Шпаргалки по п"Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 17:44, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит 40 вопросов к экзамену по психологии и ответы на на них

Работа содержит 1 файл

шпоры по развитию.doc

— 287.50 Кб (Скачать)

Эльконин  обращает внимание на то, что на разных этапах развития изменяется предметно-содержательная сторона ведущей деят-ти.  Связь реб-ка с общ-вом опосредована обучением и воспитанием. Овладение предметом происходит через взрослого, предоставляющего общественные образцы. Для развития личности недостаточно наблюдения за поведением взрослого, необходимо воспроизведение в собственной деят-ти чел-ка.  В периодизации проявляется две сферы жизни ребенка: сфера отношений «ребенок-предмет» и сфера отношений «ребенок-люди».   Эльконин выделил следующие ведущие виды деят-ти в соответствии с различными этапами развития реб-ка:

1. Младенчество (0-1)   ВД: непосредственное эмоциональное общение ребенка со взрослым.   Новообразование: формирование эмоциональной связи, психологического единства с матерью, а через нее и со всем миром. Для реб-ка взрослый приобретает психологическое значение, становится образцом, на кот. он ориентируется (подражает).  2. Раннее детство (1-3)   ВД: Предметно-манипулятивная деятельность.   Активно продолжает развиваться сенсомоторный интеллект по Пиаже. Взрослый – образец взаимодействия с физическим миром, ребенок подражает ему.   Новообразование: РЕЧЬ как ср-во решения задач, коммуникации, начинает называть предметы, свои операции, появл-ся эгоцентрическая речь.   3. Дошкольный возраст (4-6)    Ребёнок начинает осознавать своё Я и противопоставлять свои желания желаниям взрослых. Поведение начинает мотивироваться социальными отношениями, а не внутренними побуждениями.   ВД: Сюжетно-ролевая игра.    Ребенок воспроизводит, моделирует соц. отношения, позволяет себе выходить за пределы конкретной ситуации. Формирование стремления к осуществлению общественно-значимой деятельности (школа).  Новообразование: мышление становится символическим.  4. Младший школьный возраст (7-11/12)  ВД: Учебная деятельность.    В ней формируется теоретическое мышление. Многие психические функции становятся произвольными. Формируется способность думать о том, чего нет в опыте ребенка, мышление становится обобщенным, абстрагированным. Ребенок может решать различные задачи, планировать свою деятельность.  5. Подростковый возраст (11/12-15)   Снижается значимость взрослого, а ориентируется на сверстника и его оценку поведения.  ВД: Интимно-личностное общение, т.е. общение носит личностный хар-р, обусловлено не соц. ситуацией, а интересами.   Формирование представлений о себе, самосознания. Человека должен почувствовать себя причастным к этому миру.  6. Юношество (16-18)Возникает необходимость в построении планов на будущее.    ВД: Учебно-профессиональная деят-ть. 

23. Игра и ее роль  в психическом  развитии индивида.

Игра - вид деятельности детей, в процессе которого они в условных ситуациях воспроизводят ту или иную сферу деятельности или общения взрослых с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков общения.Игра не является единственным видом деятельности, определяющим развитие ребенка, также:   - Продуктивный вид деятельности, где взрослый руководит ребенком через смысл предлагаемой ему деятельности (лепка, рисование, конструирование). Ребенку должно быть это интересно. Этот вид деятельности способствует развитию воображения и других функций (легкая моторика, мышление).   - Деятельность, связанная с выполнением режимных моментов. Эта деятельность контролируется взрослым: как правильно себя вести, моральная регуляция, подчинение определенным правилам и нормам. Этот вид деятельности вносит вклад в формирование произвольности, социальных мотивов, через него происходит понимание своих обязанностей. Формируется регуляция поведения в соответствии с нормами.   Игра – совместная деятельность, благодаря чему у ребенка формируется ориентация в социальных отношениях, т.е. ребенок моделирует ролевые отношения, иерархию ролей, подчиняется социальным требованиям. Правила игры создаются по собственной инициативе, ребенка никто не контролирует и не принуждает.  3 ключевые позиции, связанные с игровой деятельностью:  1. формирование символической функции мышления через различные формы замещения в игре; мышление при помощи образов, которые ребенок облачает в слово, вследствие чего происходит развитие речи, развитие вербального мышления: овладение сложноподчиненными предложениями (понимание причинно-следственных связей), оперирование конструкциями «потому что, чтобы» и т.д., способность выстраивать временные последовательности (по Пиаже – обратимость операций). Однако ребенок еще не может объяснить этих связей. Также ребенок еще не может отделить слово от смысла.

