Эмпирическое исследование гендерных различий проявления агрессии в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 09:16, дипломная работа

Описание работы

Цель данной дипломной работы исследовать гендерные различия проявления агрессии в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
1.Охарактерезовать проявление агрессивного поведения
2. Изучить проявление агрессии в подростковом возрасте
3. Изучить гендерные проявления агрессивного поведения.
4.Исследовать гендерные проявления агрессии у подростков.
5. Провести экспериментальное исследование по изучению гендерного проявления агрессии в подростковом возрасте, используя методики Басса-Дарки, А.Ассингера и тест руки Вагнера.

Содержание

Введение
1. Изучение проблемы агрессивного поведения в психологии
1.1. Понятие агрессия, основные подходы к изучению агрессивного поведения в психологии
1.2. Структура агрессии
2. Особенности агрессивного поведения подростков
2.1. Психологические особенности подросткового возраста
2.2. Причины и специфика проявления агрессивности в подростковом возрасте
2.1. Изучение индивидуальных, внешних и социальных факторов влияющих на агрессивное поведение
3.1. Гендерные аспекты агрессивного поведения
3.2. Гендерные различия агрессивного поведения в подростковом возрасте
4. Эмпирическое исследование гендерных различий проявления агрессии в подростковом возрасте
4.1. Этапы исследования
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

психолгия.doc

— 524.00 Кб (Скачать)

     Второе  место по частоте встречаемости  в указанный возрастной период у  мальчиков занимает физическая агрессия, а у девочек — вербальная.

     В более старшем возрасте (подростки 14—15 лет) у мальчиков преобладает негативизм и вербальная агрессия (которые представлены практически одинаково), а у девочек — вербальная агрессия. Физическая агрессия в этом возрасте не является доминантной формой проявления агрессии уже и у мальчиков. Следует отметить также, что, независимо от возраста, у мальчиков все формы агрессивного поведения выражены больше, чем у девочек.

 

    3 Эмпирическое исследование гендерных различий проявления агрессии в подростковом возрасте

        3.1 Организация исследования 

      Данное исследование проходило в 2011 году  среди подростков-школьников 14 лет в СОШ №32 г.Владивостока. В исследовании приняли участие группа  детей в количестве 30 человек – 15 мальчиков и 15 девочек. Методики проводились в один день, что позволяло исключить влияние не желательных факторов. Эти организационные мероприятия, позволили повысить достоверность полученных результатов в ходе исследования.

    Целью данного исследования было изучение гендерных различий  проявления агрессии в подростковом возрасте.

В  исследовании были поставлены  такие основные задачи:

   1. Сформировать выборку для иследования

    2. Выявить уровень агрессии у мальчиков и девочек  с помощью теста Баса – Дарки23, теста А.Ассингера и теста руки Вагнера;

    3. Обработать результаты с помощью непараметрического Q-критерий Розенбаума;

    4. Проанализировать полученные результаты.

    Объект  исследования: дети подросткового возраста.

    Предмет исследования: гендерные различия в проявлении агрессивности подростков.

    Гипотеза: существует гендерные различия в проявлении агрессивности подростков:

    - у мальчиков проявление агрессивных реакций встречается чаще, чем у девочек;

     Для исследования были выбраны следующие методики, которые направлены на диагностику агрессивного поведения:

     1. Для выявления уровня агрессии  у мальчиков и девочек подростков был использован тест Басса – Дарки. Агрессия   имеет   качественную   и   количественную характеристики. Как и всякое  свойство, она имеет различную степень выраженности:  от  почти полного отсутствия  до  ее предельного развития.   Каждая   личность   должна   обладать определенной степенью  агрессивности. Отсутствие  ее  ведет  к пассивности,   конформности  и   т.д.   Чрезмерное развитие ее  начинает определять  весь облик личности, которая может   стать    конфликтной. Сама  по  себе  агрессивность  не  делает субъекта  сознательно  опасным,  так  как,  с  одной  стороны, существующая  связь   между  агрессивностью   и  агрессией  не является жесткой,  а, с другой стороны, сам акт агрессии может не принимать  сознательно  опасные и неодобряемые  формы. 

