоления трудностей, что, с точки зрения современной  психологии, важно для решения  главных задач развития в этот период.[11]

     Подростковый  возраст является одним из самых  важных, существенно влияющим на дальнейшее развитие, критическим периодом в  жизни человека. Он выступает в  роли «переходного мостика» между детством и взрослостью и характеризуется  многочисленными резкими, бурными  изменениями в организме ребенка.  Изменения эти носят преимущественно  качественный характер и затрагивают  все аспекты развития. Сдвиги в физиологической системе и психике подростка связаны в первую очередь с кардинальной перестройкой в эндокринной и нервной системах. Трудности, возникающие при взаимодействии с ребенком, неадекватность его поступков, импульсивность его поведения, резкие изменения сферы интересов и т.п. являются внешним проявлением тех процессов, которые происходят во внутреннем мире подростка. [9] 
 
 
 

     Глава 2. Экспериментальное исследование акцентуаций характера подростков

     2.1 Методика Личко для изучения характера в подростковом возрасте

     Объектом  исследования в данной работе является подросток, ученица 11-го класса, возраст 17 лет.

     Предметом исследования является акцентуация  характера у подростка.

     Цель  и задачи:

     1. Провести обзор литературных  источников по изучаемой проблеме.

     2. Подбор метода исследования.

     3. Проведение исследований и сравнение  их результатов. 

     4. Обработка полученных результатов  и их анализ.

     5. Выводы.

     Описание  методики

     Метод патохарактерологического исследования подростков, названный Патохарактерологическим Диагностическим Опросником (ПДО), предназначен для определения в возрасте 14–18 лет типов акцентуации характера и типов психопатий, а также сопряженных с ними некоторых личностных особенностей (психологической склонности к алкоголизации, делинквентности и др.), перечисленных в предыдущем разделе. ПДО может быть использован психиатрами, медицинскими психологами, врачами других специальностей и педагогами, получившими специальную подготовку по медицинской психологии.[22]

     Теоретические основы

     Предпосылками для создания ПДО послужили опыт психиатрии и концепция психологии отношений. На основании описания типов  патологических характеров в руководствах и монографиях: Э.Крепелина, Э.Кречмера, К.Шнайдера, П.Б.Ганнушкина, Г.Е.Сухаревой, К.Леонгарда, А.Е.Личко были составлены наборы фраз, отражающие отношения при разных типах характера к ряду жизненных проблем, актуальных в подростковом возрасте. В число таких проблем вошли оценка собственных витальных функций (самочувствие, сон, аппетит, сексуальное влечение) отношение к окружению (родителям, друзьям, незнакомым и т.д.) и к некоторым абстрактным категориям (к правилам и законам, к опеке и наставлениям, к критике в свой адрес и др.). В эти наборы были включены фразы индифферентные, не имеющие диагностического значения.[26]

     Принцип отношения к личностным проблемам, заимствованный из психологии отношений (А.Ф.Лазурский, С.Л.Франк, В.Н.Мясищев), был использован для диагностики  типов характера, т.к. оценка испытуемым своих отношений оказалась более  объективной и надежной, чем данные исследований, в которых подростку  предлагают самому отметить у себя те или иные черты характера.

     Процедура проведения

     ПДО включает 25 таблиц - наборов фраз («Самочувствие», «Настроение» и др.) В каждом наборе от 10 до 19 предлагаемых ответов. С испытуемым проводится два исследования.

     В первом исследовании ему предлагается в каждой таблице выбрать наиболее подходящий для него ответ и соответствующий  номер поставить в регистрационном  листе № 1 (образцы регистрационных  листов приведены в Приложении). Если в каком-либо наборе подходит не один, а несколько ответов, допускается  сделать два-три выбора. Более  трех выборов в одной таблице  делать не разрешается. В разных таблицах можно сделать неодинаковое число выборов.[24]

     Во  втором исследовании предлагается выбрать  в тех же таблицах наиболее неподходящие, отвергаемые ответы (при желании  можно выбрать в каждой таблице  два-три неподходящих ответа, но не более) и поставить соответствующие  номера в регистрационном листе  № 2. В обоих исследованиях разрешается  отказываться от выбора ответа в отдельных  таблицах, проставляя 0 в регистрационном  листе. Если число таких отказов  в обоих исследованиях составляет в сумме 7 и более, то это свидетельствует  либо о трудности работы с опросником в силу невысокого интеллекта (встречается при легкой дебильности), либо, при достаточном интеллекте, но негативном отношении к исследованию. В последнем случае работу с опросником можно повторить после психотерапевтической беседы. Большое число 0 встречается при сенситивном типе - такие подростки предпочитают отмолчаться, чем сказать неправду.[28]

     Обычно  для проведения исследования требуется  от получаса до часа времени. Исследования можно проводить одновременно с  группой испытуемых при условии, чтобы они не могли совещаться или подсматривать выборы друг у  друга.

