Экспериментальное изучение межличностных конфликтов в общении подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 10:20, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - определить условия и этапы формирования способности к конструктивному разрешению конфликтов у подростков.
Объектом исследования является конфликт в межличностном общении.
Предмет исследования - формирование способности к конструктивному разрешению конфликтов у подростков посредством психологического тренинга.

Содержание

Введение 3
Глава 1
Виды конфликтов, типология и факторы, провоцирующие возникновение 5
Понятие, типология и основные этапы развития конфликта 5
1.2 Причины конфликтности и основные модели конфликтного поведения 7
Психологические особенности подросткового возраста и причины подростковой конфликтности 8
Психологические особенности подросткового возраста 8
Общение как ведущий вид деятельности в подростковом возрасте 11
2.3. Роль межличностных конфликтов в становлении личности подростка 15
Основные причины конфликтности в подростковом возрасте 17
Способы разрешения межличностных конфликтов в общении подростков 17
Разрешение конфликтов: этапы и методы 17
Роль педагогического вмешательства в разрешение подростковых конфликтов 19
Посредничество как метод разрешения конфликтов 20
3.4 Исход конфликтов и критерии его конструктивного разрешения 23
Глава 2
1. Экспериментальное изучение межличностных конфликтов в общении подростков24
1.1 Описание выборки методов исследования 24
Анализ данных, полученных в результате эмпирического исследования 29
Заключение 32
Список литературы 33

Работа содержит 1 файл

мой курсовик.docx

— 104.46 Кб (Скачать)

3. Посредничество  с элементами арбитража. В рамках  этой модели влияние посредника  на переговорный процесс максимально.  Связано это с тем, что участники  конфликта до начала переговоров  договариваются о том, что если  переговоры зайдут в тупик,  посредник вынесет обязательное  для исполнения решение по  спорному вопросу. Эта договоренность  стимулирует конфликтующие стороны,  заинтересованные в контроле  над достигнутыми результатами, приложить максимум усилий для  самостоятельного поиска решения.  В любом случае, данная процедура  гарантирует, что соглашение между  сторонами будет достигнуто. Какой  бы вариант посредничества ни  был реализован в переговорном  процессе, главное, чтобы оно было  успешным. Разумеется, наилучшим результатом  посреднической деятельности является  разрешение конфликта.

 

Однако многое зависит не только от самого посредника, но и от стадии развития конфликта, характера взаимоотношений сторон, соотношения сил участников конфликта, влияния среды, в которой протекает  конфликт и т.п. При наличии такого большого числа разносторонних факторов привлечение посредника может и не принести желаемого результата. Но говорить в таких случаях о неудаче не всегда правомерно. 

3.4.Исход  конфликта и критерии  его конструктивного  разрешения. 

     Исход конфликта может происходить  нескольким путями. Е. М. Гиляров выделяет следующие:

  1. Полное прекращение конфликта путем взаимного примирения сторон на какой-либо основе.
  2. Прекращение конфликта вследствие победы одной из сторон.
  3. Ослабление конфликта почти до полного примирения на основе взаимных уступок или уступок одной из сторон.
  4. Трансформация конфликта путем перерастания его в новый конфликт, который затмевает первый, или перерастания в перманентную конфликтную ситуацию.
  5. Постепенное затухание конфликта на основе самопроизвольного течения.
  6. Механическое уничтожение конфликта.
 

   Далее Е.М. Гиляров отмечает, что для  разрешения конфликта, в отличие  от его исхода необходимы сознательные волевые усилия людей, заинтересованных в этом. Для этого, прежде всего, необходимо проанализировать конфликтную ситуацию:

  1. выяснить причины, а не поводы конфликта;
  2. определить зоны конфликта, то есть включенность определенных сил; следует отграничить деловые стороны конфликта от межличностных сторон;
  3. выяснить мотивы вступления людей в конфликт. Мотивировки (формулировки), объяснения причин могут не совпадать с истинными мотивами. И неумение выяснить мотивы приводит к невозможности разрешения конфликта;
  4. истинные мотивы раскрываются в средствах действующих сторон. При анализе конфликтных ситуаций в малых группах необходима беседа, проводя которую, необходимо стремиться к беспристрастности.
 

