Экспериментальное исследование акцентуаций характера подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 18:36, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы являлось исследование характера и его акцентуации в подростковом возрасте.
Объектом исследования в данной работе является подросток, ученица 11-го класса, возраст 17 лет.
Предметом исследования является акцентуация характера у подростка.
Задачи:
1. Провести обзор литературных источников по изучаемой проблеме.
2. Подбор метода исследования.
3. Проведение исследования.
4. Обработка полученных результатов и их анализ.
5. Рекомендации.

Содержание

Введение………………………………………………………………….....3
Глава 1. Общая характеристика подросткового возраста…………..…..5
1.1 Психологические особенности подросткового возраста…...……..5
1.2 Характер и его акцентуация в подростковом возрасте…………….8
1.3 Подростковый кризис. Трудности возраста………………………14
Глава 2. Экспериментальное исследование акцентуаций характера подростков……………………………………………………..…………………18
2.1 Диагностика акцентуаций характера подростков, по методике Личко (ПДО) ………………………………………………..…………………...18
2.2. Результаты ПДО…………………………………………………..21
Заключение………………………………………..………………………...29
Список используемой литературы………………………

Работа содержит 1 файл

курсавик.docx

— 100.11 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Содержание

     Введение………………………………………………………………….....3

     Глава 1. Общая характеристика подросткового возраста…………..…..5

        1.1  Психологические особенности подросткового возраста…...……..5

        1.2 Характер и его акцентуация в подростковом возрасте…………….8

        1.3  Подростковый кризис. Трудности возраста………………………14

     Глава 2. Экспериментальное исследование акцентуаций характера подростков……………………………………………………..…………………18

         2.1 Диагностика акцентуаций характера подростков, по методике Личко (ПДО) ………………………………………………..…………………...18

         2.2. Результаты  ПДО…………………………………………………..21

        Заключение………………………………………..………………………...29

     Список  используемой литературы……………………………………….35

     Приложение 1: «Методика Личко: ПДО».........…………………………37 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Переход к подростковому возрасту характеризуется  глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков со взрослыми людьми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей. В подростковом возрасте происходит обострение черт характера. Стремление к самостоятельности, осознание своего физического и духовного возмужания - одна из наиболее ярких черт этого возраста.

     Наиболее  интересные и жизненно правдивые  описания характера (известные как  «типологии характера») возникли в  пограничной области, на стыке двух дисциплин: психологии и психиатрии. Они принадлежат талантливым  клиницистам, которые в своих  типологиях обобщили многолетний опыт работы с людьми - опыт наблюдения за их поведением, изучения их судеб, помощи им в жизненных трудностях. Здесь встречаются такие имена, как К. Юнг, Э. Кречмер, П. Б. Ганнушкин, К. Леонгард, А. Е. Личко и др.

     Целью  данной   курсовой   работы   являлось   исследование  характера  и его акцентуации в подростковом возрасте.

     Объектом  исследования в данной работе является подросток, ученица 11-го класса, возраст 17 лет.

     Предметом исследования является акцентуация  характера у подростка.

     Задачи:

     1. Провести обзор литературных  источников по изучаемой проблеме.

     2. Подбор метода исследования.

     3. Проведение исследования.

     4. Обработка полученных результатов  и их анализ.

     5. Рекомендации.

     Методы  исследования: Патохарактерологический Диагностический Опросник (ПДО) Личко.

       Курсовая работа  содержит  введение,  две  главы,  заключение и список  литературы.  В первой  главе рассмотрена   общая характеристика подросткового возраста.   Дана   характеристика   понятию   «акцентуация характера» рассмотрены   виды акцентуаций, определены причины  возникновения подросткового кризиса. Во  второй  главе проведено экспериментальное исследование отклонений в характере подростков, для достижения цели предложена методика патохарактерологического  диагностического опросника А.Е.Личко (ПДО). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Общая характеристика подросткового возраста

     1.1  Психологические особенности подросткового  возраста

     Специфическая особенность этого периода состоит  в том, что с одной стороны, по уровню характера психического развития это типичная эпоха детства, с  другой - перед нами растущий человек, имеющий во многом уже взрослые желания,  мысли и собственные взгляды, направленность на новые действия.

     В подростковом возрасте эмоциональный  фон становится неровным, нестабильным. К этому следует добавить, что  ребенок вынужден постоянно приспосабливаться  к физическим и физиологическим  изменениям, происходящим в его организме, переживать саму “гормональную бурю”. В этот период половая идентификация  достигает более высокого уровня. Отчетливо проявляется ориентация на образцы мужественности и женственности  поведении и  личностных проявлениях. Но ребенок еще может сочетать в себе как и традиционные женские, так и традиционно мужские качества. [4]

     В это время у человека резко  повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического  “Я”. Из-за его высокой значимости ребенком остро переживаются все  изъяны внешности, действительные, а  также мнимые (связанные с модой  на слишком худое тело, веснушками, слишком большой или маленькой  грудью у девочек, отсутствием атлетического  телосложения у мальчиков). Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильности черт лица, появление прыщей на коже, излишний вес или худоба - все  это очень расстраивает.  А  иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости, даже неврозу. Типичны  случаи нервной анорексии у девочек, мальчики могут становиться замкнутыми, стесняются, уходят в себя.

     Одновременно  с внешними, объективными проявлениями взрослости, возникает и отношение  подростка к себе, как взрослому, ощущение себя в практически взрослым человеком. Это главное новообразование подросткового возраста.

