Эмоциональная общение младенцев в условиях депривации

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 13:42, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам раннего детства. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка.
Исследованиями выдающихся отечественных психологов доказано, что общение - важнейший фактор психического развития ребенка / Венгер Л. Я., Коломенский Я. П., Лисина М. И., Запорожец А. А. И др. / Изучением этой проблемы они начали заниматься с 50-х годов. Как известно, общение - это первая человеческая деятельность, возникающая на заре становления человеческого общества.

Содержание

Введение
Глава I. Психологические особенности развития ребенка до и после рождения и роль матери в благоприятном протекании этого периода.
1.1. О жизни и воспитании ребенка до рождения.
1.2 Малыш появился на свет.
Глава II. Психическое развитие ребенка младенческого возраста
2.1 Врожденные формы психики и поведения
2.2 Двигательная активность ребенка.
2.3. Восприятие и память у младенцев.
2.4 Речь и мышление младенца.
2.5. Развитие познавательной сферы младенца, подготавливающее формирование интеллекта ребенка.
Глава III. Становление общения.
Глава IV. Госпитализм.
4.1. Психическая депривация и ее влияние на развитие детей в первые годы жизни
4.2. Особенности депривации психического развития в младенчестве
Экспериментальная часть
Заключение

Работа содержит 1 файл

Курсовая Крыласовой О.Л. по эмоциональному общению.doc

— 677.50 Кб (Скачать)

 

Познание мира предметов

 (Хотя основной жизненный опыт в первом полугодии жизни ребенок приобретает в процессе общения со взрослыми, большое значение уже в этом возрасте имеет познание им предметного окружения. Интерес к предметам сначала проявляется лишь в зрительном и слуховом сосредоточении, затем малыши научаются рассматривать и прослеживать движение предметов, а вскоре и наблюдать за их перемещением в более отдаленном пространстве. Зрение в первые месяцы жизни является основным источником впечатлений ребенка. Однако и с помощью рта младенец получает много информации. Недаром дети стремятся прикоснуться губами или языком к любому предмету, поднесенному ко рту, любят сосать соску, кулачки или пеленку.

Рука как ведущее  средство познания подключается несколько позже. В три-четыре месяца можно наблюдать еще неловкие ощупывающие движения, прикосновения к одежде, пеленке и другим попавшим под руку предметам. Позже ребенок научается координировать зрение и движения руки. Если подвешивать игрушки в зоне досягаемости, то постепенно малыш научится дотягиваться до видимого предмета. Размахивая ручками, он случайно наталкивается на висящие рядом игрушки. Они качаются, издают звук. Это вызывает интерес ребенка, он начинает понимать, что раскачивание игрушек, шум погремушек, грохот падающих предметов зависят от его собственных движений. Случайное сначала действие становится целенаправленным.

Появление целенаправленных движений и действий с игрушками — очень важное событие в жизни младенца. Оно открывает целую эпоху, в которой главное — предметные действия и манипуляции с игрушками. Эта специальная деятельность младенца в психологии так и называется предметно-манипулятивной. На следующем этапе развития ребенка она становится ведущей.

 

Общение со взрослым — важный источник знаний ребенка о себе

Под влиянием общения начинает складываться представление младенца о себе, отношение к себе, образ себя, основы саморегуляции, способность принимать себя в расчет, т. е. закладываются основы самосознания ребенка.

 

Первое,  что  узнает ребенок  о себе,  вступая  в общение  с взрослым,— это  самое общее и важное для него: нужен он ил не нужен, любят его или нет. На основе этого первого опыта малыша   формируется  первичное доверие  к  миру. Адекватное эмоциональное общение, включающее и физический контакт ( матерью, и обмен положительными эмоциями, и «беби-ток»,— все это формирует тот слой первичного доверия к.миру, который окрашивает всю дальнейшую жизнь ребенка и даже его взрослость. Любовное, бережное отношение взрослого к малышу находит отражение в глобальной положительной  самооценке ребенка, которая формируется начиная с первых месяцев жизни и составляет фундамент образа самого себя.

 

Кроме общей самооценки, общего положительного отношения к себе, в первом полугодии начинает складываться представление ребенка о себе. Действуя в общении как активный равноправный партнер, ребенок переживает свое собственное «я» и «я» другого человека как разное. Уже в первом полугодии жизни младенец обнаруживает способность различать отношение взрослого к своим действиям и отношение к себе в целом как к личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава IV. Госпитализм.

 

О решающей роли общения в психическом  развитии ребенка убедительно свидетельствуют так называемые явления госпитализма

 

Госпитализм - глубокая психическая  и физическая отсталость, обусловленная ""дефицитом"" общения - со взрослым в первый год жизни ребенка. Отдельными признаками госпитализма являются: запаздывание в двигательном развитии (прежде всего в освоении ходьбы), резкое отставание в речевом развитии, эмоциональная обедненность, склонность к навязчивым - движения (раскачивание тела). Госпитализм может возникнуть не только в домах ребенка, но и в семьях у малоэмоциональных, ""холодных"" матерей, которые не уделяют ребенку необходимое внимание.

