Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 07:48, автореферат
Влияние музыки на плод доказано группой профессора Джеймса из Королевского медицинского центра при Ноттингемском университете. Ребёнок начинает слышать и реагировать на музыку уже на девятнадцатой неделе. На самых первых этапах это звуки частотой 100–3000 Гц. Также учеными было доказано, что уже на двадцатой недели плод реагирует непосредственно на музыку (при предъявлении нескольких звуков с перерывами около 2 сек, плод начинал проявлять активность).
Влияние различной музыки на внутреутробное развитие ребенка
Влияние музыки
на плод доказано группой
Разная музыка вызывает разные проявления. Так , например, считается что произведения Моцарта способствуют раннему развитию интеллекта малыша и прививают ему тягу к прекрасному. Также его произведения способствуют снятию стресса и расслаблению. Есть данные, по которым дети, слышавшие музыку Моцарта при рождении, в дальнейшем были гораздо спокойнее «обычных» детей. Этот эффект был назван «эффектом Моцарта». Конечно же не только Моцарт положительно влияет на плод, этот эффект отмечался при прослушивании любой мелодичной музыки. Так: Бетховен и Брамс – возбуждают плод, Чайковский и Вивальди (музыка близкая к альфа-ритмам) – успокаивает плод, а вот произведения рок – ансамблей заставляет плод бесноваться. Отмечаются случаи, когда прослушивание тяжёлого рока приводит к гибели плода в утробе матери. Но чаще такие дети отличаются повышенной агрессивностью.
Так как же привить ребёнку «музыкальный вкус»? на этот счет есть несколько вариантов. Можно прикладывать наушники к животу, или просто прослушивать музыку самой маме, если у будущий мамы хороший слух и голос, то она может петь песни сама. Но если музыкального слуха нет, то этого делать не стоит!
Младенец способен запоминать музыку, которую слышал в утробе матери. После рождения при предъявлении этой же музыки ребёнок начинает успокаиваться и быстрее засыпает. Так же было доказано, что плод способен узнавать знакомую мелодию. Это проявляется в том, что на неё он реагирует менее интенсивно.
Многих родителей интересует, а влияет ли это «пренатальное музыкальное образование» на дальнейшие музыкальные способности ребёнка. Безусловно доказано, что «пренатальное музыкальное образование» способствует ускорению развития речевых функций (ребёнок начинает чаще произносить разные звуки, быстрее начинает говорить), лучше сверстников владеет телом. Но точных данных относительно развития его музыкальных способностей еще не получено.
Знаете ли вы, что малыш в утробе матери слышит окружающие звуки и реагирует на них?
И с ребенком нужно разговаривать и маме и папе, даже если он еще в животе. Когда он появится на свет, он узнает вас, так как слышал вас чаще всего.
Разговаривайте с ним, чтобы кроха слышал, как его здесь любят и ждут. Но, кроме родных голосов мамы и папы, младенец в утробе должен слышать музыку!
Музыка, услышанная до рождения, ускоряет развитие ребенка, помогает справиться с некоторыми проблемами развития. Дети, которые слышали музыку в период внутриутробного развития, быстрее других начинают реагировать на звуки, узнавать мелодии. У них лучше развита память!
Когда младенец в утробе матери начинает слышать звуки?
Способность слышать
возникает у младенца в утробе
на 6-7 месяце беременности. Некоторые
ученые считают, что, давая малышу с
этого срока слушать музыку, можно
привить ему музыкальные
Это интересно:
Классическим считается эксперимент с музыкой Дебюсси: беременная постоянно слушала ее в часы отдыха. А после родов ее малыш сразу успокаивался, заслышав эту музыку. Так что зная, что вам предстоят подчас бессонные ночи, почему бы не воспользоваться этим экспериментом и в часы отдыха слушать какую-нибудь приятную и любимую вами мелодию. Когда ребетенок появится на свет вы сможете попробовать успокоить его этой самой мелодией.
История вопроса.
Воздействие музыки на организм еще не рожденного ребенка известно с древних времен. В Китае еще 2000 лет назад практиковали дородовое воздействие на ребенка многочасовым пением. Китайцы считали, что жизнь начинается с зачатия, а, значит, заниматься воспитанием ребенка необходимо сразу после зачатия.
В Японии беременных женщин помещали в специальные общины, расположенные в красивой местности, где занимались эстетическим и музыкальным образованием матери и будущего ребенка. В древние времена на Востоке существовало поверье, что к свадьбе каждая девушка должна соткать себе ковер, а за время беременности будущая мама должна соткать душу ребенка из музыкальных нитей своего голоса. До последнего времени в странах Северной Европы было обычным явлением, когда беременные женщины подолгу сидели на ступеньках своего дома и пели народные и религиозные песни.
Исследования ученых:
Более ста лет назад ученые морфологи обратили внимание на тот факт, что в мозгу новорожденного имеется определенный процент атрофированных нейронов. Тогда же была выдвинута гипотеза, что эти нейроны атрофированы вследствие их невостребованности за период внутриутробного развития плода. С другой стороны, существовала научная информация о том, что число нервных клеток головного мозга в значительной степени определяет уровень интеллектуального развития и психической зрелости ребенка.
В связи с этим в Европе и в США возникли идеи о целесообразности воспитательного процесса в дородовый период жизни человека с целью сохранения и развития наибольшего количества нейронов головного мозга. Так появилась новая отрасль психологии, педагогики и медицины — дородовое воспитание.
