Автор: g*************@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 04:05, реферат
Цель: формирование устойчивой мотивации нравственного и профессионального поведения юриста.
Задачи. в результате изучения курса «Юридическая деонтология» студент должен:
знать признаки, виды и содержание профессии юриста, основные юридические специальности, виды юридической деятельности, особенности профессиональной юридической деятельности;
понимать содержание правовой культуры как основы профессии юриста, значение нравственной и психологической культуры при исполнении юристом своих профессиональных обязанностей;
уметь правильно применять знания в юридической практике, профессионально защищать права, честь и достоинство людей;
Аннотация 4
2. Методические рекомендации по изучению
дисциплины 5
3. Тематический план дисциплины «Юридическая деонтология» 14
4. Рабочая программа дисциплины «Юридическая деонтология» 16
5. Задания для самостоятельной работы студентов 25
6. Контрольные вопросы к зачету по дисциплине «Юридическая деонтология» 29
7. Тематика рефератов 31
8. Порядок оценки знаний и умений студентов на основе
кредитно-модульной системы организации
учебного процесса и проведения зачета по дисциплине «Юридическая деонтология» 33
9. Список рекомендуемой литературы. Список нормативных актов 36
10. Список дополнительной литературы 44
11. Список ресурсов «ИНТЕРНЕТ» 46
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Аннотация | 4 |
2. | Методические
рекомендации
по изучению
дисциплины |
5 |
3. | Тематический план дисциплины «Юридическая деонтология» | 14 |
4. | Рабочая программа дисциплины «Юридическая деонтология» | 16 |
5. | Задания для самостоятельной работы студентов | 25 |
6. | Контрольные вопросы к зачету по дисциплине «Юридическая деонтология» | 29 |
7. | Тематика
рефератов |
31 |
8. | Порядок
оценки знаний и умений
студентов на основе
кредитно-модульной системы организации учебного процесса и проведения зачета по дисциплине «Юридическая деонтология» |
33 |
9. | Список
рекомендуемой литературы.
Список нормативных
актов |
36 |
10. | Список дополнительной литературы | 44 |
11. | Список
ресурсов «ИНТЕРНЕТ» |
46 |
1.
АННОТАЦИЯ
Цель: формирование устойчивой мотивации нравственного и профессионального поведения юриста.
Задачи. в результате изучения курса «Юридическая деонтология» студент должен:
знать признаки, виды и содержание профессии юриста, основные юридические специальности, виды юридической деятельности, особенности профессиональной юридической деятельности;
понимать содержание правовой культуры как основы профессии юриста, значение нравственной и психологической культуры при исполнении юристом своих профессиональных обязанностей;
уметь правильно применять знания в юридической практике, профессионально защищать права, честь и достоинство людей;
сформировать основы практических навыков грамотного оформления юридических документов, правильного использования приемов юридической речи, аргументации доводов и представления доказательств в устных выступлениях.
Предмет:
деловые, профессиональные и этические
начала юридической деятельности.
Содержание курса раскрывается в темах, сгруппированных в два учебных модуля.
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Юридическая деонтология - комплексная учебная дисциплина, изучение которой предполагает приобретение студентами общих, основных знаний и навыков, необходимых для овладения профессией юриста.
Названный курс вводит студентов в юридическую специальность, знакомя с характерными, отличительными признаками избранной профессии, содержанием, структурой и основными этапами правового образования.
Юридическая
деонтология - своеобразная стартовая
позиция, освоив которую студенты получают
возможность целенаправленно
Юридическая деонтология включает значительный комплекс научно-теоретических и практических положений по организации и осуществлению учебного процесса студентов-юристов, знакомит с основными правилами ораторского искусства, дает представление о навыках самостоятельной работы по освоению юридической профессии. Данная учебная дисциплина позволяет сформировать общее представление о значении профессии юриста в общественной жизни, о системе юридической науки и уровнях профессионального образования. Она знакомит с основными чертами и характерными особенностями юридических профессий и видами юридической практики (правовой работы).
При этом юридическая деонтология не заменяет другие правовые дисциплины, представляя собой по отношению к ним, как отмечалось выше, вводный, пропедевтический (предварительный) курс, изучение которого закладывает у студентов основы знаний, необходимых для изучения специальных юридических дисциплин.
Содержанием
юридической деонтологии
Особое значение для профессионального овладения юридической специальностью имеет общая культура речи, правильное использование правовых терминов и понятий, следование правилам риторики, умение формулировать аргументы, быть убедительным в дискуссии. Поэтому курс юридической деонтологии включает основы толкования понятийного юридического аппарата, изучение общих принципов риторики, исходных начал ораторского искусства, формирование навыков грамотной устной и письменной речи.