Катастрофическая картина симптомов, развивающаяся на первом году жизни  у детей, которые воспитываются в специальных учреждениях или по иным причинам испытывают острую материнскую депривацию. К этим симптомам относятся ухудшение физического состояния, повышенная восприимчивость к инфекциям, подверженность заболеваниям, высокая смертность, ухудшение, задержка и дисфункция психического функционирования.

Большое значение для привлечения  внимания к нарушениям психомоторного развития детей, воспитываемых вне  семьи, имели исследования психолога  психоаналитической ориентации Р. Шпица, в особенности работа «Госпитализм» (1945).

 

Он изучал младенцев, которые находились в благоприятных условиях с точки  зрения гигиены и питания, но были лишены нормальной аффективной поддержки  со стороны матери. Начиная с третьего месяца жизни отмечались ухудшение  физического и психического состояния с крайней подверженностью инфекциям и заболеваниям, высокая смертность, причем даже от заболеваний, обычно не приводящих к фатальному исходу. Дети страдали депрессией, были заторможены, пассивны, амимичны, с плохой координацией глаз. Со второго года жизни выявлялись признаки глубокой физической и психической отсталости: дети не могли сидеть, стоять, ходить, говорить. Последствия госпитализма долговременны и в целом необратимы. В своих новаторских работах Шпиц показал, что адекватный материнский уход абсолютно необходим для здорового физического и психического развития. Шпиц различал госпитализм, формирующийся в связи с тотальной эмоциональной депривацией, и анаклитическую депрессию, возникающую в ситуации, когда изначально нормальная ситуация отношений между матерью и ребенком прерывается, и ребенок оказывается в депривации.

4.1. Психическая депривация и ее влияние на развитие детей в первые годы жизни

В связи с тем, что  проблема психической депривации находится  в стадии разработки, в настоящее время по этой теме нет единой терминологии. Наиболее часто используется термин «депривация», обозначающий потерю чего-либо, лишения из-за недостаточного удовлетворения основных психических потребностей.

Зачастую авторы сужают термин соответственно тому, какую психическую потребность они принимают в качестве самой важной и самой «недостаточной».

Считается, что для полноценного развития у ребенка должна быть удовлетворена прежде всего потребность в любви и признании. Одни считают ее базовой, врожденной, другие говорят о ней как о приобретении в процессе жизни. Неудовлетворение этой потребности ведет к искажению развития личности и появлению эмоциональной депривации. Наиболее яркое выражение последствий этого вида депривации наблюдается у детей, находящихся в учреждениях интернатного типа.

Другим видом депривации является сенсорная, связанная с  обедненной предметной средой и дефицитом раздражителей органов чувств. С этим видом депривации также приходится сталкиваться в домах ребенка, детских домах и т.д.

Депривация может иметь  место не только в учреждениях  интернатного типа, но и в семье, где может отсутствовать мать или она недостаточно эмоционально относится к ребенку (так называемая холодная мать), и в таких случаях употребляется понятие «материнская депривация»; при отсутствии отца или его отчужденности от ребенка возникает патериальная депривация.

В литературе мы встречаемся  и с понятием «частичная депривация», «скрытая депривация» и т.д. Понятия «частичная депривация», «скрытая депривация» употребляются в том случае, когда речь идет не о разлуке с матерью, а об обедненности отношений мать — ребенок.

В качестве синонима психической  депривации используется термин «госпитализм». Госпитализм ограничивается описанием ситуации, при которой происходят лишения, в учреждениях (в большинстве случаев это больничная среда), однако больничная ситуация может сопровождаться и иными влияниями, помимо депривации (большая возможность заражения, перемена режима, недостаток сна, повышенная возможность для конфликтов при жизни в коллективе и т.д.). К тому же, при благоприятных условиях депривация в учреждениях может совсем не возникнуть. Вообще термины, устанавливающие понятие лишь через определенную специфическую ситуацию или на основании определенных признаков, часто не отражают природы самого явления.

Кроме термина «госпитализм»  используются понятия «сепарация» и «изоляция», употребляющиеся как равнозначные. Сепарация, изоляция ребенка от полноценной среды человеческого общения представляет депривационную ситуацию, а не саму депривацию.

Психическая депривация характеризуется  особым психическим состоянием, возникающим в депривационной ситуации. Данное психическое состояние проявляется в поведении, отличающемся характерными признаками, что и позволяет распознать депривацию. Механизм депривации связан с отчуждением ребенка от определенных отношений с миром людей и предметным миром и вызывается недостаточным удовлетворением основных психических потребностей ребенка, видоизменяющих структуру развивающейся детской личности. Таким образом, психическая депривация — это определенное психическое состояние, возникающее в результате таких жизненных ситуаций, когда ребенку не предоставляется возможность удовлетворить его основные (жизненные) потребности в полной мере и в течение достаточно длительного времени.

