Эмпирическое исследование гендерных различий проявления агрессии в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 09:16, дипломная работа

Описание работы

Цель данной дипломной работы исследовать гендерные различия проявления агрессии в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
1.Охарактерезовать проявление агрессивного поведения
2. Изучить проявление агрессии в подростковом возрасте
3. Изучить гендерные проявления агрессивного поведения.
4.Исследовать гендерные проявления агрессии у подростков.
5. Провести экспериментальное исследование по изучению гендерного проявления агрессии в подростковом возрасте, используя методики Басса-Дарки, А.Ассингера и тест руки Вагнера.

Содержание

Введение
1. Изучение проблемы агрессивного поведения в психологии
1.1. Понятие агрессия, основные подходы к изучению агрессивного поведения в психологии
1.2. Структура агрессии
2. Особенности агрессивного поведения подростков
2.1. Психологические особенности подросткового возраста
2.2. Причины и специфика проявления агрессивности в подростковом возрасте
2.1. Изучение индивидуальных, внешних и социальных факторов влияющих на агрессивное поведение
3.1. Гендерные аспекты агрессивного поведения
3.2. Гендерные различия агрессивного поведения в подростковом возрасте
4. Эмпирическое исследование гендерных различий проявления агрессии в подростковом возрасте
4.1. Этапы исследования
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

психолгия.doc

— 524.00 Кб (Скачать)
 
 

    Также эта теория утверждает, что усвоение человеком широкого диапазона агрессивных  реакций – прямое поощрение такого поведения. Т.е. получение подкрепления за агрессивные действия повышает вероятность  того, что подобные действия будут повторяться и в дальнейшем.

    Вместе  с тем, существенное значение имеет  результативная агрессия, т.е. достижение успеха при использовании агрессивных  действий. Сюда же относится и викарный опыт, т.е. наблюдение поощрения агрессии у других. Социальное поощрение и наказание относятся к побуждению агрессии.

      Самопоощрение и самонаказание  – модели открытой агрессии, регулируемые  поощрением и наказанием, которые  человек устанавливает для себя  сам.  Хочется отметить, что эта  теория оставляет гораздо больше  возможностей предотвратить и контролировать человеческую агрессию.

    Согласно  теории, агрессия – приобретенная  модель социального поведения. Отсюда, она  может быть ослаблена с  помощью процедур (устранение условий). Социальное научение предполагает проявление агрессии людьми только в определенных социальных условиях6.

    В настоящее время теория социального  научения является наиболее эффективной  в предсказании агрессивного поведения, особенно если есть сведения об агрессоре  и ситуации социального развития.

    Таким образом, из вышеупомянутых теорий, объясняющих природу агрессивности, можно сделать следующие выводы:

    Проявление  агрессии объясняют биологические  и социальные факторы. 
Агрессивность может быть не только жестокой, но и нормальной реакцией индивидуума в ходе борьбы за выживание.

    Агрессивные действия могут быть ослаблены или  направлены в социально приемлемые рамки с помощью положительного подкрепления неагрессивного поведения, ориентации человека на позитивную модель поведения, изменение условий, способствующих проявлению агрессии.

    Рассмотрев  основные теории, объясняющие природу  агрессивности, определим основные понятия.

    Р.Бэрон  и Д.Ричардсон, считают, что агрессия, в какой бы форме она не проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющего все основания избегать подобного обращения с собой. Данное комплексное определение включает в себя следующие частные положения7:

  • Агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве;
  • В качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам;
  • Жертвы должны обладать мотивацией избегания подобного обращения с собой (Р.Бэрон, Д.Ричардсон “Агрессия”).

    Под агрессией, по Э.Фромму, следует понимать любые действия, которые причиняют  или имеют намерение причинить  ущерб другому человеку, группе людей  или животному, а также причинение ущерба вообще всякому неживому объекту.

    Агрессивность, по Р.С.Немову, понимается как враждебность – поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред8.

    Психологический словарь предлагает следующее определение: агрессия – мотивированное деструктивное  поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности)9.

     Проявление  агрессии весьма разнообразно. Различают  два основных типа агрессивных проявлений:

    1. Целевая агрессия;
    2. Инструментальная агрессия.

    Первая  выступает как осуществление  агрессии в качестве заранее спланированного акта, цель которого – нанесение вреда или ущерба объекту. Вторая совершается как средство достижения некоторого результата, который сам по себе не является агрессивным актом. 
 
