Этические принципы и нормы деятельности социального работника

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2012 в 14:16, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: исследовать соответствие моральных и нравственных аспектов деятельности социального работника требованиям современного общества.
В соответствии с целью, предметом и объектом нами определены задачи исследования:
- изучить историю, сущность, специфику профессиональной морали, изучить нравственное сознание в социальной работе;
- исследовать личностно-нравственные характеристики социального работника;
- разработать рекомендации по нравственному воспитанию и требования к специфическим качествам специалиста по социальной работе в пенитенциарном учреждении.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА
1.1 ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЭТИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ НА РУСИ
1.2 ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
2. ОСНОВНЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА
2.1 ЛИЧНОСТНО-НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА
2.2 ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА
3. СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОЦИАЛЬНОМУ РАБОТНИКУ
3.1 ДЕОНТОЛОГИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
3.2 ДОЛГ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ЭТИЧЕСКИЕ ДИЛЕММЫ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
3.3 ЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ ДЛЯ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА.docx

— 96.15 Кб (Скачать)

При этом сознательное начало, регулирующее поведение, требования к  профессиональным и личностным качествам  социального работника и привычка к должному поведению не противоречат друг другу - напротив, они дополняют  друг друга.

Деятельность социального  работника, имеющая в своей основе должное поведение, всегда ориентирована  на тщательное, творческое выполнение профессиональных обязанностей и достижение высоких результатов, сопровождающиеся сознанием личной ответственности  за произведенные действия. Такая  деятельность стимулируется потребностью в самоуважении, поддержании профессионального  авторитета и личного достоинства, статуса трудового коллектива и  профессии в обществе. Она не может  быть ориентирована на чисто внешние  показатели, не поддающиеся официальному учету и контролю критерии эффективности  с целью получения поощрений  в любой форме. Деонтология показывает, какие требования предъявляет общество к социальному работнику как  к специалисту, гражданину и человеку.

Условно деонтологию социальной работы можно рассматривать по тому, какие субъекты и объекты рассматриваются  как стороны конкретного профессионального  отношения. Соответственно можно выделить пять типов таких отношений:

ответственность и долг социального  работника перед обществом и  государством;

ответственность и долг социального  работника перед профессией;

ответственность социального  работника перед коллективом (коллегами);

ответственность социального  работника перед клиентом и его  близкими;

долг социального работника  перед самим собой.

В отличие от профессионального  долга, профессиональные обязанности  носят более конкретный характер, так как они относятся к  разнообразным требованиям и  задачам, возложенным на социального  работника в силу его профессионального  статуса или на социальную работу как на институт, востребованный обществом.

Профессиональные обязанности  социального работника в общих  чертах изложены в Квалификационном перечне, куда специальность "социальная работа" была внесена в апреле 1991 г. приказом Госкомтруда СССР. Более  детально проработанные профессиональные обязанности социального работника  нашли свое отражение в должностных  инструкциях, созданных в различных  учреждениях социальной защиты и  являющихся обязательными для исполнения. В зависимости от сферы деятельности, должностные обязанности социального  работника могут видоизменяться, однако при этом не изменяются их моральные  обязанности по отношению к клиентам, коллегам и обществу.

Не всякая функциональная обязанность социального работника  может рассматриваться как его  долг. Те обязанности, которые навязываются социальному работнику извне  под влиянием ситуации или вышестоящими должностными лицами и не идущие на пользу клиенту и обществу, не могут  рассматриваться как его долг, но вместе с тем они могут быть выполнены. Мерилом ответственности  социального работника за выполнение такого рода обязанностей в данном случае являются его моральное чувство, честь и достоинство, гражданское  чувство ответственности и дисциплинированность исполнителя.

3.2 Долг, ответственность  и этические дилеммы в социальной  работе

 

Как видим, понятия профессиональной этики и ценностей в социальной работе являются весьма широкими. В  общем, они касаются трех различных, хотя и взаимосвязанных аспектов. Во-первых, этические принципы социальной работы могут быть как общими, так  и специфическими, в соответствии с целями, приоритетами, ценностями и формами специализации. Дело в  том, что социальная работа охватывает многие стороны человеческой жизни, и в работе с детьми могут не действовать те же подходы, что в  работе с молодежью или пожилыми людьми. Методы также могут быть различными (например, индивидуальная или групповая работа). Второй аспект имеет отношение к внедрению  этических стандартов профессии. Третий затрагивает этические дилеммы, которые возникают при выполнении профессиональных обязанностей. Что  такое дилемма?

