Эмпирическое исследование взаимосвязи лидерских качеств личности и социального статуса подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 19:37, курсовая работа

Описание работы

Большую часть своей жизни личность проводит в группе. И велико значение занимаемого в группе положения. Становление личности индивида не может рассматриваться в отрыве от общества, в котором он живет, от системы отношений, в которые он включается. По словам К. Маркса, общество "не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу".

Работа содержит 1 файл

Лидерство.docx

— 112.38 Кб (Скачать)

Интересна и модификация  этой теории, предложенная американским ученым Э. Хартли, который предположил, что, если человек становится лидером  в одной ситуации, не исключено, что  он им станет и в другой. На основе этих двух подходов Г. Герт и С. Милз разрабатывают компромиссную «личностно-ситуативную» теорию. Они выделяли несколько основных факторов, которые были необходимы при рассмотрении феномена лидерства. К нволим, в частности, относились черты и образ лидера в представлении  последователей, а также их мотивы самого лидера. Кроме того характеристики роли лидера и официальные и правовые вопросы его работы.

Р. Стогдилл, Э.Холландер и  другие предложили рассматривать лидерство  с точки зрения статуса, взаимодействия, восприятия и поведения индивидов  по отношению к другим членам группы. Таким образом, лидерство стало  рассматриваться как отношения  между людьми, а не как характеристика отдельного индивида.

Следуя этой цели, Р.Кеттел предложил рассматривать лидерство  как динамичное взаимодействие между  целями лидера и целями и потребностями  конституентов и последователей, где функция лидера сводится к  выбору и достижению групповых целей.

Можно выделить и другие школы, внесшие определенный вклад в  изучение этой проблемы. Например, теория ожидания-взаимодействия. Наиболее ярким  ее представителям Дж. Хомансу и  Ф. Фидлеру принадлежит попытка  создания, так называемой операциональной  модели лидерства, в которой делается акцент на интеграции влияния лидера и ситуативных переменных. Выделяются два возможных стиля лидерства: ориентация на задачу и ориентация на межличностные отношения.

Иное понимание лидерства  делается в теориях, так называемого, гуманистического направления, утверждающего, что человеческое существо по природе  своей – сложный мотивированный организм, а организация в принципе всегда управляема. Поэтому лидер  должен так преобразовать организацию, чтобы индивиду была обеспечена свобода  для осуществления его собственных  целей, потребностей и вместе с тем  так, чтобы внести вклад в осуществление  целей организации. Эти идеи были развиты в работах Б. Блейка, Дж. Макгрегора и других американских исследователей. Гуманистические теории, на наш взгляд, скорее применимы к малым социальным группам.

Довольно широкое распространение  в США получила и так называемая мотивационная теория лидерства, представители  которой (С. Митчел, С. Эванс и др.) доказывают, что эффективность лидера зависит от его взаимодействия на мотивацию последователей, на их способность  к продуктивному выполнению задания. Эта теория предполагает определенную структуру лидерского процесса, определяя  типы лидерского поведения: это поддерживающее лидерство, директивное лидерство, лидерство, ориентированное на достижение качественного результата; установки  и поведение последователей, учитывающие  удовлетворение или неудовлетворение работой, одобрение или неодобрение  лидера, мотивацию поведения; ситуативные  факторы.

Заметное место среди  исследований проблемы лидерства занимают и теории обмена и трансактного анализа. Дж. Хоманс, Дж. Марч, Г. Саймон, Г. Келли  и др. рассматривают лидера как  чувствующего потребности и желания  своих последователей и предлагающего  им способы их осуществления. Здесь  акцент делается на эмоциональной стороне  процесса. Лидер может быть ориентирован на решение реальных задач, достижение определенных целей, а может придавать  первостепенное значение взаимоотношениям со своими последователями, т.е. межличностные  отношения выступают на передний план.

В 30-е гг. ХХ в. Немецкий психолог К. Левин провел серию экспериментов, на основе которых выделил три  ставших классическими стиля  руководства: авторитарный, демократический  и либеральный.

Американский ученый Р.Лайкерт  считает, что в современных условиях важнейшим качеством лидера является владение разными стилями и умение их применять в зависимости от конкретной обстановки, специфики решаемых задач, социально-психологических особенностей как последователей, так и своих  личных качеств. Для получения эффективных  результатов лидеры должны применять  в два раза больше элементов убеждения, чем принуждения.

