Шпаргалка по "Возрастной педагогической психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 02:14, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Возрастной педагогической психологии"

Работа содержит 1 файл

Возрастной педагогической психологии.doc

— 333.50 Кб (Скачать)

Важно удовлетворить  потребность ребенка в движении, создавая для этого необходимые  условия, разумно, умело формировать  его двигательную сферу. Изучавшая  формирование двигательной активности ребенка с первых недель его жизни Р. Я. Лехтман-Абрамович отмечает, что у детей до 4-5 недель при нерезких звуках и зрительных раздражениях возникает торможение движений. С 1,5-3 месяцев импульсивные движения сопровождают реакцию оживления. Период от 2,5 до 4,5 месяца жизни отмечается как период «преддействий». Увидев предмет, ребенок длительно фиксирует его взглядом, затем начинает шевелиться, ощупывать кисти собственных рук, не делая пока движений в сторону предмета. Только после того, как предмет несколько раз был вложен в руку ребенка и зрительные и осязательные ощущения от него ассоциировались (т. е. установилась условная связь), появляются неловкие и неточные движения рук в сторону предмета; ребенок цепляется за него пальцами. Именно на этом этапе начинается длительный и в дальнейшем многократно качественно изменяющийся процесс развития произвольного характера движений.

19. Развитие рецепторной сферы младенца

Органы дыхания, обоняния, вкуса и слуха новорожденного. Нос, как и вся лицевая часть черепа имеет относительно малые размеры. Носовые ходы малыша узкие, слизистая оболочка нежная, богато снабжена мелкими кровеносными сосудами. Любой воспалительный процесс ведет к отеку слизистой и затруднению дыхания через нос.

Обоняние отлично развито! С самого рождения малыш отличает свою мать по специфическому запаху ее кожи, различает и другие запахи. Учуяв запах молока, малыш набрасывается на материнскую грудь и начинает ее энергично сосать. При этом он как бы "накладывает" на грудь свой запах, после чего она ему становится еще роднее.

Размеры рта относительно малы, язык большой и почти полностью  заполняет ротовую полость. Мышцы  языка и губ очень хорошо развиты. В толще щек имеются жировые  подушечки, именуемые комочками  Биша. Поэтому большинство новорожденных и детей первого года имеют большие щечки. Сосательный рефлекс очень хорошо развит.

Еще не родившись на свет, малыш умеет различать вкус! Он прекрасно отличит вкус вкусного маминого молока от чего либо неприятного, горького, кислого, соленого и другого. Вкусовых рецепторов во рту новорожденного больше, чем у взрослого человека и некоторые из них находятся даже за щеками. Вкусовые предпочтения и пристрастия малыша формируются еще до рождения и связаны с питанием мамы во время беременности. Слюнные железы развиты слабо, в первые 6 - 8 недель слюны выделяется мало.

Слуховой анализатор сформирован настолько, что способен воспринимать звуки сразу после  рождения. В течении нескольких дней после рождения малыша его внутреннее ухо заполнено жидкостью, которая смягчает восприятие большого количества звуков. Ученые считают, что младенцам больше всего нравятся высокие частоты. Новорожденные малыши реагируют на звук вздрагиванием, изменением дыхания, пульсацией родничка, миганием и пр. Слуховой нерв окончательно сформируется лишь к концу первого года жизни.

После рождения малыш  уже видит! Лучше всего он видит  на расстоянии примерно 20см и в этих пределах он может уже сосредотачивать  свое зрение на объекте. Острота зрения на более дальних расстояниях  у него, примерно, в 30 раз слабее, чем у взрослого, а глаза еще не способны настраиваться на дальние объекты. Малыш зрительно еще не может воспринимать мелкие детали, но ему уже нравится все то, что движется возле него и общается с ним.

В первые 2 - 3 недели жизни у новорожденного отмечается светобоязнь. К концу 1 месяца он задерживает взгляд на блестящих предметах на 2 - 5 сек.

К концу 2- 3 недели жизни  у ребенка вырабатывается вестибулярный  рефлекс на положение для кормления  грудью и на покачивание в люльке.

Кроме того, что малыш  уже видит, слышит, обоняет и ощущает  на вкус, он еще и осязает все  то, что его окружает! После рождения младенец постоянно нуждается в  физическом контакте с мамой - это  необходимо для его нормального  роста и развития.

20. Предметно-практическая деятельность – ведущий вид деятельности в раннем возрасте

Ведущей деятельностью  в раннем детстве является предметная деятельность.

