Эмоциональная общение младенцев в условиях депривации

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 13:42, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам раннего детства. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка.
Исследованиями выдающихся отечественных психологов доказано, что общение - важнейший фактор психического развития ребенка / Венгер Л. Я., Коломенский Я. П., Лисина М. И., Запорожец А. А. И др. / Изучением этой проблемы они начали заниматься с 50-х годов. Как известно, общение - это первая человеческая деятельность, возникающая на заре становления человеческого общества.

Содержание

Введение
Глава I. Психологические особенности развития ребенка до и после рождения и роль матери в благоприятном протекании этого периода.
1.1. О жизни и воспитании ребенка до рождения.
1.2 Малыш появился на свет.
Глава II. Психическое развитие ребенка младенческого возраста
2.1 Врожденные формы психики и поведения
2.2 Двигательная активность ребенка.
2.3. Восприятие и память у младенцев.
2.4 Речь и мышление младенца.
2.5. Развитие познавательной сферы младенца, подготавливающее формирование интеллекта ребенка.
Глава III. Становление общения.
Глава IV. Госпитализм.
4.1. Психическая депривация и ее влияние на развитие детей в первые годы жизни
4.2. Особенности депривации психического развития в младенчестве
Экспериментальная часть
Заключение

Работа содержит 1 файл

Курсовая Крыласовой О.Л. по эмоциональному общению.doc

— 677.50 Кб (Скачать)

Литература:Руководство  по подготовке родителей к рождению и воспитанию здорового ребенка / Под научной ред.к.м. н., доц. В.С. Коваленко. – СПб.:ООО «Издательство  Фолиант», 2004. – 416 с.      Стр.115 -122.

 

Литература: «Воспитание детей  раннего возраста» 

Смирнова, Авдеева. – М.1996 г.                 Стр.14-29

Дети – сироты: консультирование и диагностика развития/ Под. редакцией  Е.А.Стребелевой/ М.- Полиграф сервиз, 1998. – 336 с.

Диагностика психического развития детей  от рождения до 3 лет: Методическое пособие  для практических психологов / Е.О. Смирнова, Л.Н.Галигузова, Т.В.Ермолова, С.Ю.Мещярякова.2-е  изд. Испр. и доп. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2005 г. – 144 с.

 

 Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1995.

 Божович Л.И. Избранные психологические  труды: Проблемы формирования личности. М.; Воронеж, 1995.

 БрунерДж. Психология познания. М., 1977.

 Бурменская Г.В., Лидере А.Н., Карабанова О.В. Возрастно-психологическое консультирование. М., 1990.

ВыготскийЛ.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1982-1983.

Запорожец А.В. Избранное. М., 1986.

Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.; Воронеж, 1996.

Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. М., 1997.

Обухова Л, Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995.

Пиаже Ж. Избранные труды. М., 1969.

Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М., 1994.

Практическая психология образования. М., 1997.

 

Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы личности. М., 1993.

Элъконин Д.Б. Избранное. М., 1996.

 

 

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 
1968.

Галигузова Л.Н. Формирование потребности  в общении со сверстниками у детей раннего возраста // Вопросы психологии. М., 1985.

Дубровина И.В., Лисина М.И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи // Возрастные особенности психической» 
развития детей. М., 1982.

Залысина И.А., Смирнов Е.О. Некоторые  особенности психического развития дошкольников, воспитывающихся вне семьи // Вопросы психологии. Д965. № 2. С. 129-141.

Лангмейер И., Матейчик 3. Психическая  депривация в детском возрасте. Прага, 1981.

Лисина М.И. Пути влияния семьи  и детского учреждения на становление личности дошкольника // Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания. М., 1979.

Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.; Воронеж, 1980.

Лишенные родительского попечительства. Хрестоматия / Ред.-сост.В.С. Мухина. М., 1991.

Мещерякова С.Ю. Особенности аффективно-личностных связей со взрослыми у младенцев, воспитывающихся в семье и домах ребенка

// Возрастные особенности развития  детей / Отв. ред. И.С. Дубровина, М.И. Лисина. М., 1982.

Мухина В.С. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа // Вопросы психологии. 1989. № 1.С. 32-39.

Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1998.

Особенности развития личности ребенка, лишенного родительского попечительства. Дети с отклоняющимся поведением // Сб. науч. тр. М., 
1989.

 Современные формы проявления  госпитализма // Лишенные родительского попечительства / Ред.-сост. В.С. Мухина. М., 1991.

Психическое развитие воспитанников  детского дома / Под ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской. М., 1990.

Царегородцева Л.М. Психологические  условия организации контактов 
младенцев в доме ребенка // Лишенные родительского попечительства / Ред.-сост. В.С. Мухина. М., 1991.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения.

