Шпаргалка по "Возрастной педагогической психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 02:14, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Возрастной педагогической психологии"

Работа содержит 1 файл

Возрастной педагогической психологии.doc

— 333.50 Кб (Скачать)

Развитие ребенка протекает  и литически (спокойно), и критически. Периоды стабильного и кризисного развития по Л.С. Выготскому представлены в табл.

Возраст

Стабильный период развития

Критический период

0–2 мес.

 

Кризис новорожденности

2 мес. – 1 год

Младенческий возраст

Кризис 1 года

1–3 года

Раннее детство

Кризис 3 лет

3–7 лет

Дошкольное детство

Кризис 7 лет

7–13 лет

Школьный возраст

Кризис 13 лет

13–17 лет

Пубертатный возраст

Кризис 17 лет


Периодизация  психического развития ребенка  по Д.Б. Эльконину

Эльконин Д.Б. выдвинул гипотезу о периодичности процессов  психического развития, которая выражается в закономерно повторяющейся смене одних периодов другими.

В пределах одной и  той же деятельности можно выделить ее этапы:

1. Усвоение мотивов  и задач деятельности.

2. Активность ребенка  направлена на действия с предметами, их познание.

3. Познание взаимоотношений с людьми. Общение. В процессе общения формируются потребность, мотивы, цели другой складывающейся деятельности. Представим концепцию периодизации развития психики по Д.Б. Эльконину.

Возраст

Эпоха

Период

Ведущая деятельность

Тип отношений

0–1 год

Раннее детство

Младенчество

Непосредственно-эмоциональное  общение

Человек – человек

1–3 года

Раннее детство

Предметно-манипулятивная деятельность

Человек – предмет

3–7 лет

Детство

Дошкольное

Сюжетно-ролевая игра

Человек – человек

7–11 лет

Младшее школьное

Учебная деятельность

Человек – предмет

11–13 лет

Подростничество

Младшее

Интимно-личностное общение

Человек – человек

13–15 лет

Старшее

Учебно-профессиональная деятельность

Человек – предмет


Периодизация  развития личности с позиций  социальной психологии по А.В. Петровскому

Петровский А.В. считает, что для каждого возрастного  периода ведущим является не монополия  конкретной (ведущей) деятельности, адеятельностно-опосредованный тип взаимоотношений, который складывается у ребенка с наиболее референтной для него в этот период группой. Эти взаимоотношения опосредуются содержанием и характером деятельности, которые задает эта референтная группа, и общением,  которое в ней складывается.

Соответственно внутри каждого периода А.В.Петровский предлагает выделить 3 следующие друг за другом микрофазы.

1 – адаптация – усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности.

2 – индивидуализация – поиск средств и способов для обозначения своей индивидуализации.

3 –  интеграция – общность одобряет и культивирует лишь те индивидуальные особенности личности, которые соответствуют ее ценностям.

Эти фазы могут протекать  как последовательно, так и параллельно, а также с частичным наложением друг на друга.

Петровский делает акцент в своей периодизации на социальную детерминацию процесса социализации и на соответствующие изменения личности, что приводит к анализу отношений «индивид – группа». Признавая доминанту возрастного развития, А.В.Петровский считает, что детерминантой перехода на новый этап развития личности являются социальные факторы, внешние по отношению к индивиду

Эра

Эпоха

Период

Макрофаза

Восхождение к социальной зрелости

Детство

Раннее детство

Адаптация

Детсадовское детство

Младший щкольный возраст

Отрочество

Средний школьный возраст

Индивидуализация

Старший школьный возраст

Юность

 

Интеграция


14. Периодизации  психического развития зарубежных  психологов

Периодизация Колберга, основанная на изучении уровня морального развития человека.

Выявленные в исследованиях  Колберга 3 уровня и 6 ступеней нравственного развития соответствуют библейским представлениям об ориентации человека на страх, стыд и совесть при выборе поступка.

I уровень: Страх наказания (до 7 лет).

1. Страх перед правом  силы.

2. Страх быть обманутым  и недополучить благ.

II уровень: Стыд перед  окружающими людьми (13 лет).

3. Стыд перед товарищами, ближайшим окружением.

4. Стыд общественного  осуждения, негативной оценки  больших социальных групп.

III уровень: Совесть (после 16 лет).

5. Желание соответствовать  своим нравственным принципам.

6. Желание соответствовать  своей системе нравственных ценностей.

Э. Эриксон. Периодизация личностного развития:

0 - 1 год - раннее младенчество , социальное качество - надежда

Нормальная линия: доверие к людям, к окружающему миру, взаимная любовь, связь ребенок - родитель, удовлетворение потребности в общении с родителями

Аномальная линия недоверие к людям в результате лишения любви, эмоциональной изоляции ребенка, раннее отлучение от груди

1-3 года - позднее младенчество (ранний возраст), социальное качество - воля

Нормальная линия -  самостоятельность, уверенность в себе

Аномальная линия - сомнения в себе, гипертрофированное чувство стыда.

