Эмоции и чувства

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2010 в 15:31, реферат

Описание работы

Раскрываются основные характеристики, закономерности и физиологические основы эмоций и чувств

Содержание

ПОНЯТИЕ ОБ ЭМОЦИЯХ.. 3
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ.. 7
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ. 9
СВОЙСТВА И ВИДЫ ЭМОЦИЙ.. 11
Конфликтные эмоциональные состояния (стресс, аффект, фрустрация) 15
Тест: "Подвержены ли вы стрессу?". 18
Оценка ответов. 19
ВЫСШИЕ ЭМОЦИИ - ЧУВСТВА.. 26ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ. 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 35

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 203.00 Кб (Скачать)
 

     Аффективные состояния могут проявляться в различных формах. Рассмотрим

некоторые из них.

     Страх - безусловно-рефлекторная эмоциональная реакция на опасность,

выражающаяся  в резком изменении  жизнедеятельности  организма. Страх возник

как биологически защитный механизм. Животные инстинктивно боятся быстро

приближающихся  объектов, всего того, что может повредить целостность организма.

Многие из врожденных страхов сохраняются и у людей, хотя в условиях

цивилизации они  несколько изменены. У многих людей  страх - астеническая

эмоция, вызывающая понижение мышечного тонуса, при  этом лицо принимает

масковидное выражение.

В большинстве  случаев страх вызывает сильный  симпатический разряд: крик,

бегство, гримасы. Характерный симптом страха - дрожание мышц тела, сухость во

рту (отсюда хриплость  и приглушенность голоса), резкое учащение пульса,

повышение сахара в крови и т. д. При этом гипоталамус начинает выделять

нейросекрет, который  стимулирует гипофиз на выделение

адренокортикотропного гормона. (Этот гормон и вызывает специфический

синдром страха).

Социально обусловленные  причины страха - угроза общественного порицания,

потеря результатов  длительного труда, унижение достоинства  и т. п. - вызывают

те же физиологические  симптомы, что и биологические источники страха.

Наивысшая степень  страха, переходящая в аффект, - ужас.

Ужас сопровождается резкой дезорганизацией сознания (безумный страх),

оцепенением (предполагается, что оно вызывается чрезмерно  большим количеством

адреналина) или  беспорядочным мышечным перевозбуждением ("двигательная

буря").

В состоянии ужаса  человек может преувеличить опасность нападения и его

оборона может  быть чрезмерной, несоизмеримой с  реальной опасностью.

Эмоция страха, вызванная опасным насилием, побуждает  к безусловно-

рефлекторным ответным действиям, основанным на инстинкте  самосохранения.

Поэтому такие  действия в ряде случаев не образуют состава преступления.

Страх - пассивно-оборонительная реакция на опасность, нередко исходящую от

более сильного лица. Если же угроза опасности исходит  от более слабого лица, то

реакция может  приобрести агрессивный, наступательный характер - гнев.

В состоянии гнева  человек предрасположен к мгновенному, часто импульсивному

действию. Чрезмерно  повышенное мышечное возбуждение при недостаточном

самообладании легко  переходит в очень сильное  действие.

Гнев сопровождается угрожающей мимикой, позой нападения. В состоянии гнева

человек теряет объективность  суждений, осуществляет малоконтролируемые

действия.

Страх и гнев могут  достичь степени аффекта, но порой  они выражаются и в

меньшей степени  эмоционального напряжения.

     Фрустрация (от лат. frustratio - неудача, обман) -

конфликтное отрицательно-эмоциональное состояние, возникающее в связи с крахом

надежд, неожиданно возникшими непреодолимыми препятствиями на пути достижения

высокозначимых  целей.

Фрустрация часто  связана с агрессивным поведением, направленным против

фрустратора - источника  фрустрации. В случае неустранимости причин фрустрации

(невозвратимости  потерь) может возникнуть глубокое депрессивное состояние,

связанное со значительной и продолжительной дезорганизацией психики (ослабление

памяти, способности  к логическому мышлению и т. п.).

Трудноопределимость фрустрации связана с тем, что  человек не может устранить

причины такого состояния. Поэтому в состоянии фрустрации человек ищет какие-

либо компенсирующие выходы, уходит в мир грез, иногда возвращается к более

ранним стадиям  психического развития (регрессирует).

    

ВЫСШИЕ  ЭМОЦИИ - ЧУВСТВА

 

     Чувства - эмоциональная форма отражения социально значимых явлений. Они

вызываются соответствием  или отклонением тех или иных обстоятельств от

параметров жизнедеятельности  данного человека как личности.

Если низшие, ситуативные  эмоции связаны с удовлетворением  биологических

потребностей, то высшие эмоции - чувства связаны  с личностными, социально

значимыми ценностями.

