Эмоциональная общение младенцев в условиях депривации

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 13:42, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам раннего детства. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка.
Исследованиями выдающихся отечественных психологов доказано, что общение - важнейший фактор психического развития ребенка / Венгер Л. Я., Коломенский Я. П., Лисина М. И., Запорожец А. А. И др. / Изучением этой проблемы они начали заниматься с 50-х годов. Как известно, общение - это первая человеческая деятельность, возникающая на заре становления человеческого общества.

Содержание

Введение
Глава I. Психологические особенности развития ребенка до и после рождения и роль матери в благоприятном протекании этого периода.
1.1. О жизни и воспитании ребенка до рождения.
1.2 Малыш появился на свет.
Глава II. Психическое развитие ребенка младенческого возраста
2.1 Врожденные формы психики и поведения
2.2 Двигательная активность ребенка.
2.3. Восприятие и память у младенцев.
2.4 Речь и мышление младенца.
2.5. Развитие познавательной сферы младенца, подготавливающее формирование интеллекта ребенка.
Глава III. Становление общения.
Глава IV. Госпитализм.
4.1. Психическая депривация и ее влияние на развитие детей в первые годы жизни
4.2. Особенности депривации психического развития в младенчестве
Экспериментальная часть
Заключение

Работа содержит 1 файл

Курсовая Крыласовой О.Л. по эмоциональному общению.doc

— 677.50 Кб (Скачать)

Аналогично и с ситуацией  кормления. Либо вы насильно впихиваете в рот малыша пищу, не заботясь, нравится она ему или нет, успел ли он проглотить, либо предлагаете малышу попробовать, смотрите на его реакцию, предлагаете следующую порцию после того, как он проглотил первую и сам открыл ротик.

Необходимость принятия в  расчет ребенка поможет решить вопрос и о том, брать ли его на руки, когда он кричит. Многочисленные исследования показали, что те малыши, матери которых не позволяли им долго кричать в первые три месяца жизни, брали на руки и успокаивали, значительно меньше кричали в последующие месяцы. Малышу необходима уверенность в вашей поддержке, в вашей готовности помочь и утешить.

Кроме того, с вашей  чувствительностью к нуждам  малыша и быстрой реакцией на его крик связано еще одно очень важное, прямо   относящееся   к  личности   ребенка   чувство  собственной эффективности, способности активно воздействовать на события внешнего мира  и добиваться успеха. Поэтому, если вы хотите, чтобы  малыш чувствовал  себя  уверенным  при освоении окружающего,  занимал   активную  позицию  по  отношению  к  миру, умел добиваться успеха, дайте ему почувствовать свою эффективность во взаимоотношениях с вами в первые месяцы жизни. Помните,  что  ребенок  способен  отделять  вашу оценку  его отдельных действий от общего отношения к нему как к личности. Поэтому будет полезно, если вы, выделяя отдельные действия ребенка,   будете  подкреплять   их   похвалой.   Хотя   малыш   еще плохо понимает значение обращенных к нему слов  взрослого, он очень чувствителен  к тому,  какое  именно отношение выражает взрослый. Младенец правильно воспринимает, считывает интонационно-мимический характер обращений. Хвалите малыша за  его достижения  и никогда  не адресуйте отрицательные эмоциональные оценки его личности.

В первые месяцы жизни  полезно подносить малыша к зеркалу. Вы заметите, что трехмесячный ребенок с удовольствием рассматривает себя в зеркале и улыбается своему отражению. Он узнает себя, значит у него есть образ себя. Это может служить знаком его благополучного личностного развития и первым проявлением положительного самоощущения.

Общение и представление  ребенка о других людях

В процессе общения у  ребенка складывается не только образ себя, но и образ другого человека. Происходит это постепенно: к концу первого месяца жизни новорожденные начинают проявлять интерес к взрослому. Примерно в три-четыре месяца малыш продолжает относиться ко всем людям с вниманием и интересом, охотно вступает в эмоциональное общение, демонстрируя радость и удовольствие. Однако уже в этом возрасте можно заметить, что появляются различия в отношении детей к родным, знакомым и незнакомым.

