Экспериментальное изучение межличностных конфликтов в общении подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 10:20, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - определить условия и этапы формирования способности к конструктивному разрешению конфликтов у подростков.
Объектом исследования является конфликт в межличностном общении.
Предмет исследования - формирование способности к конструктивному разрешению конфликтов у подростков посредством психологического тренинга.

Содержание

Введение 3
Глава 1
Виды конфликтов, типология и факторы, провоцирующие возникновение 5
Понятие, типология и основные этапы развития конфликта 5
1.2 Причины конфликтности и основные модели конфликтного поведения 7
Психологические особенности подросткового возраста и причины подростковой конфликтности 8
Психологические особенности подросткового возраста 8
Общение как ведущий вид деятельности в подростковом возрасте 11
2.3. Роль межличностных конфликтов в становлении личности подростка 15
Основные причины конфликтности в подростковом возрасте 17
Способы разрешения межличностных конфликтов в общении подростков 17
Разрешение конфликтов: этапы и методы 17
Роль педагогического вмешательства в разрешение подростковых конфликтов 19
Посредничество как метод разрешения конфликтов 20
3.4 Исход конфликтов и критерии его конструктивного разрешения 23
Глава 2
1. Экспериментальное изучение межличностных конфликтов в общении подростков24
1.1 Описание выборки методов исследования 24
Анализ данных, полученных в результате эмпирического исследования 29
Заключение 32
Список литературы 33

Работа содержит 1 файл

мой курсовик.docx

— 104.46 Кб (Скачать)

     Стихийно-групповое  общение - взаимодействие, основанное на случайных контактах - "я" и "они". Стихийно-групповой характер общения подростков доминирует в том случае, если не организована общественно-полезная деятельность, подростков. Такой вид общения приводит к появлению разного рода подростковых компаний, неформальных групп. В процессе стихийно-группового общения устойчивый характер приобретают агрессивность, жестокость, повышенная тревожность, замкнутость и т.д.

     Социально-ориентированное  общение – взаимодействие, основанное на совместном выполнении общественно-важных дел – "я" и "общество". Социально-ориентированное общение обслуживает общественные потребности людей и является фактором, способствующим развитию форм общественной жизни групп, коллективов, организаций и т.д.

     Исследования, проведённые Д.И. Фельдштейном, показывают, что потребность подростка в интимно-личностном общении в основном удовлетворяются (31% и 34%), потребность в социально-ориентированном общении остаётся неудовлетворённой в 38,5% случаев, что обуславливает преобладание стихийно-группового общения (56%), хотя потребность в данной форме выражена в минимальном количестве.

     Материалы проведённой опытно-экспериментальной  работы показывают, что общение подростков приобретает интимно-личную и стихийно-групповую  форму при отсутствии развёрнутой  общественно-полезной деятельности. Невключённостъ подростков в систему общественно-полезных дел, как следствие этого, невозможность  удовлетворить появившуюся потребность  в утверждении своей новой  социальной позиции в обществе, что обеспечивается расширением социально-ориентированной формы общения, приводит к активизации интимно-личностного и ещё большей степени стихийно-группового общения.

     Фельдштейн  Д.И. считает, что в условиях планомерного и последовательного включения подростков в систему общественно-полезной деятельности резко возрастает, во-первых, потребность подростка в социально-ориентированной форме общения, во-вторых, потребность в интимно-личном общении несколько понижается, а оно само претерпевает существенные изменения, потребность в стихийно-групповом общении падает почти до нуля.

     Фельдштейном  Д.И. проводились исследования на выявление  круга общения подростков и мотивов  общения. Результаты исследования показали, что каждой из форм общения соответствует  определённый круг общения.

     Так, при интимно-личной форме партнёрами по общению у подростков чаще всего  выступают товарищи по классу-50,5%, друзья по двору-29%, товарищи по команде, клубу, кружку-14%, более старшие ребята-8,2%.

Взрослые, а также  младшие дети исключены в качестве партнёров общения, которые, видимо, не представляют для подростков личной значимости в качестве субъектов  общения.

     При стихийно-групповой форме общения  иерархия предпочтения партнёров общения  иная. В ней ведущее место занимают товарищи по двору (65,5%), более старшие (18,9%) и более младшие (6,7%), ребята, случайные взрослые (2,7%). Товарищи по классу занимают незначительное место  в круге общения подростков данной группы.

