Эмпирическое исследование гендерных различий проявления агрессии в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 09:16, дипломная работа

Описание работы

Цель данной дипломной работы исследовать гендерные различия проявления агрессии в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
1.Охарактерезовать проявление агрессивного поведения
2. Изучить проявление агрессии в подростковом возрасте
3. Изучить гендерные проявления агрессивного поведения.
4.Исследовать гендерные проявления агрессии у подростков.
5. Провести экспериментальное исследование по изучению гендерного проявления агрессии в подростковом возрасте, используя методики Басса-Дарки, А.Ассингера и тест руки Вагнера.

Содержание

Введение
1. Изучение проблемы агрессивного поведения в психологии
1.1. Понятие агрессия, основные подходы к изучению агрессивного поведения в психологии
1.2. Структура агрессии
2. Особенности агрессивного поведения подростков
2.1. Психологические особенности подросткового возраста
2.2. Причины и специфика проявления агрессивности в подростковом возрасте
2.1. Изучение индивидуальных, внешних и социальных факторов влияющих на агрессивное поведение
3.1. Гендерные аспекты агрессивного поведения
3.2. Гендерные различия агрессивного поведения в подростковом возрасте
4. Эмпирическое исследование гендерных различий проявления агрессии в подростковом возрасте
4.1. Этапы исследования
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

психолгия.doc

— 524.00 Кб (Скачать)

      В группе мальчиков минимальное значение показателя 1, в группе девочек подсчитаем количество показателей меньше 1, S2 = 1.

      Рассчитать значение критерия Q=S1+S2=1+1 =2.

      По таблице критических значений, для групп n1=15, n2=15 критическое значение Qтабл = 6.

      Q<Qтабл, следовательно различия не достоверны.

       По уровню обиды средний уровень показателя выше в группе девочек, в группе мальчиков максимальное значение показателя 6. В группе девочек подсчитаем количество показателей больше 6, S1 = 1.

      В группе девочек минимальное значение показателя 2, в группе мальчиков подсчитаем количество показателей меньше 2, S2 = 1.

      Рассчитать значение критерия Q=S1+S2=1+1 =2.

      По таблице критических значений, для групп n1=15, n2=15 критическое значение Qтабл = 6.

      Q<Qтабл, следовательно различия не достоверны.

      По уровню подозрительности средний уровень показателя выше в группе мальчиков, в группе девочек максимальное значение показателя 9. В группе мальчиков подсчитаем количество показателей больше 9, S1 = 1.

      В группе мальчиков минимальное значение показателя 2, в группе девочек подсчитаем количество показателей меньше 2, S2 = 0.

      Рассчитать значение критерия Q=S1+S2=1+0 =1.

      По таблице критических значений, для групп n1=15, n2=15 критическое значение Qтабл = 6.

      Q<Qтабл, следовательно различия не достоверны.

      По уровню вербальной агрессии средний уровень показателя выше в группе мальчиков, в группе девочек максимальное значение показателя 10. В группе мальчиков подсчитаем количество показателей больше 10, S1 = 0.

      В группе мальчиков минимальное значение показателя 2, в группе девочек подсчитаем количество показателей меньше 2, S2 = 0.

      Рассчитать значение критерия Q=S1+S2=0+0 =0.

      По таблице критических значений, для групп n1=15, n2=15 критическое значение Qтабл = 6.

      Q<Qтабл, следовательно различия не достоверны.

      По уровню чувства вины средний уровень показателя выше в группе мальчиков, в группе девочек максимальное значение показателя 7. В группе мальчиков подсчитаем количество показателей больше 7, S1 = 5.

      В группе мальчиков минимальное значение показателя 2, в группе девочек подсчитаем количество показателей меньше 2, S2 = 0.

      Рассчитать значение критерия Q=S1+S2=5+0 =5.

      По таблице критических значений, для групп n1=15, n2=15 критическое значение Qтабл = 6.

      Q<Qтабл, следовательно различия не достоверны.

      Средний уровень индекса враждебности выше в группе мальчиков, в группе девочек максимальное значение показателя 13. В группе мальчиков подсчитаем количество показателей больше 13, S1 = 2.

      В группе мальчиков минимальное значение показателя 4, в группе девочек подсчитаем количество показателей меньше 4, S2 = 0.

      Рассчитать значение критерия Q=S1+S2=2+0 =2.

      По таблице критических значений, для групп n1=15, n2=15 критическое значение Qтабл = 6.

      Q<Qтабл, следовательно различия не достоверны.

      Средний уровень индекса агрессивности выше в группе мальчиков, в группе девочек максимальное значение показателя 23. В группе мальчиков подсчитаем количество показателей больше 23, S1 = 0.

