Экспериментальное изучение межличностных конфликтов в общении подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 10:20, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - определить условия и этапы формирования способности к конструктивному разрешению конфликтов у подростков.
Объектом исследования является конфликт в межличностном общении.
Предмет исследования - формирование способности к конструктивному разрешению конфликтов у подростков посредством психологического тренинга.

Содержание

Введение 3
Глава 1
Виды конфликтов, типология и факторы, провоцирующие возникновение 5
Понятие, типология и основные этапы развития конфликта 5
1.2 Причины конфликтности и основные модели конфликтного поведения 7
Психологические особенности подросткового возраста и причины подростковой конфликтности 8
Психологические особенности подросткового возраста 8
Общение как ведущий вид деятельности в подростковом возрасте 11
2.3. Роль межличностных конфликтов в становлении личности подростка 15
Основные причины конфликтности в подростковом возрасте 17
Способы разрешения межличностных конфликтов в общении подростков 17
Разрешение конфликтов: этапы и методы 17
Роль педагогического вмешательства в разрешение подростковых конфликтов 19
Посредничество как метод разрешения конфликтов 20
3.4 Исход конфликтов и критерии его конструктивного разрешения 23
Глава 2
1. Экспериментальное изучение межличностных конфликтов в общении подростков24
1.1 Описание выборки методов исследования 24
Анализ данных, полученных в результате эмпирического исследования 29
Заключение 32
Список литературы 33

Работа содержит 1 файл

мой курсовик.docx

— 104.46 Кб (Скачать)

     Косвенные методы:

  1. принцип «выхода чувств» (выражение отрицательных эмоций, которые сами собой заменяются положительными);
  2. принцип «эмоционального возмещения» (подстройка под оппонента, признание того, что вы считаетесь с тем, что он ощущает себя «жертвой» конфликта);
  3. принцип «авторитарного третьего» (передача посредником одному из оппонентов добрых слов о нем, сказанных другим оппонентом);
  4. принцип «обнажения агрессии» (посредник побуждает ссориться оппонентов в его присутствии, давая им выговориться);
  5. принцип «принудительного слушания оппонента» (чтобы не происходило приписывания);
  6. принцип «обмена позициями»;
  7. принцип «расширения духовного горизонта» (разбор ссоры, показ недобросовестности аргументации, мелочности оппонентов и т.п.; в то же время подведение оппонентов к мысли, что в ценностях более высокого порядка они едины). Эти принципы, по мнению автора, должны привести к более эффективному разрешению конфликта за счет того, что стороны начинают «слышать» друг друга.

   В.М. Афонькова  считает, что на высоких стадиях  развития коллектива возможна саморегуляция  конфликта. Если этого не происходит, то целесообразно педагогическое вмешательство  в конфликт, которое может быть полным или частичным и идти прямым или косвенным путем. В качестве прямых методов разрешения конфликта  это могут быть: метод «взрыва» (предложенный А.С. Макаренко), индивидуальная и групповая беседы, коллективное решение, коллективная терапия, компромисс. В качестве косвенных (педагогический маневр) – изменение числа участников конфликта, изменение деятельности, теоретический анализ аналогичных  ситуаций, переключение внимания конфликтующих  на другой объект. 

   При посреднической (медиаторской) форме разрешения конфликта  посредник лишь организует диалог, подводит оппонентов к единому решению, которое стороны принимают сами. Медиатор лишь помогает принять решение.

Рассмотрим этапы  разрешения конфликта в интерпретации  В.И. Андреева: 

  1. Установление  действительных участников конфликтной  ситуации.
  2. Выявление мотивов, целей, способностей, особенностей характера, профессиональную компетентность участников конфликта.
  3. Изучение существовавших до конфликтной ситуации межличностных отношений участников конфликта.
  4. Определение истинной причины возникновения конфликта.
  5. Изучение намерений, представлений конфликтующих сторон о способах разрешения конфликта.
  6. Выявление отношений к конфликту лиц, не участвующих в конфликтной ситуации, но заинтересованных в его позитивном разрешении.
  7. Определение и применение способов разрешения конфликтной ситуации, которые были бы адекватны характеру ее причин, учитывали бы особенности лиц, вовлеченных в конфликт, носили бы конструктивный характер, соответствовали бы целям улучшения межличностных отношений и способствовали бы развитию коллектива.
 

3.2 Роль педагогического вмешательства в разрешение подростковых конфликтов. 