В логике - это суждение, где  предмету приписывается два противоречащих друг другу признака, исключающих  возможность третьего. Мы говорим, что  в жизни возникла дилемма, имея в  виду ситуацию, когда человек оказывается  перед необходимостью выбора между  двумя одинаковыми возможностями. Другими словами, дилеммой называется положение, при котором выбор  одной из двух противоположных возможностей одинаково затруднителен. В обыденной  ситуации человек осуществляет выбор, исходя из собственных ценностей, убеждений, принципов. Когда возникает ситуация выбора, осознанно или неосознанно  он выбирает то решение, которое выгоднее для него. Очевидно для того, чтобы  человек осознал дилемму, перед  ним должны встать две равноценные  для него альтернативы, иначе ситуация будет представлять трудность, но не будет дилеммой. Именно возможность  и необходимость осуществлять выбор  во многом отличает современные общества и социальные отношения от традиционных.

Этическая дилемма в социальной работе отличается от дилемм, возникающих  вне профессиональной деятельности. Однако и здесь дилемму представляет ситуация, в которой человек вынужден делать выбор между двумя равноценности  возможности. Необходимость выбора определяется тем, что субъекты, участвующие  в действиях социальной работы, имеют  различные, но равновесные интересы, требования и ценности. Кроме того, личные и профессиональные ценности социального работника также  могут не совпадать.

Например, социальные работники  зарубежных стран следующие наиболее часто встречающие дилеммы:

различные религиозных взглядов социального работника и потребителя  услуг;

несоответствие этнокультурных традиций участников социального действия;

расхождение личных и профессиональных ценностей социального работника;

несовпадение мнений социального  работника и других участников процесса изменений о законодательной  системе.

Дилеммы, придающие неопределенность роли социального работника, могут  привести к серьезным трудностям. Например, для социального работника, который рассматривает независимость  как базовую ценность, любое управление поведением клиента выглядит как  разрушение самой гуманистической  сущности профессий.

Кроме базовых профессиональных ценностей, которыми руководствуется  социального работника, существуют и инструментальные. К ним относятся  честность, открытость, сотрудничество. В практической деятельности необходимы теоретические и инструментальные знания и ценности. Порой инструментальные и базовые ценности клиента и  социального работника могут  существенно различаться.

Вряд ли нужно безоговорочно  подстраиваться под ценности клиента. Следование профессиональным ценностям  и в то же время уважительное отношение  к мнению клиента - наиболее предпочтительный вариант работы. Спорным остается вопрос о пределах независимости  клиента от воли социального работника. Не всегда можно легко и быстро добиться положительных изменений  в жизни клиента, так как социальный работник не всегда полностью уверен, что именно следует делать, в связи  с чем сам нуждается в совете.

Например, подобная проблема может возникнуть в случае внебрачной беременностью несовершеннолетней девушки. С другой стороны, проблема может быть вызвана тем, что люди часто меняют свои взгляды и планы. Например, будучи раздраженной, клиентка хочет развестись с мужем, но проходит время, и она забывает о своих  планах. Следующее затруднение может  возникнуть в связи с определением границ "возможных" и "невозможных" изменений у клиента. Сравните, например, вопрос об изменении финансового  положения или устранении врожденных физических недостатков. Можно сказать, что ограничения свободы происходят очень часто, но социальному работнику  необходимо доводить до клиента причины  этих ограничений.

Большинство этических дилемм в профессии связано с необходимостью выбора между двумя или более  противоречивыми обязательствами. Так, этический кодекс социальных работников США утверждает, что "социальный работник не должен участвовать в  каких-либо действиях, которые нарушают или уменьшают гражданские или  юридические права клиентов". Тем не менее, в этом кодексе также  указывается, что "социальный работник должен соблюдать свои обязательства  перед организацией-работодателем". Легко представить ситуацию, когда  эти принципы вступают в противоречие друг с другом17.

Довольно часто возникают  этические дилеммы, связанные с  конфиденциальностью и интересами общества; необходимостью говорить правду и интересами клиента; патернализмом  и самоопределением; обязательством придерживаться законов и защитой  клиента, коллегиальностью и "доносительством"; принципом равенства и неравным распределением ограниченных ресурсов; соотношением между личными и  профессиональными ценностями. Рассмотрим более подробно некоторые из перечисленных  этических дилемм.

