Шпаргалки по п"Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 17:44, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит 40 вопросов к экзамену по психологии и ответы на на них

Работа содержит 1 файл

шпоры по развитию.doc

— 287.50 Кб (Скачать)

4. принцип  осведомлённости – возможность  испытуемого быть осведомленным  о рез-тах исследования        5. принцип исключительных прав - привилегия участников 

10.  Основные научные  школы зарубежной  психологии развития

Биогенетический подход.    Б. подход (эволюционно-биологический) явл-ся исторически первым в объяснении процессов психич. развития реб-ка.   - теория рекапитуляции (Колл, Гетчинсон)   - т. 3ёх ступеней детского развития (Бюлер)     - т. конвергенции 2ух факторов (Штерн)    - нормативный подход (Клапаред, Гезелл)      - теория психосексуального развития (Фрейд)

Т. рекапитуляции: Чел-к в своем развитии повторяет ряд форм, кот. прошли его животные предки в процессе эволюции (онтогенез повторяет филогенез). Холл полагал, что зародыш за 9 месяцев повторяет все стадии развития от одноклеточных существ до человека, а реб-к в период детства проходит путь развития от первобытного до современного чел-ка    Гетчинсон выделил 5 периодов человеческой культуры, в соответствии с которыми сменяются интересы и потребности ребенка от рождения до взрослости:    1. период дикости (0-5) – стремление к копанию в земле, все, что ни попадется, ребенок тащит в рот.     2. период охоты и захвата добычи (4-12) - страх перед чужими, действия тайком, жестокость, игры в прятки.    3. период пастушества (9-14) - нежность к животным, любят строить хижины, шалаши   4. земледельческий период (12-16) – садоводство  5. промышленно-торговый период (14 и далее (денежные интересы выходят на первый план, обмен, продажа, торговля     Бюлер выделил 3 ступени развития реб-ка: инстинкт, навык, интеллект.    Штерн – развитие любой психич. ф-ции - следствие взаимодействия 2 факторов – врожд. задатки, наследственность + окр.среда    Социогенетический подход.    Осн. роль в развитии отводится социальной, культурной, общественной сфере.    1. фр. социологическая школа (Дюркгейм, Жане)

2. фр. школа генетической пс-гии (Валлон, Заззо)    3. ам. школа культурной антропологии (Боас, Мид)    4. межкультурные исследования в когн. пс-гии (Брунер)   5. эпигенетеческая концепция Э. Эриксона.

1) Дюркгейм – гл. роль в развитии игр. коллективные представления больших общностей людей (идеи, обычаи, верования, ценности). Усвоение соц. опыта происходит благодаря подражанию через интериоризацию. 

2) Валлон – влияние на развитие конкретного окружения ребёнка, опыт перенимается не от культуры, а от конкретных людей. 3) межкультурные исследования примитивных племён – культура опред. развитие (Мид – учёба, устройство общ-ва)   4) Брунер – интеллект. развитие зависит от факторов среды в разных культурах происходит по-разному.   Психоаналитические теории развития.   - т. психосексуального развития З. Фрейда

Развитие  личности соответствует психосексуальному развитию человека, кот. обусловлено изменением эрогенных зон.    - эпигенетическая теория Э.Эриксона.    В основе лежит психосоциальная модель развития, представляющая отношения Я человека и общества на различных этапах онтогенеза. Личность развивается в рез-те разрешения социальных конфликтов, специфичных для каждого возраста. Человек в процессе жизни проходит 8 стадий.(11-14)  Бихевиоризм и теория социальн. научения.   Развитие отождествляется с научением. Научение – процесс приобретения новых форм поведения. Научение через наблюдение, имитацию и идентификацию явл-ся формой соц. научения. (15)  Персоногенетический (гуманистический) подход.   Представители: К.Роджерс, А.Маслоу, Г.Олпорт.   Отвергается детерминизм внутреннего или средового программирования личности. Психическое развитие чел-ка – рез-т собственного выбора, сделанного чел-м. Осн. движущей силой развития явл-ся стремление к самоактуализации (Маслоу) или стремление к актуализации (Роджерс), кот. врожд. Его смысл состоит в развитии и реализации чел-м своего потенциала, своих способностей.  Когнитивные теории.   Представители: Брунер, Вернер, Найсер, Пиаже.