   Предупреждение  и снятие конфликтов: повышение открытости и взаимного доверия членов группы, выяснение причин поступка, установление прямого контакта друг с другом, открытое, непредвзятое обсуждение и  совместный анализ сложившейся ситуации или же прекращение всех контактов  с оппонентом (в крайнем случае). Личные конфликты предупреждать  и устранять труднее, чем деловые, так как они связаны с чертами  характера, взглядами, убеждениями, социальными  установками и имеют свои истоки в глубоких внутренних конфликтах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 2: Экспериментальное изучение межличностных конфликтов в общение подростков 

    1. Описание  выборки методов  исследования
 

   Целью нашей исследовательской работы стало изучение межличностных конфликтов в общении подростков. В эксперименте приняли участие ученики старшего школьного возраста в количестве 21 человек. Исходя из цели нашего исследования, перед нами были поставлены следующие эмпирические задачи:

  1. Подобрать и апробировать диагностические методики, направленные на изучение межличностных конфликтов  общение подростков;
  2. Описание психологических особенностей подростков;
  3. Определение причин возникновения и проявления конфликтности;
  4. Разработка и проведение тренинга, направленного на снижение уровня конфликтности у подростков;
  5. Анализ данных, полученных в результате эмпирического исследования;
 

   Для решения  поставленных задач, в исследовании нами были использованы следующие методики: 

   1. Метод наблюдения. 

  1. Метод беседа.
 
  1. Диагностика состояния агрессии (опросник А.Басса  – А.Дарки).

     

  1. Тренинг «Почему люди ссорятся, или из конфликта без потерь».
 

   Диагностика состояния агрессии (опросник А. Басса – А. Дарки). 

Опросник личностный, разработан А. Бассом и А. Дарки в 1957 г. и предназначен для диагностики  агрессивных и враждебных реакций.

   Данный  опросник широко распространен в  зарубежных исследованиях, в которых  подтверждаются его высокие валидность и надежность. Опросник используется также и в отечественных работах (С. Н. Ениколопов, 1989 и др.), однако данные о его стандартизации на отечественных  выборках не указываются.  

   Тест  состоит из 75 утверждений, на которые учащиеся должны ответить «да» или «нет».  

1. Временами  я не могу справиться с желанием  причинить вред другим да нет

2. Иногда сплетничаю  о людях, которых не люблю  да нет

3. Я легко  раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь  да нет

4. Если меня  не попросят по-хорошему, я не  выполню да нет

5. Я не всегда  получаю то, что мне положено  да нет

6. Я не знаю, что люди говорят обо мне  за моей спиной да нет

7. Если я не  одобряю поведение друзей, я даю  им это почувствовать да нет

8. Когда мне  случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения  совести да нет

9. Мне кажется,  что я не способен ударить  человека да нет

10. Я никогда  не раздражаюсь настолько, чтобы  кидаться предметами да нет

11. Я всегда  снисходителен к чужим недостаткам  да нет

12. Если мне  не нравится установленное правило,  мне хочется нарушить его  да нет

13. Другие умеют  почти всегда пользоваться благоприятными  обстоятельствами да нет

14. Я держусь  настороженно с людьми, которые  относятся ко мне несколько  более дружественно, чем я ожидал  да нет

15. Я часто  бываю не согласен с людьми  да нет

16. Иногда мне  на ум приходят мысли, которых  я стыжусь да нет

17. Если кто-нибудь  первым ударит меня, я не отвечу  ему да нет

18. Когда я  раздражаюсь, я хлопаю дверями  да нет

19. Я гораздо  более раздражителен, чем кажется  да нет

20. Если кто-то  воображает себя начальником,  я всегда поступаю ему наперекор  да нет

