Экспериментальное изучение межличностных конфликтов в общении подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 10:20, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - определить условия и этапы формирования способности к конструктивному разрешению конфликтов у подростков.
Объектом исследования является конфликт в межличностном общении.
Предмет исследования - формирование способности к конструктивному разрешению конфликтов у подростков посредством психологического тренинга.

Содержание

Введение 3
Глава 1
Виды конфликтов, типология и факторы, провоцирующие возникновение 5
Понятие, типология и основные этапы развития конфликта 5
1.2 Причины конфликтности и основные модели конфликтного поведения 7
Психологические особенности подросткового возраста и причины подростковой конфликтности 8
Психологические особенности подросткового возраста 8
Общение как ведущий вид деятельности в подростковом возрасте 11
2.3. Роль межличностных конфликтов в становлении личности подростка 15
Основные причины конфликтности в подростковом возрасте 17
Способы разрешения межличностных конфликтов в общении подростков 17
Разрешение конфликтов: этапы и методы 17
Роль педагогического вмешательства в разрешение подростковых конфликтов 19
Посредничество как метод разрешения конфликтов 20
3.4 Исход конфликтов и критерии его конструктивного разрешения 23
Глава 2
1. Экспериментальное изучение межличностных конфликтов в общении подростков24
1.1 Описание выборки методов исследования 24
Анализ данных, полученных в результате эмпирического исследования 29
Заключение 32
Список литературы 33

Работа содержит 1 файл

мой курсовик.docx

— 104.46 Кб (Скачать)

      

     Внешний вид подростка - еще  один источник конфликта. 

  Меняется походка, манеры, внешний облик. Ещё совсем недавно свободно, легко двигавшийся мальчик начинает ходить вразвалку, опустив руки глубоко в карманы и сплёвывая через плечо. У него появляются новые выражения. Девочка начинает ревностно сравнивать свою одежду и причёску с образцами, которые она видит на улице и обложках журналов, выплёскивая на маму эмоции по поводу имеющихся расхождений. Внешний вид подростка часто становится источником постоянных недоразумений и даже конфликтов в семье. Родителей не устраивает ни молодёжная мода, ни цены на вещи, так нужные их ребёнку. А подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится ничем не отличаться от сверстников. Он может переживать отсутствие куртки – такой же, как у всех в его компании, - как трагедию.

 
Внутренне происходит следующее.
 

     У подростка появляется своя позиция. Он считает себя уже достаточно взрослым и относится к себе как к  взрослому. Желание, чтобы все (учителя, родители) относились к нему, как к равному, взрослому. Но при этом его не смутит, что прав он требует больше, чем берет на себя обязанностей. И отвечать за что-то подросток вовсе не желает, разве что на словах. Стремление к самостоятельности выражается в том, что контроль и помощь отвергаются. Все чаще от подростка можно слышать: "Я сам все знаю!" (Это так напоминает малышовое "Я сам!"). И родителям придется только смириться и постараться приучить своих чад отвечать за свои поступки. Это им пригодится по жизни. К сожалению, подобная "самостоятельность" - еще один из основных конфликтов между родителями и детьми в этом возрасте. Появляются собственные вкусы и взгляды, оценки, линии поведения. Самое яркое - это появление пристрастия к музыке определенного типа. Ведущей деятельностью в этом возрасте является коммуникативная. Общаясь, в первую очередь, со своими сверстниками, подросток получает необходимые знания о жизни.  
       Очень важным для подростка является мнение о нем группы, к которой он принадлежит. Сам факт принадлежности к определенной группе придает ему дополнительную уверенность в себе. Положение подростка в группе, те качества, которые он приобретает в коллективе существенным образом влияют на его поведенческие мотивы. Более всего особенности личностного развития подростка проявляются в общении со сверстниками. Любой подросток мечтает о закадычном друге. При чем о таком, которому можно было бы доверять «на все 100», как самому себе, который будет предан и верен, несмотря ни на что. В друге ищут сходства, понимания, принятия. Друг удовлетворяет потребность в самопонимании. Практически, Друг является аналогом психотерапевта. Дружат чаще всего с подростком того же пола, социального статуса, таких же способностей (правда, иногда друзья подбираются по контрасту, как бы в дополнение своим недостающим чертам). Дружба носит избирательный характер, измена не прощается. А вкупе с подростковым максимализмом дружеские отношения носят своеобразный характер: с одной стороны – потребность в единственно-преданном друге, с другой – частая смена друзей.
 

