Валеологические основы труда учителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 20:39, курсовая работа

Описание работы

В связи с поставленной целью выдвигаем гипотезу: здоровье учителя влияет на профессиональную деятельность учителя.

Цель и гипотеза исследования определяют основные задачи данной работы:

провести теоретический анализ исследований зарубежных и отечественных психологов по вопросу валеологических основ труда учителя;
изучить специфические особенности умственно-эмоционального труда учителя;
составить программу эмпирического исследования профессионального выгорания педагогов городской и сельской школы и преподавателей образовательного учреждения среднего профессионального образования;
проанализировать результаты, полученные в эмпирическом исследовании данной проблемы;
сформулировать выводы и обнаружить практическую значимость исследования.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….……..3

Глава I Проблемы профессиональных рисков учителя

Концепция устойчивых социокультурных эталонов здоровья…….5
Здоровье учителя третьего тысячелетия…………………...………..8
Особенности умственно-эмоционального труда учителя………….10
Эмоциональный стресс и проблемы интеллектуального
труда учителя...…..…………………………………………………….12

Глава II Проблема эмоционального выгорания учителя

2.1 Профессиональное выгорание как психологическая проблема…………16

2.2 Рекомендации по профилактике профессионального

выгорания у педагогов……………………………………………………..18

Глава ΙΙI Эмпирическое исследование уровня эмоционального выгорания

учителя

3.1 Организация и ход исследования………………………………………… 23

3.2 Интерпретация полученных данных………………………………………24

Заключение……………………………………………………………………..28

Библиография…………………………………………………………………..33

Приложение 1

Упражнения для профилактики эмоционального выгорания………………35

Работа содержит 1 файл

Валеологические основы труда учителя.doc

— 343.00 Кб (Скачать)

   - эмоционально-личностное общение  (когда человек анализирует свои  чувства и делится ими с  другими, вероятность выгорания значительно снижается, или процесс этот оказывается не столь выраженным);

   - поддержание хорошей физической  формы (не стоит забывать, что  между состоянием тела и разумом  существует тесная связь);

   - умение рассчитывать и обдуманно  распределять свои нагрузки;

   - возможность переключаться с  одного вида деятельности на  другой.

   Большое значение для противостояния выгоранию  и сохранения профессионального  здоровья учителей имеют модели преодолевающего  поведения.

   Конструктивными следует считать поиск социальной поддержки и уверенные действия. Неконструктивные способы поведения - избегание, манипулятивные и агрессивные действия - сопряжены с высоким уровнем выгорания и профессиональной дезадаптацией учителей.

   Важно помнить, что положительные эмоции менее устойчивы и более затратны в плане психологической энергии. Негативные эмоции подпитывают сами себя, и чем больше мы в них погружаемся, тем дольше они будут длиться и могут постепенно перейти в негативное мировосприятие.

   Поэтому каждый человек может осознанно выбрать - будет ли он выгорать под напором внешних обстоятельств, иногда действительно очень неблагоприятных, или прилагать энергию для поиска новых ресурсов своей личности через нахождение новых смыслов, позитивных моментов и просто через переживание сиюминутных приятных ощущений. 
 

                                                                                                                                                

                                                    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   ГЛАВА ΙΙΙ ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ 

   3.1 Организация  и ход исследования

   Для измерения уровня эмоционального выгорания  учителя  использовался тест «Диагностика уровня эмоционального выгорания» (В.В.Бойко) [10, 371]. Данная методика позволяет диагностировать ведущие симптомы «эмоционального выгорания» и определить, к какой фазе развития стресса они относятся: «напряжения», «резистенции», «истощения». Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности, оценить адекватность эмоционального реагирования в конфликтной ситуации, наметить индивидуальные меры.

   Испытуемые  – преподаватели «Лениногорского музыкально-художественного педагогического училища» и группа учителей Муниципального образовательного учреждения «Мичуринская основная школа», МОУ «Лицей №12» г. Лениногорска РТ.

   Тестирования проводились в классных помещениях ГАОУ СПО «ЛМХПУ», Мичуринской основной школы и МОУ «Лицей №12».  В помещениях была нормальная комнатная температура, хорошее освещение и отсутствие посторонних отвлекающих шумов.

   Перед выполнением задания испытуемые прослушали инструкцию. 

   Во  время выполнения методики испытуемые не задавали дополнительных  вопросов.

   Несколько испытуемых отказались принять участие в тестировании. 

   На  выполнение теста потребовалось  30  минут. Вместе с зачитыванием инструкции методика заняла  38   минут.   

   Результаты  выполнения методики оценивались в соответствии с предложенной в ней интерпретацией.

   Общие показатели по тесту В.В.Бойко представлены в таблицах и диаграммах:  

   Таблица 1

   Результаты  обследования группы преподавателей ГАОУ СПО Лениногорского музыкально-художественного педагогического училища

№ п/п Напряжение  Резистенция Истощение Общ

Балл

П Н З ТиД НА ЭД ЭЭ Р Э/

Дф

ЭО ЛО ПН
1 12 15 2 15 27 25 38 30 30 3 8 15 220
2 2 3 5 7 12 19 2 2 3 10 0 3 68
3 12 15 2 15 27 25 38 30 30 3 8 15 220
4 7 8 7 13 12 5 28 10 7 0 15 15 127
5 12 8 0 13 10 0 28 5 5 3 15 23 122
6 22 8 5 18 17 17 23 7 5 16 3 10 151
7 7 3 0 5 20 9 17 22 5 15 8 8 119
8 2 3 0 3 17 2 2 17 5 3 0 6 60
9 0 3 5 0 12 7 0 7 5 8 0 3 50
10 0 0 0 0 10 10 25 17 15 15 0 0 146
11 12 11 21 8 17 5 33 17 7 8 0 7 146
12 2 5 0 8 0 5 8 10 5 5 0 8 56
13 7 11 16 8 17 5 33 17 7 8 0 7 136
14 0 3 5 0 12 7 0 7 5 8 0 3 49
15 15 11 16 8 15 7 33 19 14 8 5 7 158
 
 

   По  результатам тестирования обнаружено, подавляющее большинство учителей имеют сформировавшуюся фазу «эмоционального выгорания». 
 

