Делопроизводство

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 12:32, реферат

Описание работы

Цель данной работы ознакомление с основными видами документов в России в XIX веке.

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 27.28 Кб (Скачать)

Введение

     Необходимость создания документов возникла одновременно с появлением и развитием письменности, документы стали способом общения и передачи информации.

     Документ - материальный носитель с зафиксированной  на нем в любой форме информацией  в виде текста, звукозаписи, изображения  и (или) их сочетания, который имеет  реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и предназначен для передачи во времени  и в пространстве в целях общественного  использования и хранения — Федеральный  закон № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов». [1, с.13]

     Организация и работа с документами охватывает все процессы, относящиеся к жизнедеятельности человека. В жизни человека нет ни одной сферы которая бы, так или иначе не была связанна с документами, будь то медицина, педагогика, торговля, предпринимательство и т.п.

     Цель  данной работы ознакомление с основными видами документов в России в XIX веке.

     Задачи:

- дать  определение основным понятиям (документ, делопроизводство и т.д.);

- ознакомиться  с исторической ситуацией в  России в XIX веке;

- ознакомиться  с основными видами документов в России в XIX веке. 

     1. Историческая ситуация в России в XIX веке

     XIX век занимает особое место  в истории  России. Политическую   жизнь   России традиционно   делят  на  эпохи  реформ  и   периоды   реакции,   связывая   с доминированием   политических   личностей.    Все    значительно    сложнее,  деятельность либералов Александра I и Александра II во  многом  определялось  соотношением сил дворянства, чиновничества  и теми объективными  изменениями,  которые произошли в истории   в  результате  развития  производительных  сил.

     XIX век – время утверждения в  России капитализма. Процесс его  развития осуществлялся не только  после 1861 г., но и в первой  половине столетия. Основными требованиями, под знаком которых предстояло  пройти России в XIX в., были ограничение  самодержавия и отмена крепостного  права. Вопрос о проведении  крестьянской реформы рассматривался  с начала века как царским правительством, так и радикально настроенным дворянством и либеральными кругами российского общества. В поисках путей разрешения противоречий представители молодого поколения требовали изменения социально-политического строя, свободы личности и собственности, перехода к конституционному строю. [4, с.213]

     Начало XIX в. ознаменовалось новой реформой государственного управления и делопроизводства, которая затронула главным образом верхний уровень управления - высшие и центральные учреждения, и вместе с реформами Екатерины II в последней четверти XVIII в. завершила формирование системы центральных и местных учреждений.

     В начале XIX века на смену коллегиям  приходит система министерств, для  которых характерно исполнительное начало и единоличное руководство. Реформа управления приводит к тому, что коллежское делопроизводство, возникшее  в XVIII веке, в центральном аппарате сменяется исполнительным. В то же время на нормах коллежского делопроизводства основывается работа присутственных мест губернии, в частности, на коллегиальных началах продолжали работать губернские правления. В XIX веке коллегиальное делопроизводство не исчезает, а продолжает сосуществовать с новой системой делопроизводства, действовавшей на основе единоначалия. [2, с.34]

     Создание  министерств с единолично управляющими министрами было необходимо для более  гибкой и оперативной системы  управления. Коллегиальный принцип  принятия решений не был исключен вовсе из новой системы: сначала  коллегии ввели в состав вновь  созданных министерств; позже при  министрах создали советы, имевшие  статус коллегиального совещательного органа. Тем не менее, министры рассматривались как единоличные исполнители воли царя и, соответственно, делопроизводство министерств было  "исполнительным ".  

      2. Виды документов в XIX  веке

      Документы, создававшиеся в процессе "производства дела" можно разделить на две  группы: документы, составлявшие внутреннее делопроизводство учреждения (записки, справки, выписки, журналы заседаний, регистрационные журналы, настольные реестры и др.), и документы, поступавшие  в учреждение из других учреждений и отправлявшиеся в другие учреждения, в том числе - "исполнительные бумаги". [3, с.38]

      Поскольку еще в последней четверти XVIII в. сложилась "иерархия властей и мест", определившая систему "сношений" учреждений различных типов, то министерскому делопроизводству ничего не оставалось, как "вписаться" в эту систему, что и произошло. От вышестоящих учреждений министерства получали: от императора - указы, повеления; от Государственного совета - высочайше утвержденные мнения; от Сената - сенатские указы; от Комитета министров - выписки из журналов заседаний. Министры в вышестоящие инстанции направляли высочайшие доклады (императору), мнения, предложения, представления. С равными учреждениями министерства обменивались посредством отношений, сообщений, официальных писем. Таким образом, система министерского делопроизводства дополнила сложившуюся еще в конце XVIII в. систему документирования местных учреждений.

      Самостоятельную стадию "производства дела" составляла "отправка дел", включавшая регистрацию  отправляемых документов в журналах и непосредственно отправку (запечатывание  в пакет, написание адреса и др.). До середины XIX в., когда в России появились почтовые конверты и марки, законом предусматривалось, что все исходящие бумаги должны отправляться в виде пакетов - документ складывался в виде конверта и запечатывался сургучной печатью.

      Для регистрации документов, направляемых в вышестоящие учреждения и подчиненным  местам и лицам, существовали отдельные  журналы. Особенность последних состояла в том, что они предусматривали запись сведений (об исполнении отправленной бумаги), которые обязано было сообщать каждое присутственное место особыми рапортами. По существу эти сведения использовались для контроля исполнения документов, поскольку дело не считалось завершенным, пока не было получено рапорта об исполнении или о невозможности исполнить решение по каким-либо причинам.

