Автор: g*************@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 04:05, реферат
Цель: формирование устойчивой мотивации нравственного и профессионального поведения юриста.
Задачи. в результате изучения курса «Юридическая деонтология» студент должен:
знать признаки, виды и содержание профессии юриста, основные юридические специальности, виды юридической деятельности, особенности профессиональной юридической деятельности;
понимать содержание правовой культуры как основы профессии юриста, значение нравственной и психологической культуры при исполнении юристом своих профессиональных обязанностей;
уметь правильно применять знания в юридической практике, профессионально защищать права, честь и достоинство людей;
Аннотация 4
2. Методические рекомендации по изучению
дисциплины 5
3. Тематический план дисциплины «Юридическая деонтология» 14
4. Рабочая программа дисциплины «Юридическая деонтология» 16
5. Задания для самостоятельной работы студентов 25
6. Контрольные вопросы к зачету по дисциплине «Юридическая деонтология» 29
7. Тематика рефератов 31
8. Порядок оценки знаний и умений студентов на основе
кредитно-модульной системы организации
учебного процесса и проведения зачета по дисциплине «Юридическая деонтология» 33
9. Список рекомендуемой литературы. Список нормативных актов 36
10. Список дополнительной литературы 44
11. Список ресурсов «ИНТЕРНЕТ» 46
Квалификационные требования и требования к профессиональной подготовленности юриста как основа осуществления им высшей нравственной обязанности перед обществом - активно способствовать воплощению верховенства права. Справедливое решение общесоциальных и личностных проблем посредством права как основная задача всех юридических профессий. Формирование профессиограммы юриста. Значение в этом процессе законов, государственных образовательных стандартов, должностных инструкций и т.п. Роль уставов и кодексов профессиональной этики, разрабатываемых и утверждаемых профессиональными корпорациями. Значение в формировании профессиограммы юриста оценок прежних клиентов и ожиданий новых (потенциальных) мнений профессионалов, исторического и зарубежного опыта, рекомендаций и правил, содержащихся в международных документах.
Деонтологический аспект основных видов юридической профессии. Уникальность статуса судьи как носителя судебной власти, одной из ветвей власти в государстве. Независимость, активность, ответственность и четкое следование процессуальному этикету как особенности профессиональной деятельности судей. Значение беспристрастности, достижения доверия общества и граждан в осуществлении судейской деятельности. Престиж судейской профессии. Способность к использованию значительной интеллектуальной и душевной энергии, преодолению стрессовых ситуаций, осознанию социальной и профессиональной роли судьи и готовность к определенным этическим самоограничениям внутри профессии и вне её.
Деонтологический аспект профессии адвоката. Честность, компетентность и добросовестность как основные критерии оценки качества и профессионализма оказываемой адвокатом правовой помощи. Кодексы профессиональной адвокатской этики. Сообщество адвокатов. Порядочность и уважение в системе отношений адвокат-коллега. Корпоративность и современные этические нормы. Честность и правдивость в системе отношений адвокат-клиент. Престиж профессии адвоката. Значение компетентных и доступных для понимания клиентом консультаций адвоката для формирования его профессионального авторитета. Соотношение необходимости и избирательности при принятии адвокатом поручений и выборе юридических дел. Нравственные проблемы поведения адвоката при конфликте интересов клиентов. Нравственное содержание конфиденциальности в деятельности адвоката. Предотвращение непрофессиональной юридической деятельности как нравственная обязанность адвоката.
Деонтологический аспект профессии прокурора. Невмешательство в оперативно-хозяйственную и социально-культурную деятельность и незамедлительное реагирование на нарушителя закона как основные предпосылки деятельности прокурора. Внутреннее «разделение труда» и иерархия взаимоотношений в органах прокуратуры. Прокуроры-руководители и прокуроры-исполнители: соотношение компетенции, самостоятельности и ответственности. Этикет и этика взаимоотношений. Субординация. Значение объективности и категоричного следования закону в деятельности прокурора.
Нравственные начала взаимоотношений прокурора и субъектов общественной жизни. Недопущение заведомо обвинительного уклона в поведении прокурора. Уважительное отношение к гражданам.
Усмотрение
прокурора и возможность
Деонтологический
аспект профессии следователя. Деятельность
следователя как процесс
«Рефлексивное мышление», интуиция, творческое воображение и точность оценки интеллекта контрагента в деятельности следователя. Нравственные начала обоснования и отработки версий при расследовании преступлений.
Процессуальная самостоятельность следователя и недопущение обвинительного уклона в его деятельности.
Непосредственная связь профессии следователя с особыми условиями жизни общества: социальными аномалиями, социальными эксцессами и экстремальными ситуациями. Значение честности, порядочности, осознания гражданского долга и иных нравственных качеств в преодолении социальных пороков. Романтика, социальная значимость и престиж профессии следователя.
