Валеологические основы труда учителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 20:39, курсовая работа

Описание работы

В связи с поставленной целью выдвигаем гипотезу: здоровье учителя влияет на профессиональную деятельность учителя.

Цель и гипотеза исследования определяют основные задачи данной работы:

провести теоретический анализ исследований зарубежных и отечественных психологов по вопросу валеологических основ труда учителя;
изучить специфические особенности умственно-эмоционального труда учителя;
составить программу эмпирического исследования профессионального выгорания педагогов городской и сельской школы и преподавателей образовательного учреждения среднего профессионального образования;
проанализировать результаты, полученные в эмпирическом исследовании данной проблемы;
сформулировать выводы и обнаружить практическую значимость исследования.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….……..3

Глава I Проблемы профессиональных рисков учителя

Концепция устойчивых социокультурных эталонов здоровья…….5
Здоровье учителя третьего тысячелетия…………………...………..8
Особенности умственно-эмоционального труда учителя………….10
Эмоциональный стресс и проблемы интеллектуального
труда учителя...…..…………………………………………………….12

Глава II Проблема эмоционального выгорания учителя

2.1 Профессиональное выгорание как психологическая проблема…………16

2.2 Рекомендации по профилактике профессионального

выгорания у педагогов……………………………………………………..18

Глава ΙΙI Эмпирическое исследование уровня эмоционального выгорания

учителя

3.1 Организация и ход исследования………………………………………… 23

3.2 Интерпретация полученных данных………………………………………24

Заключение……………………………………………………………………..28

Библиография…………………………………………………………………..33

Приложение 1

Упражнения для профилактики эмоционального выгорания………………35

Работа содержит 1 файл

Валеологические основы труда учителя.doc

— 343.00 Кб (Скачать)

        Если учесть, что сегодня в школах 65% учителей имеют стаж непрерывной  профессиональной деятельности свыше 30 лет, то станет понятно, каких физических и психоэмоциональных затрат требует работа педагога и как это отражается на здоровье индивидуальном и общества в целом. Заметим к тому же, что в целом по стране 78% школьных преподавателей – женщины предпенсионного и пенсионного возраста.

        Изначально профессия педагога  содержит в себе риски, влияющие на здоровье биологической системы, которой является человек. Эмоциональное напряжение, возникающее в процессе оценочной мотивационной деятельности, связанной с выбором альтернатив (а такова учительская), направлений организации новых видов работы в соответствии с доминирующей потребностью учебного процесса, гораздо выше, чем в любой другой эмоционально-интеллектуальной профессии, например актерской, режиссерской и т.д.

         Учитель, осуществляя определенный алгоритм действий (мел, доска, карта и т.д.), использует меньше трети мышц, главным образом это мышцы предплечья и кисти рук, а также речевые мышцы. На долю остальной мускулатуры остается лишь поддержание позы, что в свою очередь также приводит к перенапряжению.

         Среди многих факторов риска  сердечно-сосудистых заболеваний для учителя наиболее существенными являются: повышенная нервно-эмоциональная напряженность, гипокинезия, излишняя масса тела, курение и другие факторы.

         Таким образом, высокий темп жизни, большие скорости, возросшая ответственность в процессе модернизации школы, наличие нервно-эмоционального компонента и конфликтных ситуаций, гипокинезия, монотонность в работе предъявляют повышенные требования к организму учителя.

        Эти особенности умственного  труда отрицательно влияют на состояние здоровья учителя и обуславливают высокую частоту сердечно-сосудистых и нервных заболеваний, снижают общую работоспособность, что в свою очередь отражается на процессе общения с учащимися и коллегами.

       Проблемы здоровья, в том числе  и гендерно-возрастные, не могут успешно решаться без знания психофизиологических механизмов поддержания и регуляции работоспособности при различной степени нервного напряжения, условий развития утомления и его перехода в переутомление, в частности под влиянием перенапряжения. Как правило, учитель не владеет этими знаниями. Возникает новая проблема – риск перенапряжения интеллектуальных функций. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   ГЛАВА ΙΙ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГА  

   2.1 Профессиональное выгорание как психологическая проблема 

   Понятие «эмоциональное выгорание» появилось  в психологии сравнительно недавно. В последнее время оно широко используется в научных текстах  и лексиконе психиатров, медицинских  и социальных психологов, звучит с  экранов телевизоров и мелькает на страницах популярных изданий. Представители многих профессий, чья деятельность связана с общением, подвержены симптомам постепенного эмоционального утомления и опустошения.

