Эмоциональная общение младенцев в условиях депривации

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 13:42, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам раннего детства. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка.
Исследованиями выдающихся отечественных психологов доказано, что общение - важнейший фактор психического развития ребенка / Венгер Л. Я., Коломенский Я. П., Лисина М. И., Запорожец А. А. И др. / Изучением этой проблемы они начали заниматься с 50-х годов. Как известно, общение - это первая человеческая деятельность, возникающая на заре становления человеческого общества.

Содержание

Введение
Глава I. Психологические особенности развития ребенка до и после рождения и роль матери в благоприятном протекании этого периода.
1.1. О жизни и воспитании ребенка до рождения.
1.2 Малыш появился на свет.
Глава II. Психическое развитие ребенка младенческого возраста
2.1 Врожденные формы психики и поведения
2.2 Двигательная активность ребенка.
2.3. Восприятие и память у младенцев.
2.4 Речь и мышление младенца.
2.5. Развитие познавательной сферы младенца, подготавливающее формирование интеллекта ребенка.
Глава III. Становление общения.
Глава IV. Госпитализм.
4.1. Психическая депривация и ее влияние на развитие детей в первые годы жизни
4.2. Особенности депривации психического развития в младенчестве
Экспериментальная часть
Заключение

Работа содержит 1 файл

Курсовая Крыласовой О.Л. по эмоциональному общению.doc

— 677.50 Кб (Скачать)

Экспериментальное изучение ранних этапов самосознания Лисиной и ее последователями выявило очень раннюю, начиная с 3 месяца жизни, чувствительность младенцев к личностно адресованному отношению взрослого, собственные субъектные проявления детей, самоузнавание в конце первого года жизни свидетельствует о возможности младенца отделять себя от взрослого, о наличии у него определенного образа себя, который формируется под влиянием общения в первом полугодии и предметных манипуляций — во втором. Содержанием образа себя в первом полугодии становится переживание себя ребенком как субъекта общения, а во втором — как «действующего начала», субъекта практических действий; качественные особенности образа себя определяются уровнем общения ребенка со взрослыми.

У воспитанников дома ребенка нет субъектного личностно ориентированного общения со взрослыми, не формируется положительное эмоциональное самоощущение, переживание своей значимости для окружающих взрослых, открытость людям и окружающему миру.

Известно, что личностные образования включают отношение человека к себе, окружающим людям и предметному миру. Аффективно-личностные связи являются узловым компонентом целостности отношений ребенка ко взрослому, к себе, к предметному миру (М.И. Лисина, И.В. Дубровина, А.Г. Рузская, Н.Н. Авдеева, М.Г. Елагина, С.Ю. Мещерякова, 1986).

Личностным образованием в младенческом возрасте выступает  активность ребенка. Активность — отчасти врожденное качество, но ее прижизненное развитие происходит под влиянием социальных факторов и в решающей степени зависит от общения ребенка с окружающими его людьми и предметным миром. У ребенка, воспитывающегося в закрытом детском учреждении, снижена инициативность, он пассивно относится ко всему окружающему. Дети из семьи характеризуются наличием активности в отношении к окружающему миру и к себе, они инициативны, открыты, доброжелательны по отношению к окружающим их людям, у них хорошо развита ориентировочная деятельность, они любознательны но отношению к предметному миру, жизнерадостны, требовательны, что свидетельствует о положительном самоощущении в отношении к себе.

У детей, воспитывающихся  в семье и домах ребенка, в  первом полугодии жизни имеются существенные различия по количественным и качественным характеристикам активности (во всех сферах отношений: к окружающим людям, к себе и к предметному миру). Основным фактором, влияющим на становление активности, выступает общение ребенка со взрослым, определяющее его отношение к себе, через которое преломляется отношение ко всему окружающему.

(Во втором полугодии манипулятивная деятельность начинает занимать значительное место в развитии ребенка и успешность в совершении самостоятельных действий сообщает ему чувство уверенности.

У детей из дома ребенка  в первом полугодии жизни наличествует дефицит общения, низкий уровень развития манипулятивной деятельности, бедность опыта взаимодействия с предметным миром.

Результаты исследования, проведенного Лисиной и группой  ее сотрудников (1986), свидетельствуют о том, что в условиях семейного воспитания уже в первом полугодии жизни закладывается предличностное образование, которое в середине второго полугодия проявляется как сложившееся личностное образование, проецирующееся в сферу отношений к себе, к окружающим людям и к предметному миру; активная позиция формируется в первом полугодии благодаря общению со взрослыми, а во втором — и в результате самостоятельного приобретения опыта в предмето-манипулятивной деятельности. У воспитанников дома ребенка чаще наблюдается пассивная позиция, отсутствие уверенности в себе, требовательности к окружающим, вялость познавательной деятельности; определенные отклонения в становлении важнейших психологических образований: искажения образа себя, задержки в становлении субъектного отношения к самому себе и замедленное и неполноценное развитие активности как личностного образования.