Конфиденциальность и интересы общества. Все социальные работники знают и должны следовать положению о конфиденциальности, то есть о праве клиента на сохранение и неразглашение сведений о себе. Но в отдельных случаях на практике социальный работник вынужден отступать от данного обязательства: например, когда существует угроза, что клиент может нанести вред третьему лицу. В этическом кодексе Ассоциации социальных работников Ирландии эта возможность учитывается следующим образом: "Социальный работник признает, что вверенная ему информация не должна быть использована в иных целях, кроме помощи. Такая информация может быть разглашена только в случае заинтересованности в этом клиента, за исключением случаев, когда есть серьезная опасность для клиента, самого социального работника, других членов общества. Любая информация о клиенте должна относиться к делу и ограничиваться частной ситуацией". Социальные работники не пришли к универсальному решению, при каких условиях все же возможно раскрывать конфиденциальную информацию, несмотря на общее мнение о том, что несоблюдение конфиденциальности оправдано в чрезвычайных ситуациях.

Необходимость говорить правду и интересы клиента. Клиент имеет право на получение правдивой информации о состоянии дел и своем благополучии. Однако некоторые социальные работники считают возможным, а в некоторых ситуациях даже необходимым скрывать правду от клиента или искажать ее. Подобные действия могут быть связаны с защитой клиента от ущерба, например, если таковым является больной человек или ребенок. Тем не менее, большинство социальных работников придерживаются мнения, что нельзя отказывать клиенту в правдивой информации или искажать ее.

Патернализм и самоопределение. Проблема патернализма является серьезной этической дилеммой социальной работы. Говоря более простым языком, патернализм - это вмешательство в желания клиента или ограничение его свободы (для его же блага); ограничение действий клиента, которые вредят его здоровью или благосостоянию; требование принять услуги против его желания; утаивание или искажение информации. Все это примеры патернализма для защиты клиентов от них же самих. Существуют споры среди социальных работников по поводу условий, допускающих патернализм. Некоторые придерживаются мнения, что клиенты должны иметь право на некоторую степень риска. Несогласные с данной точкой зрения утверждают, что социальные работники несут ответственность за защиту клиентов от них самих. Расхождение во мнениях затрагивает концепцию самоопределения и вопроса о том, кто из клиентов способен осознавать свое положение и принимать рациональные решения.

Обязательство придерживаться законов  и защита клиента. Иногда среди социальных работников встречается мнение, что не следует подчиняться законам, политике и постановлениям, так как они могут нанести вред. Например, в США социальные работники считают невозможным сообщать властям о злоупотреблениях, если эту информацию они получили от ребенка, поскольку тот может подвергнуться неоправданному риску. Большинство социальных работников не допускают таких нарушений, хотя часть их коллег уверена, что любые действия, защищающие благополучие клиента, допустимы даже при нарушении других этических норм и законов.

Коллегиальность и "доносительство". В случаях, когда кто-то из социальных работников нарушает закон или правила  организации, складывается очень сложная  ситуация для их коллег, которые  знают об этих нарушениях. Зная о нарушениях своих коллег, социальный работник сталкивается с этической дилеммой и должен тщательно взвесить свои поступки. Дружеские чувства, профессиональная ответственность и возможность испортить свою репутацию могут разноречивым образом повлиять на его решения.

Принцип равенства и неравное распределение  ограниченных ресурсов. Данная проблема стала актуальной в наши дни. К дефицитным, или ограниченным, ресурсам относятся запасы продовольствия, жилье, денежные фонды для реализации различных проектов и программ, финансирование реабилитационных программ или время их действия. Распределение этих ресурсов происходит с учетом принципа равенства или предоставления клиентам равных возможностей при обращении за помощью. В распределении учитывается потребность в той или иной помощи, однако предпочтение может отдаваться людям, в большей степени пострадавшим от несправедливости или дискриминации.

Личные и профессиональные ценности. В практической деятельности социальные работники часто сталкиваются с внутренним конфликтом личных и профессиональных ценностей. Например, являясь противником абортов, социальный работник может испытывать сложности при обсуждении данной проблемы с беременной молодой девушкой. Другой случай. Пациент отказывается от медицинских препаратов по религиозным причинам. Социальный работник, уверенный в улучшении здоровья пациента медицинскими препаратами, задумается, стоит ли его убеждать в этом, так как помнит о праве пациента на самоопределение.

Приведенные примеры показывают сложность и неоднозначность  положения социального работника. В качестве основных вопросов профессиональной этики можно выделить следующие:

1) Каковы этические обязательства  профессиональных работников по  отношению к клиентам (пациентам), коллегам, работодателям, профессии  и обществу в целом?

Информация о работе Этические принципы и нормы деятельности социального работника