Эмпирическое исследование взаимосвязи лидерских качеств личности и социального статуса подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 19:37, курсовая работа

Описание работы

Большую часть своей жизни личность проводит в группе. И велико значение занимаемого в группе положения. Становление личности индивида не может рассматриваться в отрыве от общества, в котором он живет, от системы отношений, в которые он включается. По словам К. Маркса, общество "не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу".

Работа содержит 1 файл

Лидерство.docx

— 112.38 Кб (Скачать)

 

Индивидуальные  значения лидерских качеств в  выборках подростков «Звезд» (п1= 3) и «Изолированых» (п2= 13).

Таблица 2.8.

«Звезды» 

«Изолированые»

Код имени испытуемого

Показатель уровня лидерских качеств 

Код имени испытуемого

Показатель уровня лидерских качеств 

  1. Е.С.

36

1.А.В.

28

  1. А.Н.

40

2.А.А.

27

  1. Д.А.

29

3.Ю.И.

27

   

4.М.С

33

   

5.Ж.В.

26

   

6.А.Н.

31

   

7.А.Д.

33

   

8.С.О.

34

   

9.Е.В.

28

   

10.А.Д.

29

   

11.А.Ю.

33

   

12.Е.М.

31

   

13.А.С.

28


 

Подсчет ранговых сумм по выборкам «Звезд» и «Изолированных»  школьников

Таблица 2.9.

«Звезды» (п1=3)

«Изолированые» (п2=13)

Показатель уровня лидерских качеств 

Ранг 

Показатель уровня лидерских качеств 

Ранг 

36

15

28

5

40

16

27

2,5

29

7.5

27

2,5

   

33

12

   

26

1

   

31

9,5

   

33

12

   

34

14

   

28

5

   

29

7,5

   

33

12

   

31

9,5

   

28

5

Суммы: 105

38,5

388

97,5


 

Общая сумма рангов: 38,5+97,5=136

 

∑Ri = N*(N+1)/2=16*(16+1)/2= 136

 

Равенство реальной и расчетной  суммы соблюдено.

Мы видим, что по уровню лидерских качеств более «высоким»  рядом оказывается выборка школьников «изолированных». Именно на эту выборку  приходится большая ранговая сумма: 97,5

Теперь мы сформулируем гипотезы:

Н0: Группа школьников - «изолированных» не превосходит группу школьников – «звезд» по уровню выраженности лидерских качеств.

Н1: Группа школьников - «изолированных» превосходит группу школьников – «звезд» по уровню выраженности лидерских качеств.

В соответствии со следующим  шагом алгоритма определим эмпирическую величину U:

 

Uэмп. = (3*13) + 13*(13+1)/2-97,5=32,5

 

Поскольку в нашем случае п1≠п2, подсчитаем эмпирическую величину U и для второй ранговой суммы (38,5), подставляя в формулу соответствующие ей значения.

 

Uэмп. = (3*13) + 3*(3+1)/2-38,5=-52,5

 

По таблице II Приложения 1 в книге Сидоренко, определяем критические  значения для соответствующих п, причем меньшее п принимаем за п1 (п1=3) и отыскиваем его в верхней строке Табл.II Приложения 1, большее п принимаем за п2 (п2=13), и отыскиваем его в левом столбце Табл.II Приложения 1.

 

Uкр.

0.05

0.01

6

2


 

Мы можем констатировать достоверные различия, если Uэмп. ≤ Uкр.

 

Uэмп. = 32,5

Uэмп. >Uкр.

 

Ответ: Н0 принимается. Группа школьников - «изолированных» не превосходит группу школьников – «звезд» по уровню выраженности лидерских качеств.

Раз наша гипотеза не подтвердилась, что социальный статус личности в группе влияет не уровень лидерских качеств, то, будет ли социальный статус определять характер восприятия индивидом группы.

 

Таблица 2.10.

«Звезды» 

«Изолированые»

Код имени испытуемого

Показатель характера восприятия индивидом группы

Код имени испытуемого

Показатель характера восприятия индивидом группы

  1. Е.С.

133 Ж

1.А.В.

139 С

  1. А.Н.

168 С

2.А.А.

138 С

  1. Д.А.

92 М

3.Ю.И.

149 С

   

4.М.С

157 С

   

5.Ж.В.

102 У

   

6.А.Н.

107 М

   

7.А.Д.

176 С

   

8.С.О.

135 С

   

9.Е.В.

137 Ж

   

10.А.Д.

146 У

   

11.А.Ю.

108 М

   

12.Е.М.

146 У

   

13.А.С.

139 Ж


 

Подсчет ранговых сумм по выборкам «Звезд» и «Изолированных»  школьников

Таблица 2.11

«Звезды» (п1=3)

«Изолированые» (п2=13)

Показатель характера восприятия индивидом группы

Ранг 

Показатель характера восприятия индивидом группы

Ранг 

133

5

139

9,5

168

15

138

8

92

1

149

13

   

157

14

   

102

2

   

107

3

   

176

16

   

135

6

   

137

7

   

146

11,5

   

108

4

   

146

11,5

   

139

9,5

Суммы:

21

 

115


 

Общая сумма рангов: 21+115=136

 

∑Ri = N*(N+1)/2=16*(16+1)/2= 136

 

Равенство реальной и расчетной  суммы соблюдено.

