Методы управления региональным развитием на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 12:35, курсовая работа

Описание работы

Решение задач управления регионом, отличающихся большой сложностью требует серьёзного методического обеспечения, разработки моделей и методов оптимизации региональных программ развития и создания на этой основе систем поддержки принятия решений. Это определяет актуальность темы данной работы, так как она посвящена разработке моделей и методов формирования и реализации комплексных программ регионального развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ
1.1 . ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И СУЩНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.2. ЗАДАЧИ И ОБЪЕКТ РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.3. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.4. СУЩНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ РЕГИОНА
1.5. ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
ГЛАВА 2. ЦЕЛИ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ
2.1. ЦЕЛИ И КРИТЕРИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
2.2. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ
2. 3. ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНОВ. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКОЙ
ГЛАВА 3. РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА 2010 ГОД.
3.2. ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА КРАТКОСРОЧНУЮ, СРЕДНЕСРОЧНУЮ И ДОЛГОСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

курсовая Методы управления региональным развитием на примере нижегородской области.docx

— 58.98 Кб (Скачать)

По информации министерства экономики, с 2006 года статус приоритетных и господдержку получили 65 проектов с общим объемом инвестиций более 230 млрд. руб., направленных на модернизацию существующих мощностей и запуск новых высокотехнологичных производств.

Среди крупнейших приоритетных инвестиционных проектов:  
 • строительство комплекса по производству ПВХ ООО «Русвинил» в Кстовском районе (46,7 млрд. руб.),  
 • первая очередь литейно–прокатного комплекса ООО «ОМК - Сталь» в Выксунском районе (31,1 млрд. руб.),  
 • создание предприятия конструктивных элементов и компонентов ООО «Либхерр –Нижний Новгород» в г.Дзержинске (11,5 млрд. руб.).  
 Приоритетные инвестиционные проекты предприятий ООО «Либхерр - Нижний Новгород» и ООО «Русвинил» включены в Стратегию социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года, утвержденную в феврале этого года.  
 Как итог, за пять прошедших лет объем инвестиций в экономику области увеличился в 2,7 раза, иностранных - в 4 раза. По объему инвестиций (172,3 млрд. руб. в 2010 году), Нижегородская область поднялась в РФ с 18 места в 2005 году до 13 места в 2010 году.

Другим важным приоритетным направлением региональной экономической политики стало стимулирование инновационной деятельности, включающее в себя развитие инфраструктуры инновационной  деятельности и поддержку предприятий, внедряющих инновации.  
 

В 2006-2010 годах  на территории области реализовывались  крупные инфраструктурные проекты  для поддержки инноваций: строительство  двух технопарков – «Сатис» и IT-парк «Анкудиновка». Объем финансирования строительства за счет всех источников составил за пять лет почти 2 млрд. руб., в том числе за счет областного бюджета более 1 млрд. руб.

С 2007 года действует  Нижегородский инновационный бизнес-инкубатор (за время его работы на стадию коммерциализации уже вышли 14 компаний), и Региональный венчурный фонд, осуществляющий инвестиции в малые предприятия в научно-технической  сфере.  
 

Правительством  области оказывалась поддержка  инновационно активным предприятиям:  
 — в 2006-2010 годах налоговые льготы и компенсацию части процентной ставки по кредитам получила 21 организация на сумму более 180 млн.руб., в том числе в 2010 году – 70,8 млн.руб. Результатом стало внедрение инновационных технологий на таких предприятиях как: ООО «Корунд», НОАО «Гидромаш», ОАО Арзамасское НПП «ТЕМП-АВИА» и др.  
 — с 2009 года введена новая мера поддержки: компенсация 80% затрат на производство инновационной продукции субъектам малого и среднего инновационного предпринимательства (в 2010 году такая поддержка была оказана 15 организациям),  
 — с 2010 года выплачиваются гранты начинающим инновационно ориентированным предпринимателям (размер гранта – до 500 тыс. руб.). За год было предоставлено 43 гранта.

В 2010 году начал  свою работу Совет при Губернаторе  Нижегородской области по науке  и инновационной деятельности, в  состав которого входит широкий круг представителей промышленных предприятий, научных организаций, органов исполнительной власти.  
 По данным министерства, в целом по области объем продукции, произведенной инновационно активными предприятиями, увеличился в 2010 году в 3,4 раза по сравнению с 2005 годом. По оценкам независимого агентства «Эксперт РА», Нижегородская область стала в 2010 году четвертой в России по инновационному потенциалу.  
 

В 2010 году Правительство  области продолжило реализацию антикризисных  мер поддержки автопрома, в том  числе программу по утилизации транспортных средств и компенсацию процентов  по автокредитам. Как результат, выпуск легковых автомобилей в области  в 2010 году по сравнению с 2009 годом  увеличился в 2,3 раза, грузовых автомобилей  – в 1,8 раза.  
 

