Юридическая деонтология

Автор: g*************@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 04:05, реферат

Описание работы

Цель: формирование устойчивой мотивации нравственного и профессионального поведения юриста.

Задачи. в результате изучения курса «Юридическая деонтология» студент должен:

знать признаки, виды и содержание профессии юриста, основные юридические специальности, виды юридической деятельности, особенности профессиональной юридической деятельности;

понимать содержание правовой культуры как основы профессии юриста, значение нравственной и психологической культуры при исполнении юристом своих профессиональных обязанностей;

уметь правильно применять знания в юридической практике, профессионально защищать права, честь и достоинство людей;

Содержание

Аннотация 4
2. Методические рекомендации по изучению

дисциплины 5
3. Тематический план дисциплины «Юридическая деонтология» 14
4. Рабочая программа дисциплины «Юридическая деонтология» 16
5. Задания для самостоятельной работы студентов 25
6. Контрольные вопросы к зачету по дисциплине «Юридическая деонтология» 29
7. Тематика рефератов 31
8. Порядок оценки знаний и умений студентов на основе

кредитно-модульной системы организации

учебного процесса и проведения зачета по дисциплине «Юридическая деонтология» 33
9. Список рекомендуемой литературы. Список нормативных актов 36
10. Список дополнительной литературы 44
11. Список ресурсов «ИНТЕРНЕТ» 46

Работа содержит 1 файл

Юридическая деонтология.doc

— 239.50 Кб (Скачать)

     Квалификационные  требования и требования к профессиональной подготовленности юриста как основа осуществления им высшей нравственной обязанности перед обществом - активно  способствовать воплощению верховенства права. Справедливое решение общесоциальных и личностных проблем посредством права как основная задача всех юридических профессий. Формирование профессиограммы  юриста. Значение в этом процессе законов, государственных образовательных стандартов, должностных инструкций и т.п. Роль уставов и кодексов профессиональной этики, разрабатываемых и утверждаемых профессиональными корпорациями. Значение в формировании профессиограммы юриста оценок прежних клиентов и ожиданий новых (потенциальных) мнений профессионалов, исторического и зарубежного опыта, рекомендаций и правил, содержащихся в международных документах.

     Деонтологический  аспект основных видов юридической  профессии. Уникальность статуса судьи  как носителя судебной власти, одной из ветвей власти в государстве. Независимость, активность, ответственность и четкое следование процессуальному этикету как особенности профессиональной деятельности судей. Значение беспристрастности, достижения доверия общества и граждан в осуществлении судейской деятельности. Престиж судейской профессии. Способность к использованию значительной интеллектуальной и душевной энергии, преодолению    стрессовых    ситуаций,    осознанию    социальной    и профессиональной роли судьи и готовность к определенным этическим самоограничениям внутри профессии и вне её.

     Деонтологический  аспект профессии адвоката. Честность, компетентность и добросовестность как основные критерии оценки качества и профессионализма оказываемой адвокатом правовой помощи. Кодексы профессиональной адвокатской этики. Сообщество адвокатов. Порядочность и уважение в системе отношений адвокат-коллега. Корпоративность и современные этические нормы. Честность и правдивость в системе отношений адвокат-клиент. Престиж профессии адвоката. Значение компетентных и доступных для понимания клиентом консультаций адвоката для формирования его профессионального авторитета. Соотношение необходимости и избирательности при принятии адвокатом поручений и выборе юридических дел. Нравственные проблемы поведения адвоката при конфликте интересов клиентов. Нравственное содержание конфиденциальности в деятельности адвоката. Предотвращение непрофессиональной юридической деятельности как нравственная обязанность адвоката.

     Деонтологический  аспект профессии прокурора. Невмешательство  в оперативно-хозяйственную и  социально-культурную деятельность и  незамедлительное реагирование на нарушителя закона как основные предпосылки деятельности прокурора. Внутреннее «разделение труда» и иерархия взаимоотношений в органах прокуратуры. Прокуроры-руководители и прокуроры-исполнители: соотношение компетенции, самостоятельности и ответственности. Этикет и этика взаимоотношений. Субординация. Значение объективности и категоричного следования закону в деятельности прокурора.

