Эмоциональная общение младенцев в условиях депривации

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 13:42, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам раннего детства. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка.
Исследованиями выдающихся отечественных психологов доказано, что общение - важнейший фактор психического развития ребенка / Венгер Л. Я., Коломенский Я. П., Лисина М. И., Запорожец А. А. И др. / Изучением этой проблемы они начали заниматься с 50-х годов. Как известно, общение - это первая человеческая деятельность, возникающая на заре становления человеческого общества.

Содержание

Введение
Глава I. Психологические особенности развития ребенка до и после рождения и роль матери в благоприятном протекании этого периода.
1.1. О жизни и воспитании ребенка до рождения.
1.2 Малыш появился на свет.
Глава II. Психическое развитие ребенка младенческого возраста
2.1 Врожденные формы психики и поведения
2.2 Двигательная активность ребенка.
2.3. Восприятие и память у младенцев.
2.4 Речь и мышление младенца.
2.5. Развитие познавательной сферы младенца, подготавливающее формирование интеллекта ребенка.
Глава III. Становление общения.
Глава IV. Госпитализм.
4.1. Психическая депривация и ее влияние на развитие детей в первые годы жизни
4.2. Особенности депривации психического развития в младенчестве
Экспериментальная часть
Заключение

Работа содержит 1 файл

Курсовая Крыласовой О.Л. по эмоциональному общению.doc

— 677.50 Кб (Скачать)

Только так  из человечка выйдет Человек!

( по программе  Кроха, под ред.Г.Г. Григорьевой).

В психологии утверждается, что корни, истоки развития личности уходят в раннее детство человека. Начинается становление личности с момента рождения, хотя и на уровне предпосылок ее развития. Условием развития личности, как отмечалось выше, является наличие социального окружения, общения с людьми и совместной деятельности с ними.

Как же происходит развитие деятельности, общения и появление первых личностных образований у ребенка?

Новорожденный ребенок  — беспомощное существо, полностью зависящее от нас, взрослых. Врожденные органические потребности ребенок не может удовлетворить без взрослого. Криком, плачем или спокойным поведением он постоянно сигнализирует нам о своем состоянии.

Спокойное или  жизнерадостное состояние ребенка  во время бодрствования, глубокий и  своевременный сон, нормальные показатели физического развития свидетельствуют об удовлетворении взрослыми его физиологических потребностей.

Однако малыш от рождения нуждается не только в физиологическом комфорте, но и психологическом. То есть малыш испытывает потребность во внимании, ласке, любви взрослых, в первую очередь матери. Все больше данных свидетельствует о том, что с первых минут появления на свет ребенок нуждается в близости матери. Первое не отсроченное кормление, приложение его к материнской груди благотворно действует на последующее не только физическое, но и психическое развитие малыша и является хорошей основой дальнейшего развивающего взаимодействия матери и ребенка. С первых дней жизни ребенок нуждается в ласковом, спокойном обращении с ним. Оно проявляется в первую очередь в физическом контакте (прикосновении, поглаживании, ритмичном похлопывании и т. п.). Ласковый разговор с малышом, улыбки взрослого, физический контакт — все эти способы воздействия на ребенка как бы заранее предвосхищают, программируют подобный же человеческий отклик малыша на общение. Такое опережающее воздействие взрослого крайне необходимо малышу с первых минут появления его на свет.

Согласитесь, что  потребность во внимании, ласке сохраняется у человека на всю жизнь.

Ласковое отношение  к ребенку — условие формирования положительного отношения его к людям с первых недель жизни. Малыш еще не осознает, но чувствует свою значимость для близких, а это является основой его последующей активности.

Итак, вы начинаете  общаться с крохой с момента появления его на свет. Однако он не сразу начинает общаться с вами. Но уже в течение первого месяца жизни (период новорожденности) ребенок выделяет из окружающего его мира лицо человека, ваше лицо. Сначала сосредоточение на лице матери, затем улыбка. Улыбка может появиться рано, на первом месяце, но она не обращена к человеку, никому не адресована и называется физиологической. К концу первого месяца жизни младенец начинает улыбаться взрослому. Улыбку, обращенную к взрослому в ответ на его воздействие, психологи расценивают как первую социальную реакцию ребенка. Это своеобразное сообщение взрослому, что он испытывает удовольствие от его присутствия и действий.

Что может быть прекраснее этой первой улыбки, первой детской радости, первого чувства любви к вам! Хотите пережить эту радость взаимного общения? Тогда не оставляйте своего малыша одного надолго, разговаривайте с ним, улыбайтесь, поглаживайте, пойте песни, читайте стихи...— любите своего ребенка.

Вам кажется, что малыш  вас не понимает? Конечно, ваш кроха  не понимает, что вы ему говорите, но он очень хорошо чувствует ваше отношение к нему. Ласковый голос, улыбка, поглаживание, ритмичное постукивание вызывают у малютки чувство безопасности, защищенности, эмоциональное благополучие. На этой основе появляется потом доверие к взрослому, оформляется потребность в общении.