Также нередко проводят типологию  лидерства через имидж его  представителей. Так американская исследовательница  М.Дж. Херманн выделяет следующие  образы лидера: «знаменосец», «служитель», «торговец», «марионетка» и «пожарник». Правда в реальной жизни в чистом виде эти образы лидерства не встречаются, а сочетаются в различных комбинациях  и пропорциях.

В последнее время доминируют классификации лидеров по стилю  поведения. Адептами данной классификации  выступают М.Кэ дэ Ври, А. Залезник, Е. Флорен. в России этот подход, использующий медико-психологическую и психиатрическую  терминологию, развивают Е. Коблянская, Е. Лабковская и др. Поведенческие  концепции лидерства акцентируют  внимание на его результативности и  эффективности. Обычно выделяется пять стилей по степени доминирования  тех или иных качеств: параноидальный, демонстративный, компульсивный, депрессивный и шизоидный, хотя в истории встречаются  лидеры, сочетающие несколько стилей.

Системы классификации лидеров, использующие макросоциальные факторы типа «характер  эпохи», «представитель класса», «представитель культуры» и т.д., малоэффективны и нефункциональны. Они обладают ограниченными прогностическими возможностями. Современные общества настолько  дифференцированны, что исключена  возможность достижения господства со стороны какого-либо политического  класса и чтобы лидер представлял  исключительно его интересы и  потребности [29].

 

    1. Основы лидерства: понятие и функции

 

Слово «лидер» многозначно, переводится с английского языка  на русский как: 1) Ведущий, руководитель; 2) Корабль, возглавляющий группу, караван  судов; 3) Спортсмен или спортивная команда, идущие первыми в соревновании; 4) Едущий впереди велосипедиста  мотоциклист (гонка за лидером). Термин Определение Лидерство англ. Leader Управленческие взаимоотношения между  руководителем и последователями, основанные на эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленные на побуждение людей к достижению общих целей. Выделяют формальное и неформальное лидерство. В первом случае влияние  на подчиненных оказывается с  позиций занимаемой должности. Процесс  влияния на людей через личные способности, умения и другие ресурсы  получил название неформального  лидерства. Считается, что идеальным  для лидерства является сочетание  двух основ власти: личностной и организационной. Решение проблем, возникающих перед группами людей при достижении ими общей цели решалось путем сплочения вокруг одного лидера [16; c. 24].

Лидер – это член группы, коллектива, общности, авторитетная личность, завоевавшая авторитет и право влиять на других людей и играющая центральную роль в организации определенных отношений и совместной деятельности.

Лидер является порождением  структуры взаимоотношений данной конкретной общности, группы, общества в целом. Эта структура определяется целями общности, ценностями и нормами, в ней функционирующими. В результате выдвигается конкретный лидер. Он как  бы олицетворяет систему предпочитаемых другими людьми целей и ценностей, выступает их непосредственным проводником  в жизнь. За ним признается право  вести за собой других членов, быть последней инстанцией в оценке различных  новых ситуаций и обстоятельств.

Лидерство – некоторые ученые считают, что лидеры обладают особыми качествами, отличающими их от других людей. Однако это не всегда соответствует действительности. Современные исследования показали, что эффективные лидеры действительно отличаются от других людей по нескольким характеристикам, включая: мотивацию к лидерству – лидер хочет вести людей за собой и влиять на окружающих; когнитивные способности – лидеры могут обрабатывать и интерпретировать большой объем информации; приспособляемость – лидеры могут адаптироваться к потребностям свих последователей и к изменяющимся требованиям ситуации [14; c. 199].

Отмечается, что проблема лидерства в гуманитарных науках на протяжении культурно-исторического  развития общества всегда вызывала интерес, который не ослабевает и сейчас.

М. Вебер, как и его последователи, интерпретировали лидерство как  возможность настаивать на своем, даже при наличие сопротивления. Близок к такому подходу Ф.Бурлацкий, определяющий способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать воздействие  на деятельность и поведение людей  с помощью авторитета, права, насилия. Такой подход в научной литературе получил определение бихивиористского.

в общенаучном контексте, данное понятие существует на трех социальных уровнях, выполняя различные  функции: лидерство в малой группе, лидерство в политических движениях  и лидерство как способ организации  власти [29].

