Шпаргалки по п"Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 17:44, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит 40 вопросов к экзамену по психологии и ответы на на них

Работа содержит 1 файл

шпоры по развитию.doc

— 287.50 Кб (Скачать)

Развитие  движений:   проходит большой путь:   - грубая моторика (перемещение в пространстве, участвуюи крупные мышцы)     - тонкая мелкая моторика (движения пальцев)     1) грубая моторика     3-4 мес – держать голову

5 мес  – переворачиваться со спины  на живот и обратно    6-7 мес – ползание    8 – сидеть    8-9 – стоять     конец 1 года – неуверенная ходьба    2) мелкая моторика     - 3-4 мес – навык хватания     - к 5 мес – навык дотягивания и схватывания, реб-к может активно взаимодействовать со средой, зрительно-направляемое доставание предмета.    - в 5 мес – манипулировать 2мя предметами сразу, начало мышления ( соотношение предметов)    - 7-8 мес – перекладывает из руки в руку, вертит, разбирает, собирает   к концу 1 года – формируется пинцетный зажим большим и указательным пальцем.    Движение и восприятие определяется аффективно-потребностной сферой.

Развитие  речи:    2-3 недели – только начинает прислушиваться к звукам речи.    3-4 недели – появляются первые зачатки лепета.    2-3 месяца – начинает связывать звуки голоса с присутствием взрослого.    3-4 месяца – появляется лепетная речь (подражание отдельным звукам, ритму, интонации голоса взрослого). Появляются определенные сочетания звуков «ня-ня-ня».     6 месяцев – первые признаки настоящего речевого общения, ребенок реагирует на смысл отдельных слов.    7-8 месяцев – происходит увеличение количества слов, которые понимает ребенок (эти слова в первую очередь связаны с действиями).     8-9 месяцев – развивается активная речь ребенка, он впервые начинает воспроизводить звуки (части слов или слова), которые имеют для ребенка определенный смысл.    11 месяцев – рост словарного запаса (5-12 слов).    12-13 месяцев – прирост слов увеличивается (20-45 слов), ребенок усваивает обобщенный смысл слова и его звукоформу.    Пассивная речь → автономная речь (до 1 года) → активная речь     Психическая жизнь:     - недифференцированность отдельных психич. ф-ций     - господство примитивных целостных переживаний      - инстинктивно обусловленная психич. деят-ть      - 2 стадии развития интеллекта: пассивный интерес (рецептивный) – 1 полгода; и активный интерес – вторые полгода. В 12 мес появл-ся инструментальное мышление.   Новообразование:    - сознание «Пра-мы», сознание психич. общности ребенка со взрослым. Это происходит к концу 1 года в результате эмоционального общения.    Кризис 1 года жизни

1. развитие  моторики (ребенок начинает ходить, но еще плохо; его движения  не очень скоординированы). Это расширяет диапазон его возможностей.    2. в речи ещё не сформированы связи между общепринятой звукоформой слова и его обобщенным значением    3. гипобулические реакции» (несформированность произвольной регуляции движений)     Основное новообразование - автономная речь, исчезает на более поздних этапах развития 

29.  Ранний возраст  в психическом  развитии индивида. Кризис трех лет.

Раннее  детство (1-3 года)   Социальная ситуация развития: ребенок ориентируется на взрослого как на образец для своих действий. Взрослый является эталоном взаимодействия с окружающим миром, оценка взрослым поведения ребенка приобретает для него значимость. Появление речевого общения (ситуативно-делового), наряду с которым преобладает эмоциональное общение.   Ведущий вид деятельности: предметно-манипулятивная.