Мы видим, что по уровню характера восприятия индивидом  группы более «высоким» рядом  оказывается выборка школьников «изолированных». Именно на эту выборку  приходится большая ранговая сумма: 115

Теперь мы сформулируем гипотезы:

Н0: Группа школьников - «изолированных» не превосходит группу школьников – «звезд» по характеру восприятия индивидом группы.

Н1: Группа школьников - «изолированных» превосходит группу школьников – «звезд» по характеру восприятия индивидом группы.

В соответствии со следующим  шагом алгоритма определим эмпирическую величину U:

 

Uэмп. = (3*13) + 13*(13+1)/2-115=15

 

Поскольку в нашем случае п1≠п2, подсчитаем эмпирическую величину U и для второй ранговой суммы (21), подставляя в формулу соответствующие ей значения.

 

Uэмп. = (3*13) + 3*(3+1)/2-21=24

 

По таблице II Приложения 1 в книге Сидоренко, определяем критические  значения для соответствующих п, причем меньшее п принимаем за п1 (п1=3) и отыскиваем его в верхней строке Табл.II Приложения 1, большее п принимаем за п2 (п2=13), и отыскиваем его в левом столбце Табл.II Приложения 1.

 

Uкр.

0.05

0.01

6

2


 

Мы можем констатировать достоверные различия, если Uэмп. ≤ Uкр.

 

Uэмп. = 15

Uэмп. >Uкр.

 

Ответ: Н0 принимается. Группа школьников - «изолированных» не превосходит группу школьников – «звезд» по характеру восприятия индивидом группы.

В данной выборке наша гипотеза о том, что социальный статус личности в группе влияет на уровень развития лидерских качеств и также будет определять характер восприятия индивидом группы не нашла своего подтверждения.

 

 

Заключение

 

Лишь в конце  работы мы обычно узнаем, с чего её нужно  было начинать.

«Закон финиша Паскаля» (из «Законов Мерфи»)

В заключении, отметим, что  хоть этими проблемами малых социальных групп занимались разные авторы (Проблема малых социальных групп М.В. Кроз; Структурой межличностных отношений  Р. Шиндлер; Социометрия – Джекоб Морено, внедрение этого метода в исследования советских психологов связано с именами Е.С. Кузьмина, Я.Л. Коломинского, В.А. Ядова, И.П. Волкова и др.; Социальными восприятиями людей друг друга – Дж. Брунером), однако остаются ещё не затронутые темы – проблемы структуры межличностного отношения – структуру можно изучать не только социометрическими методами, но и многими другими (например: внешнегрупповая референтометрия, шкала психологической близости, определение индекса групповой сплоченности Сишора и многие другие), которые не затрагиваются в данной работе, потому что они не могут войти в объём одной курсовой работы, это может послужить темой для кандидатской работы.

Цель, которая была поставлена в начале этой работы, заключавшаяся  в изучение влияния лидерских  качеств личности на ее статус в  системе межличностных отношений, была полностью достигнута. Гипотеза о том, что, социальный статус личности в группе влияет на уровень развития лидерских качеств и также будет определять характер восприятия индивидом группы у нас не подтвердилась. Это проявилось в трех проведенных нами исследованиях (Социометрическое, по Методике оценочной биполяризации и Диагностика лидерских способностей (Жариков Е., Крушельницкий Е.)).

После проведения первого  исследования и полной обработки  результатов (пришлось выявить реальные выборы группы вследствие не однородности выборов в группе) нами было выявлено следующие: в обследуемой группе есть одна «звезда», 8 – «предпочитаемые», 6 «игнорируемых» и 13 «изолированных»  членов группы. Затем было проведено  второе исследование, по результатам  которых получили, что один член группы имеет «мягкий» стиль поведения  по отношению к окружающим, т.е. объективен, способен видеть и положительные, и  отрицательные качества человека, терпим в оценке людей даже тех, кто не вызывает симпатии. Вместе с тем, ровность отношения к окружающим зачастую оборачивается недостатком ярко выраженных эмоциональных привязанностей, недостаточно энергичной поддержкой близких  людей. Склонность к мягкому стилю  руководства; шесть – «уравновешенный» стиль поведения, т.е. эмоциональное  отношение к людям, симпатии и  антипатии к ним не мешают объективно оценивать их личные качества, достоинства  и недостатки. В стиле руководства – сочетание мягкости и твердости; три – «жесткий» стиль поведения, т.е. у него оценка людей зависит от эмоций, которые они вызывают: недостатки «хороших» людей не замечаются или преуменьшаются, а их достоинства преувеличиваются и, наоборот, у «плохих» недооцениваются их достоинства и преувеличиваются недостатки. Тенденция к авторитарному стилю руководства; одиннадцать – «сверхжесткий» стиль поведения, т.е. необъективны, пристрастены, в отношениях с окружающими руководствуются прежде всего своими эмоциями, подчиняют им оценку людей. Четко разделяют «своих» и «чужих»; в тех, кому симпатизируют, видит только позитивные черты, а в тех, кто не нравится, – одни недостатки. Разочаровавшись в ком-то, могут резко менять оценку его личности на прямо противоположную. Придерживаются командно-авторитарного стиля руководства.