Для стабилизации ситуации в монопрофильных городах  в 2010 году началась реализация комплексных  инвестиционных планов развития 13 моногородов  области. За счет всех источников финансирования было направлено более 30 млрд. руб., в  первую очередь, на поддержку реального  сектора, создание инфраструктуры, снижение напряженности на рынке труда  в моногородах (создано порядка 7,9 тыс. рабочих мест).  
 

Результатом развития экономики стал рост в 2,1 раза объема валового регионального продукта на душу населения (2010 г. к 2005 г.), в 2,1 раза производительности труда и в 2,6 раза средней заработной платы.  
 

По объему промышленного  производства Нижегородская область  поднялась среди регионов РФ с 14 места в 2005 году до 11 места в 2010 году, по темпам роста заработной платы  – с 65 места на 11.  
 

Рост экономики  за пять лет позволил значительно  увеличить государственные инвестиции, выделяемые из областного бюджета, в  первую очередь, в социальную сферу.  
 

За период с 2006 по 2010 годы из областного бюджета на реализацию 74 областных целевых  программ (ОЦП) было направлено более 60 млрд. руб., из них свыше 55 млрд. руб. – на создание благоприятных условий  для жизни, профессиональной и творческой самореализации жителей области. Из этих средств 39,2 млрд. руб. составили  расходы на программу развития социальной и инженерной инфраструктуры. Дополнительно, на реализацию программы удалось  привлечь около 12 млрд. руб. из других источников, в т.ч. около 9 млрд. руб. – из федерального бюджета. За 5 лет введено в эксплуатацию более 900 социальных объектов, в частности, 70 объектов образования, 30 – здравоохранения, 28 – спортивных, более 300 объектов газификации и более 100 – коммунального хозяйства, а также дороги, мосты и другие объекты.

Объем средств, направленных на метростроение, с 2006 года по 2010 год за счет всех источников финансирования составил 4,9 млрд. руб., подавляющая  часть из них 3,6 млрд. руб. - средства областного бюджета. В результате, 9 ноября 2009 года по совмещенному мосту  через реку Оку была введена автомобильная  часть метромоста с первым пусковым комплексом автодорожных подходов.  
 

С 2006 года в области  реализуется уникальная программа  по поддержке молодых специалистов. С начала действия программы для  молодых специалистов было построено 914 одноквартирных жилых домов (в  том числе в 2010 году - 265 домов в 28 районах области) и приобретено 1526 квартир на вторичном рынке  жилья (в том числе в 2010 году – 235 квартир).

За период реализации данной программы увеличилась доля молодых специалистов (со стажем работы до 5 лет) в государственных и муниципальных  учреждениях. Например, в сфере образования - с 7,6% до 11,1%; в сфере физической культуры и спорта – с 3,9% до 25.  
 

Реализация программ в жилищной сфере, в частности, по малоэтажному строительству, повысила доступность жилья для населения. За 5 лет более 15 тыс. семей улучшили свои жилищные условия по программам, реализуемым за счет областного бюджета, в том числе в 2010 году 3939 семей  – это самый высокий показатель по региону за пять лет. Как результат, в 2006-2010 годах объем ввода жилья  удвоился, а по малоэтажному строительству  рост составил 3,5 раза. По объему ввода  жилья Нижегородская область  заняла 3 место в ПФО и поднялась  с 21 места в 2005 году на 10 место в 2010 году по РФ.

Анализ реализации Стратегии за 2006-2010 годы показывает, что уровень и качество жизни  населения Нижегородской области  значительно повысились.  
 Об этом говорят следующие цифры:  
 — реальные денежные доходы населения выросли в 1,5 раза,  
 — обеспеченность населения жильем увеличилась с 22,1 кв.м на человека до 24 кв.м,  
 — средняя продолжительность жизни населения увеличилась с 63 лет до 67 лет,  
 — уровень рождаемости вырос с 8,9 промилле до 11 промилле (в 2010 году он стал самым высоким по области с 1991 года),  
 — уровень смертности снизился с 20 до 17,9 промилле,  
 — доля населения, систематически занимающегося физкультурой и спортом, выросла в 1,6 раза,  
 — оборот розничной торговли и платных услуг увеличился в 2,5 раза,  
 — посещаемость учреждений культуры выросла в 1,4 раза,  
 — число жителей области, подключенных к сети Интернет, кабельному телевидению, охваченных мобильной связью увеличилось в 3 раза,  
 — на 15 % снизился уровень преступности.