    В житейском   сознании    агрессивность    является    синонимом "злонамеренной активности".  Однако само по себе деструктивное поведение "злонамеренностью"  не обладает,  таковой его делает мотив деятельности,  те ценности,  ради достижения и обладания которыми  активность   разворачивается.  Внешние  практические действия могут  быть сходны,  но их  мотивационные  компоненты прямо противоположны.

    Исходя  из  этого, можно  разделить агрессивные  проявления на два  основных типа:  первый -  мотивационная агрессия,  как самоценность,  второй   -   инструментальная,   как   средство (подразумевая при этом, что и та, и другая могут проявляться как под  контролем сознания,  так и  вне него,  и сопряжены  с эмоциональным переживаниями:  гнев, враждебность).  В практике психологов более  интересует мотивационная агрессия как прямое проявление   реализации    присущих   личности   деструктивных тенденций.

    Определив  уровень таких  деструктивных  тенденций, можно   с    большой  степенью   вероятности   прогнозировать возможность проявления  открытой мотивационной агрессии.

    Одной из подобных  диагностических процедур повыявлению агрессии является опросник Басса-Дарки.   А.Басс,     воспринявший      ряд     положений     своих предшественников, разделил  понятие агрессии  и враждебности и определил последнюю  как: "...реакцию,  развивающую негативные чувства и  негативные оценки  людей и событий". Создавая свой опросник,    направленный     выявления    агрессии    и враждебности,  А.Басс   и А.Дарки   выделили  следующие виды реакций24:

    1.  Физическая агрессия  - использование  физической силы против другого лица.

    2. Косвенная -  агрессия, окольным  путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

    3. Раздражение  -   готовность  к проявлению  негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

    4. Негативизм  -  оппозиционная   манера  в  поведении  от пассивного   сопротивления    до   активной    борьбы   против установившихся обычаев и законов.

    5. Обида  -   зависть  и   ненависть  к   окружающим   за действительные и вымышленные действия.

    6. Подозрительность  -   в  диапазоне   от  недоверия   и осторожности по  отношению к  людям до  убеждения в  том,  что другие люди планируют и приносят вред.

    7. Вербальная агрессия  - выражение  негативных чувств как через форму  (крик, визг),  так и  через содержание  словесных ответов (проклятия, угрозы).

    8. Чувство вины - выражает возможное  убеждение субъекта в том, что  он является  плохим человеком,  что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

     Вопросник  состоит   из  75   утверждений,   на   который испытуемый отвечает "да" или "нет". (См. Приложение Д.)

    2. Тест А. Ассингера позволяет определить, достаточно ли человек корректен в отношении с окружающими и легко ли, общаться с ним.

    Вопросы, варианты ответов, а также ключ к  опроснику А.Ассингера (см. Приложение Е.)

    3. Тест руки Вагнера предназначен для диагностики агрессивности. Методика может использоваться для обследования как взрослых, так и детей.

    Тест  опубликован Б.Брайклином, З.Пиотровским  и Э.Вагнером в 1962 году. Идея теста  принадлежит Э.Вагнеру.

    Тест  руки - проективная методика, направленная на изучение агрессивного отношения. Разработан Б. Брайклином, З. Пиотровским, Э. Вагнером. Стимульный материал состоит из 9 изображений кистей рук и одной пустой карточки, при показе которой просят представить кисть руки и описать ее воображаемые действия. Изображения показываются последовательно. Обследуемому дается инструкция ответить на вопрос о том, какое, по его мнению, действие выполняет нарисованная рука (или сказать, что способен выполнять человек с такой рукой). Допускается указывать для каждой карточки несколько вариантов действия.

    Изображения и подробная инструкция находится (см. Приложение Ж.) 
 