2. децентрация психики (выход на уровень личности)  3. способность к полноценной совместной деятельности   Усова А.П.: 3 этапа формирования игры:   1. игра рядом (напр. в одной комнате)   2. игра вместе

3. игра как полная совместная деятельность (общий замысел, правила) 

24.  Онтогенез речевой  деятельности и  ее значение для  общего психического  развития субъекта.

Речь  – это орудие мышления, показатель общего культурного уровня развития человека.   Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе развития ребенка с рождения и до конца жизни. Установлено, что определяющими для развития речи ребенка являются первые 2-3 года его жизни.   Пассивная речь → автономная речь (до 1 года) → активная речь   В норме к году кончается доречевой период и начинается развитие речи. Автономная речь не совпадает с речью взрослых артикуляционно и фонетически («би-би»), а также по значению (многозначность одних и тех же вокализаций). Ребенок выражает эмоциональное отношение своеобразными звукосочетаниями, умением произносить первые слоги и 3-4 лепетных слова, часто понятных только матери ребенка. Быстро растет пассивный словарь (количество понимаемых слов).   Второй год жизни – критический период развития ребенка. Это период, когда формируются предпосылки речи и начинается развитие речи, развивается потребность в общении. 12 -13 месяц жизни – 1,5 года: стадия «слов-предложений». Первые слова – слова-действия («Дай!»), связаны с деятельностью. Высказывания ребенка ограничиваются одним словом, как правило, существительным, выполняющим функцию целого предложения.  Ребенок может произносить слова неправильно: пропускать или замещать звуки в словах.   Активная речь возникает к 1,6 – 2 годам (у девочек раньше, чем у мальчиков). Необходимо говорить с ребенком отчетливо, чтобы передавать навыки правильной речи. К 2 годам ребенок понимает почти все слова, которые произносит взрослый, называя окружающие его предметы. Имеет словарный запас минимум в 50 слов, появляется речь простой фразой, понимает и правильно выполняет двухэтапную инструкцию (пойди на кухню и принеси чашку).   Речевая активность обычно возрастает между 2 и 3 годами. К 3 годам активный словарь ребенка достигает 250-700 слов, он уже использует предложения из 5-8 слов. Проявлением речевой и интеллектуальной активности является период вопросов (почемучки), начинающийся в возрасте 2,5-3 лет.    6-7 летний ребенок должен иметь правильное произношение всех звуков русского языка, правильно пользоваться простыми и распространенными предложениями. Словарный запас увеличивается до 3500 слов, усваиваются грамматические правила. Ребенок должен уметь поддерживать беседу, наизусть рассказывать стихотворения. Еще лучше, если ребенок умеет читать и писать печатными буквами. В младшем школьном возрасте весьма существенным приобретением речевого развития ребенка является овладение им письменной речью,  которая имеет большое значение для умственного развития ребенка. На этот период приходится активное обучение чтению (т.е. пониманию письменной речи) и письму (построению собственной письменной речи). Обучаясь чтению и письму, ребенок учится по-новому – связно, систематически, продуманно, – строить и свою устную речь.   Формирование речи является одной из основных характеристик развития ребенка.   Общение - один из ближайших факторов общего психического развития ребенка. Оно было и остается важнейшим условием развития нормальной речи. Ребенок начинает говорить только в ситуации общения и только по требованию взрослого.    Речь неразрывно связана с мышлением. По мере овладения речью ребенок учится адекватно понимать речь окружающих, связно выражать свои мысли. Речь дает ребенку возможность вербализовать собственные чувства и переживания, помогает осуществлять саморегуляцию и самоконтроль деятельности.  

25.  Механизмы формирования  произвольности и воли у человека.