Таблица Эмоциональные проявления младенческого крика

 

Интонационная окрашенность крика младенца

Предполагаемая  причина крика

Крик резкий, «взрывающийся» (ребенок сучит ножками)

Боль в животе от скопления газов в кишечнике

Громкий, требовательный крик, переходящий в хныканье

Жажда: малыш «просит» пить

Громкий крик, переходящий  в хныканье или стон

Тепловой некомфорт: ребенку жарко (лицо красное, он возбужден. Необходимо снять лишнюю одежду, переодеть)

Крик не громкий, но «натруженный»: кряхтение и хныканье

Неудобное положение тела: ребенок пытается сам изменить его

Интенсивность крика идет «по нарастающей»: от хныканья до интенсивного

Усталость от длительного  бодрствования, потребность в отдыхе и сне

Малыш «зовет» нежным и  мелодичным голосом, в котором слышится более яркая голосовая палитра гласных

Ребенок нуждается в общении со взрослым, устал от одиночества

Крик громкий, требовательный, в котором звучит как бы «протест»

Мокрые пеленки, ползунки — ощущение жжения или холода

Длительный, громкий не смолкающий крик

Голодное возбуждение


 

 

В приложении еще будет предоставлен материал по НПР детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендации

 

Для гармоничного развития ребенка, формирования здоровой психики родителям следует  обратить внимание на создание благоприятных  условий еще до рождения ребенка.

Будущая мать должна культивировать в себе положительные эмоции, стараться избегать стрессов, не давать воли отрицательным эмоциям; должна не забывать о том, что музыка, пение, поэзия, искусство, общение с природой успокаивают, даруют радость и чувство внутренней свободы, которые благотворно сказываются на ребенке. Отцу нужно относиться с нежностью и вниманием к своей жене, потому что ее тревоги, переживания и обиды обязательно отразятся на физическом и психическом здоровье их ребенка.

После рождения ребенка мать все  время должна быть рядом с ним, должна все время любить его, улыбаться, нежно и весело разговаривать с ним; она всегда должна быть готова накормить, напоить, обогреть малыша, приласкать его. Мать при этом должна быть уверена в том, что делает очень важное дело.

Поскольку основной тип деятельности ребенка в младенческом возрасте - эмоциональное общение, первая потребность, которая формируется у ребенка - это потребность в другом человеке.

На развитие этой потребности надо обратить особое внимание - с ребенком надо говорить, рассказывать ему сказки, не смущаясь тем, что ребенок еще не все понимает из того, что говорит ему взрослый.

Это сформирует у ребенка чувство  доверия к миру, будет способствовать поощрению его исследовательской  деятельности, что послужит основой  для его гармоничного развития.

 

 

Рекомендации  по воспитанию младенца в первом полугодии жизни.

Основной задачей  воспитания на этом этапе выступает правильная организация общения с ребенком. Как и в период новорожденности,  взрослые должны  проявлять  максимальную чуткость к малышу. Если ранее взрослый преимущественно сам выступал инициатором общения, то теперь инициатива все больше начинает исходить от младенца. Наблюдая у малыша какие-либо проявления комплекса оживления (улыбку, двигательное оживление или вокализации), знайте, что они адресованы вам, что ребенок всеми доступными ему средствами демонстрирует желание общаться. Обязательно ответьте на его инициативу и максимально полно удовлетворите потребность в общении.

Как вступать в  эмоциональное общение с ребенком.

Вступая в эмоциональный контакт, используйте такие действия, которые выражают любовь к малышу и легко им воспринимаются:

1 Физическое соприкосновение. Обычно ребенку доставляет удовольствие, когда его поглаживают, похлопывают по плечику, перебирают пальчики, совершают движения его ручками и ножками типа пассивной физкультуры.

2. Разговор с.ласковой  интонацией, воспроизведение звуков из репертуара младенца. Обязательно выслушивайте ответ ребенка и вновь обращайтесь к нему, продолжая общение.

3 Улыбка. Все действия  с малышом сопровождайте приветливой улыбкой, она особенно важна в ответ на инициативную улыбку ребенка. Когда малыш особенно развеселится, смейтесь вместе с ним. Ваш ребенок окажется для вас неиссякаемым источником удовольствия и радости жизни.

4. Взгляд. Не забывайте смотреть в глаза малышу, стремитесь как можно дольше продлить контакт взглядов.

Помимо сказанного, каждая мать сама изобретает различные варианты эмоционального общения. Одни носят малыша на руках, покачивая и напевая песенку, другие любят тормошить ребенка, целовать и щекотать его, третьи — рассказывать стишки и сказки. Младенец хоть и не поймет еще их содержания, но с удовольствием будет прислушиваться к интонациям, радоваться вниманию взрослого.

Традиции наших бабушек  мудро предусматривали все необходимые воздействия на маленького ребенка. Младенца качали в колыбели, пели колыбельные песенки, у многих народов принято носить ребенка, привязывая к себе. Все это очень полезно для малыша, ведь тогда он постоянно чувствует близость взрослого, все органы его чувств получают необходимую стимуляцию, ребенку комфортно.