Переход от младенчества к раннему детству связан с  развитием нового отношения к  миру предметов – они начинают выступать для ребенка не просто как объекты, удобные для манипулирования, а как вещи, имеющие определенное назначение и определенный способ употребления. Функции предметов не могут быть выявлены путем простого манипулирования, их раскрывает ребенку взрослый.

На первых ступенях развития предметной деятельности действие и предмет очень жестко связаны между собой: ребенок способен выполнить усвоенное действие лишь с тем предметом, который для этого предназначен. Только постепенно происходит отделение действия от предмета, в результате которого дети раннего возраста приобретают возможность выполнить действие и с не соответствующими ему предметами или использовать предмет не по прямому назначению.

Д. Б. Эльконин рассматривал развитие предметного действия в  раннем детстве по двум основным направлениям:

1) развитие действия  от совместного с взрослым  до самостоятельного исполнения;

2) развитие средств  и способов ориентации самого  ребенка в условиях осуществления  действия.

Линия развития ориентации в системе свойств объекта и действий с ними проходит ряд этапов.

I этап. От неспецифического употребления орудий к попыткам специфического использования орудий при отсутствии сформированного способа его применения и, наконец, к овладению специфическим способом употребления орудия.

II этап. Ребенок начинает употреблять действие в неадекватной ситуации. Наблюдаются два типа переноса.

1 - перенос действия  с одного предмета на другой, функционально тождественный. Здесь  происходит обобщение функции. 

2 - перенос действия  по ситуации. Ребенок действует с одним и тем же предметом, но в разных ситуациях.

III этап. Возникновение игрового действия. Взрослый не навязывает ребенку способ действия с игрушками. Игрушки полифункциональны, с ними можно делать все, что угодно. Из-за этих свойств игрушки ориентировочная сторона действия отделяется от исполнительной, в ориентацию включается и ситуация. Ребенок начинает сравнивать свое действие с действиями взрослого человека, он начинает узнавать в своем действии действия взрослого, что способствует отделению ребенка от взрослого.

Социальная ситуация здесь начинает распадаться.

21. Проблема кризиса трех лет

Кризис трехлетнего  возраста - этап онтогенеза, сопровождающийся резкой и кардинальной перестройкой сложившихся личностных новообразований  у детей и переходом к новому типу взаимоотношений с окружающими.

Отделение себя от других людей, сознание собственных возможностей через чувство овладения телом, ощущение себя источником воли приводят к тому, что ребенок начинает сравнивать себя со взрослыми и хочет пользоваться теми же правами, что и взрослые: выполнять такие же действия, быть таким же независимым и самостоятельным. Желание быть самостоятельным выражается в упорном стремлении поступить так, а не иначе, ощутив прелесть и возбуждающую тревогу от волеизъявления. Ощущать себя источником своей воли – важный момент в развитии самопостижения.

Негативизм и упрямство  развиваются внутри отношений взрослых и ребенка. Попытки обращаться с  ребенком в рамках сложившихся прежде отношений, когда ребенок стремится действовать самостоятельно, могут привести к поддержанию негативизма и упрямства. Кризис трех лет возникает в результате определенных достижений в личностном развитии ребенка и невозможности его действовать по освоенным прежде способам общения с другими людьми. Но именно переживания кризиса обостряют сензитивность ребенка к чувствам других людей, учат не только навыкам позитивного общения, но и навыкам приемлемых форм обособления себя от окружающих.

Возникающие в процессе развития собственная воля, способность к обособлению, рефлексивные способности готовят ребенка к тому, чтобы стать личностью.

Л. С. Выготский описывает  характеристики кризиса трех лет:

1) негативизм - ребенок  дает негативную реакцию не  на само действие, которое он  отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого;

2) упрямство - это реакция  ребенка, который настаивает на  чем-то не потому, что ему этого  очень хочется, а потому, что  он сам об этом сказал взрослым  и требует, чтобы с его мнением  считались;

3) обесценивание - когда  обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше;

4) строптивость близка  к негативизму и упрямству,  но направлена не против конкретного  взрослого, а против принятых  в семье норм поведения;

5) своеволие - т. е.  ребенок хочет делать все сам,  стремится к самостоятельности намерения, замысла;

6) протест-бунт, который  проявляется в частых ссорах  с родителями;

7) деспотизм - диктует  свое поведение (если в семье  один ребенок).

22. Развитие самосознания в раннем возрасте.

Психическое развитие человека, становление его как личности связано с формированием самосознания — осознанием и отношением к себе как к физическому, духовному и общественному существу.