Дефицит общения со взрослым и предметным миром может в некоторой степени компенсироваться в доме ребенка контактом со сверстниками. Известно, что интенсивное и эмоциональное общение со взрослым способствует более раннему формированию у детей умения взаимодействовать друг с другом. У младенцев, находящихся в доме ребенка, присутствуют избирательные отношения со сверстниками, при этом предпочтение отдается активным, подвижным и эмоциональным детям (М.И. Лисина, М.М. Царегородцева, 1986). Данные, полученные в результате некоторых исследований (М.М. Царегородцевой, 1986) показали, что присутствие сверстника не обеспечивает развитие и содержательное наполнение контактов ровесников. Дети, живущие в доме ребенка, предпочитают наблюдать за своими сверстниками, реже проявляют активность по отношению к партнеру, их экспрессивно-мимические средства бедны, если взрослый не определяет контакты детей, не помогает увидеть в другом равное себе существо. Контакты между детьми поднимают эмоциональный тонус и обогащают их новыми впечатлениями, особенно важными для воспитанников закрытых детских учреждений.

Контакты между детьми влияют на их общее психическое развитие. Они служат одним из важных источников развития познавательной деятельности. Присутствие других малышей может побуждать младенцев к поиску и исследованию, служит источником подражений и совместной деятельности. Контакты с ровесниками — источник дополнительных впечатлений и переживаний детей. Организация взрослым взаимодействия ребенка со сверстниками может выполнять определенную компенсаторную функцию в психическом развитии младенцев.

Ведущей линией психического развития в младенческом возрасте выступает общение ребенка со взрослыми. У воспитанников дома ребенка при более поздних сроках формирования этой потребности в первом полугодии жизни отсутствует полноценное эмоционально-личностное общение, а во втором полугодии задерживается своевременное становление потребности в сотрудничестве со взрослым и ситуативно-деловом общении. Кроме того, на протяжении младенчества у воспитанников дома ребенка не складывается субъектно - личностно ориентированного общения со взрослыми в той форме, как это естественно происходит во взаимодействии с близкими взрослыми у детей, воспитывающихся в семье (Лисина, 1986).

Первый год жизни  имеет фундаментальное значение для всего последующего развития ребенка. Специфика развития младенцев в доме ребенка не имеет фатального характера и может быть скорректирована при специально организованном субъектно ориентированном общении со взрослыми в адекватной возрастному периоду форме. Опыт такой работы имеется и описан в работах как отечественных психологов (М.И. Лисина, И.В. Дубровина, А.Г. Рузская, Л.Н. Галигузова, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, М.М. Царегородцева), так и зарубежных (Э. Пиклер, М. Винце, К. Хевеши и др.).

Таким образом, диагностика  психического развития младенцев в доме ребенка не имеет существенных отличий по своей процедуре и методикам, хотя и отличается, как было показано выше, по своим результатам. Она направлена на описание и объяснение изменений в процессе физического развития ребенка, эмоционального и социального поведения, познания младенца. Ввиду ее чрезвычайного многообразия мы выделяем наиболее важные аспекты: восприятие, т.е. способность получать и реагировать на зрительные, звуковые, обонятельные и вкусовые впечатления; возможность распознавать информацию. Диагностика первого года жизни связана с выделением определенных умений, имеющих существенное значение для дальнейшего развития ребенка. Развитие младенца зависит от взрослого, поэтому диагностика указанных аспектов связана прежде всего с взаимодействием младенца и взрослого. Так как депривация вызывает значительное изменения в ходе и темпах развития ребенка, то грамотная диагностика позволяет увидеть возможные задержки психического развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экспериментальная часть

 

Принципы построения диагностики и ее своеобразие.

Теоретические позиции, положенные в основу предлагаемой диагностики, восходят к культурно-исторической концепции психического развития, заложенной Л. С. Выготским и развиваемой в теории ведущей деятельности А. Н.Леонтьева, к периодизации психического развития Д. Б. Эльконина и концепции генезиса общения ребенка со взрослыми М.И.Лисиной. В соответствии с этими позициями определяющими факторами психического развития ребенка являются его общение со взрослым и ведущая деятельность. Многочисленные исследования показали, что в процессе общения и деятельности закладываются основные личностные образования - отношение ребенка к социальному и предметному миру, к себе самому, формируются способы взаимодействия с окружающей действительностью, происходит развитие познания. Отношение к социальному миру проявляется в доброжелательности, инициативности ребенка к окружающим людям, предметному миру — в любознательности, настойчивости при совершение действий с предметами. Эти личностные качества отражают и отношение ребенка к себе самому -- положительное самоощущение, уверенность в своих силах.