     У подростков существуют и так называемые референтные группы. Референтная группа - это значимая для подростка группа, чьи взгляды он принимает. Желание слиться с группой, ничем не выделяться, отвечающее потребности в эмоциональной безопасности, психологи рассматривают как механизм психологической защиты и называют социальной мимикрией. Это может быть и дворовая компания, и класс, и друзья по спортивной секции, и соседские ребята по этажу. Такая группа является большим авторитетом в глазах ребенка, нежели сами родители, и именно она сможет влиять на его поведение и отношения с другими. К мнению членов этой группы подросток будет прислушиваться, иногда беспрекословно и фанатично. Именно в ней будет пытаться утвердиться.  

2.2. Общение как ведущий  вид деятельности  в подростковом  возрасте. 

     Одним из важнейших факторов формирования личности является общение. Идеи о том, что общение играет важную роль в  формировании личности, получили свое дальнейшее развитие в трудах отечественных психологов: Ананьева В.Г., Бодалева А.А., Выготского Л.С., Леонтьева А.Н., Ломова Б.Ф., Лурии А.Р., Мясищева В.Н., Петровского А.В. и др.

     Проблема  слова, речи, выступления, искусства  воздействия говорящего на слушателей давнюю, насчитывающую более двадцати столетий истории. Многие важные вопросы  этой проблемы были в самом общем  виде поставлены и рассмотрены еще  Цицероном.

     Зимняя  И.А. считает, что общение – совсем молодая проблема 20 столетия, ибо, если в Древней Греции и в Древнем  Риме ораторское искусство изучалось  в рамках риторики, эвристики и  диалектики, то на современном этапе  проблема общения изучается уже  с точки зрения целого ряда наук: философии, социологии, социолингвистики, психолингвистики, социальной психологии, общей психологии, педагогики, педагогической психологии.

     Речевое общение широко исследуется во всем мире. Созданы специальные центры изучения общения (например, Центр Карнеги). При этом до сих пор не достигнуто единства в толковании самого понятия  “общения”, его форм, механизмов. Исследователи  по разному, с разных точек зрения интерпретируют этот процесс, создавая его различные модели, прелагая разные подходы к ею изучению: коммуникативно-информационные, интерактивные, деятельностные и д.р.

     С позиции деятельностного подхода  исследователи Леонтьев А.Н., Андреева Г.М. считают, что общение – это  сложный многоплановый процесс  установления и развития контактов  между людьми порождаемый потребностями  в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку  единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

     Утверждение единства общения и деятельности в то же время не предполагает однозначности  трактовки, то есть общение рассматривают  как вид деятельности (Щедровинский Г.П., Леонтьев А.Н., Рыжов В.В., Гусев  Г.И.).

     Общение, во-первых, - это особый тип деятельности (коммуникативная деятельность), во-вторых, условие осуществления любой  деятельности, в третьих, результат  специальной задаваемой деятельности.

     В качестве основного определения  используется следующее: общение –  это взаимодействие людей, содержание которого является взаимный обмен представлениями  и т.п. с целью установления определенных взаимоотношений.

     Развитие  взаимоотношений выступает в  качестве ведущей деятельности в  младенчестве, дошкольном и подростковом возрастах. При этом в разные периоды  развития личности она имеет свои особенности: в младенчестве – это  непосредственное эмоциональное общении, в дошкольном периоде – это игровая деятельность, в ходе которой ребенок осваивает отношения между людьми, в подростковом возрасте – дальнейшее освоение взаимоотношений между людьми, но уже на более высоком уровне по сравнению с дошкольным периодом.

     Следует отметить, что по вопросу определения  конкретного типа ведущей деятельности для подросткового периода существуют две точки зрения:

     1. Общение принимает статус ведущего  типа деятельности и имеет  интимно-личностный характер, предметом  общения выступает другой человек  – сверстник, а содержание  и является построением и поддержанием личных отношений с ним. Этой точки зрения придерживаются Элькенин Д.Б., Драгунова Т.В., Каган М.С.

     2. В качестве ведущего типа деятельности  подростка выступает общественно  полезная деятельность, в процессе  которой происходит дальнейшее  освоение различных форм взаимоотношений  со сверстниками, со взрослыми  и развертываются, как считает  Фельдштейн Д.И., новые формы общения  "как приобщение подростков  к обществу".

     Все исследователи психологии подросткового  возраста так или иначе сходятся в признании того огромного значения, которое имеет для подростков общения со сверстниками, поэтому одной из главных тенденций подросткового возраста является переориентация общения с родителей, учителей и вообще старших на ровесников, более или менее равных по положению.

     Мудрик  А.В. отмечает, что потребность в  общении со сверстниками, которых  не могут заменить родители, возникает  у детей очень рано и с возрастом  усиливается. Поведение подростков, считает Мудрик А.В., по своей специфике, является коллективно-групповым. Такую специфику поведения подростков он объясняет так:

     Во-первых, общение со сверстниками – очень  важный канал информации, по нему подростки  узнают многие вещи, которых по тем  или иным причинам им не сообщают взрослые.