 
 

     1.2 Структура агрессии

     Структуру агрессивного проявления предложили в  своих работах                  И.К. Заградова, Н.Д.  Левитов, А.К. Осинский10:  

Таблица 2. Структура агрессивного проявления 

По  направленности:
Агрессия, направленная вовне;
Аутоагрессия  – направленная на себя.
По  цели:
Интеллектуальная  агрессия;
Враждебная агрессия;
По  методу выражения:
Физическая  агрессия;
Вербальная  агрессия.
По  степени выраженности:
Прямая  агрессия;
Косвенная агрессия.
По  наличию инициативы:
Инициативная  агрессия;
Оборонительная  агрессия.

     

     Теперь  можно определить, что такое агрессивное действие и агрессивное поведение, агрессивность, т.к. часто в эти понятия вкладывают один и тот же смысл.

     Агрессивное действие – это проявление агрессивности, как ситуативной реакции. Если же агрессивные действия периодично повторяются, то в этом случае следует говорить об агрессивном поведении. Сама же агрессивность подразумевает ситуативное, социальное, психологическое состояние непосредственно перед или во время агрессивного действия.

     Так же хочется отметить, что каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности, так как агрессия является неотъемлемой характеристикой активности и адаптивности человека.

     В. Клайн считает, что в агрессивности  есть определенные здоровые черты, которые  просто необходимы для активной жизни. Это – настойчивость, инициатива, упорство в достижении цели, преодоление препятствий. Эти качества присущи лидерам. Р.С.Хоманс считает, что агрессию может вызвать ситуация, связанная со стремлением к справедливости. Реан А.А., Бютнер К. и другие рассматривают некоторые случаи агрессивного проявления как адаптивное свойство, связанное с избавлением от фрустрации и тревоги11.

     Состояние фрустрации – это психическое  состояние, характеризующееся наличием стимулированной потребности не нашедшей своего удовлетворения12. Это состояние сопровождается различными отрицательными переживаниями: раздражением, отчаянием. Таким образом, агрессию можно рассматривать как биологически целесообразную форму поведения, которая способствует выживанию и адаптации. С другой стороны, агрессия расценивается как зло, как поведение, противоречащее позитивной сущности людей.

     Так какой акт поведения можно  считать агрессивным?  
Румянцева Т.Г. считает, что сегодня на первый план выдвигается нормативный подход. Согласно этой точке зрения, в определении поведения как агрессивного решающее место должно принадлежать понятию нормы. Нормы формируют своеобразный механизм контроля за обозначением тех или иных действий13.

     Понятие нормы формируется в процессе социализации ребенка. Отсюда, Поведение будем назвать агрессивным при наличии двух обязательных условий: когда имеют место губительные для жертвы последствия; когда нарушены нормы поведения.

     Важную  роль в становлении агрессивного поведения играют обучение и воспитание. Р. Кратчфилд и Н. Левинсон признают, что над агрессивными проявлениями возможен контроль, связанный с процессом социализации. Социализацией агрессии можно назвать процесс научения контролю собственных агрессивных устремлений и выражения их в формах, приемлемых в рамках данной цивилизации.

       В результате социализации многие  учатся регулировать свои агрессивные  импульсы, адаптируясь к требованиям  общества. Другие же остаются  весьма агрессивными, но учатся  проявлять агрессию более тонко:  через словесные оскорбления,  скрытые принуждения, завуалированные требования и прочее. Третьи ничему не научаются и проявляют свои агрессивные импульсы в физическом насилии.

     Здесь важную роль играет ранний опыт воспитания ребенка в конкретной культурной среде, семейные традиции и эмоциональный  фон отношения родителей к ребенку.

     По  мнению И. Заграфовой податливость к  агрессивным действиям формируется  по мере накопления недостатков в  процессе социализации. Она выделяет две степени социализации14:

     1. усвоение социального опыта, ценностей,  норм культурного поведения;

     2. усвоение субкультурного опыта  меньшего объема, но содержащего  нормы поведения, допускающие  агрессивность. 

    Таким образом, податливость к агрессивным  действиям формируется при недостаточно сбалансированной социализации.

    Классифицировать проявления детской агрессивности можно по-разному – можно применить общие схемы (см. таблицу 3), но удобнее использовать специальные классификации, отражающие возрастные особенности проявлений агрессии15. 

Таблица 3. Классификация видов агрессии

     Разделение по направленности на объект

     Гетероагрессия - направленность на окружающих: убийства, изнасилования, нанесение побоев, угрозы, оскорбления, ненормативная лексика  и т.д.