Самосознание является продуктом развития человека, его  прижизненным образованием. Оно развивается  в процессе собственной активной деятельности ребенка, на основе его взаимоотношений с окружающими (С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович и др.).

Развитие самосознания протекает индивидуально у каждого  ребенка, но, как правило, к концу года жизни первые признаки возникновения его уже можно заметить: ребенок начинает выделять себя, свое тело из окружающего его пространства. Дальнейшее развитие самосознания связано с осознанием своих желаний и вообще мотивов деятельности. Это помогает ему перейти на следующую ступень в развитии самосознания — отделить себя от своих действий.

Первоначально ребенок  не осознает себя субъектом деятельности. «Катя гулять », «Боря пать», —  говорят дети раннего возраста о  себе. Важный момент в развитии самосознания наступает на третьем году жизни, когда ребенок начинает отделять действие от предмета, за которым оно первоначально было жестко закреплено. Он наступает не «вдруг», не сам собой, а в результате выполнения ребенком предметного действия в новых условиях и переноса его на другие предметы. Ребенок «качает», «кормит», «моет» уже не только свою самую любимую куклу Таню, эти же действия он может совершать и с дру- гими предметами (с куклами Катей, Олей и др.), «кормить» не только маленькой алюминиевой ложечкой, но и пластмассовой и даже палочкой, заменяющей ее, и т. п. Действуя с предметами, он сравнивает свои действия с действиями взрослых, находит в них сходство, различие, все чаще действует без непосредственной помощи взрослого. И вот у ребенка появляется свое желание, порой отличное от желания взрослого, свое личное действие, к которому он относится как к своему, самостоятельно совершенному действию.

«Я играю», «я одеваюсь», «я ем» и все чаще «я сам» —  заявляет малыш о себе на третьем  году жизни. Переход от обозначения себя в третьем лице к личному местоимению первого лица «я» — одно из важных достижений раннего возраста. Некоторые психологи (Божович Л. И., 1968) считают даже возникающую у Ребенка к концу раннего детства систему «Я» и рождаемую ею потребность действовать самостоятельно, реализовать, утвердить свое «я» - центральным новообразованием данного периода.

Среди других новообразований, появляющихся вслед за этим, особое значение для развития ребенка как  личности имеет самооценка. За счет каких источников, в силу каких причин происходит развитие самосознания и самооценки? Отечественные психологи движущую силу развития самосознания видят в «растущей реальной самостоятельности индивида, выражающейся в изменении его взаимоотношений».

23. Ранний возраст – сензитивный период развития речи

Раннее детство сензитивно к усвоению речи. Автономная речь ребенка  довольно быстро трансформируется и  исчезает.

Развитие речи идет по двум линиям: совершенствуется понимание  речи взрослых и формируется собственная  активная речь ребенка.

Умение относить слова  к обозначаемым предметам и действиям  приходит к ребенку не сразу. Сначала  понимается ситуация, а не конкретный предмет или действие.

Для ребенка второго  года слово гораздо раньше приобретает  пусковое, чем тормозящее, значение. Лишь на третьем году речевые указания взрослых начинают по-настоящему регулировать поведение ребенка в разных ситуациях. Понимание речи взрослых в этот период качественно изменяется. Он может понимать слова, выполнять предметные действия по инструкции взрослых, слушает сказки, рассказы, стихи.

Когда центром ситуации при взаимодействии со взрослым становится слово, ребенок смотрит на взрослого, сосредоточиваясь на его губах, присматривается  к артикуляции. Появляются первые попытки  произнести слово.

В этих попытках ребенок строит артикулярно-произносительный образ слова. Неадекватные речевые пробы исчезают, и ребенок произносит требуемое слово – название предмета.

Развитие активной речи ребенка до полутора лет происходит медленно. Он усваивает от 30-40 до 100 слов и употребляет их очень редко.

После полутора лет ребенок  становится инициативным. Появляется вопрос «Это что?». Темп развития речи сразу же возрастает. К концу второго  года ребенок употребляет до 300, а  к концу третьего года - от 500 до 1500 слов.

Наряду с расширением  словаря и уточнением произношения слов в раннем детстве происходит усвоение грамматического строя  родного языка. Вначале дети ограничиваются предложениями, состоящими из одного, позднее - двух слов, не изменяющихся по родам и падежам (до 1 года 9 месяцев). Причем каждое такое слово предложение может иметь несколько разных значений.

Информация о работе Шпаргалка по "Возрастной педагогической психологии"