     Установлено, что противоречия, возникающие среди  подростков, не всегда приводит к конфликту. От умелого и чуткого педагогического  руководства зависит, вырастет ли противоречие в конфликт или найдет свое разрешение в дискуссиях и спорах. Успешное разрешение конфликта зависит подчас от той позиции, которую занимает педагог по отношению к ней (авторитарная, нейтральная, избежание конфликтов целесообразное вмешательство в  конфликт). Управлять конфликтом, прогнозировать его развитие и уметь разрешать - своеобразная “техника безопасности”  педагогической деятельности. 

     В.М.Афонькова  утверждает, что успешность педагогического  вмешательства в конфликты учащихся зависит от позиции педагога. Таких  позиций может быть, как минимум, четыре: 

· позиция авторитарного вмешательства в конфликт - педагог не будучи убежден, что конфликт - это всегда плохо и что с ним надо бороться, старается подавить его; 

· позиция нейтралитета - педагог старается не замечать и не вмешиваться в столкновения, возникающие среди воспитанников; 

· позиция избежания конфликта - педагог убежден, что конфликт - показатель его неудач в воспитательной работе с детьми и возникает из-за незнания, как выйти из создавшейся ситуации; 

· позиция целесообразного вмешательства в конфликт - педагог, опираясь на хорошее знание коллектива воспитанников, соответствующие знания и умения, анализирует причины возникновения конфликта, принимает решение либо подавить его, либо дать возможность развиться до определенного предела. 

     Действия  педагога в четвертой позиции  позволяют контролировать и управлять  конфликтом. 

     По  нашему мнению, позиция нейтралитета и позиция избегания конфликта  по сути одинаковы, так как предполагают собой невмешательство в конфликт. 

     Первые  три позиции педагога, выделяемые В.М. Афоньковой, могут привести к  углублению конфликта, а также возможно возникновение нового конфликта  с педагогом. 

     И.П. Андриади выделяет наиболее типичные ошибки педагогов при разрешении конфликта:

  • недооценка или переоценка значимости общественного мнения группы или коллектива для того или иного участника конфликта;
  • преувеличение роли возможного собственного влияния педагога;
  • позиция над конфликтующими при вмешательстве в конфликт;
  • субъективное отношение педагога к конфликтующим;
  • недооценка или переоценка предшествующего собственного опыта регулировки отношений в коллективе.
 

   Кроме того, неадекватное разрешение конфликта  педагогом, направленное на уменьшение личной угрозы и достижение психологического комфорта «здесь и сейчас», не учитывая индивидуальные особенности учащегося, без анализа ситуации и ее возможных  последствий, а также поведение, проявляющееся в деструктивных  защитных формах реагирования, ведет  к аналогичным действиям учащегося. Учащийся, в свою очередь, начинает использовать доступные ему способы  защиты. Например, смысловой барьер (отказ выполнять требования), тактический  барьер (опровержение стандартных формулировок и упреков взрослых, в данном случае педагога), «охота за промахами» педагога с целью его дискредитации. Все  это провоцирует авторитарность педагога. И т. д. – круг замыкается. Разорвать его можно (и нужно) при ином, творческом отношении к  конфликту. 

3.3.Посредничество  как метод разрешения  конфликтов. 

     Обычно  под посредничеством понимается участие третьей, нейтральной стороны  с целью оптимизации процесса переговоров и поиска взаимоприемлемого  решения. Третья сторона подразумевает  и посредника, и наблюдателя, и  любое иное лицо, занятое оказанием  помощи в урегулировании конфликтных  отношений или решении вопросов между другими сторонами. Целью  посредничества, как подчёркивает Э.А.Пушмин, является содействие мирному урегулированию конфликта. К задачам посредничества относятся организация переговоров, участие в них, поиск взаимоприемлемых формул решения.

     Посредничество  – достаточно гибкий способ воздействия  на конфликт с целью его урегулирования мирными средствами. Оно в большинстве  случаев принимается населением и не вызывает негативных реакций, которые  порождает, к примеру, применение санкций  или введение миротворческих войск. И ещё один важный момент: несмотря на то, что посредничество не исключает  использования средств давления (угрозы, отказ в предоставлении экономической помощи в случае продолжения  конфликта и т.п.), оно всё же ориентировано на диалог конфликтующих  сторон между собой и каждой из них с посредником.

     Посредничество  необходимо в следующих случаях: 

-если стороны  вовлечены в длительное противостояние;  

- если они  не признают друг друга;

-если стороны  связали себя множеством обязательств  и им крайне сложно пойти  на уступки; - если имеются серьёзные  различия в культуре, идеологии  или религии, которые создают  дополнительные коммуникационные  барьеры. Эти условия не делают  посредничество необходимым. 