Попробуйте провести такой  опыт. Пусть к малышу, лежащему в кроватке, по очереди подходят мама, бабушка, которая не живет с вами, а лишь приходит в гости, а также подруга, которая видит малыша в первый раз. Каждый из взрослых должен улыбаться ребенку, ласково называя его по имени. Маме он начинает сразу улыбаться, гулить, всячески привлекая ее внимание, бабушке малыш возможно улыбнется, но не сразу, а на незнакомую тетю будет долго сосредоточенно смотреть и лишь после многократных «приглашений» наконец улыбнется.

Ближе к полугоду отношение  младенца к людям уже отчетливо различное. Родные для него воспринимаются как люди, которые больше всего радуют, но могут и огорчить, по отношению к ним малыш «выдает» весь репертуар своего поведения, максимум того, на что он способен. Знакомые (например, соседка, регулярно приходящая в гости) обычно вызывают у ребенка однозначно положительные эмоции при умеренной инициативности. А отношение детей этого возраста к незнакомым людям выражается прежде всего в повышении внимания, а иногда и настороженности, которая может перейти в смущение и робость.

Еще раз напомним, что  образ взрослого формируется  под влиянием общения с ним. Чем разнообразнее общение, тем полноценнее и содержательнее представление о взрослом. Поэтому важно, чтобы ребенок уже на первом году жизни имел разнообразное общение с разными людьми. В психологии известно, что дети, имевшие в младенческом возрасте опыт общения с разными взрослыми, реже подвержены страхам, связанным с разлукой с матерью, они легче адаптируются к яслям.

Приглашайте к себе друзей, предоставляя малышу возможность знакомиться и общаться с разными людьми. Хорошо, если к вам в гости приходят дети разного возраста, дайте малышу возможность понаблюдать за ними, вступить в общение, вы получите большое удовольствие, наблюдая, как хорошо это у него получается. Похвалите его, подкрепляя ценность контакта с другим человеком, ценность человеческого общения. В дальнейшем это поможет стать общительным и приветливым, доброжелательно относиться к людям.

Конечно, не следует перегружать  ребенка общением — это большая психическая нагрузка. Если вы видите, что после ухода гостей малыш капризничает, плачет, что он чрезмерно устал,— это сигнал коммуникативной перегрузки. Дайте малышу отдохнуть. Каждый ребенок в силу индивидуальных особенностей имеет свой режим «коммуникативной нагрузки».

 

Как развивать  познавательную активность малыша

В первом  полугодии  жизни родители должны уделить внимание развитию познавательной активности ребенка в отношении предметного мира.  Несмотря  на то что в первые  месяцы жизни дети предпочитают общение со взрослыми рассматриванию игрушек, родители должны постепенно вводить их в процесс общения. Попробуйте сначала помещать какую-нибудь красочную игрушку между своим лицом и лицом ребенка, возможно, что в первое время малыш будет смотреть как бы сквозь предмет,  но постарайтесь обратить его внимание  на  игрушку,  поворачивая ее разными сторонами, встряхивая, перемещая в разных направлениях. Если приложить игрушку к губам ребенка, он попытается захватить ее ртом, лизнуть, укусить — рот малыша служит важным органом познания, дающим ему богатую информацию о предмете.  Время  от времени нужно дать младенцу возможность обследовать предметы с помощью рта. Это может  быть  любая  игрушка,  но  обязательно  безопасная  для него (из экологически чистого материала, достаточно большая, чтобы малыш не мог ее проглотить или подавиться ею).

Рука гораздо позже  включается в обследование предметов. Но если вы начнете уже с первых месяцев жизни прикладывать игрушку   к   руке  ребенка,   это   может  ускорить  его  развитие. Малыш пытается удержать игрушку, захватить ее, ощупать или ударить. Поначалу подобные движения еще плохо удаются, они неловки,  как  бы  случайны,  не сопровождаются  взглядом  или выражением внимания к тому, что малыш делает. Однако постепенно действия ребенка совершенствуются. Дети, с которыми проводятся  такие занятия, намного раньше своих сверстников научаются удерживать предметы и манипулировать ими.