Таким образом, общаясь с малышом, важно заметить и поддержать эту первую социальную реакцию ребенка на взрослого — улыбку.

Если в первые недели жизни общение взрослого с  ребенком — преимущественно в физических контактах, соприкосновении,  то уже в конце первого месяца роль физического соприкосновения становится не главной, а фоном других способов общения — с помощью мимики,  вокализаций.

Все эти способы входят в структуру непосредственно-эмоционального (Л. С. Выготский), ситуативно-личностного общения (М. И. Лисина), в которое включается малыш в первые шесть месяцев жизни. В процессе такого общения и зарождаются первые социальные контакты ребенка.

Улыбка, появляющаяся в  конце первого месяца,— это  хотя и социальная, но еще не инициативная реакция ребенка, а ответная (реактивная).

Примерно к трем месяцам (4—8 недель) появляется более сложная ярко выраженная реакция ребенка на взрослого, в которой сочетается улыбка, гуление, сосредоточение на лице взрослого и быстрые интенсивные движения ручками и ножками (вскидывание ручек, перебирание ножками) — это так называемый комплекс оживления.

В выводах психолога  М. И. Лисиной и ее сотрудников  отмечено, что появление у ребенка улыбки — это социальный контакт со взрослым, «а оформление комплекса оживления... знаменует начало их общения с окружающими» (Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения.— М., 1986.— С. 258). Итак, младенец сам устанавливает контакт с вами, и конечно же первой здесь будет мама.

В последующих исследованиях  в отечественной психологии данную реакцию определяют как одно из первых «предличностных образований» младенческого возраста, существенный показатель его нормального социального развития.

Следовательно, взрослым людям нужно помнить об этом и  своим общением с малышом создавать условия для появления такой реакции. Н. М. Щелованов, Н. М. Аксарина, М. И. Лисина и другие призывали взрослых больше общаться с младенцами, так как это повышает их общий эмоциональный тонус, способствует развитию всех функций, дети становятся активнее, подвижнее, веселее.

Вспомните ваш диалог с малышом. «Мы сейчас пойдем гулять. Мы встретим папу. Мы купаемся» и т. п. Вы говорите слово «мы», несмотря на то что ребенок не выполняет эти действия сам. Важно, что вы рядом, вместе с ним, вы едины. Эту ситуацию единства младенца с матерью психологи называют ситуацией «Пра мы».

Личностные проявления характеризуются инициативной активностью ребенка, то есть действиями, возникающими по его инициативе. Ребенок постепенно от реактивных, ответных способов действия переходит к активным, направленным на привлечение внимания взрослых и удержания их около себя.

По данным психологов, оказывается, что инициативную активность малыша можно стимулировать. Замечено: когда взрослый активен в общении с ребенком, малыш удовлетворен этим и отвечает на такое общение улыбкой, гулением, активными движениями и т. п. Если малыш привык к такому общению, почувствовал вкус к вниманию и ласке взрослого и уже испытывает потребность в этом, то взрослый может быть иногда и менее активен. Например, он появляется в поле зрения малыша, но не разговаривает, не улыбается. Тогда ребенок, не удовлетворенный наличным общением, становится более активным: улыбка — более живая, движения — более интенсивные, гуление — более громкое. То есть ваш малыш проявляет инициативу и активно призывает вас к общению (при условии, что он привык к общению с вами, ждет его, но не дождался вашей активности). Как видите, у крохи уже начинает проявляться ценнейшее качество, характеризующее личность,— инициативность. Вам важно осознать это и всемерно стимулировать в общении проявление инициативной активности ребенка, а не только ответной (реактивной).

Итак, с появлением комплекса  оживления ваш малыш подрос, кончился период новорожденности, наступила новая стадия развития— стадия младенчества (до года).

Общение продолжается, но оно стало взаимным и получило название «непосредственно-эмоциональное». В центре внимания взрослого, матери — ребенок, а ребенок, выделив вас из окружающего его мира, впервые пытается воздействовать на вас: у него появляются выразительные эмоциональные голосовые звуки, обращенные к взрослому: призыв, хныканье. Малыш как бы сообщает, что вы ему нужны сейчас, он вам доверяет, он хочет общаться с вами.

Ваше общение  с малышом на положительном эмоциональном фоне стало для него самоценным. И сейчас, и в последующие годы оно является условием его физического и психического здоровья, хорошего эмоционального состояния.

Ученые определили, что на протяжении всего первого года жизни крохи непосредственно-эмоциональное общение — ведущий вид деятельности.

Ведущим называется такой  вид деятельности, который определяет наибольшие успехи в развитии человека. В процессе такой деятельности происходят наиболее существенные сдвиги, изменения в психическом, личностном развитии малыша.

Поэтому дефицит общения, особенно в этот период сказывается отрицательно на развитии ребенка. Доказано, что отрыв ребенка от матери в первые годы его жизни негативно влияет на развитие эмоциональной, познавательной сферы, речи, вызывает в целом задержку психического развития. В последующие периоды жизни человека это может быть одной из причин его повышенной тревожности, неуверенности в себе, замкнутости, агрессивности и других негативных проявлений. Поэтому не бойтесь избаловать ребенка излишним общением. Оно не бывает излишним, но меняется его содержание, характер.