   «Эмоциональное  выгорание - это выработанный личностью  механизм психологической защиты в  форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия».

   Проблематика  стрессоустойчивости человека в  различных профессиях с давних пор  привлекала внимание психологов различных  направлений. В классических исследованиях Селье, а позднее - Лазаруса, Розепмана и Фридмана было показано, что длительное воздействие стресса приводит к таким неблагоприятным последствиям, как снижение общей психической устойчивости организма, появление чувства неудовлетворенности результатами своей деятельности, тенденция к отказу от выполнения заданий в ситуациях повышенных требований, неудач и поражений. Анализ факторов, вызывающих подобные симптомы в различных видах деятельности, показал, что существует ряд профессий, в которых человек начинает испытывать чувство внутренней эмоциональной опустошенности вследствие необходимости постоянных контактов с другими людьми. Появился термин «бессильный помощник» описывающий состояние психической перегрузки в социальных профессиях.

   Эмоциональное выгорание - динамический процесс и  возникает поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса. Ганс Селье, основоположник учения о стрессе, рассматривал его как неспецифическую  защитную реакция организма в  ответ на психотравмирующие факторы разного свойства. При эмоциональном выгорании налицо все три фазы стресса:

   1) нервное (тревожное) напряжение - его создают хроническая психоэмоциональная атмосфера, дестабилизирующая обстановка, повышенная ответственность, трудность контингента;

   2)    резистенция, то есть сопротивление, - человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений;

   3)  истощение - оскудение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным.

   Согласно  современным данным, под «эмоциональным выгоранием» понимается состояние  физического, эмоционального и умственного  истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы. Этот синдром включает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений.

   В настоящее время, под психическим  выгоранием понимается профессиональный кризис, связанный с работой в  целом, а не только с межличностными взаимоотношениями в процессе ее. Такое понимание несколько видоизменило и его основные компоненты: эмоциональное истощение; цинизм; профессиональная эффективность. С этих позиций понятие деперсонализации имеет более широкое значение и означает отрицательное отношение не только к клиентам, но и к труду и его предмету в целом.

   Установлено, что у мужчин более высокие  баллы по деперсонализации, а женщины  в большей степени подвержены эмоциональному истощению. Это связано  с тем, что у мужчин преобладают инструментальные ценности, женщины же более эмоционально отзывчивы и у них меньше чувство отчуждения от своих клиентов. Риск подвергнуться выгоранию зависит от того, насколько выполняемые работниками функции соответствуют их полоролевой ориентации. Мужчины оказались более чувствительными к воздействию стрессоров в тех ситуациях, которые требовали от них демонстрации истинно мужских качеств, таких, как физические данные, мужская отвага, эмоциональная сдержанность, показ своих достижений в работе. В то же самое время женщины оказались более чувствительны к стрессовым факторам при выполнении тех обязанностей, которые требовали от них сопереживания, воспитательных умений, подчинения. В качестве другого объяснения предлагается тезис о том, что работающая женщина испытывает более высокие рабочие перегрузки (по сравнению с мужчинами) из-за дополнительных домашних и семейных обязанностей. Феминизированность профессии учителя имеет целый ряд отрицательных моментов. Среди них повышенная в сравнении с мужчинами - в три раза, по данным Т.Н. Егоровой - заболеваемость психическими болезнями, высокая «стрессируемость», вызываемая бытовыми неурядицами из-за не меньшей загруженности работой по дому, недостаточности внимания, уделяемого домочадцам и т.п. 

            2.2 Рекомендации по профилактике профессионального выгорания у педагогов

   Наиболее  распространенным средством для  профилактики профессионального выгорания является непрерывное психолого-педагогическое образование педагога, повышение его квалификации. Это связано с тем, что знания, полученные в период обучения в ВУЗе, быстро устаревают. В американской литературе фигурирует даже единица измерения устаревания знаний специалиста, так называемый «период полураспада компетентности», заимствованный из ядерной физики. В данном случае это означает продолжительность времени после окончания ВУЗа, когда в результате устарения полученных знаний, по мере появления новых знаний, по мере появления новой информации компетентность специалиста снижается на 50%.

