Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 02:14, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Возрастной педагогической психологии"
Развитие ребенка протекает
и литически (спокойно), и
Возраст |
Стабильный период развития |
Критический период |
0–2 мес. |
Кризис новорожденности | |
2 мес. – 1 год |
Младенческий возраст |
Кризис 1 года |
1–3 года |
Раннее детство |
Кризис 3 лет |
3–7 лет |
Дошкольное детство |
Кризис 7 лет |
7–13 лет |
Школьный возраст |
Кризис 13 лет |
13–17 лет |
Пубертатный возраст |
Кризис 17 лет |
Периодизация психического развития ребенка по Д.Б. Эльконину
Эльконин Д.Б. выдвинул гипотезу о периодичности процессов психического развития, которая выражается в закономерно повторяющейся смене одних периодов другими.
В пределах одной и той же деятельности можно выделить ее этапы:
1. Усвоение мотивов и задач деятельности.
2. Активность ребенка
направлена на действия с
3. Познание взаимоотношений с людьми. Общение. В процессе общения формируются потребность, мотивы, цели другой складывающейся деятельности. Представим концепцию периодизации развития психики по Д.Б. Эльконину.
Возраст |
Эпоха |
Период |
Ведущая деятельность |
Тип отношений |
0–1 год |
Раннее детство |
Младенчество |
Непосредственно-эмоциональное общение |
Человек – человек |
1–3 года |
Раннее детство |
Предметно-манипулятивная деятельность |
Человек – предмет | |
3–7 лет |
Детство |
Дошкольное |
Сюжетно-ролевая игра |
Человек – человек |
7–11 лет |
Младшее школьное |
Учебная деятельность |
Человек – предмет | |
11–13 лет |
Подростничество |
Младшее |
Интимно-личностное общение |
Человек – человек |
13–15 лет |
Старшее |
Учебно-профессиональная деятельность |
Человек – предмет |
Периодизация развития личности с позиций социальной психологии по А.В. Петровскому
Петровский А.В. считает, что для каждого возрастного периода ведущим является не монополия конкретной (ведущей) деятельности, адеятельностно-опосредованный тип взаимоотношений, который складывается у ребенка с наиболее референтной для него в этот период группой. Эти взаимоотношения опосредуются содержанием и характером деятельности, которые задает эта референтная группа, и общением, которое в ней складывается.
Соответственно внутри каждого периода А.В.Петровский предлагает выделить 3 следующие друг за другом микрофазы.
1 – адаптация – усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности.
2 – индивидуализация – поиск средств и способов для обозначения своей индивидуализации.
3 – интеграция – общность одобряет и культивирует лишь те индивидуальные особенности личности, которые соответствуют ее ценностям.
Эти фазы могут протекать как последовательно, так и параллельно, а также с частичным наложением друг на друга.
Петровский делает акцент в своей периодизации на социальную детерминацию процесса социализации и на соответствующие изменения личности, что приводит к анализу отношений «индивид – группа». Признавая доминанту возрастного развития, А.В.Петровский считает, что детерминантой перехода на новый этап развития личности являются социальные факторы, внешние по отношению к индивиду
Эра |
Эпоха |
Период |
Макрофаза |
Восхождение к социальной зрелости |
Детство |
Раннее детство |
Адаптация |
Детсадовское детство | |||
Младший щкольный возраст | |||
Отрочество |
Средний школьный возраст |
Индивидуализация | |
Старший школьный возраст | |||
Юность |
Интеграция |
14. Периодизации
психического развития
Периодизация Колберга, основанная на изучении уровня морального развития человека.
Выявленные в исследованиях Колберга 3 уровня и 6 ступеней нравственного развития соответствуют библейским представлениям об ориентации человека на страх, стыд и совесть при выборе поступка.
I уровень: Страх наказания (до 7 лет).
1. Страх перед правом силы.
2. Страх быть обманутым и недополучить благ.
II уровень: Стыд перед окружающими людьми (13 лет).
3. Стыд перед товарищами, ближайшим окружением.
4. Стыд общественного осуждения, негативной оценки больших социальных групп.
III уровень: Совесть (после 16 лет).
5. Желание соответствовать своим нравственным принципам.
6. Желание соответствовать
своей системе нравственных
Э.
Эриксон. Периодизация
0 - 1 год - раннее младенчество , социальное качество - надежда
Нормальная линия: доверие к людям, к окружающему миру, взаимная любовь, связь ребенок - родитель, удовлетворение потребности в общении с родителями
Аномальная линия недоверие к людям в результате лишения любви, эмоциональной изоляции ребенка, раннее отлучение от груди
1-3 года - позднее младенчество (ранний возраст), социальное качество - воля
Нормальная линия - самостоятельность, уверенность в себе
Аномальная линия - сомнения в себе, гипертрофированное чувство стыда.
3-5 лет - возраст игры, социальное качество- целеустремленность
Нормальная линия - инициативность, активность, живое воображение, подражание взрослому, признаки полоролевого поведения
Аномальная линия - чувство вины, пассивность, отсутствие инициативы, отсутствие признаков полоролевого поведения
5-11 лет среднее детство, социальное качество- компетентность стремление к достижению
Нормальная линия - трудолюбие, развитие познавательных и коммуникативных навыков
Аномальная линия - чувство собственной неполноценности, избегание сложных заданий, ситуаций соревнования, слаборазвитость познавательных и трудовых навыков конформность
11-20 лет половая зрелость, подростничество, юность, социальное качество- верность
Нормальная линия - эгоидентичность (собственная уникальность), жизненное самоопределение поиск себя, формирование мировоззрения, половая поляризация в формах поведения
Аномальная линия - диффузия идентичности (не может найти себя, не знает чего хочет), путаница ролей, смещение временных перспектив, смешение форм полоролевого поведения
20-40 (45) лет ранняя взрослость, социальное качество - любовь
Нормальная линия - интимность, стремление к контактам с людьми, желание и способность посвятить себя другим людям, рождение и воспитание детей.