Люди  понимаются как активные существа. Развитие понимается как процесс эволюции ментальных (мыслительных) структур или способов обработки инф-ции, акцент делается на изучение познавательной сферы чел-ка.  (16-18) 

11.  Психоаналитическая теория развития индивида

Оно →формирование «Я» (сознание) → «Сверх-Я» (совесть, самосознание)   В теории противопоставляются инстинктивные влечения и общественные требования, что отражено  в стр-ре личности (конфликт «Оно» и «Сверх-Я»). Вследствие такого противоречия возникает необходимость адаптации личности к обществу и потребность в механизмах психологической защиты.   Личность реб-ка от рождения равна «Оно» и следует в своём поведении принципу удовольствия, поэтому ребёнок естественен в удовлетворении своих желаний. По мере развития «Я» личность начинает подчиняться и принципу реальности, учитывать требования общества, реб-к начинает говорить о себе в 1ом лице. И только потом формируется «Сверх-Я» (в возрасте 3-6 лет)  или «совесть». В это время сексуальное влечение принимает латентный хар-р, реб-к сосредотачивается на социуме. Чем больше развито «Сверх-Я», тем больше потребность в механизмах псих. защит.   Проблема теории в том, что стр-ра личности изначально ориентирована на патологию. Согласно Фрейду, развитие личности соответствует психосексуальному развитию человека, причем каждая из стадий этого развития характеризуется определенным способом проявления (или непроявлением) либидо через эрогенные зоны, присущие данному возрасту. Ребенок может «застрять» на какой-либо стадии (фиксация).

Стадии  психосексуального  развития:  - оральная (0–1)  - анальная (1–3)  - фаллическая (3-5)  - латентная (5-12)  - генитальная (стадия зрелой сексуальности) (12–18)  Секс. влечение присуще ребёнку с рождения и изменяются лишь способы удовлетворения.    Особенности т. З. Фрейда:   - осн. акцент на хар-ке мотивационно-эмоциональн. стороны психич. жизни, а не когнитивной. Не рассм-ся интеллектуальн. развитие.

- психическое  развитие определяется внутренними  биологическими влечениями.    - объясняется развитие чел-ка только в период детства. 

12.  Стадии психического развития индивида в классическом психоанализе

Согласно  Фрейду, развитие личности соответствует  психосексуальному развитию человека, кот. обусловлено изменением эрогенных зон. Каждая из стадий развития характеризуется определенным способом проявления (или непроявлением) либидо через эрогенные зоны, присущие данному возрасту. Если либидо не получает удовлетворения или удовлетворяется неадекватным образом, человек рискует остановиться на данной стадии и у него фиксируются определенные черты личности.  1. На оральной стадии (0-1 год) удовлетворение либидо достигается за счет ротового контакта во время сосания, покусывания или жевания (кормление) Остановка на этой стадии приводит к возникновению курения, переедания, грызения ногтей, словесной агрессивность, жадности.  2. На анальной стадии (1-3 лет) приучение ребенка к чистоплотности ведет к перемещению источника удовлетворения либидо в анальную область тела. Фиксация ребенка на этой стадии приводит к развитию таких черт личности, как пунктуальность, бережливость, чрезмерная чистоплотность, аккуратность или упрямство.

3. На фаллической стадии (3-5 лет) ребенок интересуется своими половыми органами и половыми органами других детей. В рез-те он обнаруживает различия между девочками и мальчиками. Развиваются также Эдипов комплекс (у мальчиков) и комплекс Электры (у девочек). Эти комплексы хар-ся нежной привязанностью ребенка к родителю противоположного пола и агрессивностью по отношению к родителю того же пола, кот. реб-к рассматривает как соперника и подсознательно хочет «устранить». Конфликт разрешается отождествлением ребёнком себя с родителем одного с ним пола. В рез-те ребенок приобщается к ценностям, ролям и установкам, свойственным его полу. Фиксация на этой стадии может лежать в основе некоторых гомосексуальных ориентации (иногда ребенок отождествляет себя с родителем противоположного пола); а также развивается самонаблюдение, благоразумие.

4. Латентный период (5-11 лет) хар-ся заметным снижением активности и интересов, связанных с сексом,--на первый план выдвигаются школьное обучение, социализация и освоение различных форм поведения (ролей), свойственных данному полу. В случае фиксации развиваются чувство стыда, отвращение и мораль5. На генитальной стадии (12-18 - начинается вместе с половым созреванием) подростки обоего пола все больше ориентируют свой поиск полового удовлетворения на других людей, как правило, противоположного пола. Так человек приближается к зрелости, главными критериями которой, по Фрейду, являются стремление работать, создавая нечто полезное и ценное, и способность любить другого человека.  

13.  Концепция психосоциального развития личности Э.Эриксона

В основе эпигенетической теории развития личности Э.Эриксона лежит психосоциальная модель развития, представляющая отношения Я человека и общества на различных этапах онтогенеза. Эго составляет основу поведения и функционирования человека и является автономной личностной структурой, основным направлением развития которой можно назвать социальную адаптацию. Развитие Эго неизбежно связано с социокультурным контекстом и охватывает все жизненное пространство от рождения до смерти. Личность развивается в рез-те разрешения социальных конфликтов, специфичных для каждого возраста. Человек в процессе жизни проходит восемь универсальных для всего человечества стадий, восемь возрастов. Полноценно функционирующая личность формируется только путем прохождения в своем развитии последовательно всех стадий.