 

 

 

4.2. Особенности депривации психического развития в младенчестве

Дети, попадающие в дом  ребенка, часто имеют плохую наследственность: отягощенность алкоголизмом и наркоманией, врожденную психическую и неврологическую патологию. Они имеют врожденные психические аномалии, так как зачатие такого ребенка происходит или в состоянии опьянения, или отягощается использованием будущей матерью различных средств для прерывания беременности. Дети, помещенные в детские дома, перегружены психопатологической наследственностью: умственной отсталостью и шизофренией.

Нежеланная беременность приводит к искажениям жизненно важного взаимодействия между матерью и ребенком во время внутриутробного развития, к нарушению сенсорных связей между ними. В большинстве случаев у будущих матерей во время такой беременности наблюдаются психические нарушения: истероформные реакции, депрессивные состояния, психовегетативные нарушения, обострения психических, соматических хронических заболеваний. Как правило, такие женщины пытаются прервать беременность или просто не думают о будущем ребенке, злоупотребляют алкоголем, наркотиками и пр.

    Отмечено, что и специфические  «особенности» поведения недоношенных  детей увеличивают вероятность эмоциональной депривации. Поведение детей группы риска в первые месяцы характеризуется так называемым синдромом «дефицитарности -ключевых сигналов». Дети начинают улыбаться в более поздние сроки, причем улыбки обычно стертые, невыраженные; инициатива в контакте со взрослым отсутствует, а ответная реакция очень слаба; они избегают зрительного и эмоционального контакта; напрягаются и отстраняются при взятии на руки. В первом полугодии жизни наблюдается доминирование отрицательных эмоций, быстрая истощаемость и высокая утомляемость ребенка при взаимодействии со взрослым, запаздывание в появлении и бедность вокализаций.

 

  При  разрыве ребенка с матерью и возникает депривация младенца.

В первые шесть месяцев  такой младенец, воспитывающийся  в доме ребенка, внешне сильно отличается от своих ровесников, воспитывающихся в нормальных семьях. Это гораздо более спокойное, недокучливое и некапризное существо; большую часть времени бодрствования младенец проводит в безучастном созерцании потолка, сося палец или игрушку. Иногда он оживляется, например, увидев взрослого или встретившись взглядом с другим ребенком, но быстро отвлекается и вновь застывает в неподвижности, глядя в одну точку, у него слабо выражено ориентировочное поведение, он мало эмоционален, пассивен.

Во втором полугодии  жизни различия между детьми, воспитывающимися в семье и доме ребенка, увеличиваются. Малоинициативный, тихий, безразличный ко всему окружающему младенец из дома ребенка разительно отличается от активного, радостного, любознательного ребенка из семьи.

В условиях дома ребенка  недостаточно эффективно действуют факторы, влияющие на полноценное психическое развитие детей, и в первую очередь к таким факторам относится общение младенца со взрослыми. Редкие, кратковременные и недостаточно эмоционально насыщенные контакты со взрослыми создают дефицит общения; поэтому общение у младенцев из дома ребенка, хотя и обладает теми же закономерностями, что и в семье, имеет целый ряд отклонений (М.И. Лисина).

Потребность в общении  у детей из дома ребенка обнаруживается позже, чем у детей, живущих в семье. Само общение протекает более вяло, комплекс оживления выражен слабо, возникает с трудом, в его состав входят менее разнообразные проявления, он быстрее затухает при исчезновении активности взрослого. В результате отставания развития ситуативно-личностного общения задерживается появление и предметно-манипулятивной деятельности, и ситуативно-делового общения. Недостаточное удовлетворение потребности во внимании и доброжелательности со стороны взрослого, дефицит эмоционального общения приводят к тому, что ребенок и во втором полугодии своей жизни стремится к ласке, выраженной в примитивной форме физического контакта, и не принимает предлагаемого ему сотрудничества. Присутствует вялое, однообразное неэмоциональное манипулирование с предметами (М.И. Лисина, И.В. Дубровина, А.Г. Рузская и др.).

Развитие эмоциональной  сферы отличается рядом специфических особенностей — у младенцев, воспитывающихся в доме ребенка, эмоциональные проявления бедны, невыразительны. За скудностью экспрессии стоит бедность переживаний детей. Помимо упрощенности эмоциональной сферы у детей из дома ребенка наблюдается менее точное различение эмоций взрослого, задержка дифференцировки положительных и отрицательных эмоциональных воздействий. Из-за слабой чувствительности к отношению взрослого в определенной мере тормозятся развитие познавательной деятельности младенцев, овладение ими предметными манипуляциями и, в конечном счете, их общее психическое развитие.

Информация о работе Эмоциональная общение младенцев в условиях депривации