Результатом работы Правительства области стал рост доходов консолидированного бюджета  в 2010 году в 2,7 раза по сравнению с 2005 годом, расходов – в 2,9 раза. Соответственно, выросла бюджетная обеспеченность среднестатистического нижегородца: в 2,8 раза (с 11,9 тыс. рублей в 2005 году до 33,3 тыс. рублей в 2010 году). Повышение  эффективности бюджетных расходов достигалось, в частности, за счет сокращения расходов на содержание органов власти и местного самоуправления. Так, фонд оплаты труда госслужащих сокращен в 2010 году на 15%, текущие расходы на содержание органов государственной  власти – на 25%. Численность работников органов местного самоуправления за год сократилась на 485 человек (на 25% к уровню 2009 года).

Для обеспечения  доступности госуслуг для населения  был создан специализированный Интернет-Портал государственных и муниципальных  услуг. На данном портале представлена информация о порядке получения  населением 334 услуг, включая бланки заявлений, образцы заполнения. О  его востребованности говорит рост количества пользователей единой системы  информационно-справочной поддержки  населения и организаций по вопросам получения государственных услуг (с 130 тыс. человек в 2007 году до 1 миллиона человек в 2010 году).

 

 
3.2. Прогноз социально-экономического  развития Нижегородской  области на краткосрочную,  среднесрочную и  долгосрочную перспективы

11 ноября депутаты  Заксобрания приняли постановление  «О прогнозе социально-экономического  развития Нижегородской области  на 2011 год и на период до 2013 года». Постановлением утверждаются основные бюджетообразующие показатели социально-экономического развития региона на данный период.

В соответствии с прогнозом, в 2011 году валовой региональный продукт Нижегородской области вырастет на 4,2 процента и составит более 670 млрд. рублей. Позитивное влияние на динамику роста ВРП окажет рост промышленного производства, объемов работ в строительстве, расширение потребительского рынка. По прогнозам к 2013 году ВРП составит более 860 млрд. рублей.

В период с 2011 по 2013 год прогнозируется рост объемов отгруженной продукции обрабатывающих производств более чем на 19 процентов к уровню 2010 года. К 2013 году объем отгруженных товаров в данной отрасли превысит 960 млрд. рублей.

К 2013 году объем  сельскохозяйственного производства достигнет 53,5 млрд. рублей. В том  числе, производство зерна вырастет в 2,8 раза к уровню 2010 года и составит более 1,5 млн. тонн, мяса — на 16,5 процентов — до 158 тысяч тонн, молока — на 5,5 процента — до 635 тысяч тонн.

В 2011 году внешнеторговый оборот Нижегородской области прогнозируется на уровне 5 млрд. 568 млн. долларов США. В среднесрочной перспективе до 2013 года превышение экспортных поставок над импортом составит 31,2 процента. В 2013 году внешнеторговый оборот региона превысит 6 млрд. долларов США, что на 11,2 процента выше уровня 2010 года.

Среднедушевые доходы населения в 2011-2013 годах увеличатся в полтора раза в действующих ценах к уровню 2010 года, в первую очередь, за счет роста среднемесячной заработной платы в 1,5 раза и роста размера пенсий в 1,3 раза. Реальные денежные доходы населения за период с 2011 по 2013 год возрастут на 22,9 процента, заработная плата — на 25,4 процента к уровню 2010 года.

В 2011 году фонд оплаты труда в регионе составит 276,3 млрд. рублей, к 2013 году он увеличится в полтора раза. Основная часть фонда оплаты труда будет формироваться на предприятиях обрабатывающих производств — 21,2 процента, в организациях социальной сферы — 15,1 процента, торговли — 12,7 процента.

Объем прибыли  предприятий в 2011 году достигнет 112,2 млрд. рублей — рост к уровню 2010 года составит 10,3 млрд. рублей. Практически весь объем прибыли формируется в семи промышленно-развитых муниципальных образованиях — Нижнем Новгороде, Дзержинске, Арзамасе, на Бору, в Кстовском, Выксунском и Городецком районах. В 2011 году на их долю будет приходиться 94 процента всей прибыли региона.

«В экономике  Нижегородской области наметилась позитивная динамика, ожидается устойчивый рост основных показателей социально-экономического развития. Прогнозы основаны не только на оценке общих экономических тенденций, проведен детальный анализ информации, полученной от предприятий. Прогнозируемые показатели реальны», — сказала заместитель председателя Законодательного собрания Ольга Сысоева. 

 

Заключение

Делая вывод, опираясь на данный материал, можно сформулировать ряд основных задач региональной экономики:

· Межрегиональный  обмен и производственно- техническое  взаимодействие;

· Построение экономики  региона на политэкономическом осмыслении макроэкономических процессов при  развитии рыночных отношений;

· Изучение региональных факторов и условий формирования рынка;

· Демографическое  исследование для прогнозирования  развития и функционирования потребительского рынка;

Информация о работе Методы управления региональным развитием на предприятии