Аномальная линия - изоляция, избегание других людей (первичные симптомы в изменении психики человека - трудный характер, непредсказуемое поведение)
40 (45) - 60 лет средняя взрослость, социальное качество - забота
Нормальная линия - творчество (особенно в труде), продуктивная и творческая работа над собой и другими
Аномальная линия - застой (особенно в труде), эгоизм, эгоцентризм непродуктивность в работе, ранняя инвалидность
З.Фрейд считал главным источником, двигателем
человеческого поведения бессознательное,
насыщенное сексуальной энергией. Детская
сексуальность понимается 3. Фрейдом широко,
как все, приносящее телесное удовольствие,
- поглаживания и т.д.
Стадии развития интеллекта по Ж. Пиаже.
Процесс развития интеллекта представляет
собой смену трёх больших периодов, в течение
которых происходит становление трёх
основных интеллектуальных структур.
Сначала формируются сенсомоторные структуры
- системы последовательно выполняемых
материальных действий. Затем возникают
структуры конкретных операций - системы
действий, выполняемых в уме, но с опорой
на внешние, наглядные данные. Еще позже
происходит становление формально - логических
операций.
15. Кризисные периоды психического развития.
Для стабильного периода характерно плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка. Незначительные, минимальные изменения, происходящие на протяжении длительного времени, обычно незаметны для окружающих. Но они накапливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии: появляются возрастные новообразования. Только сравнив начало и конец стабильного периода, можно представить себе тот огромный путь, который прошел ребенок в своем развитии.
Стабильные периоды составляют большую часть детства. Они длятся, как правило, по нескольку лет. И возрастные новообразования, образующиеся так медленно и долго, оказываются устойчивыми, фиксируются в структуре личности.
Кроме стабильных, существуют кризисные периоды развития. В возрастной психологии нет единого мнения по поводу кризисов, их места и роли в психическом развитии ребенка. Часть психологов считает, что детское развитие должно быть гармоничным, бескризисным. Кризисы - ненормальное, "болезненное" явление, результат неправильного воспитания. Другая часть психологов утверждает, что наличие кризисов в развитии закономерно. Более того, по некоторым представлениям, ребенок, не переживший по-настоящему кризис, не будет полноценно развиваться дальше.
Кризис новорожденности (0-2 месяца) был не открыт, а высчитан и выделен как особый кризисный период в психическом развитии ребенка. Признак кризиса - потеря в весе в первые дни после рождения.
Социальная ситуация новорожденного специфична и неповторима и определяется двумя моментами. С одной стороны, это полная биологическая беспомощность ребенка, он не в состоянии удовлетворить ни одной жизненной потребности без взрослого. Таким образом, младенец – максимально социальное существо.
С другой стороны, при максимальной зависимости от взрослых ребенок лишен еще основных средств общения в виде человеческой речи.
Основное новообразование – возникновение индивидуальной психической жизни ребенка. Проявляется новообразование в форме комплекса оживления, который включает в себя следующие реакции:
• общее моторное возбуждение при приближении взрослого;
• использование крика, плача для привлечения к себе, то есть возникновение инициативы общения;
• обильные вокализации во время общения с матерью;
• реакция улыбки.
Комплекс оживления служит границей критического периода новорожденности, а сроки его появления – основным критерием нормальности психического развития ребенка. Комплекс оживления появляется раньше у тех детей, матери которых не только удовлетворяют витальные потребности ребенка (вовремя кормят, меняют пеленки и т.п.), но и общаются и играют с ним.
Кризис одного года характеризуется освоением речевого действия. Организм младенца регулировала биологическая система, связанная с биоритмами. Теперь же она вошла в противоречие с вербальной ситуацией, основанной на самоприказе или приказе со стороны взрослых. Таким образом, ребенок в возрасте около года оказывается вообще без системы, позволяющей ему надежно ориентироваться в окружающем мире. Биологические ритмы сильно деформированы, а речевые не настолько сформированы, чтобы ребенок мог свободно управлять своим поведением.
Кризис характеризуется общим регрессом деятельности ребенка, как бы обратным развитием. Эмоционально проявляется в аффективности. Эмоции примитивные. При этом наблюдаются различные нарушения:
• нарушение всех биоритмических процессов (сон – бодрствование);
• нарушение удовлетворения всех витальных потребностей (например, чувства голода);
• эмоциональные аномалии (угрюмость, плаксивость, обидчивость).
Кризис не относится к числу острых.
Кризис 3-х лет
На подходе к кризису присутствует четкая когнитивная симптоматика:
• острый интерес к своему изображению в зеркале;
• ребенок озадачивается своей внешностью, заинтересован тем, как он выглядит в глазах других. У девочек интерес к нарядам; мальчики начинают проявлять озабоченность своей эффективностью, например, в конструировании. Остро реагируют на неудачу.
Информация о работе Шпаргалка по "Возрастной педагогической психологии"