Трудно переоценить роль юриста в общественной жизни, решении конфликтных ситуаций. В определенном смысле он является «врачевателем душ». И, конечно, социуму и конкретным людям далеко не безразличны способы и приемы такого «врачевания». Поэтому высочайшая правовая культура и нравственные принципы, составляя «основу основ» юридической профессии, входят в содержание предмета юридической деонтологии.
Изучение юридической деонтологии дает студентам знания об основных характерных чертах юридической профессии, о системе юридического образования и возможностях самообразования и повышения квалификации по окончании учебы в вузе, о юридической терминологии и культуре оформления правовых документов. Она учит ориентироваться в юридическом материале, научных публикациях, составлять простейшие юридические документы, дает общее представление о правовой статистике и юридической практике. Понимание ценности человеческой личности и ее прав находится в центре внимания при изучении данной дисциплины, что способствует формированию профессионального юридического мышления.
Сложные
и противоречивые процессы становления
правовой государственности в
Дисциплина «Юридическая деонтология» ставит целью сформировать у студентов отчетливое представление о будущей профессии, а также о тех основных требованиях, которые предъявляет общество и коллеги (корпорация юристов) к тем, кто посвящает служению праву всю жизнь. Темы первого модуля посвящены юридическому образованию, юриспруденции как науке. Темы второго модуля, по сути, представляют собой введение в юридическую профессию, именно здесь рассматривается собственно деонтологическая проблематика.
Курс ориентирован на то, чтобы у студента-первокурсника уже с первых дней пребывания на факультете сложилось четкое и целостное представление о том, чем является его будущее профессиональное поприще, в чем заключается миссия юриста, его социальное служение, что следует считать личностными предпосылками (не только желательными, но и прямо необходимыми) профессионального становления специалиста-правоведа. Студент должен знать, что является необходимыми составляющими (элементами) профессионального мастерства юриста, как формировались основные правила профессиональной этики и где они получили закрепление. При этом он должен познакомиться как с европейскими и мировыми традициями становления юридических корпораций, так и с зарождающимися нормами профессионального поведения юристов в современной Украине. Особое внимание следует уделить изучению традиций, которые сформировались в Донецком национальном университете и, в частности, на экономико-правовом факультете, преподаватели и выпускники которого внесли особый вклад в развитие отечественного права и, прежде всего, хозяйственно-правовой науки. Одной из важных задач курса является выяснение личностных ожиданий и установок студентов-первокурсников, соотнесение этих ожиданий с системой образования на факультете, современными стандартами и тенденциями развития высшего образования в мире, в Украине, в Донецком регионе.
Главная задача курса - способствовать формированию устойчивой мотивации личностного и профессионального становления, ориентировать студентов на новейшие, самые современные стандарты и требования, которые ставит общество перед правоведами высшей квалификации.
Ключевым понятием для профессионального становления (а, следовательно, и для изучения курса юридической деонтологии) является понятие компетентности — профессиональной состоятельности, что предполагает способность творчески и со знанием дела выполнять порученные обязанности, гибко реагировать на изменения ситуации и уметь применять свои знания и опыт для решения нестандартных задач, проблем, ситуаций.
Компетентность - интегративная, синтетическая категория, охватывающая широкий комплекс качеств, знаний, навыков и опыта – всего того, что делает специалиста по-настоящему способным к осуществлению профессиональной деятельности, существованию в контексте меняющихся условий и обстоятельств, в потоке перемен - причем не в качестве пассивного наблюдателя, а деятельного участника, инициатора инноваций. Компетентность является объектом профессионального развития и формой реализации творческого потенциала человека в профессиональном труде. В связи с этим, необходимо поставить и обозначить основные подходы к следующим принципиально важным вопросам.
Пытаясь ответить на этот вопрос, курс юридической деонтологии рассматривает истоки и этапы становления юридического образования, основные компоненты учебного плана по специальности и пр. Успешная профессиональная деятельность правоведа не может осуществляться без надлежащего усвоения значительного массива знаний, касающихся сути и формы разнообразных правовых норм, отношений, процессов. Эти знания приобретаются как в процессе обучения студента на факультете, так и затем в процессе самостоятельной деятельности на профессиональном поприще. «Знания» - категория динамичная, подвижная и изменчивая, в них нет (или почти нет) таких фундаментальных первоначал, которые можно было бы считать неизменными, незыблемыми, раз и навсегда данными. Эта изменчивость лежит в основе самого феномена информации, которой присущи свойства самоорганизации, саморазвертывания, определенной тенденции к расширению (экспансии). Обретение знаний - процесс непрерывный. Способ существования знаний - критика, постоянный поиск, обновление, сомнение. Очень многое в знаниях юриста носит именно неустойчивый (относительно устойчивый) характер. В частности, это касается нормативной базы, регулирующей ту или иную сферу социальных отношений.