Этические принципы и нормы деятельности социального работника

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2012 в 14:16, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: исследовать соответствие моральных и нравственных аспектов деятельности социального работника требованиям современного общества.
В соответствии с целью, предметом и объектом нами определены задачи исследования:
- изучить историю, сущность, специфику профессиональной морали, изучить нравственное сознание в социальной работе;
- исследовать личностно-нравственные характеристики социального работника;
- разработать рекомендации по нравственному воспитанию и требования к специфическим качествам специалиста по социальной работе в пенитенциарном учреждении.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА
1.1 ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЭТИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ НА РУСИ
1.2 ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
2. ОСНОВНЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА
2.1 ЛИЧНОСТНО-НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА
2.2 ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА
3. СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОЦИАЛЬНОМУ РАБОТНИКУ
3.1 ДЕОНТОЛОГИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
3.2 ДОЛГ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ЭТИЧЕСКИЕ ДИЛЕММЫ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
3.3 ЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ ДЛЯ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА.docx

— 96.15 Кб (Скачать)

Выдержка и самообладание - являются качествами личности социального работника, без которых его профессиональная деятельность невозможна. Социальный работник должен в любой ситуации учитывать эмоциональный статус клиентов. Даже если клиент раздражен и позволяет себе выплеснуть негативные эмоции на социального работника, то социальный работник не имеет права ответить тем же.

Доброта социального работника, основанная на гуманизме и любви к людям, имеет специфическое содержание - она деятельна. Она воплощается в заботе о человеке, создании благоприятных условий для его жизнедеятельности, положительного эмоционального настроя, в обучении клиента необходимым для него навыкам и действиям, в умении вовремя оказать необходимую помощь.

Любовь к людям. Далеко не все клиенты объективно способны вызвать к себе любовь. Тем не менее, социальный работник должен уметь видеть в людях положительные качества - именно они могут стать основой его любви к ним. Социальный работник должен стремиться к тому, чтобы изменить мнение клиента о самом себе и вызвать ту положительную трансформацию личности, которая повлечет за собой позитивные изменения.

Самокритичность. Умение анализировать свою деятельность, видеть свои ошибки и пути их исправления, давать беспристрастную оценку своим действиям и поведению, не выгораживая себя и не ища самооправданий, - одно из качеств, дающих возможность социальному работнику не только честно исполнять свой долг, но и совершенствоваться в свой профессиональной деятельности. Только конструктивно критикуя самого себя, можно развивать свои недостатки.

Адекватность самооценки. При работе с населением социальный работник не должен терять чувства реальности и переоценивать свои способности и возможности - завышенная самооценка приведет к самоуверенности и высокомерию, а самоуверенность повлечет за собой ошибки и негативно скажется на эффективности деятельности. Неверие в свои силы также отрицательно скажется и на результатах деятельности, и на состоянии клиента, и на общественном мнении о системе социальной защиты в целом.

Терпение необходимо в повседневной деятельности социального работника, поскольку многие из клиентов трудны в общении. Социальный работник должен быть терпелив с каждым, должен быть готов выслушать бессвязный рассказ или несколько раз повторить одно и то же, должен иметь терпение выслушать эмоционального клиента, даже если эти эмоции беспричинно направлены на социального работника.

Коммуникабельность. От этой способности социального работника во многом зависит успех его деятельности, потому что именно в общении он узнает о проблемах клиента, о его надеждах и ожиданиях, вырабатывает план совместных действий по решению проблемы и обсуждает ход его выполнения и результаты. В общении с коллегами социальный работник перенимает и распространяет опыт работы, обсуждает общие проблемы и решает различные проблемы.

Оптимизм - социальная работа является одной из самых трудных профессий, поскольку социальный работник чаще всего видит людей несчастных, обездоленных, обремененных множеством проблем. Специалисту, наблюдающему вокруг себя человеческие страдания, трудно сохранять оптимизм, веру в справедливость и торжество добра, однако это необходимо, так как помимо материальной, бытовой и любой другой помощи, социальный работник должен нести людям радость, надежду и веру в лучшее, а это невозможно осуществить, если сам он не имеет ни веры, ни надежды.

Сила воли необходима социальному работнику не только для того, чтобы преодолеть себя, но и для того, чтобы преодолеть пассивность клиента. Именно сила воли социального работника может заставить клиента вновь поверить в себя, преодолеть слабость и неверие в собственные силы, активно подключиться к деятельности и тем самым повысить свой личностный потенциал и социальную активность.

