Эмпирическое исследование взаимосвязи лидерских качеств личности и социального статуса подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 19:37, курсовая работа

Описание работы

Большую часть своей жизни личность проводит в группе. И велико значение занимаемого в группе положения. Становление личности индивида не может рассматриваться в отрыве от общества, в котором он живет, от системы отношений, в которые он включается. По словам К. Маркса, общество "не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу".

Работа содержит 1 файл

Лидерство.docx

— 112.38 Кб (Скачать)

2.3 Описание организации  и результатов исследования

 

Первым в нашем исследовании принял участие 10А класс – 25 человек, Возраст учащихся от 15 до 16 лет. 17 девушек  и 8 юношей.

Результаты социометрического  исследования

Было проведено социометрическое исследование для выявления структуры  межличностных отношений. В качестве критерия были выбраны вопросы «С кем Вы хотели бы вместе работать на учебной (производственной и др.) практике?»  для положительного выбора и для  выявления отрицательных выборов  был поставлен противоположный  вопрос – «С кем Вы НЕ хотели бы вместе работать на учебной (производственной и др.) практике?». Количественный критерий был ограничен тремя выборами, т.е. каждый член группы мог выбрать  троих других членов своей группы, кроме себя самого.

Примечание: Результаты этого исследования, в полном объёме, представлены в Приложении Б настоящей работы.

Вследствие того, что структура  межличностных отношений в группы не однородна (по результатам первого  и второго критерия), следует найти  реальные выборы, которые делает группа. Для этого, вычтем из количества «положительных»  выборов «отрицательные» и мы получаем те реальные выборы группы. И  таким образом в проведенном  исследовании получились следующие  результаты, по двум введенным критериям (положительная и отрицательная  выборка), которые распределись следующим  образом.

 

Реальные выборы группы и восприятие окружающих

Таблица 2.1

№ п/п

Кого выбирают

Положительных выборов

Отрицательных выборов

Реальные выборы

Восприятие

Д.В.

4

1

3

C

Е.С.

4

0

4

Ж

А.А.

2

3

-1

С

Ю.И.

2

5

-3

С

А.В.

2

2

0

С

А.М.

4

1

3

С

А.Н.

4

0

4

С

М.М.

1

0

1

С

М.С.

2

0

2

С

М.С.

3

6

-3

С

П.В.

4

3

1

С

А.Н.

0

6

-6

М

А.С.

5

2

3

Ж

О. А.

2

0

2

М

Е.В.

1

0

1

С

Д.А.

2

0

2

Ж

А.Д.

1

7

-6

С

Д.С.

0

5

-5

Е.В.

2

4

-2

Ж.В.

0

3

-3

С

А.В.

2

0

2

Ю.С.

2

0

2

Ю.Г.

0

2

-2

С.К.

0

1

-1

Т.В.

3

2

1


 

Где: (по Фидлеру)

М- мягкость

У – уравновешенность

Ж – жесткость

С – сверхжесткость

По результатам этой сводной  таблицы видно, что структура  межличностных отношений распределилась следующим образом: «Звезда» в группе, изменилась, теперь нет ярко выраженной звезды. Особо надо отметить тот  факт, что в группе было выявлено много «изолированных», в особенности, которые получили даже отрицательные  реальные выборы.

Таким образом, получается, что  в группе реально существует две  «звезды», 3 человек «предпочитаемые», 9 «игнорируемых» в группе человек, а «изолированных» – 12 членов группы. Для наглядности эти данные также представлены в виде диаграммы:

 

 

Рисунок 2.1 Процентное соотношение статусного распределения в группе

 

После выявления структуры  межличностных отношений в группе, переходим ко второму исследованию.

Результаты исследования восприятия индивидом группы

Это исследование проводилось  вместе с социометрическим исследованием  для изучения восприятия индивидом  группы. Для этого исследования была использована методика оценочной биполяризации (по Фидлеру). После обработки результатов  исследования были выявлены особенности  восприятия группы каждым её членом. И  в результате получилось следующее  распределение по степени влияния  оказывающее на отношение конкретного  индивида к другим людям.

Результаты всего исследования в полном объеме представлены в Приложении В. Но, так как, эта таблица очень  большая и довольно не наглядна, то мы построим новую сводную таблицу  этих результатов (см.

). Проанализировав таблицу (

Реальные выборы группы и  восприятие окружающих) получили следующее: два члена группы имеют «мягкий» стиль поведения по отношению к окружающим; 3 – «жесткий» стиль поведения; 13 – «сверхжесткий» стиль поведения. Ко всему, этому мы бы хотели заметить, что «мягкому» стилю присуще объективность в отношениях с окружающими, «уравновешенному» – эмоции не мешают объективно оценивать людей, «жесткому» – эмоциональность и «сверхжесткому» – необъективность. В этом исследовании принимали участия, уже не все респонденты, а только их часть – 18 членов группы.

Также полученный результат  можно представить в виде графика:

 

Рисунок 2.2 Процентное соотношение направленности восприятия распределения в группе.

 

После вышеизложенного, перейдём к основным выводам по всей работе и постановка выводов по этим двум исследованиям. Они будут приведены  далее в работе.

Результаты исследования лидерских качеств индивидуумов

Проведя исследование лидерских  качеств, и систематизировав их, мы получили следующие результаты. Которые  можно увидеть в ниже приведенной  таблице (см. Таблица 2).