     Разделение  по причине появления 

     Реактивная  агрессия - представляет собой ответную реакцию на какой-то внешний раздражитель (ссора, конфликт и пр.).

     Разделение  по целенаправленности

     Инструментальная  агрессия - совершается как средство достижения результата: спортсмен, добивающийся победы; стоматолог, удаляющий больной  зуб; ребенок, громко требующий от матери, чтобы она купила ему игрушку и пр.

     Разделение  по открытости проявлений

     Прямая  агрессия - направляется непосредственно  на объект, вызывающий раздражение, тревогу  или возбуждение: открытое хамство, применение физической силы или угрозы расправы и пр.

     Разделение  по форме проявлений

     Вербальная - выражена в словесной форме: угрозы, оскорбления, содержание которых прямо  говорит о наличии отрицательных  эмоций и возможности нанесения  морального и материального ущерба противнику.

Аутоагрессия - направленность на себя: самоуничижение вплоть до самоубийства, саморазрушающее поведение, психосоматические заболевания.
Спонтанная  агрессия – появляет-

ся без  видимой причины, обычно под влиянием каких-то внутренних импульсов (накопление отрицательных эмоций, неспровоцированная агрессия при психических заболеваниях).

Целевая (мотивационная) агрессия - выступает  как заранее спланированное действие, цель которого - нанесение вреда  или ущерба объекту: школьник, который  обиделся на одноклассника и избил  его; мужчина, специально нецензурно бранящий жену и пр.
Косвенная агрессия - обращается на объекты, непосредственно  не вызывающие возбуждение и раздражение, но более удобные для проявления агрессии (они доступны и проявление агрессии в их адрес безопасно): отец, придя с работы не в духе, срывает злость на всей семье, непонятно за что; мать после конфликта с соседкой начинает практически без повода кричать на ребенка и пр.
Экспрессивная - проявляется невербальными средствами: жестами, мимикой, интонацией голоса и пр. В таких случаях человек делает угрожающую гримасу, машет кулаком или грозит пальцем в сторону противника, громко извергает ненормативную лексику. Физическая - прямое применение силы для нанесения  морального и физического ущерба противнику.
 
 

    Агрессивность как свойство личности, отражающее предрасположенность к проявлению агрессии, может иметь различную степень выраженности от полного подавления до предельного развития. Вероятно, гармонично развитая личность должна иметь определенную степень агрессивности и стремление к самоутверждению и соревновательность, и вообще активность во взаимодействии. Отсутствие агрессивности приводит к податливости, неумению отстаивать свои интересы, неспособности преодолевать препятствия.

    Чрезмерное  ее развитие тоже ничего хорошего не обещает. Такой человек становится неспособным на кооперацию, сотрудничество и вообще на эффективное взаимодействие. А в крайнем своем выражении это может привести к психическим заболеваниям и преступности. Хорошо было бы в связи с этим вовремя замечать и корректировать отклонения в ту или другую сторону.

    2 Особенности агрессивного  поведения и гендерные различия  проявления агрессии в подростковом возрасте

    1. Психологические особенности подросткового возраста
 

     Подростковый  возраст - это граница между детством и взрослой жизнью, связанная с возрастом обязательного участия человека в общественной жизни. Во многих древних обществах переход к взрослому состоянию оформлялся особыми ритуалами, благодаря которым ребенок не просто приобретал новый социальный статус, но как бы рождался заново, получал новое имя и т. п.

     Особое  положение подросткового периода  в развитии ребенка отражено в  его названиях: «переходной», «переломный», «трудный», «критический». В них  зафиксирована сложность и важность происходящих в этом возрасте процессов развития, связанных с переходом от одной эпохи жизни к другой. Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период - физического, умственного, нравственного, социального.

     По  всем направления происходит становление  качественно новых образований, появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, отношений с взрослыми и товарищами, способов социального взаимодействия с ними, интересов, познавательной и учебной деятельности, содержания морально-этических норм, опосредствующих поведение, деятельность и отношения. В повседневной жизни, в семье и школе часто можно слышать такие разговоры: был послушным мальчиком, а теперь стал своенравным, даже грубым; был спокойным - стал неуравновешенным; был робким, излишне застенчивым - стал самостоятельным и решительным и т.д.

Информация о работе Эмпирическое исследование гендерных различий проявления агрессии в подростковом возрасте