Насколько обедняется  жизнь младенца,  если он  все  время лежит одиноко в кроватке, строго по режиму. Получает  пишу независимо от своих потребностей, купается и пеленается как неодушевленный объект. Часто именно так это осуществляется в детских учреждениях. К сожалению, и некоторые матери так же ведут себя с малышом. Купая, молча и сосредоточенно намыливают тельце, ополаскивают, вытирают, даже не взглянув в личико ребенка. Делая массаж или зарядку, совершают все необходимые действия, не разговаривая  с ребенком,  а  иногда даже умудряются при этом смотреть телевизор или болтать по телефону.  Такие  мамы  и  не  подозревают,   что  пользы  от  совершаемых процедур почти нет. Подобное поведение свидетельствует  об объектном  отношении  к  ребенку,  оно  неразумно  и негуманно.  По поведению младенца всегда можно определить, как к нему относятся взрослые.

Если подойти  к кроватке бодрствующего трехмесячного  малыша, он сразу устремит взгляд на взрослого, задвигает ручками и ножками, улыбнется и загулит. Чем дольше вы не ответите ему, тем  активнее он будет проявлять комплекс оживления и лишь спустя минуту замрет, недовольно сведет бровки и отвернется. Значит, малыш ожидает общения, инициирует его и   проявляет  недовольство   безразличием   взрослого.   У  такого младенца   общение  сформировано.   Если   же   младенец  только смотрит на вас, не проявляя инициативы, безразлично отворачивается  или смотрит на  что-либо другое, значит, с ним  мало общаются, он этого не умеет.  Иногда ребенок умеет лишь отвечать на настойчивую инициативу взрослого улыбкой и слабым двигательным оживлением (обычно не вокализируя или издавая тихие звуки). Его поведение в этом случае квалифицируется как реактивное. Это значит, что взрослые редко поддерживают инициативу малыша, вступают в общение с ним лишь по собственному желанию.

Поощряйте инициативу младенца

Реагируя на любые признаки недовольства, а позже и удовольствия, вы развиваете в ребенке инициативу, даете почувствовать малышу, что его собственная активность что-то изменяет в его жизни, даете ему возможность ощутить эффективность собственных действий. Так общение пронизывает всю жизнь ребенка, а не осуществляется только отдельными эпизодами.

Налаживание взаимоотношений  в паре ребенок — взрослый — важнейший момент становления саморегуляции младенца. В процессе общения в первом полугодии жизни ребенок ведет себя как активный партнер взрослого. Специальные исследования показали, что в этом возрасте малыш, как правило, выступает инициатором сложных синхронизированных взаимодействий с матерью.

Например, если взрослый взаимодействует  с малышом, то отчетливо проявляется тенденция смотреть на один и тот же предмет (хотя в комнате много ярких игрушек). В поведении пары есть большое сходство. Причем определяющую роль играет ребенок, начиная с выбора объекта рассматривания, а взрослый лишь подстраивается под его действия.

Синхронизацию, взаимную подстройку друг к другу можно наблюдать и при простых, стереотипных играх взрослого с ребенком: бабушка играет с малышом в «козу». На самом деле игрой управляет ребенок, он направляет поведение взрослого с помощью взгляда: то смотрит на бабушку, делающую ему «козу», то отводит взгляд в сторону, то снова смотрит на нее, регулируя тем самым ритм и темп взаимодействия.

 С четырех месяцев  младенец регулирует взаимодействия  не только взглядом, но и жестом.

В основе взаимодействия взрослого с ребенком должно лежать  чередование   ролей  действующего  лица   и   наблюдателя, последовательное включение и выключение активности с использованием взгляда, вокализаций, мимики и пауз.  
Успешные взаимодействия с малышом, как правило, доставляют взрослому чувство удовольствия, взаимопонимания, родительской компетентности. А для малыша они означают успешность в социальной активности, возможность формирования

саморегуляции через регуляцию совместных действий, вызывают чувство эффективности собственных действий.

Важно налаживать взаимодействия с младенцем уже начиная с первых месяцев жизни, тем самым вы закладываете фундамент будущего взаимопонимания и конструктивных отношений с ребенком.

С первых дней относитесь к младенцу как к личности

Надо дать ребенку почувствовать  себя личностью, ваше уважение к нему проявляется в самых простых, бытовых действиях. Так,  переодевая   малыша,  не  следует  насильно  всовывать его ручку в рукав, лучше выбрать момент, когда она сама примет такое  положение,  чтобы это было удобнее  сделать.  Во время кормления лучше всего держать младенца на руках, даже если вы кормите его из бутылочки. Ведь, оставив малыша в кроватке, приспособив бутылочку так, чтобы он мог сосать, вы как будто выражаете ему пренебрежение,  говорите, что у вас есть дела поважнее. Если такое поведение станет правилом во взаимоотношениях  с  ребенком,  очень  велика   вероятность  того,  что  он станет тихим, пассивным, неуверенным в себе и не ожидающим от окружающего мира ничего хорошего. Беря малыша из кроватки бережно и нежно, вы выражаете к нему одно отношение, а грубо и поспешно хватая ребенка за узел пеленки или ползунки — совсем другое.

Информация о работе Эмоциональная общение младенцев в условиях депривации