     Педагоги  и родители вообще не входят в круг общения подростков данной формы. Этот факт не может не настораживать, так  как стихийно складывающиеся неформальные группы подростков нередко приобретают  противоправную направленность, превращаясь в криминальные объединения.

     Для подростков, участвующих в социально-ориентированной  форме общения, личностно значимыми  партнёрами общения являются сверстники. 

2.3. Роль межличностных  конфликтов в становлении  личности подростка. 

     Роль  конфликтов в подростковом возрасте достаточно велика. Как и в любом  другом возрасте, конфликты подростков носят как позитивный, так и  негативный варианты исхода. Выше мы привели  некоторые примеры позитивной и  негативной роли конфликтов в развитии подростков, которые рассмотрим более  подробно. 

     Неблагополучие  в отношениях подростков между собой, разрыв отношений друг с другом имеет  для подростка многосторонние отрицательные  последствия, как в плане возникновения тяжелых переживаний, так и формирования его личности в целом. 

     С усложнением системы общественных отношений, с включением индивида в  разнообразные общности, потребность  в принадлежности к какой-либо группе удовлетворяется только при подчинении разнообразным общественным нормам и предписаниям, удовлетворяя при  этом социальные ожидания окружающих. Постепенно на этой основе вырабатывается потребность следовать нормам, обычаям, традициям группы, поскольку в  противном случае личность неизбежно  вступает в постоянный устойчивый конфликт с окружающими и, в конечном счете, будет отторгнута группами, к которым она принадлежит

     .

     Многие  подростки испытывают затруднения  в контактах со сверстниками и  переживают свое одиночество болезненно. Любые трудности в социальной сфере приводят к нарушению деятельности, отношений, порождают негативные эмоции и переживания, вызывают чувство дискомфорта. Всё это может иметь неблагоприятные последствия для развития личности ребенка. 

     Кроме межличностного на развитие личности подростка оказывает большое  влияние внутриличностный конфликт, который, безусловно, тесно связан с  первым: причиной внутриличностного  конфликта может стать межличностный, а межличностного – внутриличностный. 

     В подростковом возрасте расхождение  между внешним и внутренним становится глобальным: собственное Я, каким  его воспринимает и осознает тринадцатилетний человек, и весь остальной мир  разделены пропастью, которую, как  ему кажется, никак и никогда  не преодолеть. Все содержание психической  жизни становится для подростка  объектом осмысления, обобщения, внутренний мир – реальностью, которая затмевает  настоящую действительность. 

     Развитие  интереса к себе, собственной внутренней жизни, к личности в целом, а не к отдельным ее качествам, осознание  противоречивости своих устремлений, желаний, потребностей – все это  становится содержанием конфликтных  переживаний подростков. 

     Пренебрежение взрослого к новому уровню самосознания подростка, игнорирование его важнейших  потребностей усугубляет конфликтную  ситуацию, в которой живет подросток. Психологический дискомфорт в классе, напряженные взаимоотношения с  учителями, а затем и с родителями, способствуют тому, что отрицательные  формы поведения закрепляются и  могут перейти в черты характера. Кроме того, деформация взаимоотношений  с окружающими неизбежно ведет  к снижению познавательной активности подростка. Может возникнуть общее  негативное отношение к школе  и к учебной деятельности вообще. 

     В оценке младшими подростками сверстников  физические недостатки, как считает  В. Н. Лозовцева, какие либо сложности  характера или неуспех в учебе  отступают на второй план, если они  соблюдают коллективные нормы, «кодекс  товарищества». 

     Что касается «кодекса товарищества», то В. Н. Лозовцева определяет важнейшие  его нормы следующим образом: это равенство, честность, верность, помощь товарищу, уважение. Тех, кто  не соблюдает этот кодекс, кто не желает вести себя на равных, кто  противопоставляет себя коллективу, подростки резко осуждают. 

     Кроме того, подростки ценят умение постоять за себя. Здесь кроется другая проблема – проблема поведения в конфликте, выборе стратегии поведения. Стремление кого-то из подростков защитить себя с  помощью взрослых также вызывает осуждение сверстников. 

     Возможным негативным результатом межличностных  конфликтов как с взрослыми, так  и со сверстниками, наряду с недоеданием, недосыпанием, эмоциональной холодностью  близких подростку людей и  ощущением своей ненужности, покинутости, наряду с чувством лишнего в семье  или обществе (группе), можно выделить обострение взаимоотношений со всеми  взрослыми, в том числе и с  учителями (если конфликт происходил с  родителями или иными близкими людьми), формирование негативного отношения  к учебной деятельности и к  школе в целом. Указанные причины  приводят к усилению недоброжелательных отношений с ближайшим окружением, в том числе и со сверстниками, создают ситуацию хронического психологического дистресса, который, в свою очередь, отражается на психическом и физическом состоянии, приводя к неврозам или, в крайнем случае, к суицидам. 

