Шпаргалки по п"Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 17:44, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит 40 вопросов к экзамену по психологии и ответы на на них

Работа содержит 1 файл

шпоры по развитию.doc

— 287.50 Кб (Скачать)

- чувство  взрослости – стремление быть  взрослым, быть самостоятельным.  Закладывается проект будущей жизни    - Я-концепция, самосознание, рефлексия, соц. Ответственность    Псих ф-ции:    - Мышление – формально-логическое – умение мыслить абстрактно, вне опыта. Появл. способность выдвигать гипотезы, доказывать их. Мышление становится более последовательным, логическим. Продуктивное мышление (в сит. неопределенности, задачи открытого типа, сочинения)    - Восприятие – может увидеть и представить (напр, предмет в разрезе), восприятие опосредуется некими знаниями.     - Мышление опосредует память. Механическая память уходит на задний план.    - Речь внеситуативная. Монолог. Доклад.  

*33.  Сущность и феноменология подросткового кризиса.

- изменения  в теле  - половое созревание - исгармония из-за отсутствия навыков и знаний для построения секс. отношений.

- желание  быть взрослым   - эмансипация - стремление освободиться от опеки, контроля взрослых, отвергнуть нормы и ценности взрослых    - определение будущего    - дивиантное поведение 

34.  Психическое развитие  индивида в юношеском  возрасте. Проблема профессионального самоопределения.

Психическое развитие:    - Прогрессирующее развитие теоретического мышления. Юноши мыслят логически и в состоянии заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом. С большей легкостью, чем подростки, размышляют на политические и нравственные темы. Уже освоены многие научные понятия. Продолжается интеллектуализация познавательных процессов. Продолжается развитие абстрактно-логического мышления. Словесно-логическое мышление уже сформировано.   - Особенность юношеского возраста – широта интеллектуальных интересов часто сочетается с разбросанностью, отсутствием систематизированности взглядов и подходов, а также адекватной оценки своих возможностей.     - Появляется противоречивость внимания – объем внимания, его способность длительно сохранять интенсивность и переключаться с одного объекта на другой с возрастом увеличиваются, но вместе с тем внимание становится все более избирательным, существенно зависящим от интересов. С этим связана их рассеянность, хроническая скука и неспособность сконцентрироваться.

- Усиление  индивидуальных различий между  юношами.    - Формирование индивидуального стиля умственной деятельности    - Интересы становятся более дифференцированными и стойкими.   - Формируется логическая память.

- Активное развитие творческих способностей.   Новообразования:    - Достижение социальной зрелости. Главной задачей человека становится приобретении профессии, определенного социального статуса, создание семьи. Под достижением социальной зрелости можно понимать с одной стороны, возможность выполнения социальных обязанностей, с другой – принятие ответственности за собственную жизнь, решения и поступки. Овладение полным комплексом социальных функций взрослого человека, формирование взрослой идентичности (переживается как появление чувства взрослости).   - Потребность в самоопределении. Для достижения социальной зрелости необходимо разрешить проблему личностного самоопределения, в том числе и профессионального. Потребность в самоопределении, по мнению Л.И.Божович, - важнейшее личностное новообразование этого возраста. Оно включает в себя потребность в формировании определенной смысловой системы, объединяющей представления о мире и о самом себе, и подразумевает нахождение ответа на вопрос о смысле собственного существования.

Основа  подхода М.Р.Гинзбурга – представление  о ценностно-смысловой природе  самоопределения. Оно предполагает активное определение своей позиции  относительно общественно выработанной системы ценностей и выяснение  на этой основе смысла своего существования.    Личностное самоопределение не завершается в юношеском возрасте, в ходе дальнейшего развития человек много раз приходит к необходимости поиска нового личностного самоопределения.

*35.  Психическое развитие индивида в ранней взрослости. 

*36.  Психическое развитие индивида в средней взрослости. 

*37.  Психологические проблемы индивида в старости. 

*38.  Проблема соотношения обучения и развития в психологии развития.

Культурно-исторический хар-р психического развития ставит проблему соотношения обучения и психического развития.  Периодизация психического развития должна учитывать проблему соотношения обучения и развития. Здесь выделяют 3 подхода:   1) отождествление обучения и развития (Э.Торндайк)   2) обучение следует за развитием, которое понимается как созревание (Ж.Пиаже)    3) обучение ведёт за собой развитие (Л.С. Выготский)  

39.  Проблема нормы  в психологии развития.

Норма развития – это то, что считается  нормальным, адеквтным для  того или иного возраста.    Существуют различные подходы относительно понятия «норма».

1) среднестатистическая  норма – это то, что характерно  для большинства представителей  данной возрастной группы. Любой  тест рассчитан на среднестатистическую  норму. Но этот подход имеет  недостатки: он не чувствителен  к индивидуальности. Самый просто подход, не требующ. спец. подготовки.

2) социокультурные  нормы – рассматривается некий  социокультурный идеал, то, к чему  мы стремимся. Норма берётся  из вне, некий идеал, кот.  может совпадать или нет с  действительностью.

+: позволяет  вычленить эталоны идеалв, индивидуальность более отчётлива

-: проф. подготовка исследователя; изменчивость  мира и представлений об идеале.

3) индивидуально-личностные  нормы. Такой подход более характерен  для гум. пс-гии. Нормально то, что характерно для данного  чел-ка. У каждого своё развитие и своя норма. Учитывается, в первую очередь, индивидуальность. Сравнение: как ребёнок развивается и как мог бы развиваться. 

40.  Проблемы построения  интегральной периодизации  психического развития.

Существует  много теорий развития,  они все различны.

На сегодняшний  день не существует единой общепринятой классификации возрастных периодов развития человека, хотя в разное время  предпринимались многочисленные попытки  создания возрастной периодизации.

Еще древние  греки и римляне делали попытки осуществить периодизацию. Греки делили жизнь человека на 10 периодов по 7 лет (хептомаденов), а римляне знали 5 фаз жизни, каждая из которых соответствовала 13 – 15 годам жизни.

На данный момент открытым остается вопрос о  том, существуют ли периоды развития или оно осуществляется непрерывно, а также о том, на каких основаниях можно осуществить периодизацию.

Традиционная  культура понимала возраст как последовательное изменение социального статуса  в процессе жизненного пути. Подразумевался не хронологический возраст, а принадлежность к определенному возрастному слою.

В психологии считается, что развитие состоит  из последовательности медленных плавных  и быстрых скачкообразных изменений. Однако большинство психологов ограничиваются периодизацией детства в силу того, что возрастные изменения можно описать как формирование тех или иных новообразований, и после отроческого периода новообразования становятся трудно выявить. Сложности в периодизации взрослости можно также объяснить тем, что развитие приобретает новый характер: не связано напрямую с физическим созреванием и приобретением навыков, а в большей степени определяется внутренней субъектной позицией человека.

Развитие  носит гетерохронный характер (т.е. темпы развития различных функций  у человека не совпадают), что создает дополнительные трудности в периодизации.

Помимо  остальных факторов, осложняющих  периодизацию взрослости, необходимо также отметить то, что для периодизации взрослого человека недостаточно выделения  только биологической и психической линий, необходимо рассматривать и духовный аспект жизни, поскольку он существенно влияет на динамику развития и определяет качественные изменения.

Подпроблемы: - проблема совмещения различных сфер развития

                     -построение  периодизации применительно ко всем возрастам

Информация о работе Шпаргалки по п"Психологии"