Во время бодрствования  следует предоставлять малышу возможность  рассматривать  игрушки,   картинки,  яркие платочки или ленточки, подвешенные у кроватки, куклу или мишку. Как только ребенок начинает дотрагиваться до предметов, полезно подвешивать   игрушки  так,  чтобы  он  мог до  них дотянуться. После  трех  месяцев  рекомендуется  выкладывать  младенца   в манеж или на тахту (под присмотром взрослого). Лежа на животике,   он   сможет  рассматривать   все   вокруг,   а   если   рядом положить неваляшку, то он сможет толкать ее ножками и ручками, лежа на спине. Если у вас есть специальное креслице, то малыша можно брать с собой на кухню или в ванную комнату. Ему очень интересно рассматривать новую обстановку и наблюдать за действиями взрослых, а маме — необходимо делать домашние дела, не прерывая общения с ребенком. В этом возрасте малыши становятся требовательными и отказываются находиться в одиночестве.

с- Очень привлекательны для ребенка после пятого месяца жизни путешествия по квартире на руках у взрослого. Некоторые предметы (часы, картина, статуэтка) могут оказаться особенно интересны для него. Если ребенок рассматривает какой-либо предмет, называйте его, через некоторое время младенец при звуке знакомого слова будет смотреть именно на этот предмет. Так закладываются основы понимания речи, усиливается  интерес малыша к предметному окружению.

В конце первого полугодия  жизни младенца происходит важное событие: впервые ребенок получает возможность самостоятельно без участия взрослого осуществить свое намерение — достать и потрогать заинтересовавший его предмет, взять в руки, попробовать на вкус, помахать им. С этого момента интерес к окружающему бурно нарастает, малыша охватывает неудержимое желание доставать, трогать, действовать с любыми находящимися поблизости вещами. Однако родителям новые возможности ребенка порой доставляют много хлопот. Ведь малышу часто особенно интересны дорогие и хрупкие предметы. Что же делать? Усилить контроль за ребенком и вводить в обиход все новые запреты? Порой это бывает необходимо (все острые, колющие и режущие предметы следует убрать и запрещать малышу дотрагиваться до них), но сплошные запреты -это не самое лучшее, что можно сделать, когда ребенок достиг возраста «хватайки».

Лучше сказать себе, что  это действительно большое приобретение для малыша — самостоятельно брать любые понравившиеся предметы, отнестись с уважением к его новым возможностям. Во взаимоотношениях с ребенком следует исходить в первую очередь из потребностей его развития, а не из собственного удобства и легкости манипулирования ребенком. В новых возможностях малыша надо видеть не посягательства на свою спокойную жизнь, а прежде всего проявления инициативы, любознательности ребенка, новый источник познания мира.

Маленькие по размеру и  наиболее ценные вещи можно убрать подальше, а рядом с малышом разложить разнообразные по форме, материалу, окраске предметы домашнего обихода (деревянную ложку, коробочку, деревянное яичко и т. п.) так, чтобы ребенок мог их достать. Эти предметы время от времени следует менять. Для ребенка особенно привлекательны те, которые побывали в руках взрослого, на них как бы остается «печать общения».

Как и зачем  играть с малышом

 

Те игрушки, на которых  лежит «печать общения», младенец сразу узнает, дольше их помнит и предпочитает всем прочим. Шестимесячному ребенку предложите на выбор две игрушки: яркого утенка  и  невзрачную  машинку.  Предположим,   малыш выбрал утенка. Но попробуйте игрушку, показавшуюся ему не столь привлекательной, ввести в контекст общения: начните играть в нее с ребенком, демонстрируя, как крутятся колесики, как она едет, подкатывая игрушку к ребенку и к себе.  Через некоторое время дайте эту машинку вместе с другими яркими и привлекательными игрушками малышу еще раз. Он выберет ее  и  будет  ждать  продолжения   игры.   Тот  факт,   что  малыш предпочел машинку, свидетельствует, в частности, о том, что он способен соотнести впечатление о предмете с уже существующим образом предмета.