3-5 лет - возраст  игры, социальное качество- целеустремленность

Нормальная линия - инициативность, активность, живое воображение, подражание взрослому, признаки полоролевого поведения

Аномальная линия - чувство вины, пассивность, отсутствие инициативы, отсутствие признаков полоролевого поведения

5-11 лет среднее детство, социальное качество- компетентность стремление к достижению

Нормальная линия - трудолюбие, развитие познавательных и коммуникативных навыков

Аномальная линия - чувство собственной неполноценности, избегание сложных заданий, ситуаций соревнования, слаборазвитость познавательных и трудовых навыков конформность

11-20 лет половая  зрелость, подростничество, юность, социальное качество- верность

Нормальная линия - эгоидентичность (собственная уникальность), жизненное самоопределение поиск себя, формирование мировоззрения, половая поляризация в формах поведения

Аномальная линия - диффузия идентичности (не может найти себя, не знает чего хочет), путаница ролей, смещение временных перспектив, смешение форм полоролевого поведения

20-40 (45) лет  ранняя взрослость, социальное качество - любовь

Нормальная линия - интимность, стремление к контактам с людьми, желание и способность посвятить себя другим людям, рождение и воспитание детей.

Аномальная линия - изоляция, избегание других людей (первичные симптомы в изменении психики человека - трудный характер, непредсказуемое поведение)

40 (45) - 60 лет  средняя взрослость, социальное качество - забота

Нормальная линия - творчество (особенно в труде), продуктивная и творческая работа над собой и другими

Аномальная линия - застой (особенно в труде), эгоизм, эгоцентризм непродуктивность в работе, ранняя инвалидность 

З.Фрейд считал главным источником, двигателем человеческого поведения бессознательное, насыщенное сексуальной энергией. Детская сексуальность понимается 3. Фрейдом широко, как все, приносящее телесное удовольствие, - поглаживания и т.д. 
Стадии развития интеллекта по Ж. Пиаже. Процесс развития интеллекта представляет собой смену трёх больших периодов, в течение которых происходит становление трёх основных интеллектуальных структур. Сначала формируются сенсомоторные структуры - системы последовательно выполняемых материальных действий. Затем возникают структуры конкретных операций - системы действий, выполняемых в уме, но с опорой на внешние, наглядные данные. Еще позже происходит становление формально - логических операций.

15. Кризисные  периоды психического развития.

Для стабильного периода  характерно плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и  перемен в личности ребенка. Незначительные, минимальные изменения, происходящие на протяжении длительного времени, обычно незаметны для окружающих. Но они накапливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии: появляются возрастные новообразования. Только сравнив начало и конец стабильного периода, можно представить себе тот огромный путь, который прошел ребенок в своем развитии.

Стабильные периоды  составляют большую часть детства. Они длятся, как правило, по нескольку  лет. И возрастные новообразования, образующиеся так медленно и долго, оказываются устойчивыми, фиксируются в структуре личности.

Кроме стабильных, существуют кризисные периоды развития. В  возрастной психологии нет единого  мнения по поводу кризисов, их места  и роли в психическом развитии ребенка. Часть психологов считает, что детское развитие должно быть гармоничным, бескризисным. Кризисы - ненормальное, "болезненное" явление, результат неправильного воспитания. Другая часть психологов утверждает, что наличие кризисов в развитии закономерно. Более того, по некоторым представлениям, ребенок, не переживший по-настоящему кризис, не будет полноценно развиваться дальше.

Кризис  новорожденности (0-2 месяца) был не открыт, а высчитан и выделен как особый кризисный период в психическом развитии ребенка. Признак кризиса - потеря в весе в первые дни после рождения.

Социальная ситуация новорожденного специфична и неповторима  и определяется двумя моментами. С одной стороны, это полная биологическая  беспомощность ребенка, он не в состоянии  удовлетворить ни одной жизненной  потребности без взрослого. Таким образом, младенец – максимально социальное существо.

С другой стороны, при  максимальной зависимости от взрослых ребенок лишен еще основных средств  общения в виде человеческой речи.

Основное новообразование  – возникновение индивидуальной психической жизни ребенка. Проявляется новообразование в форме комплекса оживления, который включает в себя следующие реакции:

• общее моторное возбуждение  при приближении взрослого;

• использование крика, плача для привлечения к себе, то есть возникновение инициативы общения;

• обильные вокализации  во время общения с матерью;

• реакция улыбки.

Комплекс оживления  служит границей критического периода  новорожденности, а сроки его  появления – основным критерием нормальности психического развития ребенка. Комплекс оживления появляется раньше у тех детей, матери которых не только удовлетворяют витальные потребности ребенка (вовремя кормят, меняют пеленки и т.п.), но и общаются и играют с ним.

Кризис  одного года характеризуется освоением речевого действия. Организм младенца регулировала биологическая система, связанная с биоритмами. Теперь же она вошла в противоречие с вербальной ситуацией, основанной на самоприказе или приказе со стороны взрослых. Таким образом, ребенок в возрасте около года оказывается вообще без системы, позволяющей ему надежно ориентироваться в окружающем мире. Биологические ритмы сильно деформированы, а речевые не настолько сформированы, чтобы ребенок мог свободно управлять своим поведением.

Кризис характеризуется  общим регрессом деятельности ребенка, как бы обратным развитием. Эмоционально проявляется в аффективности. Эмоции примитивные. При этом наблюдаются  различные нарушения:

• нарушение всех биоритмических процессов (сон – бодрствование);

• нарушение удовлетворения всех витальных потребностей (например, чувства голода);

• эмоциональные аномалии (угрюмость, плаксивость, обидчивость).

Кризис не относится  к числу острых.

Кризис 3-х лет

На подходе к кризису  присутствует четкая когнитивная симптоматика:

• острый интерес к  своему изображению в зеркале;

• ребенок озадачивается  своей внешностью, заинтересован  тем, как он выглядит в глазах других. У девочек интерес к нарядам; мальчики начинают проявлять озабоченность  своей эффективностью, например, в конструировании. Остро реагируют на неудачу.

Информация о работе Шпаргалка по "Возрастной педагогической психологии"