     Как проявляется чувство взрослости подростка? Прежде всего он претендует на равноправие в отношениях со взрослыми. Отсюда, частые конфликты, отстаивание своей позиции. Это может проявляться и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Кроме того, проявляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения. [11]

     Конечно, человеку в этом возрасте еще далеко до истинной взрослости - и физически, и психологически, и социально. Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремится к ней  и претендует на равные со взрослыми правам. Новая позиция проявляется в разных сферах, чаще всего во внешнем облике, в манерах.

     Самостоятельность выражается, в основном, в стремлении к эмансипации от взрослых, освобождение от их опеки, контроля и в разнообразных  увлечениях и неучебных занятиях. Эти потребности так ярко проявляются в поведении, что говорят о ”подростковых реакциях ”. В этот период часто случаются сильные увлечения, часто сменяющие друг друга, иногда “запойные”. Это абсолютно нормально. Считается, что подростковый возраст без увлечений подобен детству без игр. Ребенок сам выбирает себе занятия по душе, тем самым, удовлетворяя потребность и в самостоятельности, и в выбросе своей мощной энергии. Подросток с жаром отстаивает свои увлечения. В подростковом возрасте все не стабильно, взгляды могут измениться через пару неделей, но защищать противоположную точку зрения ребенок будет столь же эмоционально.

     Между подростками появляется «моральный кодекс», предписывающий своеобразный стиль поведения в дружеских  отношениях со сверстниками. Этот кодекс не всегда совпадает, а может и  противоречить нормам, навязываемым родителями и педагогами.  В это  время возрастает опасность вступления ребенка в противоправные группы, связанные с криминалом, алкоголем или наркотиками. [6]

     У подростков появляются не только бурные увлечения делами, но и очень эмоционально е общение со сверстниками. Общение  пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на учение, и на неучебные занятия, и на отношения с родителями. Близкий друг (подруга), обычно ровесник - это для подростка своеобразный психотерапевт, умеющий выслушать и посочувствовать, принимающий его переживания и понятия, помогающий преодолеть трудности, поверить в себя. В этот возрастной период детей так тянет друг к другу, их общение настолько интенсивно, что говорят о типично подростковой “реакции группирования”.

     Но  особенно важно для подростка  иметь так называемую референтную группу, ценности которой он принимает, на чьи нормы поведения и оценки он ориентируется. Бывает и так, что подросток чувствует себя одиноким рядом со сверстниками в шумной компании. Кроме того, не всех принимают в группу, часть детей оказывается изолированной. Это могут быть неуверенные в себе, замкнутые, непохожие на других, либо излишне агрессивные и заносчивые подростки. [5]

     Еще одна значимая сфера отношения подростков - отношения со взрослыми, прежде всего, с родителями. Влияние родителей уже ограничено, им не охватываются все сферы жизни ребенка, как это было в младшем школьном возрасте. Подростки в этот период начинают рассуждать об идеалах, о будущем, приобретают новый, более глубокий и обобщенный взгляд на мир. Появляется взрослая логика мышления. В это же время происходит дальнейшая развитие таких психических функций как восприятие и память, развивается воображение.

     Подросток хочет понять, каков он есть на самом  деле, и представляет себе, каким  бы он хотел быть. Это порождает  «исповедальность» в общении с ровесником, и дневники, которые начинают вести именно в этот период, стихи и фантазии.

     1.2 Характер и ее акцентуация  в подростковом возрасте

     Существуют  ряд классификаций характеров, которые  строятся а основном на описаниях акцентуациях соответствующих черт характера. Одна из них принадлежит известному отечественному психиатру А. Е. Личко. Эта классификация построена на основе наблюдения за подростками.

           Акцентуация характера, по Личко - это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за  пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией. Такие акцентуации как временные состояния психики чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте. Объясняет этот факт автор классификации так: “При действии психогенных факторов, адресующихся к «месту наименьшего сопротивления», могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении». При повзрослении ребенка особенности его характера, проявившиеся в детстве, остаются достаточно выраженными, теряют свою остроту, но с возрастом вновь могут проявиться отчетливо (особенно если возникает заболевание).

           У подростков от типа акцентуации характера зависит  многое - особенности транзиторных нарушений поведения ("пубертатных  кризов"), острых аффективных реакций  и неврозов (как в их к картине, так и в отношении вызывающих их причин). Тип акцентуации также в значительной мере определяет отношение подростка к соматическим заболеваниям, особенно длительным. Акцентуация характера выступает как важный фактор  фона при эндогенных психических заболеваниях и как фактор предрасполагающий при реактивных нервно-психических расстройствах. С типом акцентуации характера необходимо считаться при разработке реабилитационных программ для подростков. Этот тип служит одним из главных ориентиров для медико-психологических рекомендаций, для советов в отношении будущей профессии и трудоустройства, а последнее же весьма существенно для устойчивой социальной адаптации. Знание типа акцентуации характера важно при составлении психотерапевтических программ в целях наиболее, эффективного использования разных видов психотерапии (индивидуальной или групповой, дискуссионной, директивной и др.).[12]

           Тип акцентуации  указывает на слабые места характера  и тем самым позволяет предвидеть факторы, способные вызвать психогенные  реакции, ведущие к дезадаптации, - тем самым открываются перспективы для психопрофилактики.

     Кроме того, обследование позволяет дать оценку некоторым другим личностным особенностям подростка - психологической  склонности к алкоголизации, к делинквентному поведению, к симуляции черт своего характера и системы своих личностных отношений, к повышенной откровенности, а также оценить соотношение черт мужественности-женственности в системе личностных отношений.

Информация о работе Экспериментальное исследование акцентуаций характера подростков