На каждом возрастном этапе  общение и ведущая деятельность имеют качественно своеобразное содержание. Преобразование этого содержания положено в основу современной отечественной периодизации психического развития. В рамках данного подхода уровень развития общения и ведущей деятельности отражает наиболее существенные характеристики общего психического развития ребенка и выступает адекватным предметом психологической диагностики.

Предлагаемая система  диагностических методик является результатом многолетней научно-практической работы коллектива лаборатории психического развития дошкольников Психологического института РАО и рассчитана на профессионального психолога. Обоснованность методик обеспечена их эффективностью при изучении особенностей психического развития детей от рождения до 3 лет; разнообразием исследовательских методов (сочетание лонгитюдного метода и метода срезов, констатирующих и формирующих экспериментов); статистической достоверностью полученных данных. Испытание диагностических методик проводилось на детях от рождения до 3 лет, воспитывавшихся в разных условиях: в семьях, в яслях, в домах ребенка. В предварительном обследовании участвовало более 1000 детей из разных регионов России и ближнего зарубежья.

Научные основания и  главные параметры диагностических  методов

Диагностика уровня развития общения. Согласно концепции М. И. Лисиной, развитие общения ребенка со взрослым происходит как смена качественно своеобразных форм общения. Каждую форму характеризуют содержание коммуникативной потребности, мотивы, средства общения и время появления в онтогенезе.

Первой в онтогенезе появляется ситуативно-личностная форма  общения. Самая существенная черта ситуативно-личностного общения — удовлетворение потребности ребенка в доброжелательном внимании взрослых. Ведущим мотивом общения в этот период жизни детей является личностный мотив. Ребенок выделяет во взрослом лишь отношение к себе, не дифференцируя в нем отдельные «составляющие» (умения, знания и т.д.). Такое общение реализуется с помощью экспрессивно-мимических средств (взгляды, улыбки, выразительные движения, вокализации). Других средств общения у ребенка еще нет. Потребность во внимании взрослого и личностные мотивы общения не исчезают и в более поздних возрастах, но перестают быть единственными и ведущими. Эта форма общения характерна для первого полугодия жизни ребенка.

Предлагаемые  методики позволяют диагностировать уровень развития соответствующей возрасту ребенка формы общения.

Основными параметрами, характеризующими уровень развития любой формы общения, выступают:

- уровень инициативности  в общении как показатель стремления ребенка к общению;

- уровень чувствительности  к воздействиям партнера как  готовность  воспринять инициативу другого человека, ответить на нее и пере строить свое поведение в соответствии с воздействиями взрослого.

- уровень владения средствами общения — конкретными действиями, с помощью которых ребенок осуществляет общение. Именно в рамках общения в раннем детстве осваивается такое фундаментальное средство психики человека, как речь.

 Два первых параметра характеризуют потребностно-мотивационную сторону общения, а третий — его операциональную составляющую. Выделенные параметры оцениваются соответствующими показателями, которые отражают специфику формы общения и возраста ребенка.

 

Методические рекомендации по  проведению диагностики

 

Необходимым условием проведения диагностики является естественность диагностических ситуаций, эмоциональный комфорт ребенка, его хорошее самочувствие. Обстановка, в которой проводится диагностика, должна быть знакомой и привлекательной для малыша. Решающая роль в создании такой обстановки принадлежит психологу, проводящему диагностику, который должен знать психологические особенности детей младенческого и раннего возраста и иметь опыт общения с ними. Так, прежде чем приступить к диагностическим процедурам, необходимо предварительно установить эмоциональный контакт с ребенком, поиграть с ним, вызвать его доверие и расположение.

При проведении диагностики нужно учитывать, что поведение маленького ребенка крайне неустойчиво. Оно зависит от множества ситуативных, случайных факторов: физического самочувствия малыша, его отношения к новой обстановке, от окружающих предметов и т.д. В случае неблагоприятной картины поведения ребенка (когда он демонстрирует пассивность, заторможенность) следует дополнить данные диагностики беседой с педагогами, результатами наблюдения за свободной активностью ребенка в привычной для него обстановке, провести повторную диагностику. Только при условии, что результаты наблюдения, беседы и повторной диагностики совпадают с первоначальным выводом, можно сделать окончательное заключение об уровне психического развития ребенка.

 

Диагностика развития общения  ребенка со взрослым

 

Параметры и показатели общения

При определении уровня развития ситуативно-личностного общения показательными являются следующие его параметры: инициативность ребенка в общении, чувствительность ребенка к воздействиям взрослого и средства общения.

Информация о работе Эмоциональная общение младенцев в условиях депривации