И произвольность и воля отн-ся к сознательной регуляции  – высшие психические ф-ции.   Схема произвольной регуляции деят-ти:   мотивация -> целеобразование -> планирование -> реализация -> рефлексия (контроль и оценка деят-ти)   произв. рег-ция деят-ти требует образования цели, соотнесения ее с условиями и средствами деят-ти, рефлексия всех этих составляющих. Мотивы могут не осознаваться, все остальное осознаваемо и опосредуется использованием знаковых средств.   Схема волевой регуляции деят-ти: (по Иванникову) 

                                      мотивация

целеобразование --------------|-----------------планирование   -> реализация-> рефлексия

                                смыслообразование

                                                                     

Ситуация  волевого акта – ситуация конфликта мотивов, внутренняя борьба    Произвольный акт – сознание соотношения целей и условий деятельности.    Волевая регуляция предполагает осознание отношения цели к мотиву.

Благодаря волевому действию происходит деятельная организация иерархии мотивов.    Смысл – отношение частных целей к более общим.   В онтогенезе произвольное поведение появляется раньше волевого, появляется в старшем дошкольном возрасте.  

26.  Развитие самосознания  личности в онтогенезе. Я-концепция.

Процесс становления человеческой личности включает в себя формирование его  сознания и самосознания.  Самосознание – процесс сознавания чел-ком самого себя.   Самосознание – совокупность психич. процессов, посредством которых субъект деят-ти осознаёт себя как такового.    Уровни самосознания:   1. природный – выделение субъекта из среды, переживание субъектной отнесенности своих действий.   Когнитивное представление о себе, схема тела, связана с доречевым сенсомоторным интеллектом – чувственная, двигательная и сенсорная стороны.   Смутное или мышечное чувство – общее переживание комфорта или дискомфорта.   2. социальный - Я-образ (восприятие себя), формируется при сравнении себя с другими. Перцептивное представление о себе.   Самоуважение (Маслоу) – аффективная, эмоциональная саморегуляция – волевая часть   3. личностный рефлексия собственных переживаний, осознание собственных мотивов.  Я-концепция (интеллектуальное, мыслительное представление о себе), понимание причин своего поведения.   Самооценка (Роджерс) – понимание, переживание своего реального Я, понимание ближайших возможностей своего развития.   Осознание себя как Я явл-ся рез-том развития. Предпосылки самосознания: возникновение произвольных движений, начало ходьбы, развитие речи, начало трудовой деят-ти и др.  Этапы развития самосознания:   1. пассивный – самосознание развивается вслед за развитием личности  2. активный (с подросткового возраста) – самосознание включается в процесс развития личности и во многом его определяет.   Самосознание явл-ся относительно поздним продуктом развития сознания, предполагающим в кач-ве своей основы реальное становление реб-ка практическим субъектом, сознательно выделяющимся из окружения. 

Структура Я-концепции:  Образ Я – когнитивная составляющая, представление о себе.  Самооценка – аффективная оценочная составляющая, выражает отношение к себе. На самооценку влияюи оценки других людей. степень развития идентичности, расхождение между реальным и идеальным представлением о себе.  Основные ф-ции Я-концепции:   1. интеграция знаний о самом себе, средство обеспечения их внутренней согласованности   2. интерпретация опыта, участие Я-концепции в образование личностных смыслов   3. предвосхищение – представление о себе и своих возможностях могут предвосхищать наступление тех или иных событий. 

27.  Онтогенез общения  и его роль в  становлении личности.

Максимальная  социализация новорожденного. Уже в  первые недели жизни дети способны к организованным избирательным  реакциям на воздействия со стороны взрослых. Новорожденный способен двигаться синхронно ритму речи взрослого – синхронизация сложных действий матери и младенца. Новорожденный обладает полной готовностью к социальному взаимодествию.   Комплексы оживления:   - Общее моторное возбуждение при приближении взрослого;   - Использование крика, плача для привлечения внимания (возникновение инициативы общения);   - Обильные вокализации во время общения с матерью;   - Реакция улыбки;   Критерии сформированности потребности в общении:   - Внимание и интерес ребенка к взрослому.   - Эмоциональная оценка взрослого.   - Инициативные действия ребенка, направленные на привлечение к себе внимания.    - Чувствительность ребенка к эмоциональному отношению взрослого (чем старше, тем более психологичные реакции).    Потребность в общении – особая потребность познания и оценки других людей, а через них и с их помощью самого себя. Эта потребность не врожденная.