     Нравственные  начала взаимоотношений прокурора  и субъектов общественной жизни. Недопущение заведомо обвинительного уклона в поведении прокурора. Уважительное отношение к гражданам.

     Усмотрение  прокурора и возможность обжалования  в суде его процессуальных действий. Социальный и неформальный контроль за деятельностью прокурора. Общественное мнение, СМИ, лоббистские группировки. Их роль в формировании престижа прокурорской профессии.

     Деонтологический  аспект профессии следователя. Деятельность следователя как процесс непрерывного принятия решений и их реализации. Убедительная гражданская позиция, сильная воля, решительность, уважение достоинства всякого человека как необходимые нравственные и волевые качества следователя. Значение бдительности, коммуникабельности, критичности и беспристрастности в следственной работе.

     «Рефлексивное мышление», интуиция, творческое воображение и точность оценки интеллекта контрагента в деятельности следователя. Нравственные начала обоснования и отработки версий при расследовании преступлений.

     Процессуальная  самостоятельность следователя  и недопущение обвинительного уклона в его деятельности.

     Непосредственная  связь профессии следователя  с особыми условиями жизни  общества: социальными аномалиями, социальными эксцессами и экстремальными ситуациями. Значение честности, порядочности, осознания гражданского долга и  иных нравственных качеств в преодолении социальных пороков. Романтика, социальная значимость и престиж профессии следователя.

     Дентологический аспект профессии нотариуса. Объективность, неукоснительное следование закону, уважение и внимательное отношение  к людям при совершении нотариальных действий. Честность, компетентность и добросовестность нотариуса при оформлении наследственных прав, удостоверении договоров и иных сделок. Взаимоотношения государственного и частного нотариусов. Принцип взаимного уважения и сотрудничества.

     Деонтологический  аспект профессии юрисконсульта. Многосторонность профессиональной деятельности юрисконсульта, обособленность фигуры юрисконсульта  и отсутствие организационно выделенного  сообщества юрисконсультов. Современная  неопределенность их наименования и правового статуса. Юрисконсульты (юристы) в экономике, сотрудники юридических фирм.

     Нравственные  начала деятельности юриста в экономике. Необходимость согласования общих, групповых и личных интересов  клиентов при оказании правовых услуг  в экономике. Общегражданская позиция юриста и принцип служения праву в разрешении конфликтов интересов.

     Честность, компетентность и добросовестность юриста при выполнении правовых работ  в сфере экономики. Соотношение  необходимости и добровольности нравственных самоограничений поведения юриста. Общесоциальное значение юриста в экономике и престиж его деятельности. 
 
 

5. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ 

     МОДУЛЬ 1. ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ  ЮРИДИЧЕСКОЙ ДЕОНТОЛОГИИ. СИСТЕМА ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ В УКРАИНЕ 

     Задания к теме № 1 «Понятие и предмет юридической деонтологии»

      1. В словарях и справочниках  найдите и выпишите определения  следующих терминов: наука,   деонтология,   этика,   юридическая деонтология,  юридическая деятельность, юриспруденция,  аккредитация,  аспирант,  аудитория, бакалавр, декан, диссертация, доктор,  доцент,  институт,  кафедра, университет, факультет, экзамен, юридическая наука, юридическая практика, кредитно-модульная система.

     2. Сделайте подборку афоризмов  (8-10) о значении юридической профессии и о том, каким должен быть юрист. Оформите их со ссылками на источники информации. 

     Задания к теме № 2 «Система юридического образования. Организация и осуществление учебного процесса по специальности «Правоведение» на экономико-правовом факультете ДонНУ»

     1.  В нормативных актах, словарях и справочниках найдите и выпишите определения следующих терминов и  понятий:  коллоквиум,  лекция,  магистр, профессор, ректор, семестр, семинар, сессия, студент, научная конференция, научно-исследовательская работа, практическое занятие, самостоятельная работа студента, учебный процесс, учебное время студента, учебный семестр, учебная неделя, учебный день.

     2. Выпишите и систематизируйте  основные права и обязанности  студента, проанализировав Устав  ДонНУ, Положение о факультете, Правила внутреннего трудового распорядка и Свод правил поведения студентов.