Дайте   малышу   красивую   куклу,   похвалите   ее   нарядное платье, покажите, где у нее носик, глазки, ручки, туфельки, т. е. представьте куклу в контексте общения. На другой день предложите ребенку снова ту же куклу, он улыбнется и протянет к ней ручки. Малыш узнал игрушку. А теперь покажите ему эту куклу и другую, новую, которую ребенок видит впервые: скорее всего  малыш  начнет  переводить  взгляд  с  одной  игрушки   на другую, как бы сравнивая их, давая понять, что он узнал уже знакомую куклу. Развитие памяти младенца в первом полугодии тесно связано с тем, как взрослые общаются с малышом. В этом возрасте  можно  тренировать  память  ребенка,   предлагая   ему узнавать те игрушки, которые предварительно были включены в общение.  Это подготавливает  развитие ситуативно-делового общения,   которым   малыш   начинает   овладевать   на   рубеже /      первого и второго полугодия жизни.

Проводить «занятия общением» надо ежедневно. Подойдя к ребенку, обратитесь к нему с улыбкой, ласково называя, глядя  в глаза, поглаживая. Затем слегка отстранитесь, предоставьте малышу возможность ответить и снова обратитесь к нему, видоизменив воздействие (усилив его шутливым «боданием»,  пощелкивая языком или пальцами). Снова отстранитесь, продолжая смотреть ребенку в глаза, услышав его «агу» или другой звук, повторите его с улыбкой, вновь обратитесь к малышу. Так, чередуя  воздействия  свои  и  малыша,  приурочивая  их друг к другу, и разворачивайте общение. Старайтесь разнообразить его различными играми.

Уже в три месяца младенцы очень любят играть в прятки. Закройте лицо пеленкой или ладонями, скажите «ку-ку», откройте лицо и засмейтесь, приговаривая: «А вот где я». Малыш радостно засмеется. В первый раз он может и не включиться в эту игру, повторите свои действия еще раз, спрячьтесь за спинку кровати и окликните его оттуда. Ребенок завертит головкой, отыскивая вас, вы появляетесь — он радуется вместе с вами. Игры «Коза», «Баран-баран» — любимые игры малышей после трех-четырех месяцев и старше.

В этих играх не только  развивается  коммуникативная  активность   ребенка,   но   и   интенсивно   происходит   подготовка   к речи. Малыш следит за вашей артикуляцией, прислушивается к интонациям и отдельным звукам, учится подражать интонации.  Когда  вы  повторяете  за   младенцем   его  же  собственные звуки, он стремится вновь воспроизвести их. Если вы, заслышав вокализации малыша, подошли к нему, он начинает понимать, что таким образом легче всего привлечь внимание. Со временем его звуки начнут окрашиваться призывной интонацией, ребенок исподволь овладевает коммуникативной функцией речи. Помните, что особую чувствительность младенцы проявляют к «беби-ток». Иногда молодая мама испытывает трудности при общении со  своим   малышом   и  не   может,  не  умеет  выразить  ребенку нежные   чувства,   вступить  с   ним   в  эмоциональный   контакт. Обычно такие трудности  возникают у женщин,  которые  сами были лишены подобного общения в первые месяцы жизни. Постарайтесь преодолеть себя, не стесняйтесь сюсюкать с ребенком, делайте это эмоционально и раскованно. Позвольте другим родственникам посюсюкать с малышом. Ведь в первом полугодии    на   основе   взаимных   выражений   любви  складываются первые привязанности, умение открыто и полно выражать свои чувства.  Вероятно,  и позже  можно будет компенсировать упущение  первых  месяцев,  но  стоит ли  пропускать  возможность своевременного развития того, что впоследствии потребует специальных дополнительных усилий?

 

Консультация.

Информация о работе Эмоциональная общение младенцев в условиях депривации