Дентологический аспект профессии нотариуса. Объективность, неукоснительное следование закону, уважение и внимательное отношение к людям при совершении нотариальных действий. Честность, компетентность и добросовестность нотариуса при оформлении наследственных прав, удостоверении договоров и иных сделок. Взаимоотношения государственного и частного нотариусов. Принцип взаимного уважения и сотрудничества.
Деонтологический аспект профессии юрисконсульта. Многосторонность профессиональной деятельности юрисконсульта, обособленность фигуры юрисконсульта и отсутствие организационно выделенного сообщества юрисконсультов. Современная неопределенность их наименования и правового статуса. Юрисконсульты (юристы) в экономике, сотрудники юридических фирм.
Нравственные начала деятельности юриста в экономике. Необходимость согласования общих, групповых и личных интересов клиентов при оказании правовых услуг в экономике. Общегражданская позиция юриста и принцип служения праву в разрешении конфликтов интересов.
Честность,
компетентность и добросовестность
юриста при выполнении правовых работ
в сфере экономики. Соотношение
необходимости и добровольности
нравственных самоограничений поведения
юриста. Общесоциальное значение юриста
в экономике и престиж его деятельности.
5.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
МОДУЛЬ
1. ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ
ЮРИДИЧЕСКОЙ ДЕОНТОЛОГИИ.
СИСТЕМА ЮРИДИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
В УКРАИНЕ
Задания к теме № 1 «Понятие и предмет юридической деонтологии»
1.
В словарях и справочниках
найдите и выпишите
2.
Сделайте подборку афоризмов
(8-10) о значении юридической
Задания к теме № 2 «Система юридического образования. Организация и осуществление учебного процесса по специальности «Правоведение» на экономико-правовом факультете ДонНУ»
1. В нормативных актах, словарях и справочниках найдите и выпишите определения следующих терминов и понятий: коллоквиум, лекция, магистр, профессор, ректор, семестр, семинар, сессия, студент, научная конференция, научно-исследовательская работа, практическое занятие, самостоятельная работа студента, учебный процесс, учебное время студента, учебный семестр, учебная неделя, учебный день.
2. Выпишите и систематизируйте основные права и обязанности студента, проанализировав Устав ДонНУ, Положение о факультете, Правила внутреннего трудового распорядка и Свод правил поведения студентов.
3. Составьте образцы документов (с необходимыми приложениями):
- заявление на отпуск;
-
заявление о переводе на
занятий;
-
заявление на академический
-
объяснительная записка о причинах пропуска
занятий.
Задания к теме № 3 «Юридическая наука и научные учреждения в Украине. »
1.
В нормативных актах, словарях
и справочниках найдите и
2.
Проанализируйте цепочку следующих
взаимосвязанных этических
3.
Составьте таблицу научных
МОДУЛЬ 2. ДЕЛОВЫЕ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И
ЭТИЧЕСКИЕ НАЧАЛА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ
ЮРИДИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Задание к теме № 4 «Значение этики делового общения в профессии юриста»
1.
В словарях и справочниках
найдите и выпишите
2.
Речь многих юристов пресыщена
постоянным злоупотреблением
3. Расставьте правильно ударения в следующих словах: переведен; алкоголь; договор; обеспечение; (дело) возбуждено; приговор; осужденный; средства; феномен; генезис.
4. Заполните таблицу «Основные направления профессиональной юридической деятельности»:
№ | Направление юридической деятельности | Особенности |
1. | Следственная деятельность | |
2. | Судебная деятельность | |
3. | Прокурорская деятельность | |
4. | Адвокатская деятельность | |
5. | Нотариальная деятельность |
Задание к теме № 5
«Личность юриста и его профессиональная культура. Нравственный конфликт в профессиональной деятельности юриста»
1. В словарях и справочниках найдите и выпишите определения следующих терминов: личность, культура, этикет, эстетика, риторика, эристика, моральная культура, правовая культура, профессиональная культура, этика, конфликт, фрустрация, компромисс, правопорядок, преступность, профессиональный долг, совесть.
2. Письменно подготовьте тезисы объемом до 2-х страниц на тему «Моральная деформация юриста и ее причины». При этом изложите собственное видение этой проблемы и возможные пути решения.
3.
Прокомментируйте и дайте
Задания к теме № 6
«Деонтологическая характеристика основных видов юридической профессии»
1.
В словарях и справочниках
найдите и выпишите
2. По приведенным примерам из норм права (статья соответствующего Закона) определите, к какому должностному лицу той или иной юридической специальности они относятся и в каком законе эти нормы изложены:
а) «...составлять проекты соглашений и заявлений, изготавливать копии документов и выписки из них... »;
б) «... давать предписания об устранении явных нарушений закона...»;
в) «...которые впервые прошли конкурсный отбор, назначаются на должность...сроком на 5 лет Президентом Украины»;
г) «... представлять и защищать права и интересы граждан и юридических лиц по их поручениям во всех органах, предприятиях, учреждениях и организациях, в компетенцию которых входит решение соответствующих вопросов...».