А в 1982 году японские
ученые с помощью гидрофона
Доказано, что звук — самый сильный интегрирующий фактор, оказывающий влияние на весь организм ребенка, гармонизируя его. Через нейроэндокринную систему, музыка оказывает воздействие практически на все системы и органы ребенка: изменяется частота дыхания, тонус мышц, моторика желудка и кишечника. Это, действительно, некое направление развития человека, где во внутриутробном периоде в него вкладываются очень важные элементы. Также доказано, что малыши узнают, активнее реагируют и предпочитают ту музыку, которую они "слышали" до рождения, будучи в утробе матери. Следовательно, беременность — это не только формирование ребенка, но и потрясающий шанс повлиять на интеллект, творческие и музыкальные способности вашего малыша, простимулировать его познавательное и эмоциональное развитие.
Кстати, об интеллекте.
Исследования американских ученых показали,
что всего лишь десятиминутное прослушивание
фортепианной музыки Моцарта показало
повышение так называемого
А русские ученые И. М. Сеченов, С. П. Боткин и И. Л. Павлов установили такую закономерность: оказывается, с помощью музыки можно регулировать дисинхронные ритмы, появляющиеся в мозге при стрессе.
Какую музыку слушать?
В последнее время все чаще врачи и психологи рекомендуют беременным женщинам не только петь, но и почаще слушать классическую музыку. Наиболее благоприятное влияние на развитие плода оказывает мелодичная структурированная музыка. Бетховен, Брамс — возбуждают плод. Музыка, близкая к альфаритмам, такая как музыка Моцарта, Вивальди, успокаивает плод. Кроме того, слушая "правильную" музыку, можно свести к минимуму многие неблагоприятные факторы. Причем, как оказалось, разная музыка выполняет разные лечебные функции. Естественно, при прослушивании мелодий, прежде всего, вы должны ориентироваться на собственные музыкальные симпатии. Нравится вам скрипичная, органная, фортепианная или симфоническая музыка? А может, вы предпочитаете церковную музыку (не зря же она называется духовной)?
Решайте сами. Экспериментируйте. Правильно говорят: то, что нравится будущей маме, обязательно придется по душе ее ребенку и наоборот.
Наиболее распространенные произведения, активно используемые в музыкотерапии:
Для снятия стресса и уменьшение чувства тревоги:
Шопен "Мазурка, "Прелюдии"
Штраус "Вальсы"
Рубинштейн "Мелодии"
Для уменьшения раздражительности:
Бах "Кантата 2" и "Итальянский концерт"
Бетховен "Лунная соната", "Симфония ля-минор"
Для общего успокоения, удовлетворения:
Бетховен "Симфония 6", часть 2
Брамс "Колыбельная"
Шуберт "Аве Мария"
Шопен "Ноктюрн соль-минор"
Дебюсси "Свет луны"
Для снятия симптомов гипертонии:
Бах "Концерт ре-минор" для скрипки, "Кантата 21"
Барток "Соната для фортепиано, "Квартет 5"
Брукнер "Месса ля-минор"
Шопен "Ноктюрн ре-минор"
Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением:
Моцарт "Дон Жуан"
Лист "Венгерская рапсодия"
Бетховен "Фиделио"
Хачатурян "Сюита
Маскарад"
Для поднятия общего
жизненного тонуса, улучшение самочувствия,
активности, настроения:
Чайковский "Шестая симфония", 3 часть
Бетховен "Увертюра Эдмонд"
Шопен "Прелюдия 1, опус 28"
Лист "Венгерская рапсодия" 2
От бессонницы:
Сибелиус "Грустный вальс"
Глюк "Мелодия"
Шуман "Грезы"
пьесы Чайковского
Перинатальная психология и психология беременности
Социально-психологические аспекты
Исследование влияния матери на здоровье и психическую полноценность ребенка не является новым в психологии. Важность раннего общения матери и ребенка подчеркивается многими исследователями. Именно в этот период в общении с матерью у ребенка формируется базовое доверие к миру, что не может быть восполнено в последующей жизни. “Достаточное физическое и эмоциональное удовлетворение со стороны матери формирует тот слой первичного доверия к миру, который окрашивает всю дальнейшую жизнь. Напротив, в силу ущербности матери или враждебности окружения у ребенка возникает чувство недоверия к миру и личностной неустойчивости.”
Исследования, проведенные Рене Шпитцем раскрыли, что происходит с детьми, лишенными прочных эмоциональных отношений с матерью в первые три года жизни. Было установлено, что это вызывает глубочайшие душевные и физические расстройства”. Например, у грудных детей отсутствие таких контактов за два - три месяца приводит к общей остановке развития. Ребенок пугливо жмется к тем, кто за ним ухаживает, но, в конце концов, жалобное хныканье сменяется все большим безразличием. У ребенка наблюдается апатичность, хныканье, качание головой, бессонница и подверженность инфекциям, а эти последние нередко приводят к смерти”.
З. Фрейд так же выводил невротические симптомы и черты характера из нарушений в раннем детстве, связывая их со специфическими страхами и травмами матери.
Л.С. Выготский в концепции зон ближайшего развития говорит о том, что лишение матери от рождения до трех лет приводит к тяжелым последствиям. Такие дети агрессивны, жестоки, раздражительны. Но все более становится ясным, что влияние материнской установки начинается гораздо раньше “...истинное воспитание начинается до рождения, только оно могущественно и эффективно и не поддается уничтожению”.
У Гегеля есть интересное рассуждение о влиянии матери на формирование души ребенка еще до рождения: “ ... ребенок в утробе матери, напротив обнаруживает такую душу, которая обладает действительным для себя бытием еще не в нем самом, а только в матери, почему его душа и не в состоянии поддерживать сама себя, но скорее поддерживается только душою матери” Далее Гегель говорит о том, что душа ребенка открыта для непосредственного воздействия на нее души матери.
Информация о работе Влияние различной музыки на внутреутробное развитие ребенка