     Во-вторых, Это специфический вид механических отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального  взаимодействия, умение подчиняться  коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права.

     В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи даёт подростку чувство благополучия и устойчивости.

     Отношения с товарищами находятся в центре жизни подростка во многом определяя  все остальные сторона его  поведения и деятельности. Божович  Л.И. отмечает, что если в младшем  школьном возрасте основой для объединения  детей чаще всего является совместная деятельность, то у подростков, наоборот, привлекательность занятий и  интересы в основном определяются возможностью широкого общения со сверстниками.

     К началу подросткового возраста дети приходят с разным опытом общения  с товарищами: у одних ребят  оно уже занимает немалое место  в жизни, у других -ограничивается только школой. Со временем общение  с товарищами всё больше выходит  за пределы учения и школы, включает новые интересы, занятия, увлечения  и превращается в самостоятельную  и очень важную для подростков сферу жизни. Общение с товарищами становится настолько притягательным и важным, что учение отодвигается на второй план, возможность общения  с родителями выглядит уже не такой  привлекательной. Следует отметить, что коммуникативные черты и  стиль общения мальчиков и  девочек не совсем одинаковы.

     На  первый взгляд, мальчики во всех возрастах  общительнее девочек. С самого раннего  возраста они активнее девочек вступают в контакты с другими детьми, затевают совместные игры и так далее.

     Однако  различие между полами в уровне общительности  не столько количественные, сколько  качественные. Хотя возня и силовые  игры приносят мальчикам громадное  эмоциональное удовлетворение, в  них обычно присутствует дух соревнования, нередко игра переходит в драку. Содержание совместной деятельности и  собственный успех в ней значат для мальчиков больше, чем наличие  индивидуальной симпатии к другим участникам игры.

     Общение девочек выглядит более пассивным, зато более дружественным и избирательным. Судя по данным психологических исследований, мальчики сначала вступают в контакты друг с другом и лишь потом, в ходе игрового или делового взаимодействия, у них складывается положительная  установка, появляется тяга друг к другу. Девочки, наоборот, вступают в контакт  главным образом с теми, кто  им нравится, содержание совместной деятельности для них сравнительно второстепенно.

     С раннего возрасте мальчики тяготеют к более экстенсивному, а девочки  к интенсивному общению, мальчики чаще играют большими группами, а девочки - по двое или по трое.

     Социометрическое  лонгитюдное исследование (Д. Эдер и  М. Халлинен, 1978) нескольких школьных классов (возраст детей от 9 до 12 лет) показало, что диады девочек являются более  закрытыми для посторонних, нежели мальчишеские компании, но в то же время более тесно связанными с родительской семьей. Зато мальчишеские компании имеют более строгий и устойчивый порядок, систему лидерства, более автономны от взрослых.

     Кон И.О. считает, что психология общения  в подростковом возрасте и юношеском  возрасте строится на основе противоречивого  переплетения двух потребностей: обособления (приватизации) и афорилиации, т.е. потребности  в принадлежности, включённости в  какую-то группу или общность. Обособление  чаще всего проявляется в эмансипации от контроля взрослых.

     Чувство одиночества и неприкаянности, связанное  с возрастными трудностями становления  личности, порождает у подростков неутомимую жажду общения и группирования  со сверстниками, в обществе которых  они находятся или надеются найти  то, в чем им отказывают взрослые: спонтанность, спасение от скуки и  признание собственной значимости. Для подростка важно не только быть вместе со сверстниками, но, и, главное, занимать среди них удовлетворяющее  его положение. Для некоторых  это стремление может выражаться в желании занять в группе позицию  лидера, для других - быть признанным, любимым товарищем, для третьих - непререкаемым авторитетом в  каком-то деле, но в любом случае оно является ведущим мотивом  поведения подростков, особенно младших  подростков.

     Внешние проявления коммуникативного поведения  младших подростков весьма противоречивы. С одной стороны, стремление во что бы то ни стало быть такими же, как все, с другой - желание выделиться, отличиться любой ценой; с одной стороны, стремление заслужить уважение и авторитет товарищей, с другой - бравирование собственными недостатками.

     Д.И. Фельдштейн выделяет три формы общения  подростков: интимно-личную, стихийно-групповую, социально-ориснтированную.

     Интимно- личностное общение – взаимодействие, основанное на личных симпатиях, - "я" и "ты". Содержанием такого общения выступает соучастие собеседников в проблемах друг друга. Интимно-личностное общение возникает при условии общности ценностей партнеров, а соучастие обеспечивается пониманием мыслей, чувств и намерений друг друга, эмпатией. Высшими формами интимно-личностного общения являются дружба и любовь.

Информация о работе Экспериментальное изучение межличностных конфликтов в общении подростков