21. Меня немного  огорчает моя судьба да нет

22. Я думаю,  что многие люди не любят  меня да нет

23. Я не могу  удержаться от спора, если люди  не согласны со мной да нет

24. Люди, увиливающие  от работы, должны испытывать  чувство вины да нет

25. Тот, кто  оскорбляет меня и мою семью,  напрашивается на драку да нет

26. Я не способен  на грубые шутки да нет

27. Меня охватывает  ярость, когда надо мной насмехаются  да нет

28. Когда люди  строят из себя начальников,  я делаю все, чтобы они не  зазнавались да нет

29. Почти каждую  неделю я вижу кого-нибудь, кто  мне не нравится да нет

30. Довольно многие  люди завидуют мне да нет

31. Я требую, чтобы  люди уважали меня да нет

32. Меня угнетает  то, что я мало делаю для  своих родителей да нет

33. Люди, которые  постоянно изводят вас, стоят  того, чтобы их "щелкнули по  носу" да нет

34. Я никогда  не бываю мрачен от злости  да нет

35. Если ко  мне относятся хуже, чем я того  заслуживаю, я не расстраиваюсь  да нет

36. Если кто-то  выводит меня из себя, я не  обращаю внимания да нет

37. Хотя я и  не показываю этого, меня иногда  гложет зависть да нет

38. Иногда мне  кажется, что надо мной смеются  да нет

39. Даже если  я злюсь, я не прибегаю к  "сильным" выражениям да нет

40. Мне хочется,  чтобы мои грехи были прощены  да нет

41. Я редко  даю сдачи, даже если кто-нибудь  ударит меня да нет

42. Когда получается  не по-моему, я иногда обижаюсь  да нет

43. Иногда люди  раздражают меня одним своим  присутствием да нет

44. Нет людей,  которых бы я по-настоящему  ненавидел да нет

45. Мой принцип: "Никогда не доверять "чужакам"  да нет

46. Если кто-нибудь  раздражает меня, я готов сказать,  что я о нем думаю да нет

47. Я делаю  много такого, о чем впоследствии  жалею да нет

48. Если я разозлюсь,  я могу ударить кого-нибудь  да нет

49. С детства  я никогда не проявлял вспышек  гнева да нет

50. Я часто  чувствую себя как пороховая  бочка, готовая взорваться да нет

51. Если бы  все знали, что я чувствую, меня  бы считали человеком, с которым  нелегко работать да нет

52. Я всегда  думаю о том, какие тайные  причины заставляют людей делать  что-нибудь приятное для меня  да нет

53. Когда на  меня кричат, я начинаю кричать  в ответ да нет

54. Неудачи огорчают  меня да нет

55. Я дерусь  не реже и не чаще чем  другие да нет

56. Я могу вспомнить  случаи, когда я был настолько  зол, что хватал попавшуюся  мне под руку вещь и ломал  ее да нет

57. Иногда я  чувствую, что готов первым начать  драку да нет

58. Иногда я  чувствую, что жизнь поступает  со мной несправедливо да нет

59. Раньше я  думал, что большинство людей  говорит правду, но теперь я  в это не верю да нет

60. Я ругаюсь  только со злости да нет

61. Когда я  поступаю неправильно, меня мучает  совесть да нет

62. Если для  защиты своих прав мне нужно  применить физическую силу, я  применяю ее да нет

63. Иногда я  выражаю свой гнев тем, что  стучу кулаком по столу да нет

64. Я бываю  грубоват по отношению к людям,  которые мне не нравятся да нет

65. У меня нет  врагов, которые бы хотели мне  навредить да нет

66. Я не умею  поставить человека на место,  даже если он того заслуживает  да нет

67. Я часто  думаю, что жил неправильно  да нет

68. Я знаю людей,  которые способны довести меня  до драки да нет

Информация о работе Экспериментальное изучение межличностных конфликтов в общении подростков