     Среди всего многообразия функций посредничества можно выделить пять основных: 

1. формирование  ориентации сторон, находящихся  в конфликте, на поиск совместного  решения проблемы, как на уровне  лидеров, так и на уровне  общественного сознания – здесь  предполагается переход от односторонних  действий к совместным. Именно  этот момент является критическим  в урегулировании конфликта или  кризиса мирными средствами. Посредник должен учитывать позиции и тех, и других. В противном случае достигнутые договорённости могут оказаться под угрозой срыва. 

2. создание условий  для обмена информацией и точками  зрения между участниками конфликта  (обеспечивает каналы коммуникаций); оказание помощи сторонам в  формировании интересов и целей  друг друга. Здесь сначала участники  конфликта обмениваются информацией  через посредника, после происходит  обсуждение проблемы участниками  конфликта в присутствии посредника. Это повышает оперативность и  снижает вероятность искажения  информации. Затем, когда уровень  доверия установлен, встречи могут  проходить без непосредственного  участия посредника. Посредник нередко  предлагает и место проведения  встречи. В конфликтной и кризисной  ситуации это может быть территория  посредника.  

3. оказание помощи  в диагностике ситуации и поиске  взаимоприемлемых решений – является  ключевой функцией. В этом случае  посредник содействует участникам  в интерпретации информации, оценке  предложений, выявлении возможных  вариантов решений и соглашений; помогает сторонам улучшить их  переговорные навыки и умения. Важно подчеркнуть, что посредник  помогает участникам в поиске  выхода из конфликта, стимулирует  их к мирному его завершению, но не решает проблему за  них. 

4. помогает участникам  конфликта «сохранить своё лицо»,  т.е. мирное разрешение конфликта  ни для одной из сторон не  выглядело как поражение или  проявление слабости. Посредник  может выступить инициатором  мирного соглашения, предложить  формулировку итогового документа. 

5. регуляционно  – контрольная функция направлена  на разработку правил взаимодействия  сторон, включая процедурные вопросы,  а также на обеспечение выполнения  достигнутых договорённостей. Посредничество  не обязательно предполагает  реализацию всех пяти названных  функций в полном объёме. 
Например, посредник может сконцентрировать своё внимание на оказании помощи в получении и оценке информации (информационная помощь) и т.д. 
Задачи, которые решает посредник, зависят друг от друга: решение одной способствует решению другой. В частности, улучшение коммуникации между сторонами позволяет точнее оценить ситуацию, а формирование ориентации участников конфликта на совместный поиск выхода из конфликтной ситуации побуждает их к установлению каналов коммуникации.
 

     Кроме названных существуют побочные функции  посредничества, не связанные напрямую с проблемой урегулирования конфликта. Например, в функции посредника может  входить решение такой задачи, как поднятие и укрепление собственного престижа.Обычно посреднические функции осуществляются в определённой последовательности. В связи с этим принято различать следующие этапы посредничества:

  • инициация поиска согласия;
  • налаживание переговорного процесса;
  • участие в переговорном процессе;
  • наблюдение за выполнением соглашений.
 

     Посредничество  может закончиться на любом из перечисленных этапов, тогда как  его результатом будут либо дальнейшие совместные действия сторон, предпринимаемые  самостоятельно, либо возврат участников конфликта к односторонним шагам. 
Существует в переговорной практике следующие модели посреднической деятельности:

    • фасилитаторство;
 
    • консультационное  посредничество;
 
    • посредничество  с элементами арбитража.
 

Основное различие между ними заключается в роли третьей стороны на переговорах  и степени ее участия в выработке  окончательного решения. Под этим углом  зрения и охарактеризуем выделенные разновидности посредничества.

1.Фасилитаторство.  Роль третьей стороны сводится  главным образом к тому, что  фасилитатор (от англ, facilitate - облегчать)  оказывает участникам конфликта  содействие в организации переговоров  и проведении встреч. Участие  фасилитатора в разрешении конфликта  состоит в том, чтобы помочь  конфликтующим сторонам в подготовке  встречи; обеспечить их равное  участие в обсуждении; добиваться  строгого соблюдения повестки  дня и процедуры переговоров.  При этом фасилитатор не принимает  участия в полемике сторон  и выработке решений.  

2.Консультационное  посредничество. Специфика этой  разновидности посредничества заключается  в следующем: конфликтующие стороны  получают предварительное согласие  посредника на то, что если  они не смогут самостоятельно  найти решение проблемы, то он  выскажет свою точку зрения  в порядке консультации. Это мнение  посредника не является для  сторон обязывающим и выслушивается  только в том случае, если переговоры  зашли в тупик. Однако участники  конфликта могут воспользоваться  мнением посредника для достижения  соглашения. 

Информация о работе Экспериментальное изучение межличностных конфликтов в общении подростков