До 6 месяцев общение ребенка со взрослым носит преимущественно эмоциональный характер. В качестве средств общения выступают эмоциональные реакции.    После 6-8 месяцев у ребенка формируется новый тип общения со взрослым – ситуативно-деловой, при котором в качестве средства общения наряду с эмоциональными реакциями становится предметное действие.    Общение ребенка со взрослым не только  способствует формированию у него базового доверия к миру, но также открывает ребенку пространство предметов. Продуктивность взаимодействия ребенка с предметами напрямую связана с его общением со взрослыми (ребенок испытывает интерес к тем вещам, которые побывали в руках у взрослого).    Еще не владея речью ребенок вступает в активное общение со взрослым с помощью мимики, жестов, вокализаций. Предметы становятся средствами общения. Взрослый же становится для ребенка партнером по совместной деятельности.    В подобном общении для ребенка все большее значение приобретает одобрение или порицание взрослого.    До одного года понимание ребенком речи носит ситуативный характер. Ребенок реагирует больше на интонацию и выражение лица, чем на значение слова.   На втором году жизни начинает стремительно развиваться процесс обобщения. К концу второго года ребенок имеет активный словарный запас – 20-30 слов. Он уже может связывать их в предложения, состоящие из двух-трех слов. Он часто произносит слова неправильно, но уже может с их помощью выразить свое желание, приглашение, вопрос. 
 

28.  Кризис новорожденности. Младенческий возраст. Кризис 1-го года жизни.

Период  новорожденности (до1-2 мес)  Кризис новорожденности обусловлен:    - тем, что ребёнок физически уже отделён от матери, а биологически ещё нет.     - изменением сферы существования, родовая травма.      - переходным характером развития и физиологических состояний – 80% во сне. Психич. ф-ции ещё не развились, не дифференцировались.    У новорожденного формируется ведущий вид деят-тинепосредственно-эмоциональное общение.

Формируется психическая связь, которая заменят  физическую. У ребёнка формируется потребность в общении. Коммуникативная потребность – стремление к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью и самопознанию и самооценке. Общение формируется на протяжении первых месяцев жизни. У реб0ка появл-ся активность, предметом которой становится взрослый.   Критерии наличия потребности в общении: (Лисина)

- Внимание и интерес ребенка к  взрослому.    - Эмоциональная оценка взрослого.    - Инициативные действия ребенка, направленные на привлечение к себе внимания.    - Чувствительность ребенка к эмоциональному отношению взрослого (улыбка на улыбку)    Особенности психики новорожденных:   1. переживания ребенка еще не дифференцированы (аффект, желание, восприятие).   2. психика ребенка субъективна; он не отделяет свои переживания от предметов окружающего мира. Ребенок скорее переживает свои состояния, чем предметы.  3. восприятие окружающего мира по принципу синкрета (нерасчлененного целого).   Эмоция позволяет организовать восприятие окружающего мира.  Новообразования:  - Возникновение индивидуальной психической жизни ребенка (индивидуальное существование, отдельное от материнского организма). Это новообразование проявляется в форме комплекса оживления. Формирование психики как посредника отношений с окружающим миром.  Младенчество (1-2мес – 1год)   Социальная ситуация развития:   - Полная биологическая беспомощность ребенка.    - --Отсутствие основного средства соц. общения – человеческой речи.    Противоречие между макс. социальностью и мин. возможностями общения лежит в основе развития.    Ведущий вид деятельности: непосредственно-эмоциональное общение со взрослым (первые полгода – по личностным мотивам, вторые полгода – по деловым).Взрослый – предмет особой потребности реб-ка, психологический центр любой сит-ции для р-ка.    Развитие ощущений и восприятия:    Происходит развитие кожной, вкусовой, обонятельной чувствительности, несколько позже – слуха (определение локализации звука – к 2-3 мес, р-ция на интонацию голоса – к 2 мес, различение звуков речи – к концу 1 года) и зрения (к концу 1 полугодия (5-6 месяц) появляется дифференциация цветов и геометрических форм, в 2-4 месяца появляется предметное восприятие). Это связано с формированием мозговых стр-р.

Информация о работе Шпаргалки по п"Психологии"