2.4. Основные причины  конфликтности в  подростковом возрасте. 

     Подростковая  склонность к конфликтности может  объясняться не только эмоциональными и физиологическими возрастными  изменениями. Одной из характеристик  крайне неустойчивого, дискомфортного положения подростка также может недостаточная сформированность его социальных навыков (навыков, которые способствуют успешной социализации человека), что является следствием влияния семейного воспитания (из числа так называемых социально незащищенных семей в обществе). Недостаточно сформированные социальные навыки, усугубленные социально-экономической незащищенностью, часто становятся причиной, влияющей на повышенную агрессивность, конфликтность подростка, на его желание любыми способами компенсировать свою неудовлетворенность жизнью.

     Современные исследования показывают, что подросток  нуждается в таких семейных отношениях, где отношения равных прав и равной ответственности за создание в семье атмосферы комфорта, взаимного уважения, понимания, атмосферы, способствующей развитию всех членов семьи.

     М.И. Лисина отмечает: подросток нуждается  в психолого-педагогических подходах, качественно отличающихся от таковых для младшего и старшего школьного возраста. Это возраст формирования социальных навыков и умений. Важным является уважение к праву подростка на самостоятельное мнение.

     По  мнению многих современных исследователей один из эффективных приемов повышения навыков социальной адаптации современных подростков состоит в предоставлении подрастающему поколению выбора способов для реализации своих потребностей. Однако, очень важной является не только поддержка самостоятельности подростка, но и своевременное обеспечение направленности деятельности подростка. 

3.Способы  разрешения межличностных  конфликтов в отношении  подростков. 

3.1 Разрешение конфликтов: этапы и методы. 

     Особое  значение межличностные конфликты  имеют в детском возрасте. Так, при длительном и остром конфликте  с группой у детей может  возникнуть чувство неуюта в референтной  группе, произойти наслаивание друг на друга новых отрицательных  эмоциональных переживаний, могут  появиться ощущения тревожной мнительности, ухудшиться возможности саморегуляции, произойти нервный срыв, возникнуть невротическое состояние, оказывающее  влияние на дальнейшее развитие личности. Затяжной внутриличностный конфликт может  привести к инвалидности и изменить личность, что отмечено И. П. Андриади.  

     Однако  если конфликт не достигает таких  масштабов, то он человеку полезен и  даже необходим для его психического, духовного взросления и закалки  его психики, а межгрупповые конфликты  могут быть источниками прогресса, как, впрочем, и его тормозом. Заметим, что разрешение конфликта необязательно идет за инцидентом. Конфликт можно разрешить на любой стадии, и до конфликтных действий дело может не дойти. Это происходит в силу того, что время продолжения любой стадии конфликта неопределенно и некоторые стадии могут выпасть. Конфликт может остаться не разрешенным, может остаться на стадии конфликтной ситуации, То есть конфликт не возникнет, от конфликта можно уйти сразу после его осознания, оставив его не разрешенным.Конфликт может быть не разрешен вполне сознательно или неосознанно, и стадия конфликтных действий может длиться сколь угодно долго. 

     К проблеме завершения конфликтов разные исследователи прибегают к различным  подходам. 

     Так, Л.А. Петровская считает, что «разрешение  конфликта возможно, во-первых, за счет преобразования самой объективной  конфликтной ситуации, и, во-вторых, за счет преобразования образов ситуации, имеющихся у сторон». Причем возможно как полное, так и частичное  разрешение конфликта как на объективном, так и на субъективном уровне. 

     В рамках объект-субъектного подхода  известны две модели разрешения конфликта: модель арбитража и посредническая модель. Арбитр изучает суть проблемы, обсуждает ее с участниками конфликта, а затем выносит окончательное  решение, обязательное для выполнения всеми сторонами. 

     А.Б. Добрович предлагает две группы методов  урегулирования конфликта: прямые и  косвенные. Прямые методы заключаются  в непосредственном административном (или общественном) воздействии на конфликтующие стороны.  

Информация о работе Экспериментальное изучение межличностных конфликтов в общении подростков