Чувства - базовые эмоционально-смысловые компоненты личности. От биологически

обусловленных эмоций они отличаются происхождением - формируются по мере

интернализации  индивидом социальных ценностей. "Значение для меня" в

чувствах трансформируется в "значение для нас". Социализация личности и

состоит в переводе социально значимых явлений в эмоциональную сферу

индивида. Дефекты  социализации - несформированность базовых  чувств индивида,

его ситуативная  зависимость от стихии низших эмоций.

Чувства человека иерархически организованы - у каждого индивида есть

доминирующие чувства, определяющие его личностную направленность. Они

регулируют различные  сферы взаимодействия человека с  действительностью.

Иерархия чувств определяет мотивационную сферу  личности.

Различаются праксические, нравственные, эстетические и познавательные чувства.

     Праксические чувства (от греч. praxis - опыт, практика) -

чувства, возникающие в  практической деятельности. Еще Аристотель говорил,

что видов чувств столько, сколько видов деятельности.

Всякая деятельность связана с определенным отношением к ее цели и средствам

достижения. В процессе антропогенеза у человека сформировалась потребность в

труде, эмоциональное  отношение не только к результатам, но и к процессу

труда, ибо в  нем, преодолевая препятствия, он утверждает и совершенствует

себя, свои психические  и физические возможности.

Особенно эмоциональны те виды труда, которые связаны с  творчеством, поиском

нового. Эмоционально переживается умственное и физическое напряжение

трудового процесса. В труде человек удовлетворяет свои потребности; в труде

сформировалось  его чувство радости в связи  с достижением цели: Устремленность

человека к значимым для него целям неизбежно сопряжена  с его соответствующим

эмоциональным состоянием.

     Нравственные чувства - эмоциональное отношение личности к своему поведению и

поведению других людей в  зависимости от его  соответствия или  несоответствия

социальным  нормам. Нравственные чувства основаны на принятом в данном

обществе понимания  добра и зла, долга и чести, справедливости и

несправедливости.

Совокупность выработанных данным обществом правил и норм поведения называется

моралью. Теория этих норм и правил - этикой, а практическая их

реализация - нравственностью.

Нравственные чувства  образуют высший механизм человеческой саморегуляции -

"нравственный  закон внутри нас". Поведение  человека формируется и

модифицируется  через формирование его доминирующих нравственных чувств, его 

сверхсознания.

Регуляционная роль нравственных чувств первична - они  могут подстраивать под

себя и доводы разума.

Между сознанием  и поведением индивида нет прямой связи. Нельзя обучить

нравственности - моральные правила могут быть привиты лишь к "дереву чувств".

Нравственный человек - не человек, боящийся плохого поступка, а человек,

испытывающий высокое  наслаждение от хорошего поступка.

Нравственность  не следует трактовать как внутреннюю полицию духа.

Нравственность  свободна по своей сущности. Тоталитаризм, пытавшийся принудить

всех к соблюдению единого кодекса поведения, оставил после себя лишь массовые

социальные отклонения.

Человек должен добровольно  и с радостью брать на себя свои человеческие

обязанности. Нравственное поведение не может быть основано только на системе

внешних запретов, оно порождается гаммой положительных нравственных

установок личности. Человек может стать ангелом  только в свободном полете. В

условиях принуждения  он может стать дьяволом.

Не угрозы и  запрета формируют нравственную личность; она формируется в

гуманных условиях социального бытия, в условиях повышенной социальной

ответственности окружающих людей, неизменно исполняющих свой социальный

долг.

     Чувство долга - это осознание и принятие человеком социальных

обязанностей. Чувство  долга соотносится с чувством совести и чести.

     Совесть - способность личности к нравственному самоконтролю,

критерий  ее нравственного  самосознания.

     Чувство чести - повышенная эмоциональная чувствительность по

отношению к тем сторонам поведения, которые  наиболее значимы для данного

общества  в целом, для отдельной социальной группы и для самой личности.

Чувства долга, социальной ответственности, совести и чести  составляют основу

социально адаптированного  поведения. Все эти нравственные чувства связаны с

повышенным самоконтролем  личности, ее духовным самопостроением.

Нравственные решения, принимаемые в трудных ситуациях, - это утверждение

индивидом своей  человеческой сущности.

     Эстетические чувства (от греч. aisthetikos - чувствующий)

- восприимчивость к прекрасному в окружающей предметной и социальной

среде, придание прекрасному  ценностного значения.

Способность воспринимать и оценивать красоту, изящество  предметов и явлений,

художественное  достоинство произведений искусства -один из основных

показателей психической  развитости индивида, его способности дифференцировать

прекрасное и  безобразное, возвышенное и низменное.

Сущностная особенность  человека состоит, в частности, и  в его способности

созидать и воспринимать мир в соответствии с эталоном прекрасного.

Прекрасное как эстетическая ценность отличается от нравственных и

теоретических ценностей (от добра и истины) тем, что оно  связано с

непосредственно чувственным отражением соответствия действительности ее высшим

эталонам.

Прекрасно, по определению  Н.Г. Чернышевского, то существо, в котором мы

Информация о работе Эмоции и чувства