Проведя социометрическое исследование и изучив восприятие индивидом группы, сопоставив результаты и наши знания по этому вопросу, изучив структуру  межличностных отношений в группе и персептивною сторону межличностных  взаимоотношений мы приходим к выводу о том, что социальный статус каждого  члена группы не определяет характер восприятия индивидом группы, т.е. его  отношение к окружающим.

Таким образом, по результатам  двух исследований и по всему выше сказанному делаем вывод о том, что  социальный статус члена группы не определяет характер восприятия им группы.

 

Список использованных источников

 

  1. Андреева, Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 378 с.
  2. Андриенко, Е.В. Социальная психология: учебное пособие для студентов пед.вузо./Е.В. Андриенко. - М.: Просвещение, 2000. – 339 с.
  3. Байярд, Р.Т. Ваш беспокойный подросток/ Р.Т. Байярд. – М.: Просвещение, 1991. – 63с.
  4. Битянова, М.Р. Социальная психология/Р.Т. Битянова. – М.: Просвещение, 1994. – 83с.
  5. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности/Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 1995. –352с.
  6. Бодалев, А.А. Личность и общение: избранные труды/А.А. Бодалев - М.: Просвещение, 1983. – 274с.
  7. Бурлачук, Л.Ф., Словарь – справочник по психодиагностике/Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. – СПб.: Питер Ком, 1999г. – 528с.
  8. Большая энциклопедия психологических тестов. М.: Изд-во Эксмо, 2005. - 416 с.
  9. Гаврилова, Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии // Вопросы психологии. – 1975.– №2 – 150 с.
  10. Дубровина, И.В. Возрастные особенности психического развития детей/И.В. Дубровина, М.И. Лисина. – М.: АПН СССР, 1982. – 164с.
  11. Драгунова, Т.В. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков/Т.В. Драгунова, Д.Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 1967. – 156с.
  12. Емельянов, Ю.Н. Руководство коллективом как проблема социальной психологии / Ю.Н. Емельянов. - М.: Россмен, 1991. – 338 с.
  13. Крутецкий, В. А. Психология обучения и воспитания школьников/В.А. Крутецкий. — М.: Россия, 1976. — 260 с.
  14. Крысько, В.Г. Социальная психология: словарь-справочник/В.Г. Крысько. – Мн.: Харвест, 2004. – 688 с.
  15. Лисина, М. И. Общение, личность и психология ребенка/М.И. Лисина. – Воронеж: Модэк, 1997 - 383 с
  16. Лидерство/ пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. – 258 с.
  17. Марковская, И.М. Основы социально-психологических знаний: Учебное пособие/И.М. Марковская. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2001. – 64 с.
  18. Овчарова, Р.В. Справочная книга школьного психолога/Р.В. Овчарова. – М.: Просвещение, 1993. – 256с.
  19. Практическая психология: Уч. / Под ред. Тутушкиной М.К. – 3-е изд., перераб., доп. – СПб.:Изд-во. «Дидактика Плюс», 2000. – 336 с.
  20. Психологические тесты/Под ред. А.А. Карелина: В 2т. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003. – Т.2. – 248 с.;
  21. Роббер М. А. Психология индивида и группы - М.: Прогресс, 1988 -374с
  22. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии/Е.В. Сидоренко. - СПб.: Речь, 2006. - 350 с.
  23. Семечкин, Н.И. Социальная психология: учебник для вузов/Н.И. Семечкин - СПб.: Питер, 2004. - 376 с.
  24. Социальная психология: Хрестоматия / Сост. И.М. Марковская – Челябинск: Изд-во. ЮУрГУ, 2000. – 101 с.
  25. Смит, Дж. Лидерство в сфере профессиональных услуг /пер. с англ/Дж.Смит. – Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2005. – 288 с.
  26. Справочник практического психолога. Психодиагностика/под.общ.ред. С.Т.Посоховой. - М.: АСТ; СПб.: Сова, 2005. - 671, [1] с.:ил.
  27. Сизанов, А. Н. Познай себя/А.Н. Сизанов. – СПб: Питер, 2000 - 496 с
  28. Столяренко, Л.Д. Основы психологии/Л.Д. Столяренко. – Ростов на Дону: Феникс, 1997. – 214с..
  29. Филонович, С.Р. Лидерство и практические навыки менеджера: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 9 / С.Р. Филонович – М.: «ИНФРА-М», 1999. – 328 с.
  30. Челдышова, Н.Б. Шпаргалка по социальной психологии / Н.Б. Челдышова. - М.: Издательство "Экзамен", 2007. - 48 с.
  31. Шибутани, Т. Социальная психология/Т.Шибутани. – М.: АСТ; Ростов н/Д: Феникс, 1999 – 539
  32. Савина О.О. «Особенности становления идентичности в подростковом и юношеском возрасте»

Информация о работе Эмпирическое исследование взаимосвязи лидерских качеств личности и социального статуса подростков