      Ревизия дел - проверка ведения дел - по "Общему учреждению министерств" составляла самостоятельный участок делопроизводства. Ревизия дел являлась функцией начальников  отделений, директоров департаментов; в губерниях - начальников присутственных мест и самого губернатора. Начальники отделений проверяли исполнение документов по столам и сообщали сведения директору департамента, которому предписывалось каждый месяц проводить проверку исполненных и неисполненных  документов по регистрационным журналам и настольным реестрам и представлять об этом ведомости министру. На основе этих ведомостей в конце каждого  года в канцелярии составлялась общая  ведомость по всем департаментам  и канцелярии министерства. Ревизия  дел предусматривала проверку порядка  хранения документов и дел, правильности составления заголовков дел, сроков рассмотрения дел, причин задержки в рассмотрении дел.

      Последняя стадия "производства дел" - отчеты. Законом устанавливалось три вида отчетов: отчеты в суммах, отчеты в делах и отчеты в "видах и предположениях". Отчеты в суммах являлись финансовыми отчетами, отчеты в делах - отчетами о деятельности, последние отчеты представляли собой планы работы на следующий год. Отчеты готовились отделениями, каждым по своему направлению, затем обобщались в департаментах. На основе отчетов департаментов директор канцелярии составлял сводные отчеты по министерству.

     3. Изменения в форме документов и их регламентация

     Серьезные изменения в системе управления, соответствующая перестройка системы  документирования деятельности новых  учреждений привели к изменениям формы документа. В делопроизводстве министерств появляются бланки учреждений с угловым расположением реквизитов. Бланки печатались типографским способом или писались от руки. В состав реквизитов бланка включается наименование учреждения, наименования структурных подразделений, отражающие место подразделения - автора в структуре учреждения (департамент, отделение, стол). Дата документа также  включается в состав реквизитов бланка, как и регистрационный индекс документа Занимает свое обособленное место заголовок к тексту документа, располагаясь непосредственно под реквизитами бланка (практически также, как и в современных документах). Появляется и ссылка на поступивший документ (прототип современного реквизита "Ссылка на дату и номер входящего документа"), которая не имеет пока унифицированного вида и может выглядеть по-разному: "Ответ на ?..." или: "От такого-то" и т.п.

     Приобретает устойчивый вид и реквизит "Адресат", появившийся еще в XVIII в. в коллежском делопроизводстве, - это указание должности лица в дательном падеже или наименование присутственного места. Получает определенную форму удостоверение документа: подписи и скрепы на документе включают наименование должности лица, подписавшего или скрепившего документ и его личную подпись.

     На  протяжении всего XIX и начала XX вв. осуществляется законодательная регламентация  делопроизводства высших, центральных  и местных учреждений. Благодаря  принятой в то время системе кодификации  законодательства в Сводах законов  Российской империи достаточно легко  получить подробные сведения о законодательной  регламентации делопроизводства учреждений любого уровня. Своды законов начинают издаваться с 1832 г. Затем, пополняясь новыми узаконениями, переиздаются в 1842, 1857 и последующие годы. Первые два тома Сводов содержат узаконения, касающиеся верховной власти, деятельности высших, центральных и местных (губернских, уездных) учреждений, включая их делопроизводство.

     Особенностью  организации делопроизводства в  этот период являлась не только ее четкая законодательная регламентация, но и появление достаточно обширной делопроизводственной литературы, в  том числе и работ теоретического характера. Большое значение в этот период имели письмовники - сборники образцов документов. Первые такие  сборники появляются уже во второй половине XVIII в., а с конца XVIII - начала XIX вв. начинают издаваться регулярно.

     Цель  издания сборников образцов документов - дать полное руководство о порядке  производства дел в присутственных местах с описанием "обряда делопроизводства" и приложением форм документов. Предназначались  такие сборники самому широкому кругу  чиновников и частных лиц, которым  приходится обращаться в государственные учреждения.  
 
 
 
 
 
 

 

     Заключение

     В ходе данной работы были рассмотрены  основные виды документов в России в XIX веке, и можно сделать вывод, что развитие делопроизводства было подчинено нуждам  развивающегося централизованного государства.

     Прежде  всего совершенствовалась структура  управленческих учреждений : от Приказов и Боярской Думы допетровской эпохи до  Правительствующего Сената и министерств и канцелярий дореволюционной России.

     Перемены  коснулись и формы самой этой документации – она  приводилась  к единообразию, становилась всё  более жёстко регламентированной . 

     С течением времени появлялись новые  виды деловых документов и новые  обязательные реквизиты каждого  документа. В делопроизводстве находили отражение  новые формы управления как на высшем государственном, так  и на местном  региональном уровне. 

     Список  литературы

1. Федеральный закон № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов». – М.: Омега – Л, 2010. – 61с.

2. Литвак  Б.Г. О закономерностях эволюции  делопроизводственной документации  в XIX веке. // Проблемы источниковедения  истории СССР и специальных  исторических дисциплин. - М.: Наука, 1984 - С.52.

3. Лукашевич А.А. Виды документов в Российском государстве первой четверти XIX века.// Советские архивы. - 1991 - №4 - С.38 - 46.

4. Островский В.П., Уткин А.И. История России XIX.: учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2008.-512с. 
 
 
 

Информация о работе Делопроизводство