     При получении регистрационных листов необходимо сразу же проверить, не проставлено  ли в какой-либо графе более трех номеров выборов и предложить испытуемому сократить их число, а если отказов 7 и более - попытаться их уменьшить. Образцы регистрационных листов приводятся далее. ПДО не пригоден для исследования подростков при наличии выраженной интеллектуальной недостаточности (так называемая пограничная умственная отсталость не препятствует обследованию) или острого психотического состояния с нарушением сознания, бредом, галлюцинациями и т.п., а также при выраженном психическом дефекте шизофренического, органического и других типов. В случаях явно негативного отношения к обследованию, оно может проводиться только после психотерапевтической беседы и установления хорошего контакта.[30] 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2. Результаты  ПДО

     Результаты  обследования определяются с помощью  кода. Этот код составлен на основании  статистически достоверных (р<0,005) выборов для подростков данного типа, определенного по клинической оценке. Буквенные символы кода соответствуют баллам в пользу соответствующих типов:

     Г - гипертимный

     Ц - циклоидный

     Л - лабильный 

     А - астено-невротический

     С - сенситивный 

     П - психастенический

     Ш - шизоидный

     Э - эпилептоидный

     И - истероидный

     Н - неустойчивый

     К - конформный

     Кодом предусмотрены следующие дополнительные показатели:

     О - негативное отношение к исследованию;

     Д - диссимуляция действительного отношения  к рассматриваемым проблемам  и стремления не раскрывать черты  характера;

     Т - откровенности;

     В - черт характера, встречающихся при органических психопатиях;

     E - отражения в самооценке реакции  эмансипации; 

     d - психологической склонности к делинквентности (только для подростков

     мужского  пола);

     М - черт мужественности;

     Ф - черт женственности в системе  отношений.

     Кроме того, на основании числовых баллов в теме «Отношение к спиртным напиткам»  может быть дана оценка психологической  склонности к алкоголизации (шкала V).

     После подсчета результатов теста, получили следующие данные:

     Г - 5

     Ц - 6+1

     Л - 7+4

     А - 4

     С - 2

     П - 3+2

     Ш - 0

     Э - 4

     И - 5

     Н - 2

     К - 6

     О - 1

     Д - 2

     Т - 4

     В - 3

     Е - 2

     М - 8

     Ф - 6

       V - 2

     Обработка результатов с помощью построения графиков

     Для подсчета баллов удобно строить график. На нем баллы в пользу каждого  типа и каждого показателя, полученные в 1–м и во 2–м исследованиях, суммируются  арифметически, т.е. все они откладываются  на графиках. К ним приплюсовываются дополнительные баллы на основании оценки построенного графика.

     

     Оценку  графика удобно проводить в следующем  порядке.

     Определение конформности. Если К=0 или К=1, то это свидетельствует о низкой конформности и даже о нонконформизме. В самооценке это наиболее присуще представителям типа И и особенно представителям типа Ш. При К=2, К=3 конформность умеренная, при К=4, К=5 - средняя, при К=6 и более баллам - высокая.

     Определение негативного отношения к исследованию. Величина показателя «О», равная 7 и  более баллам, свидетельствует о  скрытом негативном отношении к  исследованию. Надежность диагностики  типа при этом снижается. Показатель «О», равный 6 и более баллам, чаще всего встречается при сенситивном  типе.

     Определение возможной склонности к диссимуляции. Если показатель Д превышает показатель Т на 4 и более баллов (см. график № 1), то это свидетельствует в пользу возможной диссимуляции. Это снижает точность диагностики типа и практически полностью исключает правильную диагностику типов Ц и К. Сам по себе высокий показатель Д (безотносительно к величине Т), равный 6 и более баллам, наиболее часто встречается при типе Н.

     Определение повышенной откровенности. Если Т>Д, то это свидетельствует о повышенной откровенности. Чаще всего это встречается при типах Ц и особенно П.

     Указание  на возможную органическую природу  психопатии и акцентуации характера. Может быть получено при помощи индекса В (brain minimal damage), если его величина равна 5 и более баллам. Показатель В<5 не исключает органического генеза, так как лишь в 45% клинически верифицированных органических психопатий этот показатель равен 5 и более баллам. Обратная ошибка (В=5 или В>5) при отсутствии органического резидуума, или черепно-мозговых травм, мозговых инфекций и нейроинтоксикаций в анамнезе не превышает 8%. Высокий показатель В встречается также при типе Э.

Информация о работе Экспериментальное исследование акцентуаций характера подростков