Предметные  действия предполагают использование орудий (например, ложки), участие взрослого. Ребенок приспосабливается к образцу, который предлагает взрослый. Через предметные действия ребенок осваивает функцию предмета. Процесс овладения предметным действием связан с построением самим реб-ком образца этого действия, тождественного тому образцу, носителем которого выступает взрослый.   Особенности развития психики:

Ключевая  особенность: зависимость поведения от конкретной предметной ситуации – полевое поведение (К.Левин).   - единство между сенсорными и моторными ф-циями     - единство восприятия и чувствования    - недифференцированность процессов восприятия, мышления, памяти, внимания.    Все ф-ции действуют целостно, подчиняясь процессу восприятия.   Память работает как процесс узнавания в восприятии. Чтобы сформировалась произвольная память необходимо чтобы она подключилась к сознанию и связалась с ф-цией речи, но в раннем детстве память механическая и непроизвольная. Этим объясняется феномен детской амнезии.    Развитие речи: к 2ум годам словарный запас составляет 250-300 слов. Ребенок способен говорить простыми предложениями (2-3 слова). Достаточно грамотно употребляет грамматические конструкции, произносит почти все звуки. В 2 – 2,5 года: речь становится осмысленной; используется для решения практических задач. Важно проговаривать. В 2,5 года в языке преобладают практические обобщения, т.е. основанные на собственном опыть реб-ка.   Эмоции реб-ка возникают в момент восприятия предмета или сит-ции, носят бурный, но нестойкий хар-р («возраст аффективности»).  Мотивационно-эмоциональная сфера отличается сильно выраженным индивидуализмом.   Новообразование: речь.

За этот период ребенок проделывает 90% работы по усвоению языка. Развитие речи разбивает зависимость ребенка от ситуации. Но слово и предмет не разделены. Речь меняет стр-ру восприятия – развивается способность выделять фигуру и фон.   Кризис трех лет.    Кризис 3-х лет относится к числу острых. Ребенок неуправляем, впадает в ярость. Поведение почти не поддается коррекции. Период труден как для взрослого, так и для самого ребенка. Симптомы:1. Негативизм – реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет от взрослых. Стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию. Исследования показали, что негативизм направлен только на взрослых.2. Упрямство. Ребенок настаивает на чем-то не потому, что хочет, а потому, что он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением. 3. Строптивость. Она безлична, направлена против норм воспитания, образа жизни, сложившихся правил поведения. 4. Своеволие. Стремится все делать сам. Своеволие, чтобы всё было «по-моему».5. Протест-бунт. Ребенок в состоянии войны и конфликта с окружающими.

6. Симптом обесценивания проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей. 7. Деспотизм. Ребенок заставляет родителей делать все, что он требует. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм проявляется как ревность. Общий смысл кризиса: поведение ребёнка начинает мотивироваться соц. отношениями, установка ребёнка на самостоятельность.   Кризис 3 лет - кризис социальных отношений. 

30.  Развитие ребенка  в дошкольном возрасте. Проблема готовности  к школе.

Социальная  ситуация развития: Ребёнок включается в соц. отношения, ему становится важна оценка взрослого. Ребёнок начинает осознавать свои действия и желания. Эти желания сопоставляются с желаниями взрослого, и если они не совпадают, то реб-к оказывается в сит-ции противоречия и сталкивается с необходимостью выстраивания иерархии мотивов. До этого мотив определялся ситуацией. Поведение реб-ка начиает опосредоваться образцами отношений взрослого к действительности, образцами соц. отношений взрослого. Ребенок воспринимает взрослого даже не как объект для подражания, а как представителя общества, как того, кто выполняет определенные социальные функции и роли.Это и формирует личность реб-ка. В сознании ребёнка формируются модели социальных отношений, правила, нормы поведения как надситуативные образования, появляется надситуативное общение.