Эмпатия. Способность к эмпатии в форме сопереживания и сочувствия является необходимой чертой личности социального работника и во многом определяется его умением поставить себя на место клиента. Практика показывает, что, обращаясь за помощью в социальные службы, клиент в первую очередь ищет сочувствия, сострадания, сопереживания. Никакое вежливое внимание не сможет обмануть клиента - он интуитивно почувствует равнодушие и фальшь, которая ранит его. Подлинное сочувствие и сострадание всегда будут оценены клиентом.

Стремление к самосовершенствованию  должно проявляться не только в постоянном стремлении специалиста к профессиональному росту, приобретению практического опыта, навыков, умений и новых теоретических знаний, но и в совершенствовании духовном и нравственном, повышении своих моральных качеств. Самосовершенствование для социального работника - не самоцель, хотя для любой личности совершенствование своих профессиональных и духовных качеств является одной из важнейших потребностей. Нравственность социального работника направлена не только на него самого, но и на клиента, и в этом ее высокое назначение. Высокие моральные качества позволяют социальному работнику самостоятельно регулировать свое поведение и действия, осуществлять самоконтроль и моральную самооценку.

Творческое мышление - неотъемлемая характеристика социального работника. В каждом конкретном случае социальный работник должен, принимая решение, учитывать малейшие нюансы дела, чтобы принять оптимальное решение и добиться наивысшего результата. При отсутствии творческого мышления специалист будет действовать по схеме, что существенно снизит мобильность решений, эффективность его работы и может отрицательно сказаться на клиенте. В социальной работе нет готовых рецептов, применимых в абсолютно любых обстоятельствах и ситуациях.

Таким образом, качества личности социального работника во многом определяют успешность его взаимодействия с клиентом и являются необходимым  условием его профессиональной пригодности. Формирование моральных качеств  происходит путем усвоения духовных ценностей общества и профессии, превращения их в процессе деятельности в убеждения и потребности. Эти  качества личности социального работника, проявленные им по отношению к  клиенту, его окружению и всему  обществу, способствуют повышению уровня общественной нравственности и тем  самым - решению ряда социальных проблем.

 

2.2 Профессионально-этический  кодекс социального работника

 

В условиях современной России процессы реформирования экономики  и всего общественного устройства могут быть кардинально оптимизированы лишь при соответствующем моральном  уровне общества. Мораль в современных  условиях должна не только адекватно  реагировать на все изменения, происходящие в обществе, но и опережать их, так как отставание морального развития общества, как показывает практика, ведет к тяжелым последствиям.

Потребность в создании специфических  норм морали - кодексов - для различных  сфер профессиональной деятельности неодинакова. Особо остро она ощущается  тогда, когда деятельность специалистов направлена непосредственно на человека, когда человек является объектом деятельности, причем степень индивидуализации труда специалистов высока. В этом случае мораль имеет огромное значение, так как нравственность представителей таких профессий, их отношение к  выполнению профессионального долга  во многом определяют качество их работы и конечный результат. Однако для  выработки привычного в рамках профессиональной этики поведения необходимы предварительная  работа по выявлению, систематизации, анализу и формулированию, взаимному  согласованию содержания конкретных норм и правил, обоснование этического кодекса и его легитимизация12.

Сегодня в условиях безработицы, большинство граждан, не надеясь  уже найти себе работу по сердцу или, по крайней мере, с удовлетворительной оплатой труда, вынуждены снизить  свои первоначальные профессиональные притязания или коренным образом  их изменить, направив в новую сферу  деятельности; они соглашаются на любую работу и приходят с путевками  служб занятости в социальные службы. Такие люди не имеют профессиональной подготовки, что само по себе является недопустимым для работы в системе социальной защиты, однако признается вынужденно приемлемым в условиях нехватки кадров вообще и квалифицированных кадров в частности. Но главное - далеко не все из этих людей морально готовы к тому виду деятельности, который называется профессиональной социальной работой. Это является одной из причин, делающих необходимым введение особых, дополнительных форм контроля за деятельностью специалистов, - профессиональных этических кодексов.

В практике социальной работы уже имеется целый ряд средств  для регулирования поведения  и действий специалистов. В системе  социальной защиты населения действует  система правового регулирования  отношений между участниками  процесса - Конституция РФ, законы РФ, указы Президента и распоряжения местных органов власти и система  административного регулирования - уставы, положения, штатные расписания, должностные инструкции, приказы  и т.п. Предусмотрена также система  отчетности и формального контроля за деятельностью учреждений социальной защиты и отдельных социальных работников.

Но вместе с тем все  эти средства, при всей их необходимости, не могут быть признаны достаточными. Они не могут охватить всего разнообразия отношений и ситуаций, возникающих  в практике социальной работы повседневно. Это делает необходимым разработку и введение более гибкой и более  действенной системы контроля, отражающей глубинную сущность социальной работы как профессиональной деятельности.