Каждая  психосоциальная стадия сопровождается кризисом. На каждой стадии развития чел-к сталкивается с соц. конфликтом, кот. чел-к может разрешить положительно или патологическим образом. Кризис содержит позитивный и негативный компоненты. Если на предыдущей стадии Эго обогатилось новыми положит, качествами и конфликт решен удовлетворительно, то теперь Эго вбирает в себя новый позитивный компонент, что гарантирует дальнейший личностный рост. Напротив, если конфликт остался неразрешенным, в Эго встраивается негативный компонент. Если кризис вовремя не разрешается, дилемма будет возникать снова и снова на каждой последующей стадии развития. От этого зависит, как будет формироваться личность («Я», «Эго-Идентичность»)  1. (1-й год жизни) - орально-сенсорная - предполагает формирование базального доверия или недоверия к миру.   2. (1-3 года) – мышечно-анальная – предполагает формирование автономии или зависимости, стыда и сомнений.   3. (3-6 лет) – локомоторно-генитальная – способствует формированию инициативности или вины.   4. (6-12 лет) – латентная – предполагает развитие трудолюбия или чувства неполноценности.   5. (12-19 лет) – подростковая – закладывает основы Эго-идентичности или ролевого смешения, неопределенности.   6. (20-25 лет) – ранняя зрелость – направлена на формирование чувства интимности либо изоляции.   7. (26-64 года) – средняя зрелость – связана с появлением чувства продуктивности или застоя.   8. (65 лет-смерть) – поздняя зрелость – предполагает формирование Эго-интеграции или отчаяния.   Достоинства теории Эриксона:  - Рассматривается развитие человека на протяжении всей жизни  - Рассматривается переходы от одной стадии к следующей, накапливание изменений.

- теорию  называют эпигенетической, т.к.  все стадии связаны друг с  другом. 

14.  Базовые противоречия  и кризисы возрастного  развития в концепции  Э.Эриксона.

1. Орально-сенсорная стадия (от рождения до 1 года). Значимые другие: Мать. Результат развития, конфликт: Базовое доверие/недоверие к миру. Нормальная линия развития: Базовое доверие к людям. Осознание себя как части мира. Аномальная линия развития: Недоверие ко всему. 2. Мышечно-анальная (1-3 года). Родители. Автономия/зависимость. Нлр: Самостоятельность, уверенность в себе, ощущение себя как субъекта.   Алр: Сомнение в себе, чрезмерно выраженное чувство стыда.  3. Локомоторно-генитальная (3-6 лет). Родители, братья, сестры. Инициатива, уверенность в себе/чувство вины. Нлр: Активность как интеллектуальная, так и социальная (мышление, воображение, предприимчивость, прогнозирование).   Алр: Пассивность, зависимость от других, зависть.   4. Латентная (6-12 лет). Школа, соседи, знакомые. Трудолюбие/чувство неполноценности.    Нлр: Трудолюбие, чувство долга, стремление к достижениям, самостоятельность в решении и постановке задач.   Алр: Чувство неполноценности, избегание соревнований, конформность, рабское поведение.   5. Подростковая (13 -20 лет) Сверстники. (стремление к идеальному (юношеский максимализм)). Идентичность/смешение ролей. Нлр: Жизненное самоопределение, построение планов на будущее, поиск себя, четкая гендерная поляризация в формах поведения.    Алр: Смешение ролей, кидаются в разные сферы, но ни в чем себя не находят, стремление разобраться в себе, смешение форм полоролевого поведения.    6. Ранняя зрелость (21-25 лет). Близость/изоляция.    Нлр: Близость, душевная теплота, любовь, умение посвятить себя другому человеку, делу.   Алр: Изоляция, одиночество, ощущение своей отчужденности.   7. Средняя зрелость (25-50,60 лет). Генеративность/стагнация.     Нлр: Генеративность, целеустремлённость, продуктивность.    Алр: Застой, стереотипность, неизменность, обеднение личной жизни.   8. Поздняя зрелость (старше 60). Цельность/отчаяние.    Нлр: Целостность личности, чувство завершенности жизненного пути, осуществления планов и целей, полноты и целостности.    Алр: Отчаяние, неудовлетворённость прожитой жизнью, недовольство всем и всеми, обвинение всех и во всем. 

15.  Бихевиоризм и  теория социального  научения.

Развитие  отождествляется с научением. Научение – процесс приобретения новых  форм поведения. Научение происходит посредством классического и оперантного обусловливания. Оперантное (инструментальное) обусловливание объясняет научение сложным формам поведения (вождение автомобиля), которые не вызываются автоматически. Оперантное – совершение пробных действий, которые подкрепляются или нет. Если да – то закрепление в поведении. Классическое, опис. Уотсоном, различные стимулы вызывают одни и те же реакции.    Развитие отождествляется с количественным расширением условно-рефлекторных связей, качественных изменений не происходит.

Информация о работе Шпаргалки по п"Психологии"