Функции лидера

Сложность роли лидера, находящегося в стадии — становления, может  быть раскрыта путем рассмотрения тех  многообразных функций, которые  входят в позицию лидера.

Специфика функций лидера обусловлена особенностями группы, которой он руководит; в демократичных  группах решающее значение имеют  совершенно другие функции, нежели в  «авторитарных». Однако это не значит, что руководить группами с демократичной структурой легче, чем с авторитарной; просто эти функции качественно различны.

Многие из функций, к рассмотрению которых мы сейчас перейдем, применимы (или входят в круг обязанностей) формальных руководителей первичных  коллективов и крупных организаций.

Лидер как администратор. Наиболее очевидной для лидера является роль верховного координатора деятельности группы. Независимо от того, сам ли он разрабатывает основные направления деловой политики или они предписываются ему сверху, в круг его ответственности неизменно входит функция наблюдения за исполнением. Причем сущность административной функции заключается не в самостоятельном выполнении работы, а в предписании ее другим членам группы.

Иногда индивид, оказавшись в роли администратора, страдает от своей неспособности переложить часть ответственности и полномочий на других, ему кажется, что во всем необходимо его личное участие. В  результате он лишает подчиненных чувства  ответственности и препятствует их вовлечению в работу группы.

Лидер как планировщик. Лидер часто принимает обязанности разработчика методов и средств, при помощи которых группа достигает целей. Эта функция может включать в себя как определение непосредственных шагов, так и разработку долгосрочных планов деятельности. Часто лидер является единственным хранителем плана действий; он один знает дальнейшие пути, все остальные члены группы знакомы лишь с отдельными, не связанными между собой частями плана.

Лидер как политик. Одной из важнейших функций лидера является установление целей и основной линии поведения группы. В основном групповые цели и методы их достижения имеют три источника:

1) Указания сверху, получаемые  группой от руководства в соответствии  с субординацией. Однако лидеры  низшего уровня привлекаются  в качестве консультантов, с  правом совещательного голоса  при выработке этих установок.

2) Указания снизу, т.  е. решения самой группы. Хотя  цели и средства определены  снизу, лидер тем не менее  несет ответственность за их  реализацию, поскольку он, будучи  членом группы, также вовлечен  в выработку этих целей и  методов.

3) Указания самого лидера (при условии, что он обладает  автономией в принятии решений).

Таким образом, независимо от источника, определение групповых  целей и методов их достижения является обязательной функцией лидера.

Лидер как эксперт. Лидер часто является тем лицом, к которому обращаются как к источнику достоверной информации или квалифицированному специалисту. Безусловно, при высокой степени разделения функций в больших группах лидеры (руководители организаций) прибегают к услугам различных заместителей, специалистов и консультантов. Заметим, что в данном случае сам выбор этих экспертов второй ступени наглядно характеризует способности самого руководителя.

Лидер как представитель  группы во внешней среде. Лидер является официальным лицом группы, выступающим во внешней среде от имени всех. Поэтому участникам группы не безразлично, кто и как их будет представлять; лидер в этом случае отождествляет собой всех членов группы, их коллективный разум, волю и т. д. Он трансформирует информацию, исходящую от группы и получаемую для группы. В последнем смысле он является «привратником».

Лидер как регулятор  отношений внутри группы. Регулирование личностных и деловых отношений внутри группы осуществляется через коммуникативную сеть, которая может иметь различный вид. В некоторых группах вся информация проходит через лидера; иногда существуют в группе приближенные к лидеру лица, которые замыкают на себе эту сеть; существует тип групп, где лидер является «одним из всех».

Лидер как источник поощрений и наказаний. Особенно важным обстоятельством, с точки зрения члена группы, является система поощрений и наказаний, которую лидер применяет для контроля за деятельностью участников группы.

Лидер как третейский судья и миротворец. Это функция в известной мере связана с предыдущей. В условиях конфликтов между членами группы лидер должен выступать как судья и утешитель одновременно, т. е. кого-то поощрять и кого-то наказывать. В связи с этой функцией в руках лидера оказывается средство, благодаря которому он может уменьшать или поддерживать тенденцию к фракционизму внутри группы, в зависимости от того, каковы его личные планы.

Информация о работе Эмпирическое исследование взаимосвязи лидерских качеств личности и социального статуса подростков