    1. Анализ результатов исследования
 

    Данные исследования по методике Басса-Дарки, табл.1., 2.

      Таблица 1. - Результаты исследования показателей  и форм агрессии по методике Басса-Дарки  для группы мальчиков 

№ п/п Физическая  агрессия Косвенная агрессия Раздражение Негативизм Обида Подозрительность Вербальная  агрессия Чувство вины
Среднее значение 4 4,6 5 2,8 3,9 6,3 5,9 6,2
 

      Таблица 2. - Результаты исследования показателей  и форм агрессии по методике Басса-Дарки  для группы девочек

№ п/п Физическая  агрессия Косвенная агрессия Раздражение Негативизм Обида Подозрительность Вербальная  агрессия Чувство вины
Среднее значение 3,5 4,8 3,9 2,2 4,3 5,4 5,4 5,7
 

          Так же получены следующие  индексы враждебности и агрессивности,  табл.3., 4.

     Таблица 3. - Индексы враждебности и агрессивности по методике Басса-Дарки для группы мальчиков

№ п/п Индекс враждебности Индекс агрессивности
Среднее значение 10,3 15,1
 

     Таблица 4. - Индексы враждебности и агрессивности  по методике Басса-Дарки для группы девочек

№ п/п Индекс враждебности Индекс агрессивности
Среднее значение 9,7 12,7
 

      Для сравнения уровня показателей построим графики средних значений по группам, рис.1.

      Согласно  рис.1. средние показатели выше в  группе мальчиков по 8 показателям: физическая агрессия, раздражение, негативизм, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины, индекс враждебности, индекс агрессивности, выше в группе девочек по 2 показателям: косвенная агрессия,обида.

      Оценим  достоверность различий с помощью Q-критерия Розенбаума.  Q-критерий Розенбаума — простой непараметрический статистический критерий, используемый для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, измеренного количественно. 
 

      

      Рисунок 1. - Средние значения показателей  по методике Басса-Дарки 

      По уровню физической агрессии средний уровень показателя выше в группе мальчиков, в группе девочек максимальное значение показателя 6. В группе мальчиков подсчитаем количество показателей больше 6, S1 = 1.

      В группе мальчиков минимальное значение показателя 1, в группе девочек подсчитаем количество показателей меньше 1, S2 = 0.

      Рассчитать значение критерия Q=S1+S2=1+0 =1.

      По таблице критических значений, для групп n1=15, n2=15 критическое значение Qтабл = 6.

      Q<Qтабл, следовательно различия не достоверны.

      По уровню косвенной агрессии средний уровень показателя выше в группе девочек, в группе мальчиков максимальное значение показателя 7. В группе девочек подсчитаем количество показателей больше 7, S1 = 2.

      В группе девочек минимальное значение показателя 1, в группе мальчиков подсчитаем количество показателей меньше 1, S2 = 0.

      Рассчитать значение критерия Q=S1+S2=2+0 =1.

      По таблице критических значений, для групп n1=15, n2=15 критическое значение Qтабл = 6.

      Q<Qтабл, следовательно различия не достоверны.

      По уровню раздражения средний уровень показателя выше в группе мальчиков, в группе девочек максимальное значение показателя 9. В группе мальчиков подсчитаем количество показателей больше 9, S1 = 0.

      В группе мальчиков минимальное значение показателя 2, в группе девочек подсчитаем количество показателей меньше 2, S2 = 4.

      Рассчитать значение критерия Q=S1+S2=0+4 =1.

      По таблице критических значений, для групп n1=15, n2=15 критическое значение Qтабл = 6.

      Q<Qтабл, следовательно различия не достоверны.

      По уровню негативизма средний уровень показателя выше в группе мальчиков, в группе девочек максимальное значение показателя 4. В группе мальчиков подсчитаем количество показателей больше 4, S1 = 1.

Информация о работе Эмпирическое исследование гендерных различий проявления агрессии в подростковом возрасте