Такой системой контроля является этический кодекс социального работника, формирующий основные принципы профессиональной морали и указывающий на специфику  черт личности, делающих ее профессионально  пригодной к деятельности в качестве социального работника, а также  освещающей те социальные функции, которые  возложены на профессию обществом. Рациональный, проверенный временем и откорректированный социальной действительностью  набор этических норм приобретает  статус кодекса (от латинского codex - книга), представляющего собой свод нравственных норм, предписываемых к исполнению, принятого ассоциацией или союзом социальных работников и в дальнейшем служащего стандартом этических отношений в профессиональной деятельности.

Основная цель этического кодекса - содействовать воплощению идеалов гуманизма, нравственности и социальной справедливости в профессиональной деятельности и обществе в целом, а главная задача - служить эталоном профессионального поведения и  деятельности социального работника.

Этические кодексы социальной работы выполняют определенные функции  как в обществе, являясь одним  из способов ее регламентации, так и  в самой профессиональной деятельности, определяя степень и меру влияния  моральных норм на субъектов деятельности и способы их повседневных действий. Устанавливая определенные критерии, необходимые для выстраивания нравственных отношений между участниками  деятельности, как субъектами, так  и объектами, этические кодексы  призваны выполнять следующие функции:

  • обеспечить адекватную профессии этическую регламентацию;
  • создать единую морально-нравственную основу профессиональной деятельности;
  • служить базовым критерием для определения профессиональной пригодности специалиста;
  • унифицировать поведение специалиста на основе предъявляемых к ним единых этических требований;
  • обеспечить однонаправленность действий на основе определенной общей системы ценностей;
  • обеспечить непротиворечивость этических норм, положенных в основу деятельности;
  • обеспечить этичность поведения и действий социальных работников, их коллективов и социальных служб;
  • гарантировать осуществление прав клиентов;
  • гарантировать возможность осуществления взаимозаменяемости работников;
  • обеспечить преемственность действий как отдельных специалистов, так и социальных служб;
  • дать социальным работникам определенную свободу действий для решения поставленных задач в рамках этических норм и принципов;
  • содействовать повышению уровня моральности - социальных работников, их клиентов и социального окружения клиентов, всего общества;
  • обосновать необходимость постоянного нравственного совершенствования специалистов;
  • повысить моральный авторитет социальной работы в обществе;
  • гарантировать этическую чистоту профессии как таковой.

Социальные работники  представляют собой специфическую  профессиональную группу. И поскольку  они в совокупности являются специфическим  субъектом деятельности, о них  можно говорить не как об отвлеченном  объекте, а как о социальном организме, характеризующемся присущими ему  стереотипами поведения и действий, социальной ролью в обществе. Этот социальный организм имеет определенный набор внутренних этических норм, в сравнении с которыми оцениваются  и определяются поведение и действия каждого из отдельных его представителей, а также целостных коллективов  и структур. Как в любой другой сфере деятельности, нравственные нормы  в социальной работе складывались эмпирически  и в настоящее время продолжают совершенствоваться с учетом научных  исследований в данной области и  накопленного опыта, в соответствии с ожиданиями и требованиями социума. Несмотря на то, что эмпирические нормы  в социальной работе длительное время  не конструировались, их документальное оформление и сведение в этический  кодекс началось не с нуля.

Во-первых, для современного человечества высшей базовой ценностью  является человек, вне зависимости  от его физического, профессионального, социального, материального статуса.

Во-вторых, в период становления  профессиональной социальной работы возник огромный интерес к традициям  милосердия и благотворительности  Российского государства.

В-третьих, несмотря на отмечаемое многими исследователями падение  нравственности современного российского  общества, люди сохранили в себе человеколюбие. Русский человек  всегда готов оказать помощь, причем не ожидая за это вознаграждения, это  говорит об изначальном гуманизме  россиян, который может лишь до некоторой  степени подавляться под влиянием обстоятельств, но не может исчезнуть  бесследно.

В-четвертых, социальные работники  нашей страны, формируя свои представления  о социальной работе как специфическом  виде профессиональной деятельности, имели возможность ознакомиться с опытом служб социальной защиты зарубежных стран, обладающих не только апробированными схемами помощи различным категориям клиентов, но и соответствующими этическими традициями и стандартами, регламентирующими  их деятельность.

В-пятых, социальная работа в  современной России возникла как  объективно необходимый, специфический  социальный институт, призванный реализовать  в очень сложных и противоречивых условиях основной принцип гуманизма - не только признавать на словах, но и  на деле относится к человеку как  к высшей ценности, а его благо  считать целью общественного  развития - и проводить в жизнь  принцип социальной справедливости.

Информация о работе Этические принципы и нормы деятельности социального работника