      3. Составьте образцы документов (с  необходимыми приложениями):

      - заявление на отпуск;

      - заявление о переводе на индивидуальный  график посещения

      занятий;

      - заявление на академический отпуск;

      - объяснительная записка о причинах пропуска занятий. 

               Задания к теме  № 3 «Юридическая наука и научные учреждения в Украине. »

     1. В нормативных актах, словарях  и справочниках найдите и выпишите  определения следующих терминов  и понятий: юридическая наука, учебный процесс, учебное время студента, учебный семестр, учебная неделя, учебный день, аспирант, аудитория, бакалавр, декан, диссертация, доктор, доцент. 

     2. Проанализируйте цепочку   следующих   взаимосвязанных этических явлений  и обоснуйте их значение для  профессии юриста: самовоспитание - самоконтроль - самооценка - самосознание (самостоятельно).

     3. Составьте таблицу научных степеней  и ученых званий в Украине.

МОДУЛЬ 2. ДЕЛОВЫЕ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И

ЭТИЧЕСКИЕ НАЧАЛА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ

ЮРИДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

     Задание к теме № 4 «Значение этики делового общения в профессии юриста»

     1.  В словарях и справочниках  найдите и выпишите определения  следующих терминов: право, мораль, нравственность, гласность, конфиденциальность, юридическая деятельность, следователь, прокурор, адвокат, судья, нотариус, юрисконсульт.

     2. Речь многих юристов пресыщена  постоянным злоупотреблением иностранными  словами. Найдите соответствия этим терминам в русском языке: фиктивный; инициатор; инспирировать; доминирующий; симуляция; превенция; инсинуация.

     3. Расставьте правильно ударения  в следующих словах: переведен;  алкоголь; договор; обеспечение; (дело) возбуждено; приговор; осужденный; средства; феномен; генезис.

     4. Заполните таблицу «Основные направления профессиональной юридической деятельности»:

Направление юридической деятельности Особенности
1. Следственная  деятельность  
2. Судебная деятельность  
3. Прокурорская  деятельность  
4. Адвокатская деятельность  
5. Нотариальная  деятельность  
 
 
 

Задание к теме № 5

  «Личность юриста и его профессиональная культура. Нравственный конфликт в профессиональной деятельности юриста»

     1. В словарях и справочниках найдите и выпишите определения следующих терминов: личность, культура, этикет, эстетика, риторика, эристика, моральная культура, правовая культура, профессиональная культура, этика, конфликт, фрустрация, компромисс, правопорядок, преступность, профессиональный долг, совесть.

     2.  Письменно подготовьте тезисы  объемом до 2-х страниц на тему  «Моральная деформация юриста  и ее причины».  При этом  изложите собственное видение  этой проблемы и возможные  пути решения.

     3. Прокомментируйте и дайте оценку  высказыванию видного русского  юриста А.Ф. Кони: «Можно также настойчиво желать, чтобы в выполнение форм и обрядов, которыми сопровождается отправление правосудия, вносился вкус, чувство меры и такт, ибо суд есть не только судилище, но и школа». 

Задания к теме № 6

«Деонтологическая характеристика основных видов юридической профессии»

     1. В словарях и справочниках  найдите и выпишите определения  следующих терминов и понятий:  акты прокурорского реагирования, государственный обвинитель, деонтологический  кодекс, досудебное расследование,   законность,   заседатели,   кодекс   профессиональной этики, нотариальные действия, особое мнение судьи, постановление, правопорядок, профессиограмма, предписание, представление, претензия, присяжные, протест, судебное расследование, судебное решение, юридическая консультация, юрисдикция.

     2.    По   приведенным   примерам   из   норм   права   (статья соответствующего Закона) определите, к какому должностному лицу той или иной юридической специальности они относятся и в каком законе эти нормы изложены:

а)   «...составлять проекты соглашений и заявлений, изготавливать копии документов и выписки из них... »;

б)  «... давать предписания об устранении явных  нарушений закона...»;

в) «...которые  впервые прошли конкурсный отбор, назначаются  на должность...сроком на 5 лет Президентом Украины»;

г)  «... представлять и защищать права и  интересы граждан и юридических  лиц по их поручениям во всех органах, предприятиях, учреждениях   и   организациях,   в   компетенцию   которых   входит решение соответствующих  вопросов...».

Информация о работе Юридическая деонтология