 

Лидерские качества группы

Таблица 2.2.

Код испыт.

Тип

Код испыт.

Тип

Код испыт.

Тип

1

Д.В.

средне

7

А.Н.

сильно

13

А.С.

средне

2

Е.С.

сильно

8

М.М.

средне

14

О. А.

средне

3

А.А.

средне

9

М.С.

сильно

15

Е.В.

средне

4

Ю.И.

средне

10

М.С.

средне

16

Д.А.

средне

5

А.В.

средне

11

П.В.

средне

17

А.Д.

средне

6

А.М.

средне

12

А.Н.

средне

18

Д.С.

средне

19

Е.В.

средне

20

Ж.В.

средне

21

А.В.

средне

22

Ю.С.

23

Ю.Г.

24

С.К.

25

Т.В.

средне


 

Особенности восприятия группы в зависимости от положения  структуры межличностных отношений и лидерских качеств

Проведя социометрическое исследование и изучение восприятие индивидом  группы, сопоставив результаты и наши знания по этому вопросу, изучив структуру  межличностных отношений в группе и персептивною сторону межличностных  взаимоотношений мы приходим к выводу о том, что социальный статус каждого  члена группы определяет характер восприятия индивидом группы, т.е. его отношение  к окружающим. И это можно увидеть в ниже приведенной таблице (см. Ошибка! Источник ссылки не найден.).

 

Восприятие группы в зависимости от социального  статуса и лидерских качеств личности.

Таблица 2.3

Социометрический статус

Кого выбирают

Восприятие

Лидерские качества

«Звезда»

Е.С.

«жесткость»

«сильно»

А.Н

«сверхжесткость»

«сильно»

«Предпочитаемые»

Д.В.

«сверхжесткость»

«средне»

А.М.,

«сверхжесткость»

«средне»

А.С.

«жесткость»

«средне»

«Игнорируемые»

М.С.

«сверхжесткость»

«сильно»

О. А.

«мягкость»

«средне»

Д.А.

«жесткость»

«средне»

М.М

«сверхжесткость»

«средне»

П.В.

«сверхжесткость»

«средне»

Е.В.

«сверхжесткость»

«средне»

«Изолированные»

А.В.

«сверхжесткость»

«средне»

А.А.

«сверхжесткость»

«средне»

Ю.И.

«сверхжесткость»

«средне»

М.С.

«сверхжесткость»

«средне»

Ж.В.

«уравновешенность»

«средне»

А.Н.

«мягкость»

«средне»

А.Д.

«сверхжесткость»

«средне»


 

Прежде, чем начать анализ содержимого таблицы «

Восприятие группы в зависимости от социального  статуса и лидерских качеств личности» отметим, что хоть и в самом исследовании принимали участие выборки 25 человек, то в последнем исследовании могут быть признаны участвовавшими в исследовании только 18 респондентов. В связи с этим в окончательном виде в таблице представлены только 18 испытуемых, для выявления особенностей восприятия в зависимости от социального статуса.

Как видно из таблицы в  группе у «звезд» отношение к  окружающим, т.е. ко всем членам группы как «предпочитаемым», «игнорируемым», так и к «изолитрованным» выражается «жесткостью» и «сверхжесткостью». Значит Е.С., оценка людей зависит от эмоций, которые они вызывают: недостатки «хороших» людей не замечаются или преуменьшаются, а их достоинства преувеличиваются, и наоборот, у «плохих» недооцениваются их достоинства и преувеличиваются недостатки. У А.Н. необъективен, пристрастен, в отношениях с окружающими руководствуется прежде всего своими эмоциями, подчиняет им оценку людей. Четко разделяет «своих» и «чужих»; в тех, кому симпатизирует, видит только позитивные черты, а в тех, кто не нравится, – одни недостатки. Разочаровавшись в ком-то, может резко менять оценку его личности на прямо противоположную. Придерживается командно-авторитарного стиля руководства. У «звезд» наблюдается тенденция к авторитарному стилю руководства. Что же касается лидерских качеств «звезд» то они довольно «сильно» развиты. Если говорить о «предпочитаемых», то здесь наблюдается этажа тенденция. В основной массе преобладает «сверхжесткосткость» и лишь А.С. обладает «жестокостью» в восприятии членов группы, волевые же качества данной группы респондентов находится на «среднем» уровне и у М.С. «сильно» развиты. Это говорит о том, что у «предпочитаемых» разные стили отношения и поэтому именно их и выбирает группа, т.е. их социальный статус уже определяет отношения к другим и достаточно развитые волевые качества позволяют занимать высокий уровень в социальной иерархии.. У «игнорируемых» то здесь стили поведения по отношению к другим восновном однотипны «сверхжесткие». Лишь одного члена группы «мягкий» –О. А. Также полученные данные можно представить в виде графика, в котором для облегчения изображения нами все было переведено обратно в баллы.


Теперь статистически  докажем нашу гипотезу о том, что социальный статус личности в группе влияет на уровень развития лидерских качеств и также будет определять характер восприятия индивидом группы.

Для этого составим таблицу  индивидуальных значений лидерских  качеств в выборках подростков «Звезд» (п1= 3) и «Изолированых» (п2= 13).

Информация о работе Эмпирическое исследование взаимосвязи лидерских качеств личности и социального статуса подростков