В чем это проявляется?

В первом полугодии в центре внимания малыша вы, близкий человек. Его привлекает ваш голос, улыбка, он следит за передвижением предметов, которые вы ему показываете, сосредоточивается на звуках. Малыш пытается привлечь ваше внимание голосом: гукает, гулит, лепечет.  Оно называется «ситуативно-личностное», в нем реализуется отношение «ребенок — взрослый». Во втором полугодии меняется характер общения с малышом. Вы по-прежнему ему интересны, вы — главный мотив общения, но постепенно ему становится интересным мир предметов, которые его окружают. Поэтому и общение со взрослым несколько меняется, оно возникает по поводу предметов. Это происходит не сразу. Вот малыш, благодаря вам, научился сосредоточивать взгляд на предметах (погремушках), ручка его разжалась (она была сжата в кулачок). Теперь, увидев заинтересовавший его предмет, малыш тянется к нему и пытается схватить, сначала безуспешно, а потом все более точно направляя руку. Процесс хватания предмета, как отмечают психологи, имеет огромное значение для психического развития ребенка. Научившись схватывать предметы, малыш может более свободно манипулировать ими, исследуя их. Вы общаетесь с ребенком, играя вместе с ним игрушками (волчок, погремушки и пр.).

Изменение характера  общения сопряжено с появлением у детей предметных действий — манипуляций.

 

Главная задача младенчества—  установление контакта с ребенком с помощью эмоциональной (экспрессивной) речи. Мы уже говорили, что ведущим видом деятельности малыша первых трех месяцев жизни является эмоциональное общение с близким взрослым. При общении происходит развитие потребности в использовании врожденного механизма — звукопроизношения. Первые звуки ребенка, как бы направленные к нам, делают нас счастливыми. Произносимые, на первый взгляд, бессмысленно, эти звуки направлены на установление контакта со взрослыми. Что же представляют собой первые звуки ребенка?

Эти первые звуки принято  называть гулением. Чтобы оно появилось и развивалось, нужно всей душой стремиться установить контакт со своим малышом. Ребенок весь светится, сияет, если мама наклоняется над его кроваткой, заговаривает с ним. Значение радости в жизни грудного ребенка очень велико. Это и основа развития речи. Никакая игрушка в этом возрасте не может так легко вызвать радостное состояние, как улыбка и ласковый голос родного человека. Отсюда следует очень важный совет родителям: больше разговаривайте с ребенком, улыбайтесь ему — это важное условие развития его ответных голосовых реакций, слухового сосредоточения. Когда это надо делать? Прежде всего, конечно, во время ухода за ребенком. Мама поглаживает малышу ручки, ножки, спинку, согревает, заменяя мокрую одежду сухой, и ведет с ним «разговоры». Основная их задача — успокоить ребенка, выразить ему свои чувства: «Мой хороший, мой маленький, не плачь, сейчас я покормлю тебя, покачаю, песенку спою...» Да кто, как не мама, найдет самые лучшие, самые ласковые слова своему ребенку! Интонации голоса тоже будут разные. Они помогают ребенку прислушиваться к звукам, сосредоточиваться на лице взрослого, а это очень существенно. Уже к концу второго месяца можно заметить реакцию ребенка на голос мамы (может иногда появиться громкий смех с взвизгиванием, иногда малыш замолкает, прислушиваясь к голосу мамы). Это свидетельствует о том, что ребенок все более активен в общении со взрослым. «Разговоры» взрослого с малышом становятся все более содержательными: «Доброе утро, Сашенька, как спал, мой сыночек?» Мама задает вопросы и сама отвечает на них. Очень важно, что ребенок слышит разговорную речь, а в ответ появляются голосовые реакции. Они становятся разнообразнее, ребенок как бы экспериментирует со звуками. Во время бодрствования он сначала произносит отдельные отрывистые звуки типа «кх», «гх», а затем в его «речи» появляются гласные звуки, которые малыш произносит протяжно, мелодично: «а-а-о-о» и т. п. Итак, уже в 3 месяца малыш начинает гулить. Этим ребенок как бы выражает потребность в общении со взрослым.

Помните, что бы вы ни делали с малышом, все ваши действия происходят в процессе общения. Не забывайте, что уже с трех месяцев кроха все активнее проявляет свое желание общаться с вами. Ваша задача — удовлетворить это желание малыша, выражая разными действиями любовь к нему. Такие действия присущи любящей матери (и отцу, и другим близким). Напомним их:

  • поглаживание, похлопывание; перебирание пальчиков; движения его ручками, ножками; тормошение и поцелуи в животик, в ладошки, в пятку, другие прикосновения, сопровождаемые нежным приговариванием всех вариантов его ласковых имен, и т. п.;
  • разговор с ласковой интонацией. Например: «Кто у нас хороший?  Кто  у  нас  пригожий?  Тимочка  хороший!   Тимочка  пригожий!

Информация о работе Эмоциональная общение младенцев в условиях депривации