   Психологические основы саморегуляции эмоционального состояния включают в себя управление как познавательными процессами, так и личностью: поведением, эмоциями и действиями. В настоящее время для саморегуляции психических состояний используется нейролингвистическое программирование.

   Аутогенная  тренировка используется в таких  видах деятельности, которые вызывают у человека повышенную эмоциональную  напряженность. Педагогическая работа связана с интенсивным общением, как с детьми, так и с их родителями, что требует от педагога эмоционально-волевой регуляции. Сам аутотренинг представляет собой систему упражнений для саморегуляции психических и физических состояний. Он основан на сознательном применении человеком различных средств психологического воздействия на собственный организм и нервную систему с целью их релаксации или активизации. Использование приемов аутотренинга позволяет человеку целенаправленно изменить настроение, самочувствие, что положительно отражается на его работоспособности, здоровье.

   Кроме упражнений аутогенной тренировки, для регуляции эмоциональных состояний используются и другие способы. Так, например Г.Н.Сытин в своей книге «Животворящая сила. Помоги себе сам» предлагает метод словесно - образного эмоционально - волевого управления состоянием человека, который базируется на методах психотерапии и некоторых аспектах нетрадиционной медицины.

   Широко  используется психокоррекция как совокупность психологических приемов, применяемых  психологом для оказания психологического воздействия на поведение здорового  человека. Психокоррекционная работа проводится с целью улучшения адаптации человека к жизненным ситуациям; для снятия повседневных внешних и внутренних напряжений; для предупреждения и разрешения конфликтов, с которыми сталкивается человек. Психокоррекция может осуществляться как индивидуально, так и в группе. Группы людей, создаваемые с психокорректорными целями, могут быть следующих видов: Т-группы, группы встреч, гештальт группы, группы психодрамы, группы телесной терапии, группы тренинга умений. Каждый тип группы направлен на решение конкретных целей, предполагает взаимодействие по определенным правилам. Применительно к педагогической деятельности охарактеризуем сферу практического применения каждого вида групп.

   Т-группы (группы социально-психологического тренинга). Работа в ней направлена на то, чтобы помочь педагогу лучше узнать самого себя как личность; выработать индивидуальный стиль деятельности, научиться лучше понимать своих коллег и родителей; с которыми приходиться вступать в общение по поводу обучения и воспитания детей; обучение правильному поведению в ситуациях межличностного общения.

   Группы  встреч. Основная цель - осознание и  реализация того потенциала личности и интеллектуального развития, который  заложен в каждом индивиде. Эффективно использовать такой вид работы для начинающих учителей и воспитателей с целью повышения их уровня самосознания и развития личности. Можно включать старшеклассников и родителей для достижения доверия между взрослыми и детьми.

   Гештальтгруппы. Работа руководителя группы осуществляется не со всеми участниками, а один на один с кем-либо из ее членов, добровольно согласившимся на время стать главным действующим лицом. Остальные члены группы наблюдают за процессом взаимодействия ведущего и клиента. Ключевыми понятиями в такой работе группы являются «осознание» и «сосредоточенность на настоящем». Опыт работы в таком направлении повышает эффективность индивидуальной педагогической работы с детьми.

   Соблюдая  перечисленные ниже рекомендации, можно  предотвратить возникновение профессионального выгорания, или снизить его, если синдром уже проявляется:

    - определение для себя краткосрочных  и долгосрочных целей (достижение  краткосрочных целей приносит  очень важное для оптимального  эмоционального состояния человека - состояние успеха);

   - использование «тайм-аутов», что  необходимо для обеспечения психического  и физического благополучия (отдых  от работы);

   - овладение умениями и навыками  саморегуляции (релаксация, положительный  настрой, самовнушение);

   - профессиональное развитие и  самосовершенствование (обмен профессиональной информацией, что дает ощущение более широкого мира, нежели тот, который существует внутри отдельного коллектива; для этого существуют различные способы - курсы повышения квалификации, конференции и пр.);

   - уход от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда ее нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным);

Информация о работе Валеологические основы труда учителя