Ведущий вид деятельности: сюжетно-ролевая игра.Игра - вид деятельности детей, в процессе которого они в условных ситуациях воспроизводят ту или иную сферу деятельности или общения взрослых с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков общения.   Игру характеризуют 3 важных момента:  1. Игра носит символический хар-р. Это позволяет глубже проникнуть в соц. отношения, позволяет развивать реб-ку фантазию   2. Ребёнок действует в воображаемой, мнимой ситуации, уже не так жёстко привязан к предметной среде.   3. Ребёнок воспроизводит соц. отношения, моделирует роли.   Игра не является единственным видом деятельности, определяющим развитие ребенка, также:   - Продуктивный вид деятельности, где взрослый руководит ребенком через смысл предлагаемой ему деятельности (лепка, рисование). Реб-ку должно быть это интересно. 2 этапа деят-ти: построения замысла + реализация.    - Деятельность, связанная с выполнением режимных моментов. Эта деятельность контролируется взрослым: как правильно себя вести, моральная регуляция, подчинение определенным правилам и нормам. Этот вид деятельности вносит вклад в формирование произвольности, социальных мотивов, чрез него происходит понимание своих обязанностей в первую очередь перед родителями и учителями. Формируется регуляция поведения в соответствии с нормами.   Изменение психических ф-ций:    Основный изменения в психике реб-ка происходят благодаря игровой деят-ти.     1. У ребенка формируется внутренний план сознания, способность в нем осуществлять действия, формируется сфера представлений.   2. Ребенок берет на себя игровые роли, для этого надо домысливать. Использует предметы-заместители. Действия при этом символичны («понарошку»), а не буквальны. Действия дорисовываются, важен замысел, а не способ осуществления. За счет этого происходит переход от практического мышления к образномуРазвитие рефлексии – ребенок выносит систему межличностных отношений вовне (способность смотреть на себя глазами другого). Ребенок должен реконструировать роль, позицию другого человека, чтобы с его стороны посмотреть на себя.  Способность к децентрации. Появляется способность видеть контекст ситуации, ориентация в социальных отношениях, понимание их, моделирование ролевых отношений, понимание иерархии ролей.    3. Переход от стадии дооперационального интеллекта (эгоцентризм, анимизм, синкретизм, конкретность, зависимость от восприятия) к стадии конкретных операций (обратимость операций), т.е. к мыслительным операциям. Установление причинно-следственных связей (выстраивание отношений между предметами и встраивание этих отношений в контекст ситуации)   4. Формируется ориентация в соц. отношениях. Понимает соц. роли. Это подготавливает реб-ка к школе. Происходит понимание моральных норм.  5. Развивается произвольная регуляция поведения. Т.к. игра подразумевает правила.   6. Ребёнок учиться сотрудничеству, согласовывать свои действия с другими.   7. Проявление и формирование самооценки

3 ключевые позиции,  связанные с игровой деятельностью:   1. формирование символической функции мышления через различные формы замещения в игре; мышление при помощи образов, которые ребенок облачает в слово, вследствие чего происходит развитие речи, развитие вербального мышления: овладение сложноподчиненными предложениями (понимание причинно-следственных связей), оперирование конструкциями «потому что, чтобы» и т.д. , способность выстраивать временные последовательности (по Пиаже - - обратимость операций). Однако ребенок еще не может объяснить этих связей. Также ребенок еще не способен произвести фонетический анализ звуков, т.е. не может отделить слово от смысла.  2. децентрация психики (выход на уровень личности)   3. способность к полноценной совместной деятельности      Усова А.П.: 3 этапа формирования игры: игра рядом (напр. в одной комнате); игра вместе; игра как полная совместная деятельность (общий замысел, правила)    Новообразования:    - изменение мышления, выражающееся в формировании плана общих представлений    - расширение возможностей общения, надситуативное общение.    - возникновениевнутренних этических инстанций.      - иерархия мотивов       Осн. новообразование: произвольность. 

31.  Психическое развитие  младшего школьника.

Социальная  ситуация развития:   С приходом реб-ка в школу соц. ситуация меняется.    Внешние изменения:    - Школьное обучение, коллектив детей, необходимость выстраивания отношений со сверстниками. Ориентация на оценку взрослого важность общественной оценки, вследствие чего – произвольность поведения. Новый социальный статус и социальная роль.    - Активность реб-ка в школе подчиняется общим порядкам. Ребенку предъявляется целый спектр того, что он должен делать – жесткие внеситуативные требования. - Развитие воображения как результат игровой деятельности. Образность мышления. Важно организовать деятельность ребенка. На уроке 10-15% времени на изучение нового   Внутренние изменения:   - Становление реб-ка как S соц. отношений.   - Появляется мотивация.    Ведущий вид деятельности – учебная деятельность     Готовность к школьному обучению определяется сформированностью тенденции к новой соц. позиции, к общественнозначимой деят-ти. Эта мотивация очень широка и не длиться долго. Необходимо формирование новых мотивов.    2 вида мотивов учебной деят-ти:    - Познавательные (порождаются учебной деятельностью)     - Социальные (порождаются всей системой отношений, в которую включен ребенок)    Структура познавательных мотивов:     - Мотивация содержания (с содержанием) – стремление к познанию новых фактов, сути явления   - Мотивация процесса (сам процесс совершения действия)    Социальные мотивы:   - Статусный (быть учеником)   - Мотив отметки    - Мотив утверждения в коллективе, стремление к признанию   Особенности уч. деят-ти:     - Специально направлена на обучение и решение задач     - В ней осваиваются общие способы действия и научные понятия    - Общие способы действия предваряют решение задач    - Ведет к изменению в самом субъекте (ребенке)     - Изменение психических свойств и поведения обучающегося в зависимости от рез-тов собств. действий.     Структура учебной деятельности:

1. учебная задача (то, что ученик должен освоить)   2. учебные действия (направлены на изучение уч. материала))   3. действия контроля (указание на то, правильно ли выполняется действие, соотв. образцу)    4. действия оценки (степень усвоения изменений, произошедших в самом субъекте)    Характеристика психических функций:   Мышление.    В начале младшего школьного периода преобладает наглядно-образное мышление. Представления ребенка об окружающем мире достаточно разнообразны, он начинает устанавливать причинно-следственные связи между событиями и явлениями. Формируется теоретическое мышление. Переход к понятийному мышлению.

Переход от стадии дооперационального к стадии конкретных операций. Формирование понятий о сохранении вещества, объема. Мышление многомерное, ориентировано на несколько критериев.    Обратимость операций. Формирование операций классификации.   Речь.   Произвольность и осмысленность речи.   Появляется способность объяснить причинно-следственные связи, логич. отношения.    Развитие образов представления. Способность моделировать ситуации, умение воспроизвести образ объекта в новом контексте.   Развитие внимания.    В 10-11 лет почти все характеристики внимания даже превышают уровень взрослого человека. Произвольное внимание еще не является доминирующим.   Развитие памяти.    Формируется произвольная память. Требует приложения волевых усилий. Ребенок овладевает культурными средствами запоминания. Увеличение объема памяти. Ребенок заучивает, но не осмысливает.    Новообразования (формируются благодаря учебной деятельности):    - познавательная мотивация и целенаправленность учебной деят-ти   - основы теоретического мышления     - произвольность некоторых психических функций, таких как мышление (преимущественно память)   - внутренний план сознания и психич. деят-ти (ее протекание «в уме»)    - умение планировать свою деятельность 

32.  Психическое развитие  индивида в подростковом  возрасте.

Социальная  ситуация развития:   Выделяют 2 фактора влияния на развитие:   - биологический – раскрывается через понятие пубертат (от лат. зрелость) – изменения связанные с гормональными, биологическими перестройками. Диспропорция в развитии скелетно-мышечной с-мы, дисгармония в работе серднечно-сосуд. с-мы. Возраст полового созревания. Всё это требует психологич. перестроек. Новые потребности (секс), пересмотрение и переосмысление своего тела. Дисгармония из-за отсутствия навыков и знаний для построения секс. отношений.    - социальныймаргинальный – уже не ребёнок, но ещё не взрослый, хотя хочет им быть. Стремление им быть, упоминание что реб-к – травма.    Отношения подростка с окр. миром:    - поведение утрачивает хар-р непосредственности. Действия осознаны и опосредованы соц. средой. Соц. смысл выходит на первый план, доминирует над ост. мотивами.    - полоролевые различия    - выраженность индивидуальных различий. Большой значение приобретает фактор индивидуальности. Формир. инд. стиль психич. деят-ти. Реб. сам ставит жизненные цели, оценивает своё поведение.   Отн. с др. людьми – со сверстниками –р-ции группирования (субкультуры)     Мотивацион. сфера: появл увлечения и хобби. Мотивы перестраиваются, приобретают общий хар-р, неситуативный, относятся к жизни в целом.     Причины дивиантного проведения: поиск нового, быть взрослым, снятие тревоги, соответствие компании.     Ведущая деят-ть – интимно-личностное общение. Формируется Я-концепция.   Новообразования:

Информация о работе Шпаргалки по п"Психологии"