      В группе мальчиков минимальное значение показателя 4, в группе девочек подсчитаем количество показателей меньше 4, S2 = 0.

      Рассчитать значение критерия Q=S1+S2=0+0 =0.

      По таблице критических значений, для групп n1=15, n2=15 критическое значение Qтабл = 6.

      Q<Qтабл, следовательно различия не достоверны.

      Таким образом, согласно методики Басса-Дарки, в группе мальчиков выше показатели физической агрессии, раздражения, негативизма, подозрительности, вербальной агрессии, чувства вины, также выше индексы враждебности и агрессивности. В группе девочек выше показатели косвенной агрессии и обиды. Но согласно Q-критерию Розенбаума различия не достоверны, наиболее близки к достоверным различия по показателю обиды.

      Методика А. Ассингера  определяет, достаточно ли человек корректен в отношении с окружающими и легко ли общаться с ним. Данный опросник позволит оценить уровень агрессии при общении в группах.

      Рассмотрим данные исследования по методике Ассингер, табл.5., 6.

      Таблица 5. - Результаты исследования уровня агрессии в общении по методике Ассингера  для группы мальчиков

№ п/п

№ вопроса 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Сумма 48 38 35 36 33 30 31 36 33 42 43 44 46 46 35

      Таблица 6. - Результаты исследования уровня агрессии в общении по методике Ассингера  для группы девочек

№ п/п

№ вопроса 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Сумма 43 30 27 29 26 30 36 45 34 27 36 35 32 28 27

     Среднее значение показателя агрессивности  в группе мальчиков 38,4, в группе девочек 32,3, рис.2.  

      Рисунок 2. - Средние значения показателя агрессии по методике Ассингера

      Оценим  достоверность различий с помощью Q-критерия Розенбаума.

      Средний уровень показателя выше в группе мальчиков, в группе девочек максимальное значение показателя 45. В группе мальчиков подсчитаем количество показателей больше 45, S1 = 3.

      В группе мальчиков минимальное значение показателя 30, в группе девочек подсчитаем количество показателей меньше 30, S2 = 6.

      Рассчитать значение критерия Q=S1+S2=3+6 =9.

      По таблице критических значений, для групп n1=15, n2=15 критическое значение Qтабл = 6.

      Q>Qтабл, следовательно различия достоверны.

      Таким образом, согласно методике Ассингера, в группе мальчиков выше агрессивность при общении, согласно Q-критерию Розенбаума различия достоверны. Согласно количеству уходов от ответа все результаты достоверны.

      При этом 2 мальчика и 8 девочек из исследуемых групп чрезмерно миролюбивы, что обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях.

      7 мальчиков и 5 девочек из исследуемых групп умеренно агрессивны, но вполне успешно идут по жизни, поскольку в них достаточно здорового честолюбия и самоуверенности. 

      6 мальчиков и 2 девочки из исследуемых групп излишне агрессивны, при том нередко бывают неуравновешенным и жестоким по отношению к другим.

      Тест руки Вагнера основан на положении, что агрессивные действия могут выступать в качестве:

      1) средства достижения какой-либо значимой цели;

      2) как способ психической разрядки, замещения удовлетворения блокированной потребности и переключения деятельности;

      3) как способ удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.

      Агрессия является одним из частых способов решения проблем, возникающих в трудных фрустрационных ситуациях, вызывающих психическую напряженность.

      С помощью теста Вагнера возможно определить уровень агрессии  актуальное состояние испытуемых по группам.

      Рассмотрим данные исследования по тесту Вагнера, табл.7., 8. 

      Таблица 7. - Результаты исследования уровня агрессии и актуального состояния испытуемых по тесту Вагнера для группы мальчиков

№ п/п Агрессия Указание Страх Эмоциональность Коммуникация Зависимость Демонстративность Увечность Активная безразличность Пассивная безразличность Описание Суммарный балл агрессивности
Среднее значение 7,6 5,7 2,3 3,5 3,1 3,3 3,4 3,1 0 3,6 1,1 1,0

      Таблица 8. - Результаты исследования уровня агрессии и актуального состояния испытуемых по тесту Вагнера для группы девочек

№ п/п Агрессия Указание Страх Эмоциональность Коммуникация Зависимость Демонстративность Увечность Активная безразличность Пассивная безразличность Описание Суммарный балл агрессивности
Среднее значение 4,3 4,1 4,6 5,8 4,7 3,5 2,2 2,3 1,9 3,1 3,5 -10,3

Информация о работе Эмпирическое исследование гендерных различий проявления агрессии в подростковом возрасте