   Таблица 2 

       Фаза  не сформировалась    Фаза  в стадии формирования    Сформировавшаяся  фаза
       Кол-во    %    Кол-во    %    Кол-во    %
       0    0    4    26,7    11    73,3
 

   Диаграмма 1 

   Сравнительная диаграмма формирования симптома ЭВ преподавателей ГАОУ СПО «ЛМХПУ» 

     
 

   Результаты  обследования группы учителей Мичуринской  основной школы  по тесту В.В.Бойко представлены в таблице 3. 
 
 

   Таблица 3 

№ п/п Напряжение  Резистенция Истощение Общ

Балл

П Н З ТиД НА ЭД ЭЭ Р Э/

Дф

ЭО ЛО ПН
1 12 0 2 16 7 15 17 22 5 8 10 10 124
2 2 13 0 0 10 8 0 5 0 8 0 2 48
3 7 6 16 5 18 22 10 28 16 17 8 7 162
4 2 3 0 3 7 11 0 5 0 5 3 2 41
5 5 10 23 11 25 14 0 9 15 0 8 10 130
6 12 3 5 5 17 7 7 15 13 3 5 25 117
7 2 8 2 13 17 22 37 5 5 0 3 13 127
8 9 3 16 10 18 20 30 20 10 0 10 8 154
9 4 2 7 8 23 22 30 25 17 7 10 10 144
10 8 10 23 11 25 19 3 10 10 0 8 13 140
11 7 6 16 5 18 22 10 28 16 17 8 10 163
12 7 8 2 15 17 22 30 12 13 0 8 10 144
13 4 8 13 8 18 25 30 17 10 7 5 5 150
14 12 0 2 11 7 15 22 22 2 8 10 10 121
15 2 3 0 3 17 2 4 15 5 3 0 6 60
 
 

   По  результатам тестирования обнаружено, подавляющее большинство учителей сельской школы также имеют сформировавшуюся фазу «эмоционального выгорания» (таблица 4). 
 
 
 
 

   Таблица 4 

       Фаза  не сформировалась    Фаза  в стадии формирования    Сформировавшаяся  фаза
    Кол-во    % Кол-во    % Кол-во    %
       0    0    3    20    12    80
 
 

   Сравнительная диаграмма формирования симптома ЭВ учителей Мичуринской основной школы

   Диаграмма 2

     

   Результаты  обследования учителей МОУ «Лицей № 12»

     г. Лениногорска РТ

№ п/п Напряжение  Резистенция Истощение Общ

Балл

П Н З ТиД НА ЭД ЭЭ Р Э/

Дф

ЭО ЛО ПН
1 4 8 1 2 8 25 6 19 15 13 6 5 112
2 0 5 3 3 13 25 20 14 15 13 3 10 116
3 12 6 5 18 15 10 6 2 0 3 6 15 98
4 2 0 0 0 10 5 2 5 0 0 3 3 30
5 20 5 11 3 20 25 5 18 7 18 5 5 142
6 0 8 1 0 15 10 10 4 7 5 0 8 68
7 19 3 7 5 22 17 15 23 5 0 3 10 129
8 0 3 0 0 12 18 14 2 15 17 10 5 96
 

   Таблица 6 

       Фаза не сформировалась    Фаза  в стадии формирования    Сформировавшаяся  фаза
    Кол-во    % Кол-во    % Кол-во    %
       1 12,5    0    0    7    87,5
 

   Диаграмма 3

   Сравнительная диаграмма формирования симптома ЭВ учителей

   МОУ «Лицей №12» 

     
 
 

Диаграмма 4

Сравнительная диаграмма сложившегося симптома ЭВ

 у  педагогов различных ОУ 
 
 

 
 

   Таким образом, можно сделать следующий вывод: большинство педагогов, работающих как в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, так и в городской и сельской школе, имеют сложившийся симптом эмоционального выгорания. Наибольший процент учителей, имеющих сформировавшийся симптом эмоционального выгорания, работают в городской школе (87,7%), причем именно в этой группе находились педагоги, отказавшиеся от тестирования по причине беспокойства о «плохом результате», что уже является показателем повышенной тревожности. Немногим меньше учителей сельской школы  (80%) также находятся в третьей стадии формирования синдрома эмоционального выгорания, а самое меньшее количество таких педагогов – в учреждении среднего профессионального образования (73,3%) , но и эта цифра показывает, что подавляющее большинство педагогов нуждаются в помощи психологов для решения уже возникшей проблемы профессионального выгорания. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

                 Деятельность педагога непрерывно связана с общением, подвержена симптомам постепенного эмоционального утомления и опустошения, что отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности, ухудшении психического и физического самочувствия.

Информация о работе Валеологические основы труда учителя